Реферат по дисциплине:
«Современные технологии обучения физике. Инновации в школьном физическом образовании»
По теме:
«Педагогические технологии: личный опыт использования»
Исполнитель:
Янкович Н.В.
Москва 2020 год
Содержание
Введение стр.3
1. Особенности преподавания физики в учреждении СПО стр. 4
2. Урок-представление «День учёного» стр. 7
3. Урок-эксперимент стр.8
4. Здоровьесберегающие технологии стр.9
Заключение стр. 12
Список литературы стр. 13
Введение
Новые веяния пришли с новым 21-м веком и в российское образование. Появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему учить, новые педагогические технологии, приёмы, методы, новые взгляды на взаимоотношения преподавателя и студента. Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность обучающихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы студентам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире.
В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса обучающихся к предметам естественного цикла. Такое явление в условиях научно-технической революции и расширяющегося процесса информатизации общества кажется парадоксальным.
· Одни (60,2% от 100 опрошенных студентов) ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в будущем.
· Другие (5,3% опрошенных) считают, что на уроках изучаются вопросы, уже известные им из книг, журналов, телевизионных передач.
· Третьи (34,5%) жалуются на сложность предметов, они не видят особого смысла заставлять себя учить формулировки и ломать голову над задачами.
· Нередко высказывается мысль, что это достаточно специальные предметы, которые не нужны ста процентам населения, а потому их следует изучать в школе по выбору.
Экспертиза нынешнего состояния курса физики показывает:
– слабую
мировоззренческую, политехническую и гуманитарную направленность (он мало
способствует развитию мышления, нравственному и эстетическому воспитанию,
формированию диалектического подхода к окружающему миру);
– явно недостаточную ориентацию на жизненно важные проблемы, и прежде всего на
проблемы экологического образования;
– недостаточную мотивированность (не знакомые с общей картиной, обучающиеся часто
не понимают, зачем изучаются те или иные частные вопросы; кроме того, многие
понятия начинают формироваться слишком поздно, без учета возрастных
интересов обучающихся);
– отсутствие подхода,
учитывающего интересы и способности обучающихся (в результате чего для одних
курс физики оказывается слишком сложным, а для других, напротив скучен и
неинтересен).
Перед средним профессиональном образованием России поставлена задача подготовки специалистов и рабочих, способных перемещаться с одного вида профессиональной деятельности на другой, совмещать различные трудовые функции, обладать совокупностью знаний в разных областях. Но чтобы сформировать знающих, ищущих, критически мыслящих, свободно ориентирующихся в быстро изменяющемся обществе специалистов, необходимо как можно шире использовать различные педагогические технологии.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей применения современных педагогических технологий на уроках физики данной работы с учетом личного опыта преподавания.
1. Особенности преподавания физики в СПО
Я работаю в ОЛТКГА имени А.В. Ляпидевского, преподаю физику. Сейчас, когда страна находится в сложных условиях государственного и политического переустройства, в экономике развиваются рыночные отношения, система среднего профессионального образования претерпевает модернизацию. Зачастую в колледж приходит слабо подготовленный, не имеющий желания учиться и не умеющий учиться контингент. Часто это сопровождается сложностями в семье ( много сирот, малообеспеченных, имеющих проблемы в воспитании), несовершенством системы образования в удаленных уголках России и т.д. У детей нет знаний, умений, ответственности, мотивации к учению. Это большая проблема.
В связи с этим, перед преподавателем возникают следующие вопросы.
Как заинтересовать студентов? Как мотивировать их к учёбе?
Для наших курсантов-первокурсников « Вхождение» в мир физики начинается с анкетирования.
Прошу курсантов ответить на следующие вопросы:
1. На какое место среди общеобразовательных дисциплин вы бы поставили физику?
2. Нужна
ли физика в вашей будущей профессии?
3.Какой раздел физики вы знаете лучше всего?
