Современные коррекционно – развивающие технологии обучения
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Учитель всегда был центральной фигурой в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагог не будет стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большей степени зависят от готовности и способности учителя изменять свою деятельность, осваивая новшества. Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения, дети с особыми образовательными потребностями имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучении.
Задача - педагогов по адаптированным программам состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Система коррекционно-развивающего обучения направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их уровню умственной деятельности.
Какие же современные коррекционно - развивающиеся технологии, можно использовать, работая с детьми с интеллектуальными нарушениями?
Технология уровневой дифференциации.
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.
Главная задача – предоставить учащимся возможность самим определить объём учебного материала (не ниже требований стандарта) по предмету. Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.
Обучающиеся по адаптированным программам очень неоднородны по своим возможностям в усвоении программного материала. Основными причинами такой неоднородности являются дефекты и нарушения в интеллектуальном развитии учащихся, а также условия семейного и дошкольного воспитания.
Учитывая разные возможности школьников с нарушением интеллекта в усвоении программного материала, необходимо осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Все ученики с особыми образовательными потребностями нуждаются в дифференцированном подходе, который предполагает различные виды помощи учащимся, различные модификации методов и приёмов обучения. Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике. Проблема индивидуального и дифференцированного подхода будет оставаться актуальной всегда, т. к. значительная неоднородность состава учащихся специальной (коррекционной) школы является её специфической особенностью.
В качестве примера приведу задания по развитию речи тема «Кустарники» Базовый уровень:
Расскажи о шиповнике
1 К какому виду растений он относится?
2 Назовите части растения.
3 Как человек использует это растение?
Минимально-допустимый уровень:
Расскажи о шиповнике
Что это: дерево, кустарник, травянистое растение?
В почве ………………… удерживают ……………………… .
Вверх растут тонкие …………………… .
Весной ветки покрываются ……………………………….. .
Летом на ветках …………….. распускаются …………………. .
Осенью на месте цветов появляются …………………. .
………………… шиповника очень …………….. .
Письмо
Базовый уровень
Прочитай слоги, дополни до слова.
Запиши.
Минимально-допустимый уровень Прочитай слоги (даны разные слоги), составь из них слова. Запиши в тетрадь.
Счёт
Базовый уровень Реши задачу.
Ребята посадили около школы 10 тополей , и 6 клёнов. Сколько всего деревьев посадили школьники?
Минимально-допустимый уровень
Оказывается помощь в составлении краткой записи
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя при проведении индивидуальных коррекционных занятий более продуктивной и эффективной.
- Всё более широкое распространение получает применение ИКТ на уроках и внеклассных мероприятия.
Здоровьесберегающие технологии.
Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с особыми образовательными потребностями, но и повысить эффективность учебного процесса.
Одним из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является игра. Именно игра лежит главной движущей силой познания окружающего мира для данной категории детей.
Использование игры учащимися с умственной отсталостью помогает вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем формированию познавательного интереса к предмету.
В коррекционной школе направлены на организацию учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
Технология проектного обучения
По определению проект - это совокупность определенных действий, замысел для создания реального объекта, предмета, создание какого-то продукта. Это всегда творческая деятельность. Тематика и содержание проектов для детей данной категории могут быть очень разнообразны. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев). Используя метод проектов в работе с детьми с , необходимо помнить, что проект – это продукт сотрудничества и сотворчества учителей, детей, родителей. В условиях нашего класса сотрудничество с родителями стоит на первом месте. Мы с родителями работаем очень слажено. Конечно, большая часть ложится на плечи педагога. Он направляет учащихся, готовит дополнительный материал, а родители при его выполнении – главные помощники. Важно, чтобы задания были не слишком трудоёмкими и выполнялись с «желанием и радостью».
Защита проекта всегда самый сложны й процесс . На защиту можно пригласить родителей, учащихся другого класса. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка. Родители помогают защищать проекты детям. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов школьника.
Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют в дальнейшем успешному обучению и социализации.
Роль взрослого на этом этапе - развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать её. Значимость проектной деятельности заключается в том, что: педагог предоставляет детям возможность проявлять познавательную активность.
Вывод: Коррекционно- развивающие технологии, применяемые в нашем учреждении содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения ,что даёт новый эффект в совершенствовании учебного процесса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.