СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, содействующих развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, чтобы ученик стал активным участником учебного процесса, а мы учителя являлись организаторами познавательной деятельности ученика. Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения. Ученик самоутверждается как личность. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес.
В связи с переходом на профильное обучение, модернизация общего образования требует от учителя высокого уровня преподавания с использованием различных методов обучения.
Согласно Хуторскому А.В. педагогические инновации подразделяются на различные типы и подтипы. Например, по отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей, относят следующие методы:
· проблемного обучения,
· разноуровневого обучения;
· игрового обучения;
· информационно-коммуникативные технологии;
· проектные технологии.
Данные методы способствуют развитию познавательных и творческих интересов у учащихся.
Информационно- коммуникационные технологии.
Использование информационных и коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения биологии.
Информационные технологии можно использовать на различных этапах урока: для проведения разминки, на этапе объяснения нового материала, закрепление изучаемой темы, повторения пройденных тем, проведения лабораторных работ.
Информационные технологии делают уроки яркими и содержательными, развивают познавательные способности учащихся и их творческие силы. Эти задачи решаются через технологию мультимедийных уроков.
Формированию информационных компетенций способствует применение интерактивного комплекса. Благодаря интерактивной доске дети учатся с большим интересом. Их результаты улучшаются. Чтобы выбрать объект. Или передвинуть изображение, ребятам достаточно просто коснуться поверхности доски. Одним только прикосновением они могут работать с моделями молекул, клетками, а с помощью маркера они могут писать на экране.
Дети быстро привыкают к интерактивной доске. Большой экран позволяет работать всем вместе. Учащиеся могут делать записи на доске, рисовать поверх приложений, выделять главные мысли.
Я заметила, что благодаря появлению в классе интерактивной доски меняются все ученики. Ребенок, который раньше тихо сидел за последней партой, вдруг становится активным и начинает мыслить. Ученик, который вечно срывал уроки, направляет свою энергию на работу со своими одноклассниками. А тот, кому просто тяжело учиться, находит новые возможности для самовыражения.
Кроме интерактивного комплекса, на своих уроках при проведении лабораторных работ я использую цифровой микроскоп.
Он дает возможность:
1. изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация может быть выведена на монитор компьютера;
2. использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;
3. использовать разноуровневые задания для учащихся одного класса;
4. изучать объект в динамике;
5. создавать презентационные видеоматериалы по изучаемой теме;
6. использовать изображения объектов на бумажных носителях в качестве раздаточного материала.
С его помощью можно наблюдать крупные микроорганизмы, клетки, выводить на монитор компьютера увеличенные изображения и сохранять их в виде неподвижных кадров или видеороликов.
Успешному использованию новых технологий в процессе обучения будет способствовать широкий обмен опытом между преподавателями.
Свое выступление я хочу закончить словами известного математика и педагога Д.Пойя: «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.