Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя в группе детей с ТНР
Оценка 4.9

Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя в группе детей с ТНР

Оценка 4.9
docx
25.04.2020
Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя в группе детей с ТНР
Совместная коррекционная работа учителя (Автосохраненный).docx

 

Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя в группе детей с ТНР

 

Основные задачи коррекционной работы:

·        Формирование лексико-грамматических средств языка.

·        Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, воспри-ятия и выразительности.

·        Овладение элементами грамоты.

·        Развитие навыков связной речи(обучение диалогической и монологической речи).

 

Условиями эффективного решения задач являются:

·        Творческий профессиональный контакт учителя-логопеда с воспитателем.

·        Взаимосвязь в работе всех педагогов-специалистов.

·        Чёткое понимание цели коррекционно-развивающего обучения, общих и частных задач систематической работы.

·        Отслеживание динамики речевого и общего развития детей.

Выявление и анализ всех имеющихся у детей затруднений:

·        Разноуровневый подход в работе с детьми на фронтальных и подгрупповых занятиях.

·        Усиленная индивидуальная работа с детьми с особыми проблемами.

·        Решение целого комплекса задач на материале каждой лексической темы(словарь, словообразование, словоизменение, типы предложения, развитие психических функций и т.д.).

 

 

 

 

                    Частные задачи коррекционной работы

Решает учитель-логопед

Решает воспитатель

Создание условий для развития у детей речевого общения со взрос

лыми и сверстниками .

Побуждать детей:

-обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

-к речевому общению между собой.

Обследование речи детей, состо-

яния психических процессов, свя-

занных с речевой деятельностью

(сентябрь, май)

Заполнение речевой карты

Встреча детей после летних кани-

кул, побуждение их к речевой ак-

тивности (по летним впечатлениям).

Постоянное активное общение с детьми:

-отвечать на вопросы детей;

-побуждать к познавательному общению во время прогулок;

-беседовать по поводу прочитан-

ного и т.д.

Обследование уровня общего развития детей, их знаний, навыков

По программе предыдущего года.(сентябрь). Отслеживание динамики развития (январь, май).

Заполнение протокола обследования

Количественный и качественный анализ результатов обследования речевого и общего развития детей. Выявление причин затруднений у детей. Выделение проблемных видов деятельности и основных направлений коррекционно-развивающей работы. Выбор наиболее эффективных методов и приёмов работы с детьми, требующих особых условий обучения, особого подхода к усвоению учебного материала

Составление перспективного тематического плана работы.

Обеспечение преемственности в

изучении речевого материала и

более углублённой работы над ним на втором году обучения

Составление перспективного плана

воспитательно-образовательной ра-

боты. Обеспечение контроля за пра-

вильной речью детей с учётом их возможностей

          Соблюдение алгоритма в изучении речевого материала

Начало работы над звукопро-изношением. Использование на-

Работанных воспитателями словаря на логопедических заня-

тиях. Начало работы над грамма-

тическим темами. Расширение

объёма высказываний детей, формирование навыка употреб-

ления сложных предложений, ис-

пользование выработанного  вос-

питателями навыка связной речи-

диалогической и монологической

 

Продолжение, закрепление, конт-

роль над развитием навыков звуко-

произношения. Начало работы по

обогащению и накоплению словаря

по той или иной лексической теме.

Закрепление на занятиях и в повсе-

дневной жизни группы узучаемых

грамматических тем. Начало рабо-

ты над развитием речи детей

Предъявление требований к речи

сотрудников ДОУ, работающих с детьми; проведение среди них

разъяснительной работы:

-речь взрослых- чёткая, ясная, красочная, грамматически прави-

льная;

-общение с детьми- вежливое и

доброжелательное; необходимо

отвечать на все их вопросы и про-

сьбы, обсуждать , возникающие

у них проблемы;

-тактильный контакт с детьми;

-вопросы к детям- конкретные,

без лишних слов, поручения- в

соответствии с правилами этикета

Предъявление детям образцов пра-

вильной литературной речи:

-включение в речь разнообразных

образцов речевого этикета;

-обогащение речи пословицами,

поговорками, стихами;

-прослушивание дисков с записями

литературных произведений;

поощрение детского словесного творчества( составление загадок,

сочинение потешек, чистоговорок);

-организация и проведение специ-

альных речевых игр;

-приобщение детей к культуре чте-

ния;

-развитие образной стороны речи

(уточнение оттенков смысла слов,

знакомство с переносным значени-

ем слов)

 

По возможности включение в работу по лексико- тематическим циклам

проблемных вопросов, жизненных ситуаций, обсуждение поступков литературных героев и сверстников для формирования жизненной компетенции

Развитие внимания и памяти(слу-

ховой, зрительной,вербальной):

-выполнение и отчёт о выполне-

нии постепенно увеличивающих-

ся многоступенчатых инструкций;

-передача с помощью речи после-

довательности совершаемых дей-

ствий;

-использование различных форм

обрашений к детям;

-включение дидактических игр и упражнений во фронтальные , подгрупповые и индивидуальные

занятия;

-решение речевых логических задач, создание проблемных ситуаций;

-заучивание речевого материала

различной степени сложности.

