Современные образовательные методы, технологии и их возможности в организации учебно-познавательной деятельности учащихся
Оценка 4.7

Современные образовательные методы, технологии и их возможности в организации учебно-познавательной деятельности учащихся

Оценка 4.7
docx
13.05.2023
Современные образовательные методы, технологии и их возможности в организации учебно-познавательной деятельности учащихся
Современные образовательные методы.docx

Современные образовательные методы, технологии и их возможности в организации учебно-познавательной деятельности учащихся

                                                                   

 

В современных условиях общеобразовательная школа должна сформировать у учащихся не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых. С середины прошлого столетия в педагогический лексикон прочно вошёл термин «педагогические технологии». Именно использование современных педагогических технологий даёт возможность формировать у учащихся готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.

Что же такое педагогическая технология? Существует множество определений данного понятия.

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя

Однако в понимании самого термина «педагогическая технология» и в его употреблении до сих пор существуют разногласия. Педагогическую технологию рассматривают и как науку о наиболее рациональных путях обучения, и как систему принципов обучения, и как технику реализации процесса обучения. Термин «педагогическая технология» иногда употребляют в качестве синонима термину «педагогическая система», а иногда приравнивают к методикам.

Конечно, невозможно ученика обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных.

ü  1.  Информационно – коммуникационная технология;

ü  2.  Технология развития критического мышления;

ü  3.  Проектная технология;

ü  4.  Технология развивающего обучения;

ü  5.  Здоровьесберегающие технологии;

ü  6. Технология проблемного обучения;

ü  7.    Игровые технологии;

ü  8.    Модульная технология;

ü  9.    Технология мастерских;

ü  10.    Кейс – технология;

ü  11.    Технология интегрированного обучения;

ü  12.    Педагогика сотрудничества;

ü  13.    Технологии уровневой дифференциации; 

ü  14.    Групповые технологии;

ü  15.    Традиционные технологии (классно-урочная система) и дугие.

Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.

Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.

И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий.

В своей педагогической деятельности я использую некоторые элементы педагогических технологий, которые активизируют познавательную деятельность учащихся:

o        Технология проблемного обучения;

o        Информационно – коммуникационная технология;

o        Технология развития критического мышления;

o        Проектная технология;

o        Игровые технологии;

o        Здоровьесберегающие технологии;

o        Технология интегрированного обучения;

o        Технология опорных схем.

Технология проблемного обучения

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах:

- проблемное изложение;
- частично-поисковая деятельность;
- самостоятельная исследовательская деятельность

Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям :

1.              Проблемные вопросы;

2.              Проблемные задачи;

3.              Проблемный эксперимент.

Проблемные вопросы - это такие вопросы, с помощью которых создается проблема. Проблемный вопрос отличается от информационного тем, что он ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает к поиску неизвестного, нового знания. Вопрос может входить в структуру проблемной задачи, выполняя функцию ее требования, и выступать как относительно самостоятельная форма мысли, как отдельное  высказывание, требующее ответа. При решении проблемных вопросов требуется (без выполнения расчетов) объяснить то или иное физическое явление или предсказать, как оно будет протекать в определенных условиях. Как правило, в таких вопросах нет числовых данных. Отсутствие вычислений позволяет сосредоточить внимание учащихся на физической сущности явления. Решение проблемных вопросов способствует воспитанию у учащихся внимания, наблюдательности и развитию графической грамотности.

При решении проблемных задач ответ на поставленный вопрос не может быть получен без вычислений. Проблемная задача — это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов физики, качественногo и количественного анализа с подсчетом тех или иных числовых характеристик процесса. Их реше­ние имеет большое воспитательное значение, так как с помощью проблемных задач можно познакомить учащихся с достижениями науки и техники, воспитывать трудолюбие, настойчивость, волю, характер, целеустремленность. Процесс решения задач также является средством контроля знаний и умений учащихся.

При выполнении проблемного эксперимента по­является возможность установить причинно-след­ственные связи между явлениями, а также между величинами, характеризующими свойства тел. В соответствии с целями и задачами исследования эксперимент может быть количественным или качественным, демонстрационным, исследовательским, техническим или научным.

Особенность создания проблемных ситуаций: вопрос (задача, эксперимент)  становится проблемным при определенных условиях: он должен содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного; вызывать удивление при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворенность имеющимися знаниями и умениями.

В общем виде структура проблемного урока выглядит следующим образом:

1) подготовительный этап;

2) этап создания проблемной ситуации;

3) осознание учащимися темы или отдельного вопроса темы в виде учебной проблемы;

4) выдвижение гипотезы, предположений, обоснование гипотезы;

5) доказательство, решение и вывод по сформулированной учебной проблеме;

6) закрепление и обсуждение полученных данных, применение этих знаний в новых ситуациях

Данная технология позволяет:

активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке;

сформировать стойкую учебную мотивацию;

использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;

повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.

