Советская литература 20-х годов
Оценка 4.7

Советская литература 20-х годов

Оценка 4.7
pptx
11.05.2021
Советская литература                          20-х годов
Михаил Аркадьевич Светлов .pptx

Советская литература 20-х годов

Советская литература 20-х годов

Советская литература 20-х годов

Цель: Показать живой литературный процесс, наметить проблемы, которые стояли в литературе этого периода.

«…В Гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, из миллионов масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей.
Эта переделка людей происходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса-коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитаться»

Из воспоминаний о революции и гражданской войне

Из воспоминаний о революции и гражданской войне

Из воспоминаний о революции и гражданской войне

Из воспоминаний Е. Кнопович: «Когда меня спрашивают сейчас, как я, человек, переживший Октябрьскую революцию и 20-е годы в сознательном возрасте, могу кратко определить ощущение того времени, я отвечаю: «Холодные, мокрые ноги и восторг».
Гражданская война – разруха, голод.
Многие литераторы-декаденты отреклись от своего народа и покинули Родину. Эмигрировали А. Куприн, И. Бунин, А. Толстой (вскоре он возвратился в Россию), а литераторы, вроде Д. Мережковского и З. Гиппиус, занялись в эмиграции клеветой на революцию, на Советскую власть.
На стороне революционного народа оказались не только многие выдающиеся художники, которые и ранее активно участвовали в освободительном движении масс : А.М. Горький, А.Серафимович, В. Маяковский, Д. Бедный, но и некоторые другие писатели далекие от идей пролетарской революции: А. Блок, В. Брюсов, С. Есенин, К. Тренев.
Но самое главное, революция способствовала пробуждению. Творческой энергии в народных массах. В литературу пришли новые таланты «Невероятными темпами шел рост литературы в начале 20-х годов. Новые, неизвестные до того голоса писателей доносились из Поволжья и Средней Азии, Крыма и Закавказья, Сибири и Дальнего Востока.

Поэзия 20-х годов

Поэзия 20-х годов

Поэзия 20-х годов

Возьми поэта в собеседники

Возьми поэта в собеседники

Возьми поэта в собеседники

Владимир Луговской Итак, начинается песня о ветре,

Владимир Луговской Итак, начинается песня о ветре,

Владимир Луговской

Итак, начинается песня о ветре, О ветре, обутом в солдатские гетры, О гетрах, идущих дорогой войны, О войнах, которым стихи не нужны.

Идет эта песня, ногам помогая, Качая стихи по следам Улагая, То чешской, то польской, то русскою речью- За Волгу, за Дон, за Урал, в Семиречье…

Чертов мост. Худ. М.Б. Греков

«Песня о ветре»

Михаил Аркадьевич Светлов (1903-1964)

Михаил Аркадьевич Светлов (1903-1964)

Михаил Аркадьевич Светлов (1903-1964)









Поэтический рассказ о благородном чувстве интернационализма, которое объединяет трудящихся всей земли в борьбе с эксплуататорами. Герой революции-человек с обостренным чувством долга и большим сердцем

Гражданская война. Худ. Ю.К. Королев

«Гренада»

Михаил Светлов Каховка, Каховка – родная винтовка…

Михаил Светлов Каховка, Каховка – родная винтовка…

Михаил Светлов

Каховка, Каховка – родная винтовка… Горячая пуля, лети! Иркутск и Варшава, Орел и Каховка – Этапы большого пути…
Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались, Как нас обнимала гроза? Тогда нам обоим сквозь дым улыбались Ее голубые глаза…
Под солнцем горячим, под ночью слепою Немало пришлось нам пройти. Мы мирные люди, но наш бронепоезд Стоит на запасном пути!

