Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя в группе детей с ТНР
Основные задачи коррекционной работы:
· Формирование лексико-грамматических средств языка.
· Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, воспри-ятия и выразительности.
· Овладение элементами грамоты.
· Развитие навыков связной речи(обучение диалогической и монологической речи).
Условиями эффективного решения задач являются:
· Творческий профессиональный контакт учителя-логопеда с воспитателем.
· Взаимосвязь в работе всех педагогов-специалистов.
· Чёткое понимание цели коррекционно-развивающего обучения, общих и частных задач систематической работы.
· Отслеживание динамики речевого и общего развития детей.
Выявление и анализ всех имеющихся у детей затруднений:
· Разноуровневый подход в работе с детьми на фронтальных и подгрупповых занятиях.
· Усиленная индивидуальная работа с детьми с особыми проблемами.
· Решение целого комплекса задач на материале каждой лексической темы(словарь, словообразование, словоизменение, типы предложения, развитие психических функций и т.д.).
Частные задачи коррекционной работы
Решает учитель-логопед |
Решает воспитатель |
||||
Создание условий для развития у детей речевого общения со взрос лыми и сверстниками . Побуждать детей: -обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; -к речевому общению между собой. Обследование речи детей, состо- яния психических процессов, свя- занных с речевой деятельностью (сентябрь, май) Заполнение речевой карты |
Встреча детей после летних кани- кул, побуждение их к речевой ак- тивности (по летним впечатлениям). Постоянное активное общение с детьми: -отвечать на вопросы детей; -побуждать к познавательному общению во время прогулок; -беседовать по поводу прочитан- ного и т.д. Обследование уровня общего развития детей, их знаний, навыков По программе предыдущего года.(сентябрь). Отслеживание динамики развития (январь, май). Заполнение протокола обследования |
||||
Количественный и качественный анализ результатов обследования речевого и общего развития детей. Выявление причин затруднений у детей. Выделение проблемных видов деятельности и основных направлений коррекционно-развивающей работы. Выбор наиболее эффективных методов и приёмов работы с детьми, требующих особых условий обучения, особого подхода к усвоению учебного материала |
|||||
Составление перспективного тематического плана работы. Обеспечение преемственности в изучении речевого материала и более углублённой работы над ним на втором году обучения |
Составление перспективного плана воспитательно-образовательной ра- боты. Обеспечение контроля за пра- вильной речью детей с учётом их возможностей |
||||
Соблюдение алгоритма в изучении речевого материала |
|||||
Начало работы над звукопро-изношением. Использование на- Работанных воспитателями словаря на логопедических заня- тиях. Начало работы над грамма- тическим темами. Расширение объёма высказываний детей, формирование навыка употреб- ления сложных предложений, ис- пользование выработанного вос- питателями навыка связной речи- диалогической и монологической
|
Продолжение, закрепление, конт- роль над развитием навыков звуко- произношения. Начало работы по обогащению и накоплению словаря по той или иной лексической теме. Закрепление на занятиях и в повсе- дневной жизни группы узучаемых грамматических тем. Начало рабо- ты над развитием речи детей |
||||
Предъявление требований к речи сотрудников ДОУ, работающих с детьми; проведение среди них разъяснительной работы: -речь взрослых- чёткая, ясная, красочная, грамматически прави- льная; -общение с детьми- вежливое и доброжелательное; необходимо отвечать на все их вопросы и про- сьбы, обсуждать , возникающие у них проблемы; -тактильный контакт с детьми; -вопросы к детям- конкретные, без лишних слов, поручения- в соответствии с правилами этикета |
Предъявление детям образцов пра- вильной литературной речи: -включение в речь разнообразных образцов речевого этикета; -обогащение речи пословицами, поговорками, стихами; -прослушивание дисков с записями литературных произведений; поощрение детского словесного творчества( составление загадок, сочинение потешек, чистоговорок); -организация и проведение специ- альных речевых игр; -приобщение детей к культуре чте- ния; -развитие образной стороны речи (уточнение оттенков смысла слов, знакомство с переносным значени- ем слов)
|
||||
По возможности включение в работу по лексико- тематическим циклам проблемных вопросов, жизненных ситуаций, обсуждение поступков литературных героев и сверстников для формирования жизненной компетенции |
|||||
Развитие внимания и памяти(слу- ховой, зрительной,вербальной): -выполнение и отчёт о выполне- нии постепенно увеличивающих- ся многоступенчатых инструкций; -передача с помощью речи после- довательности совершаемых дей- ствий; -использование различных форм обрашений к детям; -включение дидактических игр и упражнений во фронтальные , подгрупповые и индивидуальные занятия; -решение речевых логических задач, создание проблемных ситуаций; -заучивание речевого материала различной степени сложности. Развитие фонематического восприятия: -полный звукослоговой анализ и синтез слов типа «кот, суп» (начало учебного года); -«косы, замок, шапка» (2 период); «стол, шарф и трёхсложных слов(3 период); -преобразование слов путём замены, перестановки, добавле- ния звуков; -преобразование слогов в слова (ко-шко-школа); -дифференциация звуков по ак- акустическим, артикуляторным и перцептивным свойствам (гласные-согласные, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие); -усвоение терминов: слово-звук, гласный звук, согласный звук, предложение
|
Систематизация и составление кар- тотеки коррекционных и речевых игр; активное использование их в работе. Картотека включает игры: -на внимание; -тренирующие наблюдательность; -на быстроту реакции; -приучающие ценить время; -развивающие глазомер; -воздействующие на эмоции и чувс- тва; -на смекалку; -на ориентировку в пространстве и плоскости листа; -игры-диалоги, игры-сценки. Закрепление навыка звукослогово- го анализа и синтеза слов в игровой форме с элементами соревнования |
