Совместный анализ урока администрации и преподавателя – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации
Оценка 4.9

Совместный анализ урока администрации и преподавателя – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
искусство
Взрослым
22.01.2023
Совместный анализ урока администрации и преподавателя – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей и администрации ДМШ, ДШИ
совместный анализ.doc

Райкова Лариса Сергеевна,

 преподаватель музыкально-теоретических

дисциплин ГПОАУ АО

«Амурский педагогический колледж»

Методическая разработка «Совместный анализ урока администрации и преподавателя – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации».

 «Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий», урок для любого преподавателя – главная его продукция. Как многим известно, урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, акт учительского творчества, к которому предъявляются сотни различных требований - обоснованных и не слишком. Как отмечал Сухомлинский: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры преподавателя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

Традиционный урок длится 45 минут или 2700 секунд: и на каждом из этих отрезков времени могут рождаться как интерес к предмету, так и скука, и безразличие.  Но в любом случае для преподавателя любой урок – тяжёлая работа, означающая 45 минут концентрации внимания и напряжения. За время своего преподавания каждый преподаватель в среднем выдаёт 25 тысяч уроков и их структура, и формы их организации имеют принципиальное значение, поскольку влияют на результаты учебной работы ученика. Поэтому совместный анализ урока как преподавателя, так и административного персонала, и остального педагогического коллектива является эффективным способом внутришкольного повышения квалификации каждого преподавателя в отдельности.

Как же построить урок преподавателю? И как его грамотно проанализировать, выявить недочёты и ошибки?

В течение учебного года завуч и директор посещают большое количество уроков. Эта работа чрезвычайно важна для административного персонала, на которых возложен не столько контроль, сколько упорядочение организации сложнейших процессов обучения в школе, воспитания развития учащихся.

Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства. Сергей Рубинштейн под анализом понимал "мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии". 

Оценка профессионального мастерства преподавателя - один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать преподавателю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации. А поскольку основной показатель педагогического профессионализма - урок, то владеть мастерством его анализа необходимо каждому преподавателю и административному работнику. 

В связи с этим остановимся на основных видах анализа современного урока. К ним относятся: краткий, структурный, аспектный, полный или комплексный анализы.

1. Краткий анализ проводится сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели или урока и сопоставляет полученный результат с    прогнозируемым.

2. Структурный анализ является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и   взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет  доминирующие этапы урока.

3. Аспектный анализ осуществляется на основе структурного. Главное внимание здесь уделяется анализу одного из аспектов урока.  Одним из важных является педагогический аспект, под ним понимается сама организация урока преподавателем. Анализируя этот аспект, рассматриваются следующие компоненты:  место урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели, организация урока, содержание урока, методика проведения урока, работа и поведение учащихся на уроке и как будет учтен опыт урока в дальнейшей работе преподавателя.

Следующим важным моментом является психологический аспект урока. Здесь оцениванию подлежат такие психологические компоненты, как: мотивация учеников и преподавателя, степень общей активности учеников, психодинамические характеристики учебной ситуации с точки зрения интенсивности воздействий, темпа и ритма, однообразия или разнообразия этих воздействий, эмоциональный фон и эмоциональная окраска отдельных временных отрезков урока, обоснованность чередования напряженности - расслабленности.

 Методический аспект анализа урока рассматривает определенность, ясность, четкость и реальность основной дидактической цели урока, изучение содержания учебного материала на правильной психолого-дидактической основе, педагогически оправданный подбор форм и методов для занятия в целом и каждого его структурного элемента.

 4. Суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока является полный или комплексный анализ. Здесь проводится анализ цели урока, его структуры и организации, содержание урока, методика его проведения, анализ работы учащихся на уроке, логика домашнего задания, делается психологический анализ урока и общие выводы по уроку в целом.

Посещающий должен проконтролировать занятие полностью, от начала до конца, чтобы составить полное представление о данном учебном занятии и отдельных его элементах. Ценность заключения по посещённому занятию зависит не только от умения наблюдать, но и от умения фиксировать свои наблюдения. Как показывает практика, всякие попытки проверяющего заполнить во время занятия определённые схемы анализа и следить за его ходом с определённым планом, ожидая выполнения каких-то действий преподавателя и учащихся, успеха не имеют. Занятие – органическое целое, и фиксировать необходимо весь его ход, все виды деятельности преподавателя и учеников.

