Урок ___ «СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО КОНЦА 1950-х - НАЧАЛА 1960-х гг.»
11 класс Дата__________
Общие цели: дать представление обучающимся об основных тенденциях развития советского общества в конце 1950-х -начале 1960-х; охарактеризовать экономические реформы 1950 г. и определить причины их неудач.
Вспомогательные цели: определить противоречивые тенденции КПСС в оценке деятельности И. В. Сталина; назвать формы борьбы за власть в СССР после XX съезда КПСС; найти в тексте § 32 материал для составления схемы «Успехи и неудачи социально-экономического развития СССР в годы правления Н. С. Хрущева».
Дополнительные цели: охарактеризовать формы борьбы за власть в СССР после XX съезда КПСС; раскрыть отличие применяемых методов искоренения оппозиции от сталинских; установить противоречивые тенденции КПСС в оценке «культа личности И. В. Сталина»; составить таблицу «Успехи и неудачи внутренней политики СССР в годы правления Н. С. Хрущева».
Основные понятия и термины: полная и окончательная победа социализма в СССР, коммунистическое общество, искусственный спутник Земли, экстенсивные методы развития экономики, совнархозы, волюнтаризм.
Важнейшие даты и события:
1957 г. - запуск первого искусственного спутника Земли. 1957 г. - Пленум ЦК КПСС.
1958 г. - Н. С. Хрущев стал председателем Совета Министров СССР.
1959 г. - события в Новочеркасске.
12 апреля 1961 - полет Ю. А. Гагарина в космос. 1964 г. - Пленум ЦК КПСС и отставка Н. С. Хрущева.
Оборудование: карта «Народное хозяйство СССР в 1946-1965 гг.».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Письменная работа.
П. Изучение нового материала.
План
1. Противоречивые тенденции во внутренней политике СССР после XX съезда КПСС.
2. Борьба за власть в конце 1950-х гг.
3. Экономика и политика в конце 1950-х - начале 1960-х гг.
4. Административные реформы.
1. Противоречивые тенденции во внутренней политике СССР после XX съезда КПСС.
2. Борьба за власть в конце 1950-х гг.
Задание обучающимся: слушая объяснения, дать характеристику формам борьбы за власть после XX съезда КПСС, установить их отличие от сталинских.
Необходимо обязательно коснуться и судьбы Г. К. Жукова.
вопросы:
- Почему Н. С. Хрущев отправил в отставку маршала Г. К. Жукова, который активно его поддерживал и в 1953 г., и в 1957 г.?
- Какую роль сыграл маршал Г. К. Жуков, укрепляя власть Н. С. Хрущева?
- Чем была вызвана отставка Г. К. Жукова?
3. Экономика и политика в конце 1950-х - начале 1960-х гг.
В качестве мотивации к изучению внутренней политики, проводимой Н. С. Хрущевым, рекомендуется познакомить обучающихся с высказыванием У. Черчилля:
Задание обучающимся: по ходу изучения данного вопроса заполнить таблицу: «Успехи и неудачи социалистического развития СССР в годы правления Н. С. Хрущева».
Направление |
Достижения |
Просчеты |
В сельском хозяйстве |
|
|
В промышленности |
|
|
В социальной сфере |
|
|
Вопросы:
- Установите отличия и общие положения экономических курсов Г. М. Маленкова и Н. С. Хрущева.
- Какие были приняты практические меры по развитию сельского хозяйства СССР в 1953-1955 гг. и каковы их результаты?
Учитель уточняет, что определенные изменения экономической политики СССР, начатые в 1953 г. (освоение целинных и залежных земель), дали позитивные результаты.
Вопросы:
- Какие изменения произошли в экономическом развитии страны в конце 1950-х - начале 1960-х гг.?
- Назовите причины этих изменений.
- К каким экономическим результатам они привели?
Задание обучающимся: прочитайте текст § 32 (с. 304-305) и определите причины этого противоречия. Ответ аргументируйте.
В о п р о с ы для обсуждения:
- Объясните, в чем заключаются серьезные трудности в развитии сельского хозяйства СССР в начале 1960-х гг.
- Почему значительно ухудшилась ситуация в сельском хозяйстве СССР в начале 1960-х гг.? В чем это проявилось?
- Как реагировало население страны на снижение уровня жизни и повышение цен в начале 1960-х гг.?
О событиях в Новочеркасске рекомендуется заслушать обучающихся с подготовленными заранее сообщениями.
Выступления обучающихся с подготовленными сообщениями по теме «Социально-экономическое развитие СССР в годы правления Н. С. Хрущева».
Вопросы для обсуждения или для беседы:
- Какие меры приняло советское руководство по развитию, промышленности в 1953-1964 гг.?
- Какие из принятых мер оказались наиболее эффективными?
- Чем можно объяснить успех СССР в промышленном и научно-техническом развитии во второй половине 1950-х гг.?
- Какие успехи правления Н. С. Хрущева отразились на социальной политике СССР?
- Какие
решения в социальной сфере наиболее значимы и
почему?
- Приведите данные, характеризующие социально-экономическое развитие страны 1953-1964 гг. Сделайте выводы.
4. Административные реформы.
Задание обучающимся: работа с текстом учебника § 32 (с. 307-308). Составить тезисный план ответа на вопрос: «Почему административные реформы 1950-1960 гг. не принесли определенных результатов?»
Вновь возобновляются дискуссии о «культе личности И. В. Сталина». Принимается решение об исключении из партии самых близких соратников И. В. Сталина - В. М. Молотова, Л. М. Кагановича. Принимается решение о выносе тела И. В. Сталина из Мавзолея.
Н. С. Хрущева обвиняют:
- в развале экономики;
- стремлении к единоличной власти;
- отказе от принципов коллективного руководства;
- дестабилизации обстановки внутри страны;
- авантюристском подходе к решению внешнеполитических вопросов.
Происходит рост недовольства поведением политики Н. С. Хрущева - колхозников, рабочих, военных.
Обучающиеся высказывают свои точки зрения по вопросам:
- Почему в СССР стало возможным смещение Н. С. Хрущева как главы государства?
- Почему Н. С. Хрущев не подверг наказанию, репрессиям участников переворота?
III. Закрепление изученного материала.
Организуется обмен мнениями по вопросу № 8 § 32 (с. 310):
- Известно, что скульптор Э. М. Неизвестный, создавая памятник на могиле Н. С. Хрущева на Новодевичьем кладбище в Москве, использовал сочетание белого и черного мрамора. Что, на ваш взгляд, он этим выразил?
Домашнее задание: § 32. Знать новые понятия, даты, события. Письменно ответить на вопрос № 7.
Подготовить сообщение: «Л. И. Брежнев - политический портрет».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.