Когда пойти к логопеду
Логопеды говорят: «Чем раньше начать бороться с проблемой, тем лучше будет результат». Когда же стоит привести малыша на консультацию к логопеду, и на какие особенности в речи крохи стоит обращать внимание?
Если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом, следует:
1. Понаблюдать за
ребенком и обратить внимание, на его поведение.
Играет ли он так же, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и
другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в
сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.
2. Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли
простые задания, которые не сопровождаются жестами?
3. Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не
слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без
достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
Для того чтобы понять, не нуждается ли ребенок в помощи логопеда, важно знать, какие этапы развития речи соответствуют возрасту ребенка.
Речевая активность ребенка начинается уже в три месяца. В этом возрасте карапузы начинают издавать различные звуки, гулить. Если ребенок к 3-4 месяцам молчит, эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка, это может быть первым тревожным сигналом.
Если в 8-9 месяцев нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), проблемы с сосанием или жеванием (например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока), а в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных слов, таких как «мама», «баба», «би-би», «топ-топ», а говорит на «своём» языке, причем много и активно – срочно к логопеду.
У детей период усиленного развития понимания речи взрослых наступает в 1.5-2 года, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.
2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если в 2,5 года ребенок не знает названий окружающих предметов и частей тела (не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения). Если не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»), то необходимо обратиться к логопеду.
Когда ребенку исполняется уже 4-5 лет, можно объективно говорить о правильном произношении звуков, построении фраз. Если в 4-5 лет ребенок смягчает звуки («кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»), а к 5 годам не произносит звуки: ш, ж, ч, щ, ц, р, рь - консультация логопеда необходима.
Красивая, грамотная, хорошо развитая речь является одной из составляющих успеха. Я призываю всех родителей обратить внимание на речь своих детей-дошкольников. Ведь правильная речь – залог успешной учёбы в школе. Так достигайте этих успехов и обращайтесь к учителям-логопедам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.