Современные концепции воспитания.
Оценка 4.9

Современные концепции воспитания.

Оценка 4.9
docx
08.03.2021
Современные концепции воспитания.
Современные концепции воспитания.docx

Современные концепции воспитания:

1. Системы построения процесса воспитания (авторы В.А.

Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова). В этой концепции

воспитание рассматривается как управление процессом развития личности,

ее социализации. Личность ребенка находится в центре процесса воспитания,

главное в котором – создание условий для целенаправленного, протекающего

под социальным и педагогическим контролем систематического развития

человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

2. Системно (социально) – ролевая концепция развития личности

(автор Н.И. Таланчук). Н.М. Таланчук определяет воспитание в качестве

процесса человековедения (вести человека к идеалу), протекающий как

целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных

ролей, неизбежно выполняемых человеком в семье, коллективе, мире и Ясфере. Подготовка к «проживанию» этих ролей и есть наиважнейшая задача

воспитания.

3. Формирование образа жизни, достойной Человека (автор Н.Е.

Щуркова). Н.Е. Щуркова рассматривает воспитание как целенаправленное,

организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре

современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно

строить свою жизнь, достойную Человека. При этом именно воспитатель

выступает «предъявителем культуры». В цели воспитания Н.Е. Щуркова

закладывает триединство разумного, духовного и творческого: жизнь,

достойная Человека. Это, по ее мнению, жизнь, простроенная на вечных

ценностях, - Истине, Красоте и Добре, и служению им.

4. Воспитание ребенка как человека культуры и нравственности

(автор Е.В. Бондаревская). По мнению Е.В. Бондаревской, человек

формируется полностью тогда, когда он проживает в атмосфере культуры,

нравственности и сам эту культуру создает в себе и вокруг себя. Воспитание

определяется ею как процесс педагогической помощи ребенку в становлении

его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном

самоопределении. Особый акцент в концепции Е.В. Бондаревская делает на

слове «помощь», имея в виду активную позицию самого ребенка, которому

важно предоставить некое «пространство свободы», чтобы он имел право и

возможность выбора, будучи субъектом собственной душевной и духовной

жизни, ставшей результатом процесса восхождения его к высоким

ценностями ориентирам.

5. Педагогическая поддержка ребенка в процессе его развития (автор

О.С. Газман). О.С. Газман определяет воспитание как специально организованный процесс предъявления социально значимых, одобряемых

обществом ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения

активной педагогической поддержки. При этом такая помощь, такая

поддержка должны быть оказаны семьей, педагогами, ближайшим

окружением. Их усилия призваны помочь ребенку адаптироваться не только

в учебно-воспитательном процессе, но в социуме.

6. Концепция творческой самодеятельности личности (авторы: В.М.

Коротов, Б.Т. Лихачев). Концепция предполагает саморазвитие личности

школьника в условиях взаимодействия школы и семьи. Воспитание – это

общественное, исторически сложившееся явление. Воспитание – это

педагогический процесс. Воспитание – это самоизменение личности в

системе общественных отношений и в творчестве.

7. Гуманистическая концепция воспитания учащейся молодежи в

современном обществе (авторы: А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И.

Новикова). В данной концепции обосновываются эффективность

гуманистической воспитательной возможности школы и роль учителя как

старшего друга, который может оказать помощь и поддержку растущему

человеку; взаимодействие, сотворчество, сотрудничество.

8. Концепция самоопределения личности (А.Н. Тубельский). Данная

концепция предполагает личностное, личностное, жизненное,

профессиональное самоопределение в условиях школы. Свободу выбора,

внутреннюю свободу, риск, готовность к жизни, к труду надо воспитывать у

школьников в современных условиях развития рыночных отношений.

9. Концепция формирования научного мировоззрения учащихся (К.В.

Гавриловец).

Конструирование своего «Я» - главное в воспитании. Систематическое

самопознание и самореализация. Человек - мир, человек - природа, человек –

человек. Формирование «Я-концепций», «Я-личности».

К числу достаточно известных концепций также можно отнести

следующие концепции:

- Личностно-ориентированного воспитания (Бондаревская Е.В.,

Сериков В.В.).

- Философско-антропологическую концепцию (Библер В.С.).

- Синергетическую концепцию (Игнатова В.А.).

- Системного построения процесса воспитания (Караковский В.А.).

- Воспитания на основе потребностей человека (Созонов В.П.).

- Концепция воспитания как педагогического компонента

социализации личности ребенка (Рожков М. И., Байбородова Л. В.).

- Концепция самовоспитания школьника (Г.К. Селевко).

- Концепция воспитания на основе потребностей человека (В.П.

Сазонов).

- Концепция трудовой подготовки школьника (А.А. Сидельковский ) и

др.

2. Формы организации воспитательных систем школ.

Новая педагогика личностно-ориентированной парадигмой формирует

личность человека культуры. Организация воспитания в школах сегодня

осуществляется в следующих формах:

а) традиционный вариант - учитель имеет учебную нагрузку и классное

руководство.

б) освобожденный вариант - учитель ведет урок в своем классе, а на

параллелях занимается воспитательной работой.