«Песня о Каховке»

Николай Тихонов один из зачинателей советской поэзии

Николай Тихонов один из зачинателей советской поэзии

Николай Тихонов один из зачинателей советской поэзии. Герой Социалистического труда. Лауреат Международной Ленинской, Ленинской (литературной) премии и Государственных премий СССР

Когда Н. Тихонова, который только что вернулся с гражданской войны, выбирали в Совет солдатских депутатов, проголосовало не 100 поднятых рук, 100 поднятых клинков.
Спокойно трубку докурил до конца, Спокойно улыбку стер с лица.
«Команда, во фронт! Офицеры, вперед!» Сухими шагами командир идет.
И снова равняются в полный рост: «С якоря-в восемь. Курс-ост.
У кого жена, дети, брат,- Пишите, мы не придем назад.
Зато бедет знатный кегельбан». И старший в ответ: «Есть, капитан!»
А самый дерзкий и молодой Смотрел на солнце над водой.
«Не все ли равно,-сказал он,-где? Еще спокойней лежать в воде».
Адмиральским ушам простукал рассвет: «Приказ исполнен. Спасенных нет».
Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей.
1919-1922

Героический поход Таманской армии в 1918 году. Худ. А.В. Кокорин

Эта тема зародилась во мне еще осенью 17-го года, когда моряки Балтийского флота в жестоких морских боях показали поразительное бесстрашие и высокое мужество, отбивая попытки германского флота захватить Ирбенский проливи архипелаг Моонзенд».

«Баллада о гвоздях»

Проводы» Как родная меня мать

Проводы» Как родная меня мать

«Проводы»

Как родная меня мать Провожала, Как тут вся моя родня. Набежала:
А куда ж ты, паренек? А куда ты? Не ходил бы ты, Ванек, Да в солдаты!
В Красной Армии штыки, Чай, найдутся, Без тебя большевики Обойдутся…
Поклонился всей родне У порога: «Не скулите вы по мне, Ради бога.
Будь такие все, как вы, Ротозеи, Чтоб осталось от Москвы, От Росеи? ..
С Красной Армией пойду Я с походом, Смертный бой я поведу С барским сбродом…
Родилась эта песня после беседы с В.И. Лениным

Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придворов; 1883-1945) один из основоположников советской литературы, член Коммунистической партии с 1912г.

Декрет О Красной Армии.
Худ. Н.В. Овечкин.

Алексей Сурков «Конармейская песня»

Алексей Сурков «Конармейская песня»

Алексей Сурков

«Конармейская песня»

Николай Николаевич Асеев (1889-1963) советский поэт, лучшие свои строки посвятивший героике революции, романтике социалистического труда

«Марш Буденного»

Эдуард Георгиевич Багрицкий (1895-1934)

Эдуард Георгиевич Багрицкий (1895-1934)

Эдуард Георгиевич Багрицкий (1895-1934)

Атака конницы. Худ. Н.С. Самокиш.

«Смерть пионерки»


Нас водила молодость в сабельный поход, Нас бросала молодость На кронштадтский лед, Боевые лошади уносили нас, На широкой площади Убивали нас… Но в кррови горячечной подымались мы, но глаза незрячие открывали мы.

Не погибла молодость, Молодость жива!

Вывод: Поэзия 20-х годов была героической, глубоко оптимистической, полной настоящей озаренности

Вывод: Поэзия 20-х годов была героической, глубоко оптимистической, полной настоящей озаренности


Вывод:

Поэзия 20-х годов была героической, глубоко оптимистической, полной настоящей озаренности. Перечитывая их сегодня , ощущаем звучащее в них светлое восприятие жизни, энергию, энтузиазм, черты, которые всегда определяли и будут определять звучание молодости.

Легендарные командиры и комиссары гражданской войны входили в стихи и поэмы и продолжали свой бой, начатый два десятилетия назад.

Стихи были яркие жизнелюбивые, многокрасочные и очень разнообразные по формам.

