«Современное занятие физики. Проектирование этапов занятия»
Оценка 5

«Современное занятие физики. Проектирование этапов занятия»

Оценка 5
docx
07.11.2024
«Современное занятие физики. Проектирование этапов занятия»
«Современное занятие физики. Проектирование этапов занятия».docx

 «Современное занятие физики: проектирование этапов занятия»

        

Занятие – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и обучающихся в значительной мере сосредоточивается на занятии. Вот почему качество подготовки обучающихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения занятия, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки занятия постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением (со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства).

ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА ЗАНЯТИЯ

Образовательная: вооружить обучающихся системой знаний, умений и навыков.

Воспитательная: формировать у обучающихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ( этапы) СОВРЕМЕННОГО ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный – организация студентов в течение всего занятия, готовность обучающихся к нему, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед обучающимися, как на все занятие, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения преподавателя с группой.

5.Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа занятия, для данной темы, для данной группы и т.п.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности студента на занятии для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8.Аналитический – подведение итогов занятия, анализ деятельности обучающихся на занятии, анализ результатов собственной деятельности по организации занятия.

Как же построить такое занятиеКак сделать так, чтобы занятие не только вооружало обучающихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на занятии, вызывало у подростков искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

I. Первое, с чего надо начать подготовку к занятию:

– четко определить и сформулировать для себя его тему;

– определить место занятия в теме, а темы - в годовом учебном курсе;

– выделить общую задачу занятия;

– конкретизировать задачи занятия, выделить ведущую задачу занятия, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понята обучающимися, осознана ими;

– определить ведущие понятия, на которые опирается данное занятие, и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала занятия, которая будет использована в дальнейшем;

– определить, что должен понять, запомнить обучающийся на занятии, что он должен знать и уметь после занятия;

– определить, какой учебный материал сообщать обучающимся.

 Для этого необходимо знать:

1) особенности обучающихся:

– уровень подготовки;

– отношение к предмету;

– темп работы;

– сформированность ЗУН;

– отношение к разным видам учебной деятельности;

– отношение к разным формам учебной работы, в том числе не традиционным;

– общая дисциплина обучающихся.

2) учет индивидуальных особенностей:

– тип нервной системы;

– коммуникативность;

– эмоциональность;

– управление восприятием нового материала обучающихся;

– умение преодолеть плохое настроение;

– уверенность в своих знаниях, умениях;

– умение импровизировать;

– умение пользоваться различными средствами обучения.

II. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для обучающихся целевую установку занятия. В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции занятия.

III. Планирование учебного материала занятия и подготовка к нему преподавателя.

 Для этого надо:

1) Подобрать литературу по теме. Отобрать три вида книг, относящихся к теме занятия: научные, научно – популярные, методические. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Для этого необходимо:

– просмотреть учебную программу;

– перечитать объяснительную записку;

– прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от преподавателя к данному занятию.

2) Подобрать учебные задания, целью которых является:

– узнавание нового материала;

– воспроизведение;

– применение знаний в знакомой ситуации;

– применение знаний в незнакомой ситуации;

– творческий подход к знаниям.

3) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

– задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

– задания, способствующие осмыслению материала студентом;

– задания, способствующие закреплению материала студентом.

IV. Продумать «изюминку» занятия.

Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

V. Сгруппировать отобранный учебный материал. 

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности обучающихся. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность обучающихся, а не пассивное восприятие нового.

VI. Спланировать контроль за деятельностью обучающихся на занятии, для чего продумать:

– что контролировать;

– как контролировать;

– как использовать результаты контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать обучающимся подлинный интерес преподавателя к их работе.

V. Подготовить оборудование для занятия.

 Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, все ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

VI. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

VII. Подготовленное таким образом занятие должно лечь в конспект.

 Конспект должен содержать три основные части:

– формальную;

– содержательную;

– аналитическую

ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИЫ ЗАНЯТИЯ ФИЗИКИ

1. Многократное повторение

Первый вброс теории по физике может быть выполнен в виде беседы, диспута и в виде лекции. На втором уроке разбор теории на качественных вопросах, с обязательной самостоятельной работой. Наиболее важные вопросы теории будут на итоговой самостоятельной по теме.

2. Выделение главного

Подача материала проводится по опорным конспектам. Вводятся дополнительные примеры и вопросы для самостоятельной работы. Опорный конспект является скелетом темы с выделением главного.

3. Постоянно развивать чувство реальности, ориентирование в величинах

Чувство реальности развивается как на вопросах теории, применимости того или иного закона, объяснение явлений их оценка, безопасность. При решении задачи оценка полученного результата обязательна студентом. Его необходимо научить автоматически прикидывать полученный результат. Умение ориентироваться в величинах.