А) механика;
Б) постоянный ток;
В)
оптика
4. При возникновении трудностей с домашнем заданием по физике кто
оказывал вам помощь?
А) родители
Б) братья, сестры, тёти (родственники)
В) одногруппники
Г) друзья
Д) другие
Е)никто
5. Сколько времени вы выполняете домашнее задание по физике?
Результаты следующие:
1.Студенты ставят физику на 3-4 место
2. 37%- нет; 63%- да
3. Механика
4. А) родители-23%
Б) родственники-22%
В) одногруппники-17%
Г) друзья-9%
Д) другие- 3%
Е) никто-23%
5) 20-30 минут - среднее время
В конце изучения дисциплины физика проводится повторное анкетирование. На вопрос: « Нужна ли физика в вашей будущей профессии?» «Да» - отвечают 99,7%
Так как конечной целью обучения в СПО является подготовка специалиста, его высокая квалификация возможна лишь при сформированном мотивационном отношении к учёбе, к каждому предмету. Мотивация у курсантов на протяжении учебы может меняться.
В начале обучения уровень мотивации учебной деятельности по физике невысок. Познавательные интересы аморфны ( как известно, сильные и слабые курсанты различаются не по уровню интеллекта, а по мотивации учебной деятельности) Необходимо от неустойчивой мотивации и преобладания мотивации боязни неудачи переходить к ситуации успеха.
Для этого необходимо развивать интерес к дисциплине – физика.
Считаю, что особое внимание на занятиях при обучении по дисциплине «Физика» следует уделять активным формам и методам обучения.
2. Урок - представление «День учёного».
При проведении данного занятия группа разбивается на 3 команды. На уроках - представлениях – «День ученого» курсанты знакомят остальных с собранным материалом. Были представлены М. Фарадей, М. В. Ломоносов, Н. Тесла и др.
В ходе творческого этапа курсанты, объединившись в группы по интересам и возможностям, выполняли работу:
- биография ученого
- составление картотеки статей об ученом
- составление краткой монографии открытий
- знакомство с практическим опытом ( с возможного воспроизведения одного из экспериментов.)
Важными составляющими занятия были создание психологического настроя и мотивационный этап, работа над портретом ученого, сообщение темы и цель занятий и мотивация работы в творческом этапе, практическая деятельность (проведение эксперимента.)
В результате проведения таких уроков - представлений ученых у курсантов появился огромный неподдельный интерес к личностям ученых, их открытиям. Курсанты, стараясь как можно полнее и интереснее представить ученого, оформить выполненную в творческом этапе работу оригинально и красочно, с использованием фото и видео материалов, выставок книг и тд.
Практическая часть уроков – представлений ученых содержит эксперимент. Иногда это демонстрация, иногда небольшая практическая работа, иногда занимательные опыты и др. На таких занятиях каждый курсант в зависимости от своих способностей проявил творчество и испытал «ситуацию успеха».
3. Урок-эксперимент.
Считаю, что необходимо со студентами заниматься на уроках и экспериментом. Наши уроки из цикла « Физическая лаборатория. Опыт и эксперимент» пользуются особой любовью курсантов.
В ходе творческого этапа курсанты:
- ищут и выбирают интересные опыты (часто из занимательных опытов по физике)
- ищут и подбирают необходимые приборы, составляют описание эксперимента.
- составляют инструкцию по ТБ для своих опытов.
На уроках «Физическая лаборатория. Опыт и эксперимент» курсанты иногда проводят эксперимент сами, а выводы делают другие группы, иногда по описаниям, составленным в ходе творческого этапа эксперимент проводит другая группа, иногда все эксперименты связаны с одним предметом – ( например, с пластиковой бутылкой) Вариантов много.
Результаты и эффекты , полученные на уроках « Физическая лаборатория. Опыт и эксперимент», связаны с активностью студентов, инновационной деятельностью, успешной реализацией образовательных задач.