Развитие фонематического восприятия:

-полный звукослоговой анализ и

синтез слов типа «кот, суп» (начало учебного года);

-«косы, замок, шапка» (2 период);

«стол, шарф и трёхсложных слов(3 период);

-преобразование слов путём замены, перестановки, добавле-

ния звуков;

-преобразование слогов в слова

(ко-шко-школа);

-дифференциация звуков по ак-

акустическим, артикуляторным и

перцептивным свойствам

(гласные-согласные, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие);

-усвоение терминов:

слово-звук, гласный звук, согласный звук, предложение

 

 

 

Систематизация и составление кар-

тотеки коррекционных и речевых игр; активное использование их в работе. Картотека включает игры:

-на внимание;

-тренирующие наблюдательность;

-на быстроту реакции;

-приучающие ценить время;

-развивающие глазомер;

-воздействующие на эмоции и чувс-

тва;

-на смекалку;

-на ориентировку в пространстве и плоскости листа;

-игры-диалоги, игры-сценки.

Закрепление навыка звукослогово-

го анализа и синтеза слов в игровой

форме с элементами соревнования

Развитие доступных детям форм словесно-логического мышления:

-описание предметов (выделение

существенных признаков);

-сравнение предметов (анализ,

обобщение);

-исключение четвёртого лишнего

(объяснительная речь);

-установление причинно-следственных связей во временных и сезонных явлениях;

-выявление скрытого смысла, переносных значений слов и т.д. при работе по сериям  картинок,

обсуждений проблемных ситуаций

 

Обогащение знаний и представле-ний об окружащем-важнейший источник развития речи детей. Развитие познавательных интере-сов, познавательных интересов, познавательной активности

 

 

Совершенствование словообразовании  и словоизменения(грамматический

строй речи):

-суффиксальный способ;

-префиксальный способ;

-словосложение;

-омонимия;

-образование грамматических форм одного и того же слова, выражающих его отношение к другим словам(падежные конструкции);

-сопоставление грамматических форм глагола(число, лицо, род. время);

-формулирование вопросов и ответов на них;

-образование однокоренных слов

 

 

 

Обеспечение частого повторения в речи взрослых и детей сложных грамматических форм и грамма-

тических конструкций.

Развитие образной стороны речи:

-уточнение оттенков смысла раз-

личных слов(лес-лесок-лесочек);

-толкование фразеологизмов, об-

разных выражений, иносказаний;

-образование новых слов путём словосложения(теплоход, черно-

зём);

-включение всевозможных образных слов и выражений в прак-

тику в речи(в игру, предметную деятельность, коммуникацию)

Использование в учебной рече-вой деятельности словаря, наработанного воспитателями в процессе ознакомления детей с окружающим и предметным миром:

-овладение названиями предметов , явлений, их свойств и признаков; рассказ о них;

-включение обобщающих понятий в объяснительную речь;

-знакомство со словами-омони-мами;

-дифференциация  синонимов (сосуд для питья-стакан, кружка, чашка);

-подбор эпитетов;

-использование антонимов в упражнениях на противопоставление ;

-расширение глагольного словаря;

-различение слов, обозначающих часть и целое

 

 

Продолжение работы по обогащению и накоплению словаря по лексико-тематическим циклам.

Создание условий для активизации словарного запаса детей:

развитие умения использовать в свободной речи синонимы, обобщающие понятия, антонимы, слова разных частей речи точно по смыслу

Проведение словесных игр, направленных на формирование семантических полей

Продолжение работы по разви-тию ритмико-слоговой структуры слов

Заучивание скороговорок, прогова-ривание трудных слов с одновременным  отбиванием ритма, использование различных игр –диалогов и т.д.

 

Закрепление навыков диалогической речи в различных играх(подвижных, речевых, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, играх-драматизациях), в пересказах художественных текстов; в общении со взрослыми и сверстниками

Обучение рассказыванию; активи-зация речевого высказывания, совершенствование его содержательной  и языковой сторон; знакомство с правилами объединения отдельных предложений в единое связное целое; развитие мотивации речевой деятельности.

