Современные концепции воспитания:
1. Системы построения процесса воспитания (авторы В.А.
Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова). В этой концепции
воспитание рассматривается как управление процессом развития личности,
ее социализации. Личность ребенка находится в центре процесса воспитания,
главное в котором – создание условий для целенаправленного, протекающего
под социальным и педагогическим контролем систематического развития
человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
2. Системно (социально) – ролевая концепция развития личности
(автор Н.И. Таланчук). Н.М. Таланчук определяет воспитание в качестве
процесса человековедения (вести человека к идеалу), протекающий как
целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных
ролей, неизбежно выполняемых человеком в семье, коллективе, мире и Ясфере. Подготовка к «проживанию» этих ролей и есть наиважнейшая задача
воспитания.
3. Формирование образа жизни, достойной Человека (автор Н.Е.
Щуркова). Н.Е. Щуркова рассматривает воспитание как целенаправленное,
организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре
современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно
строить свою жизнь, достойную Человека. При этом именно воспитатель
выступает «предъявителем культуры». В цели воспитания Н.Е. Щуркова
закладывает триединство разумного, духовного и творческого: жизнь,
достойная Человека. Это, по ее мнению, жизнь, простроенная на вечных
ценностях, - Истине, Красоте и Добре, и служению им.
4. Воспитание ребенка как человека культуры и нравственности
(автор Е.В. Бондаревская). По мнению Е.В. Бондаревской, человек
формируется полностью тогда, когда он проживает в атмосфере культуры,
нравственности и сам эту культуру создает в себе и вокруг себя. Воспитание
определяется ею как процесс педагогической помощи ребенку в становлении
его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном
самоопределении. Особый акцент в концепции Е.В. Бондаревская делает на
слове «помощь», имея в виду активную позицию самого ребенка, которому
важно предоставить некое «пространство свободы», чтобы он имел право и
возможность выбора, будучи субъектом собственной душевной и духовной
жизни, ставшей результатом процесса восхождения его к высоким
ценностями ориентирам.
5. Педагогическая поддержка ребенка в процессе его развития (автор
О.С. Газман). О.С. Газман определяет воспитание как специально организованный процесс предъявления социально значимых, одобряемых
обществом ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения
активной педагогической поддержки. При этом такая помощь, такая
поддержка должны быть оказаны семьей, педагогами, ближайшим
окружением. Их усилия призваны помочь ребенку адаптироваться не только
в учебно-воспитательном процессе, но в социуме.
6. Концепция творческой самодеятельности личности (авторы: В.М.
Коротов, Б.Т. Лихачев). Концепция предполагает саморазвитие личности
школьника в условиях взаимодействия школы и семьи. Воспитание – это
общественное, исторически сложившееся явление. Воспитание – это
педагогический процесс. Воспитание – это самоизменение личности в
системе общественных отношений и в творчестве.
7. Гуманистическая концепция воспитания учащейся молодежи в
современном обществе (авторы: А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И.
Новикова). В данной концепции обосновываются эффективность
гуманистической воспитательной возможности школы и роль учителя как
старшего друга, который может оказать помощь и поддержку растущему
человеку; взаимодействие, сотворчество, сотрудничество.
8. Концепция самоопределения личности (А.Н. Тубельский). Данная
концепция предполагает личностное, личностное, жизненное,
профессиональное самоопределение в условиях школы. Свободу выбора,
внутреннюю свободу, риск, готовность к жизни, к труду надо воспитывать у
школьников в современных условиях развития рыночных отношений.
9. Концепция формирования научного мировоззрения учащихся (К.В.
Гавриловец).
Конструирование своего «Я» - главное в воспитании. Систематическое
самопознание и самореализация. Человек - мир, человек - природа, человек –
человек. Формирование «Я-концепций», «Я-личности».
К числу достаточно известных концепций также можно отнести
следующие концепции:
- Личностно-ориентированного воспитания (Бондаревская Е.В.,
Сериков В.В.).
- Философско-антропологическую концепцию (Библер В.С.).
- Синергетическую концепцию (Игнатова В.А.).
- Системного построения процесса воспитания (Караковский В.А.).
- Воспитания на основе потребностей человека (Созонов В.П.).
- Концепция воспитания как педагогического компонента
социализации личности ребенка (Рожков М. И., Байбородова Л. В.).
- Концепция самовоспитания школьника (Г.К. Селевко).
- Концепция воспитания на основе потребностей человека (В.П.
Сазонов).
- Концепция трудовой подготовки школьника (А.А. Сидельковский ) и
др.
2. Формы организации воспитательных систем школ.