Такие и подобные формы и методы обучения позволяют успешно решать следующие задачи:
· разработка творческих заданий, требующих нестандартных решений и самостоятельного поиска источников информации.
4. Здоровьесберегающие технологии.
Эффективность воспитания и обучения курсантов зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития личности. Конечно, многое зависит от исходного состояния здоровья курсанта, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности.
Поэтому большое внимание на уроках физики я уделяю здоровьесберегающим технологиям.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые мной в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса (обстановка и гигиенические условия в группе, поза обучающегося, чередование позы);
- технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности курсантов (правильная организация урока, использование каналов восприятия, учёт зоны работоспособности обучающихся, распределение интенсивности умственной деятельности);
- психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности (снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического климата на уроке, личностно-ориентированные технологии).
Следуя принципам здоровьесбережения обучающихся, решаю на уроках физики такие задачи, как:
- снятие учебных перегрузок курсантов, приводящих их к состоянию переутомления;
- охрана и укрепление психического здоровья обучающихся (предупреждение стрессов, распространения среди обучающихся вредных привычек, зависимостей);
- формирование культуры здоровья обучающихся.
Мной проводятся здоровьесберегающие уроки по физике двух видов:
- урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью.
-стандартный хорошо продуманный методически урок по физике, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором стремлюсь:
- полноценно выполнить учебную программу;
- формировать у обучающихся интерес к своему предмету;
- установить с обучающимися доверительные, партнерские отношения;
- продумывать урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта;
- максимально использовать индивидуальные особенности обучающихся для повышения результативности их обучения.
До начала урока на перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, учебного оборудования, освещённость, а также при необходимости проветриваю помещение. Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования ученых позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Поэтому в кабинете физики используются бежевые тона. На стенах нет ничего лишнего, потому что это вызывает тревогу, раздражение обучающихся.
С первых минут урока, с приветствия стремлюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
На уроках чередую разные виды учебной деятельности: опрос обучающихся, запись формул, законов, понятий, чтение материала в учебнике, слушание, ответы на вопросы, решение задач, рассматривание наглядных пособий, проведение демонстрационных опытов и экспериментов. При этом использую различные виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельную работу, аудиовизуальный, практическую работу. Это снимает проблемы переутомления и отсутствия интереса к изучаемой теме.
Заключение
Актуальной проблемой современного образования является формирование и развитие познавательных интересов учащегося, личность которого является центральной фигурой образовательного процесса, и так как именно интерес к познавательной деятельности, воспитанный в процессе обучения, впоследствии станет основой для развития способности ученика в любых условиях идти в ногу со временем.
В настоящее время используется несколько технологий бучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше ,а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.
На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий, что существенно повышает эффективность образовательного процесса, делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации и интеллектуальных способностей обучающихся.
Список литературы
1. Кудрявцева А. Г. Современные педагогические технологии как основа качественной подготовки квалифицированных специалистов на основе реализации ФГОС // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). – Уфа: Лето, 2014. – С. 167-173.
2. Галеева, Н.Л. Образовательная технология ИСУД / Н.Л. Галеева. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 220 c.
3. «Обучение деятельности на уроках физики» Е.А. Румбешта, ж. «Физика в школе» №7. 2003.
4. «Экспериментальные задания» В.Ф. Шилов. Ученические мини-проекты).Intel Обучение для будущего, Москва 2004
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
6. http://yandex.ru/yandsearch?text=проектноя%20технология&clid=1882611&lr=2
7. http://nsportal.ru
8. http://murzim.ru/nauka/pedagogika
9. http://www.imc-new.com
10. http://yandex.ru/yandsearch?text
11. http://festival.1september.ru
12. http://works.tarefer.ru
13. http://www.moluch.ru
14. http://charko.narod.ru
15. http://mariyakuznec.ucoz.ru
16. http://www.bibliofond.ru/view.aspx
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.