Литературные группировки 20-х годов

Литературные группировки 20-х годов

Литературные группировки 20-х годов

ЛЕФ – (левый фронт искусств). Возник В 1922 Г. Просуществовал до 1928 Г.
Основан в. Маяковским. Теоретики утверждали союз искусства С производством, функции «жизнеустройства» В искусстве, пропагандировали веру В технический прогресс, А В искусстве – «литературу факта», репортажа, монтирования документа вместо вымысла. В своих приказах по армии искусств» Маяковский призывал то «пулями по стенке музеев тенькать», то в небеса «шарахать железобетон»: «улицы – наши кости, площади – наши палитры…»
«Перевал» – марксистская литературная группа. Возникла В Москве В 1923-1924гг. Имела свое издательство «красная новь» И сборник «Перевал». Просуществовала до 1929г. Неформальным лидером был критик А.К. Воронский (1884-1943). В группу входили М. Светлов, Э. Багрицкий, А. Платонов, М. Пришвин И др. «Перевал» отстаивал свободу писателей от «социального заказа», защищал право писателя на выбор темы, жанра, отвечающего индивидуальности творца.
Конструктивизм, или ЛЦК (литературный центр конструктивистов) возник в 1924г. Распался В 1930 позиция выражена теоретиком К.Л. Зеленским : « любовь К цифрам, К деловой речи, цитате из документов, деловому факту, описанию события» на практике – полное рациональное подчинение образов, метафор теме произведения, утрату специфики искусства.
Обэриу ( объединение реального искусства). Группу «обэриутов» основали В 1926г. Даниил Хармс (1905-1942), Александр Введенский (1904-1941) и Николай Заболоцкий (1903-1958). Цель: парадийно-абсурдное изображение действительности.
1925г. Постановление ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы»
«Нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе и, используя все технические достижения старого мастерства, вырабатывать соответствующую форму, понятную МИЛЛИОНАМ»-

Проза 20-х годов Александр Серафимович

Проза 20-х годов Александр Серафимович

Проза 20-х годов

Александр Серафимович Серафимович потерял сына комиссара Анатолия Попова


Задача литературы – овладение небывалым жизненным материалом революционной эпохи

Вс. Вишневский – пулеметчик в Первой конной Армии Буденного

Б. Лавренев – командир бронепоезда на Южном фронте

К. Федин и Н. Тихонов защищали Петроград от Юденича

Д. Фурманов – комиссар легендарной Чапаевской дивизии

А. Фадеев служил на Дальнем Востоке

Всеволод Вячеславович Иванов

ИСААК ЭММАНУИЛОВИЧ БАБЕЛЬ (1894—1940)
В июне 1920 г. он добровольно ушел на фронт, в Первую Конную армию.

Произведения о революции и Гражданской войне

Произведения о революции и Гражданской войне

Произведения о революции и Гражданской войне


Всеволод Лавренев «Партизанские повести», (1923)
«Бронепоезд 14-69»
Герои повести - партизаны.
По глубине психологического анализа выделяется образ вожака крестьянина Никиты Вершинина. «Вершинин - туча, куда ветер – там и он с дождем. Куда мужики, значит, и Вершинин»

А. Малышкин «Падение Даира», (1923)

Повесть о разгроме войск Врангеля и взятии Крыма Красной Армией
О подвиге героев Перекопа: «И как призраки – в серых ветрах дня Красный и Черный всадники сшиблись в вышине грудями огненно-глазных бешено вздыбленных коней. Кто кого раздавит в сумерках полей, в смертельной схватке».

Клятва сибирских партизан. Худ. С.В. Герасимов

Александр Александрович Фадеев (1901-1956) «…В

Александр Александрович Фадеев (1901-1956) «…В

Александр Александрович Фадеев (1901-1956)

«…В Гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, из миллионов масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей.
Эта переделка людей происходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса-коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитаться»

Родился 24 декабря 1901 года в городе Кимры Тверской губернии. Отец и мать принимали участие в социал-демократическом движении. В 1908 г.семья переехала на дальний Восток, в Уссурийский край.1910-1918 учился в коммерческом училище во Владивостоке.1918-1920гг. Работает в большевистском подполье Владивостока, сражается в партизанских отрядах и мастях революционной армии Приморья и Забайкалья.
1921г.-делегат от дальневосточных большевиков на 10 съезд партии.
1923г. Повесть «Разлив»
1927 г. Роман «Разгром»
1929-1941гг. Роман «Последний из Удэге»
1941-1945гг. Военный корреспондент. Публицистика.
1945г. Роман «Молодая гвардия»

Александр Серафимович Серафимович (1863-1949) «Железный поток», (1924)

Александр Серафимович Серафимович (1863-1949) «Железный поток», (1924)

Александр Серафимович Серафимович (1863-1949)














«Железный поток», (1924)
Это история таманского отряда. Командир отряда - Кожух. «Низкий, весь тяжело сбитый, точно из свинца, со сцепленными четырехугольными челюстями». А вождем он становится тогда, когда полностью освобождается от эгоистических настроений и осознает счастье вместе с людьми, с народом.
Главной темой «Железного потока» была гуманная мысль о непременном духовном преображении людей, о росте сознательности масс в ходе совместной борьбы за правое дело революции.