||||
Развитие доступных детям форм словесно-логического мышления: -описание предметов (выделение существенных признаков); -сравнение предметов (анализ, обобщение); -исключение четвёртого лишнего (объяснительная речь); -установление причинно-следственных связей во временных и сезонных явлениях; -выявление скрытого смысла, переносных значений слов и т.д. при работе по сериям картинок, обсуждений проблемных ситуаций
|
Обогащение знаний и представле-ний об окружащем-важнейший источник развития речи детей. Развитие познавательных интере-сов, познавательных интересов, познавательной активности
|
||||
Совершенствование словообразовании и словоизменения(грамматический строй речи): -суффиксальный способ; -префиксальный способ; -словосложение; -омонимия; -образование грамматических форм одного и того же слова, выражающих его отношение к другим словам(падежные конструкции); -сопоставление грамматических форм глагола(число, лицо, род. время); -формулирование вопросов и ответов на них; -образование однокоренных слов
|
Обеспечение частого повторения в речи взрослых и детей сложных грамматических форм и грамма- тических конструкций. Развитие образной стороны речи: -уточнение оттенков смысла раз- личных слов(лес-лесок-лесочек); -толкование фразеологизмов, об- разных выражений, иносказаний; -образование новых слов путём словосложения(теплоход, черно- зём); -включение всевозможных образных слов и выражений в прак- тику в речи(в игру, предметную деятельность, коммуникацию) |
||||
Использование в учебной рече-вой деятельности словаря, наработанного воспитателями в процессе ознакомления детей с окружающим и предметным миром: -овладение названиями предметов , явлений, их свойств и признаков; рассказ о них; -включение обобщающих понятий в объяснительную речь; -знакомство со словами-омони-мами; -дифференциация синонимов (сосуд для питья-стакан, кружка, чашка); -подбор эпитетов; -использование антонимов в упражнениях на противопоставление ; -расширение глагольного словаря; -различение слов, обозначающих часть и целое
|
Продолжение работы по обогащению и накоплению словаря по лексико-тематическим циклам. Создание условий для активизации словарного запаса детей: развитие умения использовать в свободной речи синонимы, обобщающие понятия, антонимы, слова разных частей речи точно по смыслу Проведение словесных игр, направленных на формирование семантических полей |
||||
Продолжение работы по разви-тию ритмико-слоговой структуры слов |
Заучивание скороговорок, прогова-ривание трудных слов с одновременным отбиванием ритма, использование различных игр –диалогов и т.д.
|
||||
Закрепление навыков диалогической речи в различных играх(подвижных, речевых, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, играх-драматизациях), в пересказах художественных текстов; в общении со взрослыми и сверстниками |
|||||
Обучение рассказыванию; активи-зация речевого высказывания, совершенствование его содержательной и языковой сторон; знакомство с правилами объединения отдельных предложений в единое связное целое; развитие мотивации речевой деятельности. Совершенствование умения сос-тавлять: -рассказы –описания; -рассказы по серии картинок; -рассказы по сюжетным картинам; -пересказы художественных текстов; -пересказы с разнообразными заданиями (от первого лица, с из-менением времени и т.д.); -рассказы с элементами творчества. Совершенствование умения сочинять сказку
|
Опережающая работа по формированию навыков составле-ния рассказов: -интонационное выделение пер-вого, центрального и конечного предложения короткого рассказа; - заполнение схемы(начало, сере-дина, конец рассказа) различным содержанием ; -уточнение характеристики персо-нажей и их действий; -включение в рассказ диалогов действующих лиц; -использование графического плана, различных таблиц, схем, символов и пособий для наглядного моделирования сюжета |
||||
Практические упражнения по распространению предложений путём введения однородных членов, по построению сложных предложений разных видов |
|||||
Периодическое проведение контрольных занятий(по мере необходимости) |
Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей на каждом этапе коррекционного процесса
|
||||
Чёткая формулировка заданий по закреплению речевого материала, запись заданий в «Тетради для вечерних занятий воспитателя с детьми» |
Освоение с детьми всех видов деятельности, предусмотренных программой воспитания и обучения детей в детском саду, с одновременным решением задач по коррекции речи и психических процессов |
||||
Продолжение работы по формированию у детей коммуникативных умений(полноценное речевое общение) |
|||||
Чёткое взаимодействие в решении организационных процессов |
|||||
Составление расписания занятий. Рекомендации по организации в группе предметно-развивающей среды в соответствии с коррекционными задачами. Использование фронтальных, подгрупповых, индивидуальных форм работы для осуществления коррекционных задач. Привлечение родителей к коррекционной работе(консуль-тации и практические советы, показы открытых фронтальных занятий, демонстрации приёмов и упражнений по закреплению речевых навыков детей и т.д.). Направление детей при необходимости на консультации к специалистам: психологу, невропатологу, детскому психиатру, массажисту и др. |
Обеспечение соблюдения режима дня: организация смены деятельности детей, пребывания их на воздухе, оздоровительных мероприятий, коррекционной работы, досуга и т.д.). Обновление предметно-развивающей среды в соответствии с очередным этапом коррекционной работы. Создание условий для воспитания общего и речевого поведения детей. Осуществление ежедневной связи с родителями через индивидуальные контакты: беседы, сообщения об успехах или затруднениях детей, ответы на вопросы, объяснения и т.д. Осуществление контроля за выполнением рекомендаций специалистов
|
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.