Новая педагогика личностно-ориентированной парадигмой формирует
личность человека культуры. Организация воспитания в школах сегодня
осуществляется в следующих формах:
а) традиционный вариант - учитель имеет учебную нагрузку и классное
руководство.
б) освобожденный вариант - учитель ведет урок в своем классе, а на
параллелях занимается воспитательной работой.
в) вальдорфский вариант - учитель ведет главные предметы с 1 по 8
классы и одновременно является классным руководителем.
г) клубный вариант - школьная жизнь делится на учебную
(академическую) и воспитательную (клубную). Куратор занимается только
воспитанием в одном или нескольких классах.
д) социовариант - классный руководитель одновременно работает
социальным педагогом, то есть совмещает учебную и воспитательную
работу. Этот социальный педагог опекает детей и во внеучебное время.
3. Воспитательные системы в современных образовательных
пространствах.
Цель воспитания - это система решаемых воспитанием задач. По целям
и средствам их достижения воспитательные системы отличаются друг от
друга. Общую цель воспитания определяет государство, его идеология,
политика, достижения философской и педагогической мысли, уровень
общественной культуры, закономерности психофизического развития детей.
В каждом государстве существует несколько воспитательных систем, в
основе которых лежат авторские школы. Все системы рассматривают
личность в свете социализации, то есть приобщают ребёнка к ценностям
национальной культуры.
В современной России существуют следующие воспитательные
системы:
- вальдорфские школы - в основе взамодействия участников этой
воспитательной системы лежит принцип свободы;
- школы глобального образования – здесь целью является
формирование планетарного мышления;
- "педагогика общей заботы" – в основе лежит методика коллективных
творческих дел (технологии воспитания И.П. Иванова, В.А. Караковского,
Ф.Я. Шапиро);
- справедливые сообщества – это свободное общение администрации
учителей, учащихся и родителей (Л. Кольберг);
- школы диалога культур – в этих школах развивают учеников на
основе приобщения их к двум-трем разным культурам (технологии В.С.
Библера, С.Ю. Курганова);
- воспитательная система школы-комплекса - основана на
взаимодействии и сотрудничестве школы, учреждений культуры, спорта,
образования, производства. Дети занимаются спортом, музыкой, шахматами -
в коллективной и индивидуальной форме занятий;
- воспитательная система сельской школы - это особый стиль
взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, постоянные контакты
сельской школы с социумом, связь обучения с трудом (система воспитания
В.А. Сухомлинского в Павлышевской сельской школе);
- скаутизм как воспитательная система - добровольное движение,
связанное с патриотизмом, аполитичностью, веротерпимостью,
внеклассовым характером. Основные формы деятельности - походы,
военнизированные лагеря, трудовые десанты;
- пионерская организация;
- "педагогика успеха";
- гуманистическая воспитательная система В.А. Караковского и др.
Современная система в России - это традиционная воспитательная
система, приоритетом здесь является воспитательное обучение и обучающее
воспитание.
В основе всех воспитательных систем лежит концепция личностноориентированного воспитания с его главными целями:
1. Человек- главный объект воспитания.
2. Ориентация воспитания - общечеловеческие ценности, воспитание
человека, способного к сохранению и воспроизводству этих ценностей.
3. Воспитание целостной личности, способной к саморазвитию и
саморегуляции.
4. Опережающий характер целей воспитания, т.е. проектирование тех
качеств личности, которые потребуются ребёнку в будущем.
5. Человек является единством духовного, телесного и социального
начал, поэтому человек - это эпицентр культуры, высшая духовная ценность.
6. Учет национальной индивидуальности.
В данной системе человек должен формировать в себе базовые основы
культуры личности, которые включают в себя различные направления
воспитания: нравственное; трудовое; физическое; умственное; эстетическое.
Содержание воспитательной системы состоит из следующих
компонентов:
- мировоззренческий компонент;
- основные сферы жизнедеятельности человека (жизнь, здоровье, среда,
общество);
- материальные и духовные ценности культуры - общечеловеческие и
национальные компоненты;
- формирование опыта гражданского поведения;
- накопление опыта гуманного поведения;
- овладение детьми ситуациями со свободным выбором поступков;
- самовоспитание, самооценка, самоанализ личного поведения.
Основные функции личностно-ориентированного воспитания:
1. Социальная защита и охрана детства.
2. Создание условий для развития ребёнка как субъекта культуры и
собственного жизнетворчества.
3. Приобщение ребёнка к ценностям гуманитарной культуры и
воспитание духовности и нравственности.
4. Оказание помощи ребёнку в развитии его творчества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.