 

2. Информационно-коммуникационные технологии в обучении

Главным преимуществом информационно-коммуникационных технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося.

 Информационно-коммуникационные технологии могут использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, домашнее задание.

В процессе преподавания физики информационные технологии могут использоваться в различных формах:

1. Во время изучения нового материала используются графики, схемы, модели явлений, презентации, электронные образовательные ресурсы.

2. Предлагаются учащимся исследовательские и проблемные задания. В ходе выполнения задания учащиеся планируют и проводят компьютерный эксперимент, который позволяет выявить зависимость или установить факт. Такие задания наиболее эффективны, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы,  активизируя свою познавательную деятельность.

         Для демонстрации сложных экспериментов, обработки результатов, отображения результатов эксперимента (броуновское движение, опыт Резерфорда).

         При решении задач. Используются готовые задачи с решениями, задачи с подсказками.

         При проведении лабораторных работ.

          Для контроля и оценки знаний и умений учащихся используются тесты.

·                    подготовка к ЦТ;

·                    творческие задания с использованием Интернета.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения, экономят время на уроке, позволяют развивать интерес к предмету.

 

Технология развития критического мышления

 

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

Технология развития критического мышления позволяет решать задачи:

-образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

-информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

-социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Методические приемы для развития критического мышления, включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес учеников к предмету, развивают социальные и индивидуальные навыки.

Основа технологии развития критического мышления - три фазы:

Осмысление содержания,Рефлексия
 ВЫЗОВ
 

 

 

 

 


Стадии

Методические приемы

Деятельность  учителя

Деятельность учащегося

I стадия  

Вызов

(пробуждение имеющихся знаний,  интереса к получению новой информации) 

Парная мозговая атака.

Групповая мозговая атака. Ключевые термины.

Свободное письменное задание.

Таблица «Знаю - хочу узнать - узнал»

Плюс-минус-вопрос.

Верные и неверные утверждения

Корзина идей

Кластер

Ключевые термины

·         выступает в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять.

·         внимательно выслушивает  их ответы

актуализирует и обобщает имеющиеся знания по данной теме или проблеме;

задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

В своей педагогической деятельности я использую не все приемы, а только некоторые с учетом специфики преподаваемых предметов.

 

I стадия вызова

Во время работы на этой стадии принимаются все версии. Дети включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Ребенок ставит перед собой вопрос «что я знаю? по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.

 

Парная мозговая атака.

Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова». На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме; на втором – учащиеся обмениваются информацией. Педагогический опыт показывает, что парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Кроме того, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

 «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

 «Корзина» идей.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Кластер.

 Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Ключевые термины.

Обучающиеся, используя ключевые слова, записанные на доске, прослушав материал, должны распределить их в определённой последовательности, а затем  на этапе осмысления найти подтверждения своим предложениям, прочитав параграф учебника.

II стадия осмысления.

Стадии

Методические приемы

Деятельность  учителя

Деятельность учащегося

II стадия

Осмысление содержания

(получение новой информации)

Инсерт-система маркировки текста.

Таблица «Знаю - хочу узнать - узнал» - Чтение с остановками.

Бортовые журналы.

Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

« Дерево предсказаний».

«Шесть шляп мышления».

Приём «Кубик»

«Двухчастный и трехчастный дневник»

·         поддерживает  у обучающихся активность

·         выступает в роли консультанта

получает новую информацию;

осмысливает ее;

соотносит  с уже имеющимися знаниями.

На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть ученик получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель с помощью приёмов технологии критического мышления.

 

Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения:

 ٧ – уже знал

  + - новое

  - - думал иначе

  ? – не понял, есть вопросы

٧

+

 –

?

Поставьте на  полях знак, если то, что вы читаете соответствует тому, что вы знаете

Поставьте на полях

знак, если то, что вы читаете, является для вас новым.

Поставьте на полях

знак, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что знаете.

Поставьте на полях

знак, если то, что вы читаете непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.

Целесообразно на уроке использовать таблицу.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  • кто...
  • что...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • как звали...
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно...
  • дайте объяснение, почему...
  • почему вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • в чем разница...
  • предположите, что будет, если...
  • что, если...

Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".

2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".

3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам.

Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

 

Знаю

Хочу знать

Узнал

 

Прием "Кубик"

Данный прием используется на этапе осмысления. Этот приём :

– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;

– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;

– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)

2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)

3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)

4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)

5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)

6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмысливать ту или иную тему занятия. Учащиеся выступают с групповым сообщением.