Дмитрий Андреевич Фурманов (1891-1926) «Чапаев» (1923)

Дмитрий Андреевич Фурманов (1891-1926) «Чапаев» (1923)

Дмитрий Андреевич Фурманов (1891-1926) «Чапаев» (1923) Автором приводятся реальные документы эпохи гражданской войны. Чапаев – легендарный герой революции, «кореной сын» своего народа: «это несомненно народный герой… из лагеря вольницы – Емельки Пугачева, Стеньки Разина, Ермака Тимофеевича». «Сердце трепетное, порывы чудесны и страстны, неукротимая воля» – с восхищением думал о Чапаеве комиссар Клычков.

— Вот ты тащишь из чужого дома, а оно и без того все твое. Раз окончится война — куда же оно все пойдет, как не тебе? Все тебе. Отняли у буржуя сто коров — сотне крестьян отдадим по корове. Отняли одежу – и одежу разделили поровну… верно ли я говорю? - Верно… верно… верно… -рокотом катилось в ответ. Вспыхиват кругом ожмвленные лица, рыщут пламенеющие восторгом глаза.

Д. Фурманов, сын трактирщика из городка Середа (ныне город Фурманов Ивановской области), студент-филолог Московского университета в 1914-1915 гг., брат милосердия в годы Первой мировой войны, весьма склонен был ко всякого рода обобщениям, отвлеченным философствованиям на темы истории, к восприятию событий сквозь некоторые доктрины, догмы. Он не скрыл в «Чапаеве», что по пути в дивизию этого героя его комиссар-повествователь Клычков (второе «я» писателя) уже сочиняет легендарный образ Чапаева, готовится обуздать, переделать.

ИСААК ЭММАНУИЛОВИЧ БАБЕЛЬ (1894—1940)

ИСААК ЭММАНУИЛОВИЧ БАБЕЛЬ (1894—1940)

ИСААК ЭММАНУИЛОВИЧ БАБЕЛЬ (1894—1940)

Исаак Эммануилович Бабель родился в 1894 г. в Одессе на Молдаванке, в состоятельной еврейской семье. Как вспоминал позднее Бабель, дома его с утра заставляли заниматься, и до шестнадцати лет он « по настоянию отца» изучал еврейский язык, Библию, Талмуд.
По словам школьного товаре ля М. Н. Беркова, к 13—14 годам будущий писатель прочел все 11 томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, его часто можно было видеть с книгами Расина, Корнеля, Мольера, а на уроках, когда это «было возможно, он писал по-французски, выполняя задания своего домашнего учителя…». Увлечение было настолько сильным, что он и сам начал сочинять рассказы на французском языке. «Я писал их два года,— вспоминал он,— но потом бросил: пейзане авторские размышления выходили у меня бесцветно, только диалог удавался мне».
В 1915 г., прервав учебу в Киевском коммерческом институте, Бабель бросил все ради литературы и уехал в Петербург. Там он долгое время безуспешно разносил свои сочинения по всем редакциям, пока в 1916г. Не попал к М. Горькому.
Вскоре в журнале «Летопись», основанном М. Горьким, были опубликованы первые рассказы.
В декабре 1917 года работал в ЧК. В марте 1918г. он стал корреспондентом петроградской газеты «Новая жизнь», где печатал свои «Несвоевременные мысли» М. Горький.
6 июля 1918 г. газета закрыта. Одним из первых он увидел в революции разлом жизни, разлом истории. Он писал о напрасно пролитой крови, о том, как жестоко бьют арестованного мальчишку («Вечер»), о расстрелах, которые стали нормой («Битые»), о разрухе, нарастающей лени и распада прежних форм русской жизни («О лошадях», «Первая помощь»).
16 мая 1939г. Арестован на даче в Переделкино под Москвой. Обвинялся в антисоветской деятельности.
27 января 1940г. Бабеля расстреляли.

Чувство правды и вывело И. Бабеля на дороги войны. В июне 1920 г. он добровольно ушел на фронт, в Первую Конную армию. Результатом прожитой жизни стала книга новелл «Конармия».
«Одесские рассказы» (1921-1923)
«Большие пожары» (1927)
«»Колывушка» (1930)
«Ди Грассо» (1937)

Театр советской действительности

Театр советской действительности


Театр советской действительности

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2021