4. Самостоятельная деятельность обучающихся на каждом уроке

Самостоятельная деятельность обучающихся на каждом занятии. Работа с теорией, решение задач, выполнение экспериментов и т. д. Самостоятельная работа обязательно оценивается для всех обучающихся.

5. Ежедневный опрос и проверка усвоения материала

Этот принцип позволяет обеспечить систематичность учебы, усвоение материала, оценивание своей работы.




ТИПЫ ЗАНЯТИЙ

1. Объяснение нового материала

Называю тему, ставлю проблемный вопрос, составляю опорный конспект и начинаю объяснение. По ходу объяснения делаю необходимые опыты, возможно выполнение несложных экспериментов обучающимися с раздаточным материалом лежащим у них на столе в специальных разносах. Закончив вопрос темы, делаю его краткое повторение.

Работа с теорией (разбор теории). Повторение теории по опорному конспекту. Разбор вопросов к опорному конспекту. Работа в парах, самооценка. Работа в четверках с проверкой. Самостоятельная работа по теории. Работа выполняется в тетради для самостоятельной работы. Возможен вариант ответа у закрытой доски. С последующим повторением и комментарием. Дополнительные вопросы ставит студент. Итоговый вопрос за преподавателем. Выставление оценки с комментарием. Спросить мнение группы по оценке. Оценка согласована и выставляется в журнал. Возможен тестовый контроль знания теории.

Преимущество самостоятельной работы:
- контроль на каждом занятии;
- систематичность домашней подготовки студента;
- устранение пробелов знаний;
- комментирование ответов приучает к вниманию, осмыслению ответа, формирует критический подход.
- взаимооценка формирует объективность и честность в работе.

2. Занятия решения задач

Урок разбора основных типов задач темы. Решение приводится на доске или проводится анализ уже готового решения задачи. Далее предлагается ученику решить похожую задачу с изменением условия задачи с дальнейшим разбором. Разбираются задачи по нарастающей сложности. Обязательно самостоятельное решения задач обучающимися.

3. Занятие самостоятельного решения задач

Ученику предлагается несколько задач (3 – 4) для самостоятельной работы. Задачи оцениваются. В оставшееся время 25 минут решаются и разбирается решение более сложных задач. Как правило на следующем уроке будет еще одна самостоятельная работа по более сложным задачам (3 – 5), возможен тестовый вариант ответов.

3. Занятие лабораторных и контрольных работ

Выполняется обязательный минимум образования. Контрольная работа проводится как в тестовом варианте так и с получением ответа.

4. Занятие-конференция

Проводится презентация темы с ее дальнейшим обсуждением. Несколько студентов разрабатывают тему. Каждый отвечает за отдельный вопрос и один за вопрос целиком. Другие обучающиеся готовят вопросы к теме конференции и являются оппонентами.

5. Занятие изобретательства и исследовательской работы

На этом занятии проводится защита темы исследовательской работы, как правило, перед школьной научной конференцией.

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЮ

Современные требования к занятию таковы, что новый материал должен быть отработан на занятии не в виде повторения того, что рассказал преподаватель, а в процессе решения познавательных задач, которые должны быть подобраны хотя бы трёх уровней сложности. Поэтому очень важными (наряду с занятиями изучения нового материала) являются занятия решения задач. Уровень подготовки обучающихся не одинаков, поэтому и надо рассматривать и выполнять решение задач на разных уровнях подготовки студентов. При решении задач рекомендуется:

1. Уделять внимание не только решению простейших заданий и отработке стандартных алгоритмов решения задач, но и формированию умений применять знания для решения более сложных комплексных задач, требующих знания нескольких тем.

2. Регулярно осуществлять повторение по темам учебного курса, вызывающим наибольшее затруднение у обучающихся в целом, создавая индивидуальные образовательные маршруты.

3. Совершенствовать навыки работы обучающихся по поиску, анализу и применению информации с физическим содержанием для правильной оценки и объяснения явлений природы и происходящих в ней процессов.

4. Организовать дополнительные консультации для учащихся, обратив особое внимание на усвоение основополагающих понятий, законов и явлений курса физики.

5. Организовывать самостоятельную работу обучающихся на занятиях физики и во внеурочной деятельности с использованием разнообразных источников информации.

6. Уделять внимание работе с текстом физического содержания, связанной с выделением информации, представленной в явном виде, сопоставлением информации из разных частей текста, таблиц или графиков, интерпретацией информации, применением информации из текста и имеющихся знаний, совершенствовать навыки работы обучающихся со справочной литературой.