 

 

3 стадия рефлексии

 

Стадии

Методические приемы

Деятельность  учителя

Деятельность учащегося

III стадия

  Рефлексия

(осмысление, рождение нового знания)

·         Синквейн

·         Эссе

·         Дискуссия

·         Круглый стол

·         «РАФТ»

·         возвращает  учащихся к первоначальным записям – предположениям.

·         вносит изменения, дополнения.

·         даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

·         соотносит «новую» информацию со «старой»; используя задания, полученные на стадии осмысления

·         обобщает полученную информацию

 На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д. 

«Синквейн» происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), которое пишется по определённым правилам. Синквейн используется для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

Правила написания синквейна:

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема (обычно существительное);

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия) -  описание темы (слова можно соединять союзами и предлогами);

3 строчка – три слова (глаголы):  действия, относящиеся к теме;

4 строчка – четыре слова – фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке;

 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

Образовательные результаты

·         умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

·         пользоваться различными способами интегрирования информации;

·         задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

·         решать проблемы;

·         вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

·         выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

·         аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

·         способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

·         брать на себя ответственность;

·         участвовать в совместном принятии решения;

·         выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

·         умение сотрудничать и работать в группе и др.

4. Проектная технология

 

Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся:

ü  самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

ü  учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

ü  приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

ü  развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

ü  развивают системное мышление.

   Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Можно выделить несколько типов проектов:

По продолжительности различают:

• минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;

• краткосрочные — на 4-6 уроков;

• недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

• долгосрочные (несколько месяцев) выполняются, как правило, во внеурочное время.

По количеству участников проект может быть групповым и персональным.

По доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся проект бывает:

• практико-ориентированный;

• исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

• информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);

• творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения и т.п.

• ролевой проект — различные  деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

По комплексности проекты могут быть монопроектами, межпредметными и надпредметными. 

Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности.

 Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и вполне укладываются в классно-урочную систему. А также протекают под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

Надпредметные проекты - выполняемые на стыках областей знаний. Выходят за рамки школьных предметов. Используются в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

Этапы работы над проектом

Этапы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Организационно-

подготовительный

Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп.

Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах.

Поисковый

Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль.

Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка.

Итоговый

Оформление проекта, подготовка к защите.

Подготовка выступающих, помощь в оформлении проекта.

Рефлексия

Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?»

Оценивание каждого участника проекта.

По окончании работы над проектом проводится презентация: ребята демонстрируют свои творческие наработки в классе, делятся идеями о дальнейшей работе. Оценка проекту, его значимость во многом зависит от умения учащегося представить свою работу. И поэтому важно сформулировать ряд вопросов, отвечая на которые ученик докажет важность его работы. К ним можно отнести:

  1. В чем актуальность данной проблемы?
  2. Какова цель проекта?
  3. Что является объектом исследования?
  4. Решение, каких задач помогут достигнуть решения поставленной цели?
  5. Какие методы исследования целесообразно использовать в работе?
  6. Какие варианты по решению проблемы можно предложить?
  7. Какие практические мероприятия можно организовать по решению данной проблемы?
  8. Сформулировать вывод по изученной проблеме

Представленный конечный продукт совместной деятельности может быть разный: создание сайта, научных рефератов в электронном виде, мультимедийных презентаций, сборка электрических схем, макетов, видеофильм, электронная презентация, модель, газета, интервью с интересными людьми, доклад-сообщение, которое может сопровождаться интересными опытами, создание тестов, вопросников, другие формы

 

 

 

5. Игровые технологии на уроках физики

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. В отличие от игр вообще,  педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

·         Игровая форма занятий создается на уроках при помощи приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические и др.

Приведу некоторые примеры игр, которые легко и интересно проводятся на уроках физики, но, не смотря на свою игровую форму, имеют педагогические цели и результаты:

1.      «Эстафета» - игра применяется при проверке домашнего задания, когда учитель задает вопросы, а ребята, отвечая, передают «эстафетную палочку» следующему для ответа ученику в своем ряду.

2.      «Что лишнее и почему» - игра предусматривает тренировку умения учащихся выделять лишнее в группе слов слово и объяснять причины такого выделения. Пример: наблюдение, опыт, ампер, эксперимент

3.      «Найди физическую ошибку» - учитель составляет подборку физических объектов, у которых неправильно указывает их значение, которое должны определить дети, написав затем правильную версию объекта.

Пример: масса – метр; сила – ньютон, работа – джоуль, давление - паскаль. Другой вариант такой игры – это специально допущенная ошибка в тексте описания какого - то явления, только что изученного учащимися.

4.      «Почта» - игра на распределение объектов, написанных на карточках  по темам, приборам, законам и т.д. Амперметр – сила тока; барометр -…..; вольтметр -…..; и т.д.

5.      «Логическая цепочка» - игра на определение логики в продолжение предложенного ряда.

