«СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО КОНЦА 1950-х - НАЧАЛА 1960-х гг.»

  • doc
  • 24.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 2.doc

Урок ___ «СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО КОНЦА 1950-х - НАЧАЛА 1960-х гг.»

11 класс                                                                                                                                                                            Дата__________

Общие цели: дать представление обучающимся об основ­ных тенденциях развития советского общества в конце 1950-х -начале 1960-х; охарактеризовать экономические реформы 1950 г. и определить причины их неудач.

Вспомогательные цели: определить противоречивые тен­денции КПСС в оценке деятельности И. В. Сталина; назвать формы борьбы за власть в СССР после XX съезда КПСС; найти в тексте § 32 материал для составления схемы «Успехи и неуда­чи социально-экономического развития СССР в годы правления Н. С. Хрущева».

Дополнительные цели: охарактеризовать формы борьбы за власть в СССР после XX съезда КПСС; раскрыть отличие при­меняемых методов искоренения оппозиции от сталин­ских; установить противоречивые тенденции КПСС в оценке «культа личности И. В. Сталина»; составить таблицу «Успехи и неудачи внутренней политики СССР в годы правления Н. С. Хрущева».

Основные понятия и термины: полная и окончательная победа социализма в СССР, коммунистическое общество, ис­кусственный спутник Земли, экстенсивные методы развития экономики, совнархозы, волюнтаризм.

Важнейшие даты и события:

1957 г. - запуск первого искусственного спутника Земли. 1957 г. - Пленум ЦК КПСС.

1958     г. - Н. С. Хрущев стал председателем Совета Минист­ров СССР.

1959     г. - события в Новочеркасске.

12 апреля 1961 - полет Ю. А. Гагарина в космос. 1964 г. - Пленум ЦК КПСС и отставка Н. С. Хрущева.

Оборудование: карта «Народное хозяйство СССР в 1946-1965 гг.».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Письменная работа.

П. Изучение нового материала.

План

1. Противоречивые тенденции во внутренней политике СССР после XX съезда КПСС.

2.     Борьба за власть в конце 1950-х гг.

3.     Экономика и политика в конце 1950-х - начале 1960-х гг.

4.     Административные реформы.

1. Противоречивые тенденции во внутренней политике СССР после XX съезда КПСС.

2. Борьба за власть в конце 1950-х гг.

Задание обучающимся: слушая объяснения, дать характеристику формам борьбы за власть после XX съезда КПСС, установить их отличие от сталинских.

Необходимо обязательно коснуться и судьбы Г. К. Жукова.

вопросы:

-   Почему Н. С. Хрущев отправил в отставку маршала Г. К. Жу­кова, который активно его поддерживал и в 1953 г., и в 1957 г.?

-   Какую роль сыграл маршал Г. К. Жуков, укрепляя власть Н. С. Хрущева?

-   Чем была вызвана отставка Г. К. Жукова?

3.       Экономика и политика в конце 1950-х - начале 1960-х гг.

В качестве мотивации к изучению внутренней политики, проводимой Н. С. Хрущевым, рекомендуется познако­мить обучающихся с высказыванием У. Черчилля:

Задание обучающимся: по ходу изучения данного вопроса заполнить таблицу: «Успехи и неудачи социалистиче­ского развития СССР в годы правления Н. С. Хрущева».

 

Направление

Достижения

Просчеты

В сельском хозяйстве

 

 

В промышленности

 

 

В социальной сфере

 

 

Вопросы:

-     Установите отличия и общие положения экономических курсов Г. М. Маленкова и Н. С. Хрущева.

-     Какие были приняты практические меры по развитию сельского хозяйства СССР в 1953-1955 гг. и каковы их резуль­таты?

Учитель уточняет, что определенные изменения эко­номической политики СССР, начатые в 1953 г. (освоение це­линных и залежных земель), дали позитивные результаты.

Вопросы:

-    Какие изменения произошли в экономическом развитии страны в конце 1950-х - начале 1960-х гг.?

-    Назовите причины этих изменений.

-    К каким экономическим результатам они привели?

Задание обучающимся: прочитайте текст § 32 (с. 304-305) и определите причины этого противоречия. Ответ аргументируйте.

В о п р о с ы для обсуждения:

-    Объясните, в чем заключаются серьезные трудности в раз­витии сельского хозяйства СССР в начале 1960-х гг.

-    Почему значительно ухудшилась ситуация в сельском хо­зяйстве СССР в начале 1960-х гг.? В чем это проявилось?

-    Как реагировало население страны на снижение уровня жизни и повышение цен в начале 1960-х гг.?

О событиях в Новочеркасске рекомендуется заслушать обучающихся с подготовленными заранее сообщениями.

Выступления обучающихся с подготовленными со­общениями по теме «Социально-экономическое развитие СССР в годы правления Н. С. Хрущева».

Вопросы для обсуждения или для беседы:

-    Какие меры приняло советское руководство по развитию, промышленности в 1953-1964 гг.?

-    Какие из принятых мер оказались наиболее эффективными?

-    Чем можно объяснить успех СССР в промышленном и на­учно-техническом развитии во второй половине 1950-х гг.?

-    Какие успехи правления Н. С. Хрущева отразились на со­циальной политике СССР?

-        Какие решения в социальной сфере наиболее значимы и
почему?

- Приведите данные, характеризующие социально-экономи­ческое развитие страны 1953-1964 гг. Сделайте выводы.

4. Административные реформы.

Задание обучающимся: работа с текстом учебника § 32 (с. 307-308). Составить тезисный план ответа на вопрос: «Почему административные реформы 1950-1960 гг. не принес­ли определенных результатов?»

Вновь возобновляются дискуссии о «культе личности И. В. Ста­лина». Принимается решение об исключении из партии самых близких соратников И. В. Сталина - В. М. Молотова, Л. М. Ка­гановича. Принимается решение о выносе тела И. В. Сталина из Мавзолея.

Н. С. Хрущева обвиняют:

-    в развале экономики;

-    стремлении к единоличной власти;

-    отказе от принципов коллективного руководства;

-    дестабилизации обстановки внутри страны;

-    авантюристском подходе к решению внешнеполитических вопросов.

Происходит рост недовольства поведением политики Н. С. Хру­щева - колхозников, рабочих, военных.

Обучающиеся высказывают свои точки зрения по вопросам:

-    Почему в СССР стало возможным смещение Н. С. Хруще­ва как главы государства?

-    Почему Н. С. Хрущев не подверг наказанию, репрессиям участников переворота?

III. Закрепление изученного материала.

Организуется обмен мнениями по вопросу № 8 § 32 (с. 310):

-        Известно, что скульптор Э. М. Неизвестный, создавая па­мятник на могиле Н. С. Хрущева на Новодевичьем кладбище в Москве, использовал сочетание белого и черного мрамора. Что, на ваш взгляд, он этим выразил?

Домашнее задание: § 32. Знать новые понятия, даты, собы­тия. Письменно ответить на вопрос № 7.

Подготовить сообщение: «Л. И. Брежнев - полити­ческий портрет».