Рекомендуется систематически включать в число самостоятельных заданий для обучающихся подготовку сообщений о деятельности ученых-физиков, международном сотрудничестве в решении глобальных проблем (экологических, ресурсных, ядерной безопасности). Предлагаемые для решения качественные задачи необходимо дополнить вопросами, направленными на развитие креативного мышления. Они должны включать выдвижение технических решений, их уточнение, отбор креативных идей, оценку их сильных и слабых сторон: «предложите возможные варианты…», «оцените…», «как изменится…», «разработайте…» и т.д.

При проведении лабораторных и практических работ и опытов следует предлагать обучающимся самостоятельно определять цель проведения работы, выдвигать гипотезы, планировать основные этапы проведения работы или опыта, анализировать полученные результаты, представлять их в различной форме (текста, таблицы, графика).

 

УЧЕБНИКИ

Г. Я. Мякишев - учебники для общеобразовательных учреждений базового и профильного уровня, 10-11 класс.

Структура базового курса физики задана стандартом содержания, а реализуется использованием учебников Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева и Н.Н. Сотского (Физика. Учебники для 10 и 11 класса). Содержание конкретных учебных занятий соответствует обязательному минимуму. Форма проведения занятий (урок, лекция, конференция, семинар и др.) планируется преподавателем. При проведении занятий я во многих случаях опираюсь именно на Мякишева, потому что его книги написаны хорошо, информация представлена полноценно и доступно, примеров приведено достаточное количество.

ЗАДАЧНИКИ

Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. Кирик Л.А.

 

Данное учебное пособие составлено в полном соответствии с программой и учебниками. Дидактические материалы предназначены для организации дифференцированной самостоятельной работы на занятиях физики. Содержит самостоятельные и контрольные работы по всем темам курса физики и предназначена для текущего контроля знаний. Все самостоятельные и контрольные работы составлены в 4 вариантах, отличающихся по уровню сложности заданий (начальный, средний, достаточный и высокий уровни). Учитывая индивидуальные способности обучающихся, учитель может давать эти задания выборочно. В течении учебного года обучающийся может переходить с одного уровня сложности на другой, более высокий. Огромный плюс для преподавателя и огромный минус для студента - решения к большинству задач вы вряд ли найдете даже в Интернете.

Задачи по физике для профильной школы. 10-11 классы - Кирик Л.А.

 

Книга содержит качественные, расчетные и олимпиадные задачи по физике для обучающихся. Эти задачи дифференцированы по сложности на 3 уровня. Книга структурирована максимально удобно для преподавателей и студентов. В книге представлен широкий набор как простых задач, так и задач повышенной трудности (в том числе и олимпиадных), что позволяет использовать сборник также на факультативах и при подготовке к олимпиадам.

 

Рымкевич: Физика. 10-11 классы. Задачник.

В сборник задач по физике включены задачи по всем разделам школьного курса для 10-11 классов. Расположение задач соответствует структуре учебных программ и учебников, переработанных под ФГОС. Прочитали тему в учебнике физики - прорешайте соответствующий параграф у Рымкевича. 

Конечно, есть еще тонны полезных и интересных книг, но лично для меня основу составляют именно эти книги. 

Готовясь к занятию, каждый из молодых преподавателей понимает, что какие-то фрагменты курса ему не очень известны, с какими-то категориями задач еще только предстоит разобраться, а определенные вопросы обучающихся вообще ставят в тупик. Самое главное, как мне кажется, — не бояться признаться себе, что твои знания не безграничны, а продолжать учиться (даже если ты учитель) — нормально и даже здорово!


 

Современное занятие физики: проектирование этапов занятия»

Современное занятие физики: проектирование этапов занятия»

ЗУН; – отношение к разным видам учебной деятельности; – отношение к разным формам учебной работы, в том числе не традиционным; – общая дисциплина обучающихся

ЗУН; – отношение к разным видам учебной деятельности; – отношение к разным формам учебной работы, в том числе не традиционным; – общая дисциплина обучающихся

VI. Спланировать контроль за деятельностью обучающихся на занятии , для чего продумать: – что контролировать; – как контролировать; – как использовать результаты контроля

VI. Спланировать контроль за деятельностью обучающихся на занятии , для чего продумать: – что контролировать; – как контролировать; – как использовать результаты контроля

ТИПЫ ЗАНЯТИЙ 1. Объяснение нового материала

ТИПЫ ЗАНЯТИЙ 1. Объяснение нового материала

На этом занятии проводится защита темы исследовательской работы, как правило, перед школьной научной конференцией

На этом занятии проводится защита темы исследовательской работы, как правило, перед школьной научной конференцией

Мякишева, потому что его книги написаны хорошо, информация представлена полноценно и доступно, примеров приведено достаточное количество

Мякишева, потому что его книги написаны хорошо, информация представлена полноценно и доступно, примеров приведено достаточное количество
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2024