6.      «Узнай ученого физика по описанию его научной деятельности». Пример: французский физик и математик, создатель первой теории, которая выражала связь электрических и магнитных явлений. Ему принадлежала гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие «электрический ток». (Андре Мари Ампер)

Вариант – «Узнай ученого по его портрету» (И. Ньютон)

7.      «Кто быстрее». Игра может проводиться при работе с карточками заданиями по решению задач по определенным темам, когда учащиеся показывают полученные ответы.

8.      «Продолжи фразу» - игра, которая хорошо подходит для работы с терминами и определениями, когда учащиеся, видя их расшифровку,  продолжают фразы указанием термина. От площади соприкосновения тел максимальная сила трения покоя ….зависит (да, нет)

9.      «Бой знатоков физики» - хорошо применяется при проверке домашнего задания, когда ученик, правильно ответивший на вопрос учителя, сам начинает задавать вопрос другому ученику, тот следующему и т.д. Побеждает тот, кто набрал больше карточек-баллов за правильные ответы.

10.   «Занимательная физика» - ребусы, кроссворды, чайнворды, загадки, шарады… – это игры, которые, несмотря на свою простоту и массовое использование, очень нравятся своей доступностью и легкостью всем детям, их не боятся ученики любого уровня и темпа работы и с удовольствием выполняют задания.

 

Использование игровых технологий в преподавании физики» помогают учителю активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес школьников к предмету. Благодаря использованию игровых технологий ученики понимают, что физика – это не только сложный теоретический материал, определения и формулы, но и простые опыты, демонстрации, которые понятны и доступны абсолютно всем.

Игра является довольно эффективным средством для обучения. Игра намного облегчает образовательный процесс, вовлекая в деятельность учащихся с разным темпом работы и уровнем владения материала. Она гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает работоспособность, снимает усталость и увеличивает мотивацию к обучению

 

9. Технология опорных схем

Шаталов Виктор Федорович разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, особенностью которой является оформление учебного материала в виде опорных схем – конспектов.

Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, заменяющие смысловое значение. Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.

 

8. Здоровьесберегающие технологии

 

Здоровье это величайшая ценность человека.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают все те технологии, использование которых идет на сохранение здоровья учащихся.

комплексное планирование урока, в том числе задач, имеющих оздоровительную направленность;

соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения ( наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности, соответсвующих СанПиНам мебели, оборудования, оптимальной окраски стен и т.д. Организовано проветривание до и после занятий и частичное на переменах. Проводится влажная уборка кабинета между сменами);

-правильное соотношение между темпом и информационной плотностью урока ( оно варьируется с учетом физического состояния и настроения учащихся);

построение урока с учетом работоспособности учащихся;

благоприятный эмоциональный настрой;

проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Физкультурные минутки и паузы во время уроков физики – это необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партами. Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей рук. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности детей на последующем этапе урока. В основном на уроке используют физкультминутки для глаз, для релаксации, для рук. Так гимнастика для глаз предупреждает зрительное утомление у школьников.

Для того чтобы научить детей заботиться о своем здоровье. На уроках можно рассмотреть задачи, которые основаны на фактическом материале. Все это способствует тому, что учащиеся привыкают, ценить, уважать и беречь свое здоровье.

 

Технология интегрированного обучения на уроках физики

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Преимущества интегрированных уроков.

  • Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  • В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.

Взаимодействие учителей может строиться по-разному. Оно может быть:

1.     паритетным, с равным долевым участием каждого из них,

2.     один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;

3.     весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

 Разумное сочетание технологий либо их элементов – вот оптимальный путь, позволяющий соединить воедино развитие универсальных учебных действий учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, т.е. деятельностную и содержательную стороны урока. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик  и технологий «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. 


 

Скачано с www.znanio.ru

Современные образовательные методы, технологии и их возможности в организации учебно-познавательной деятельности учащихся

Современные образовательные методы, технологии и их возможности в организации учебно-познавательной деятельности учащихся

Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т

Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т

Особенность создания проблемных ситуаций: вопрос (задача, эксперимент) становится проблемным при определенных условиях: он должен содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного;…

Особенность создания проблемных ситуаций: вопрос (задача, эксперимент) становится проблемным при определенных условиях: он должен содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного;…

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным…

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным…

Во время работы на этой стадии принимаются все версии

Во время работы на этой стадии принимаются все версии

II стадия Осмысление содержания (получение новой информации)

II стадия Осмысление содержания (получение новой информации)

Целесообразно на уроке использовать таблицу

Целесообразно на уроке использовать таблицу

Стадии Методические приемы

Стадии Методические приемы

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени

Этапы Деятельность учащихся

Этапы Деятельность учащихся

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности

Игра является довольно эффективным средством для обучения

Игра является довольно эффективным средством для обучения

В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2023