Совершенствование умения сос-тавлять:

-рассказы –описания;

-рассказы по серии картинок;

-рассказы по сюжетным картинам;

-пересказы художественных текстов;

-пересказы с разнообразными заданиями (от первого лица, с из-менением времени и т.д.);

-рассказы с элементами творчества.

Совершенствование умения сочинять сказку

     

 

 

Опережающая работа по формированию навыков составле-ния рассказов:                                          -интонационное выделение пер-вого, центрального и конечного предложения короткого рассказа;    - заполнение   схемы(начало, сере-дина, конец рассказа) различным содержанием ;                                                                                                              

-уточнение характеристики персо-нажей и их действий;

-включение в рассказ диалогов действующих  лиц;

-использование графического плана, различных таблиц, схем, символов и пособий для наглядного моделирования сюжета

Практические упражнения по распространению предложений путём введения однородных членов, по построению сложных предложений разных видов

Периодическое проведение контрольных занятий(по мере необходимости)

Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей на каждом этапе коррекционного процесса

 

Чёткая формулировка заданий по закреплению речевого материала, запись заданий в «Тетради для вечерних занятий воспитателя с детьми»

Освоение с детьми всех видов деятельности, предусмотренных программой воспитания и обучения детей в детском саду, с одновременным решением задач по коррекции речи и психических процессов

Продолжение работы по формированию у детей коммуникативных умений(полноценное речевое общение)

Чёткое взаимодействие в решении организационных процессов

Составление расписания занятий. Рекомендации по организации в группе предметно-развивающей среды в соответствии с коррекционными задачами. Использование  фронтальных, подгрупповых, индивидуальных форм работы для осуществления коррекционных задач. 

Привлечение родителей к коррекционной  работе(консуль-тации и практические советы, показы открытых фронтальных занятий, демонстрации приёмов и упражнений по закреплению речевых навыков детей и т.д.). Направление детей при необходимости на консультации к специалистам: психологу, невропатологу, детскому психиатру, массажисту и др.                                                       

Обеспечение соблюдения режима дня: организация смены деятельности детей, пребывания их на воздухе, оздоровительных мероприятий, коррекционной работы, досуга и т.д.).

Обновление предметно-развивающей среды в соответствии с очередным этапом коррекционной работы.

Создание условий для воспитания общего и речевого поведения детей. Осуществление ежедневной связи с родителями через индивидуальные контакты: беседы, сообщения об успехах или затруднениях детей, ответы на вопросы, объяснения и т.д.

Осуществление контроля за выполнением рекомендаций специалистов

 

 


 

Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя в группе детей с

Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя в группе детей с

Частные задачи коррекционной работы

Частные задачи коррекционной работы

Составление перспективного плана воспитательно-образовательной ра- боты

Составление перспективного плана воспитательно-образовательной ра- боты

Предъявление детям образцов пра- вильной литературной речи: -включение в речь разнообразных образцов речевого этикета; -обогащение речи пословицами, поговорками, стихами; -прослушивание дисков с записями литературных произведений;…

Предъявление детям образцов пра- вильной литературной речи: -включение в речь разнообразных образцов речевого этикета; -обогащение речи пословицами, поговорками, стихами; -прослушивание дисков с записями литературных произведений;…

Развитие фонематического восприятия: -полный звукослоговой анализ и синтез слов типа «кот, суп» (начало учебного года); -«косы, замок, шапка» (2 период); «стол, шарф и трёхсложных слов(3…

Развитие фонематического восприятия: -полный звукослоговой анализ и синтез слов типа «кот, суп» (начало учебного года); -«косы, замок, шапка» (2 период); «стол, шарф и трёхсложных слов(3…

Систематизация и составление кар- тотеки коррекционных и речевых игр; активное использование их в работе

Систематизация и составление кар- тотеки коррекционных и речевых игр; активное использование их в работе

Обеспечение частого повторения в речи взрослых и детей сложных грамматических форм и грамма- тических конструкций

Обеспечение частого повторения в речи взрослых и детей сложных грамматических форм и грамма- тических конструкций

Продолжение работы по обогащению и накоплению словаря по лексико-тематическим циклам

Продолжение работы по обогащению и накоплению словаря по лексико-тематическим циклам

Совершенствование умения сочинять сказку

Совершенствование умения сочинять сказку

Продолжение работы по формированию у детей коммуникативных умений(полноценное речевое общение)

Продолжение работы по формированию у детей коммуникативных умений(полноценное речевое общение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020