в) вальдорфский вариант - учитель ведет главные предметы с 1 по 8

классы и одновременно является классным руководителем.

г) клубный вариант - школьная жизнь делится на учебную

(академическую) и воспитательную (клубную). Куратор занимается только

воспитанием в одном или нескольких классах.

д) социовариант - классный руководитель одновременно работает

социальным педагогом, то есть совмещает учебную и воспитательную

работу. Этот социальный педагог опекает детей и во внеучебное время.

3. Воспитательные системы в современных образовательных

пространствах.

Цель воспитания - это система решаемых воспитанием задач. По целям

и средствам их достижения воспитательные системы отличаются друг от

друга. Общую цель воспитания определяет государство, его идеология,

политика, достижения философской и педагогической мысли, уровень

общественной культуры, закономерности психофизического развития детей.

В каждом государстве существует несколько воспитательных систем, в

основе которых лежат авторские школы. Все системы рассматривают

личность в свете социализации, то есть приобщают ребёнка к ценностям

национальной культуры.

В современной России существуют следующие воспитательные

системы:

- вальдорфские школы - в основе взамодействия участников этой

воспитательной системы лежит принцип свободы;

- школы глобального образования – здесь целью является

формирование планетарного мышления;

- "педагогика общей заботы" – в основе лежит методика коллективных

творческих дел (технологии воспитания И.П. Иванова, В.А. Караковского,

Ф.Я. Шапиро);

- справедливые сообщества – это свободное общение администрации

учителей, учащихся и родителей (Л. Кольберг);

- школы диалога культур – в этих школах развивают учеников на

основе приобщения их к двум-трем разным культурам (технологии В.С.

Библера, С.Ю. Курганова);

- воспитательная система школы-комплекса - основана на

взаимодействии и сотрудничестве школы, учреждений культуры, спорта,

образования, производства. Дети занимаются спортом, музыкой, шахматами -

в коллективной и индивидуальной форме занятий;

- воспитательная система сельской школы - это особый стиль

взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, постоянные контакты

сельской школы с социумом, связь обучения с трудом (система воспитания

В.А. Сухомлинского в Павлышевской сельской школе);

- скаутизм как воспитательная система - добровольное движение,

связанное с патриотизмом, аполитичностью, веротерпимостью,

внеклассовым характером. Основные формы деятельности - походы,

военнизированные лагеря, трудовые десанты;

- пионерская организация;

- "педагогика успеха";

- гуманистическая воспитательная система В.А. Караковского и др.

Современная система в России - это традиционная воспитательная

система, приоритетом здесь является воспитательное обучение и обучающее

воспитание.

В основе всех воспитательных систем лежит концепция личностноориентированного воспитания с его главными целями:

1. Человек- главный объект воспитания.

2. Ориентация воспитания - общечеловеческие ценности, воспитание

человека, способного к сохранению и воспроизводству этих ценностей.

3. Воспитание целостной личности, способной к саморазвитию и

саморегуляции.

4. Опережающий характер целей воспитания, т.е. проектирование тех

качеств личности, которые потребуются ребёнку в будущем.

5. Человек является единством духовного, телесного и социального

начал, поэтому человек - это эпицентр культуры, высшая духовная ценность.

6. Учет национальной индивидуальности.

В данной системе человек должен формировать в себе базовые основы

культуры личности, которые включают в себя различные направления

воспитания: нравственное; трудовое; физическое; умственное; эстетическое.

Содержание воспитательной системы состоит из следующих

компонентов:

- мировоззренческий компонент;

- основные сферы жизнедеятельности человека (жизнь, здоровье, среда,

общество);

- материальные и духовные ценности культуры - общечеловеческие и

национальные компоненты;

- формирование опыта гражданского поведения;

- накопление опыта гуманного поведения;

- овладение детьми ситуациями со свободным выбором поступков;

- самовоспитание, самооценка, самоанализ личного поведения.

Основные функции личностно-ориентированного воспитания:

1. Социальная защита и охрана детства.

2. Создание условий для развития ребёнка как субъекта культуры и

собственного жизнетворчества.

3. Приобщение ребёнка к ценностям гуманитарной культуры и

воспитание духовности и нравственности.

4. Оказание помощи ребёнку в развитии его творчества.


 

Современные концепции воспитания: 1

Современные концепции воспитания: 1

Особый акцент в концепции Е.В.

Особый акцент в концепции Е.В.

Свободу выбора, внутреннюю свободу, риск, готовность к жизни, к труду надо воспитывать у школьников в современных условиях развития рыночных отношений

Свободу выбора, внутреннюю свободу, риск, готовность к жизни, к труду надо воспитывать у школьников в современных условиях развития рыночных отношений

Куратор занимается только воспитанием в одном или нескольких классах

Куратор занимается только воспитанием в одном или нескольких классах

Ф.Я. Шапиро); - справедливые сообщества – это свободное общение администрации учителей, учащихся и родителей (Л

Ф.Я. Шапиро); - справедливые сообщества – это свободное общение администрации учителей, учащихся и родителей (Л

Воспитание целостной личности, способной к саморазвитию и саморегуляции

Воспитание целостной личности, способной к саморазвитию и саморегуляции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2021