Современные методы педагогической диагностики

  • docx
  • 04.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Современные методы пед. диагностики.docx

Современные методы педагогической диагностики в соответствии с ФГОС.

 

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач.

Педагогическая диагностика в профессиональной работе педагога выполняет две главные функции:

1) поставляет достоверную информацию учителю для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект;

2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути их коррекции.

В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражающая положения стандарта:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- поиск средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Педагогическая диагностика, которую учитель обязан проводить трижды в течение каждого года обучения:

- в начале учебного года;

- по результатам I полугодия;

- в конце года — проверяет также умение школьника применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

 

В зависимости от задач изучения, применяемые методы педагогической диагностики подразделяются:

1. Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности): анкетирование, анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.

2. Диагностические (для количественного измерения): шкалирование, тестирование (тесты общих умственных способностей, умственного развития; тесты специальных способностей в различных областях деятельности; тесты обученности, успеваемости, академических достижений; тесты для определения отдельных качеств личности (памяти, мышления, характера и др.); тесты для определения уровня воспитанности, (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств)).

3. Экспериментальные (для объяснения психических явлений). Этот метод применяется, в основном, в научной работе в области педагогики. Также он может использоваться в повседневной деятельности преподавателя для проверки эффективности новых и оптимизации хорошо зарекомендовавших себя приемов работы.

4. Формирующие (для выявления возможностей развития): анализ, программирование, сообщение результатов.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность основных образовательных результатов личностных, метапредметных (универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств, требует изучения и разработки диагностики результатов образовательного процесса.

Проведение педагогической диагностики и ее анализ - дело, безусловно, достаточно трудоемкое, но если учитель задумывается о действительных результатах своей педагогической деятельности, хочет достичь результатов, определенных в новом стандарте начального образования, педагогическая диагностика оказывает помощь, которую трудно переоценить.

 

Личностные УУД

Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка

«Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка» предназначена для организации наблюдения за детьми младшего школьного возраста. Ее целью является наблюдение за личностными особенностями детей. Протокол наблюдения заполняется на каждого ребенка. Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу.

Инструкция

Провести наблюдение за ребенком (примерно в течение 1-2 недель) по следующим  показателям: 

особенности самовыражения ребенка; 

особенности общения со сверстниками и взрослыми;

сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности. Отметьте кружком или галочкой характерные проявления данного ребенка. Наиболее яркие особенности по каждому показателю можно выделить (подчеркнуть).

 

 

Фамилия, имя ребенка, дата рождения (возраст). Дата обследования

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности самовыражения ребенка

1. Поведение

·         Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство

·         Пассивность, замкнутость, безразличие

·         Беспокойство, возбудимость

2.Эмоции

·         Положительно окрашенные

·         Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)

·         Частая смена эмоций

 

Особенности общения со взрослыми

·         Непосредственность, искренность, эмоциональная близость

·         Ощущение дистанции, понимание условной роли воспитателя, послушание

·         Неприятие роли воспитателя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность

 

Особенности общения со сверстниками

1. Личностное общение:

·         Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба

·         Трудности в установлении контактов, конфликтность, агрессивность

·         Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов

2. Деловое общение:

·         Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

·         Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

 

 Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности

1.Мотивация

Особенности мотивов:

·         Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)

·         Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой)

·         Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)

·         Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью)

·         Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)

Виды мотивов:

·         Мотивы достижения успеха

·         Мотивы избегания неудач

·         Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы)

2. Произвольность

Особенности восприятия образца и правила:

1.     Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием

2.     Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца

Особенности решения учебной задачи:

·         Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу

·         Принимает, но не удерживает учебную задачу

·         Не принимает учебную задачу.

·         Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения

Степень самостоятельности:

·         Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)

·         Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития)

·         Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания

Саморегуляция

·         Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого

·         Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого

3. Отношение к помощи со стороны взрослого

·         Принимает помощь взрослого

·         Не принимает помощь взрослого

 

Выводы:

__________________________________________________________________

Рекомендации:

родителям________________________________________________________

 

Помощь специалистов (психолога, логопеда, психоневролога), в которой нуждается ребенок _______________________________________________

 

ФИО экспериментатора, подпись

_____________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­




 

Посмотрите также