Всем прекрасно известно, что в последнее время каждый преподаватель старается ввести в свою педагогическую деятельность инновационные, современные технологии. Поэтому с этой точки зрения администрация должна ещё владеть анализом
инновационного урока. Поэтому при проведении инновационного урока, кроме всех вышесказанных показателей, которые применяются к оценке эффективности традиционного урока, дополнительно используются показатели и критерии инновационного урока. В таком анализе нужно обратить внимание прежде всего на актуальность и дозировку нововведений. Ведь известно, что не всегда инновации могут вписываться в такую область образования, как музыка, танец, живопись. Поэтому, готовясь к уроку, каждый преподаватель должен учесть мотивацию введения таких элементов, их эффективность. Здесь оценивается степень оригинальности и новизны методики и технологий урока, их оригинальность, новизна, гибкость сочетания традиционных и инновационных форм, методов обучения, содержания урока, степень использования средств педагогической диагностики, позволяющих выявить эффективность педагогической инновации.

Таким образом, анализ урока используется как инструмент экспертизы. На наш взгляд, лучше использовать системный подход к анализу как наиболее нейтральный по взгляду вмешательства в творческий процесс и поиск преподавателя. Иногда, конечно, эксперт может воспользоваться коротким оценочным анализом — когда дается общая оценка учебно-воспитательных функций урока, который характеризует решение образовательной, воспитательной и развивающей задачи, дает оценку их реализации, но если эксперт имеет намерение предложить скорректировать урок, предложить другой набор методов или дидактическую обработку материала, он использует дидактический анализ урока как инструмент экспертизы, ведь именно он предполагает анализ основных дидактических категорий, отбор методов, приемов и средств обучения, дидактическую проработку материала, педагогическое управление самостоятельной творческой деятельностью учеников.

Но в любом случае условия осуществления любой экспертной схемы — это диалог между преподавателем и экспертом как факт высокой педагогической культуры, компетентности и профессионализма субъектов экспертизы.

И ещё одним важным моментом является подготовка самого проверяющего к анализу посещенного урока. Идя на повторный урок к преподавателю, следует просмотреть записи посещенных уроков у данного преподавателя, замечания и предложения. Выяснить заранее тему занятия и сформулировать вопросы, адресуемых преподавателю, связанных с темой урока и его реализацией.

После посещения занятия и составления анализа проводится беседа с преподавателем, в которой следует остановиться, главным образом, на основных моментах, не акцентируя внимание на мелочах, не имеющих существенного значения, не подавляя инициативы преподавателя требованием обязательного соблюдения принятых обычно форм и приёмов работы. Надо всегда помнить, что тот метод хорош, которым преподаватель владеет и с помощью которого добивается успеха. Следует не навязывать, а доказывать свои предложении. В результате проведённой беседы с преподавателем должно быть выяснено, какие мероприятия необходимо провести для улучшения качества работы данного преподавателя, что хорошего, полезного из его опыта надо передать другим. Беседа должна быть объективной, замечания аргументированны и тактичны. Сделанные при посещениях выводы докладываются на педагогических советах или на заседаниях цикловых комиссий.

На наш взгляд, только такой системный анализ урока будет являться мощным стимулом роста профессионального мастерства педагогического коллектива, их повышения квалификации.


Райкова Лариса Сергеевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Райкова Лариса Сергеевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства

Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства

Аспектный анализ осуществляется на основе структурного

Аспектный анализ осуществляется на основе структурного

Как показывает практика, всякие попытки проверяющего заполнить во время занятия определённые схемы анализа и следить за его ходом с определённым планом, ожидая выполнения каких-то действий…

Как показывает практика, всякие попытки проверяющего заполнить во время занятия определённые схемы анализа и следить за его ходом с определённым планом, ожидая выполнения каких-то действий…

Но в любом случае условия осуществления любой экспертной схемы — это диалог между преподавателем и экспертом как факт высокой педагогической культуры, компетентности и профессионализма субъектов…

Но в любом случае условия осуществления любой экспертной схемы — это диалог между преподавателем и экспертом как факт высокой педагогической культуры, компетентности и профессионализма субъектов…

Беседа должна быть объективной, замечания аргументированны и тактичны

Беседа должна быть объективной, замечания аргументированны и тактичны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2023