Современные образовательные технологии
Мухутдинова Марина Владимировна
МБОУ Центр образования № 69 г. Уфа
В условиях современной школы методика обучения переживает сложный период,
связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального
государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на
компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном
учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, в
том числе и дисциплин естественнонаучного цикла. Все эти обстоятельства требуют
новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов,
поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с
разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных
и информационных технологий.
Для реализации познавательной и творческой
активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие
возможность повышать качество образования, более эффективно использовать
учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет
снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные
образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и
вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых,
независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр
образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном
процессе.
Внедрение в образовательный процесс современных
образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит
учителю:
• отработать глубину и прочность знаний,
закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
• развивать технологическое мышление, умения
самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
• воспитывать привычки чёткого следования
требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Использование широкого спектра педагогических
технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать
учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Проблемное обучение.
Создание в учебной деятельности проблемных
ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их
разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями,
умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение.
У учителя появляется возможность помогать
слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся
быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в
своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех,
повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения.
Работа по данной методике дает возможность
развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно
подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении.
Дает возможность учащимся самостоятельно
пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути
ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения
индивидуальной
Лекционно-семинарско-зачетная система
Данная система используется в основном в старшей
школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает
возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое
целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
Технология использования в обучении игровых
методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.
Расширение кругозора, развитие познавательной
деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в
практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная,
групповая работа).
Сотрудничество трактуется как идея совместной
развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том,
чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех
возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические
диагностики личности.
Информационно-коммуникационные
технологии.
Изменение и неограниченное обогащение содержания
образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Здоровье сберегающие технологии.
Использование данных технологий позволяют
равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать
мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного
учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ,
нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Систему инновационной оценки «портфолио».
Формирование персонифицированного учета
достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального
самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Однако внедрение современных образовательных и
информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную
методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь
педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов,
форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и
обеспечивающих планируемые результаты.
Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся
годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к
обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой
сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника,
организатора познавательной деятельности. Современная система образования
предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик
«свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы.
Именно сегодня для успешного проведения современного
урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для
чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому. Неоднократно высказывались
опасения, что урок как основная организационная форма обучения в ближайшем будущем
себя изживёт. Сегодня мы убеждаемся в несбыточности таких опасений . Урок живет
и побеждает и в 21 веке, хотя существует уже четвертое столетие. Огромное число
педагогов – теоретиков и практиков – размышляли, рассуждали, писали об уроке:
сомневались в нем, отказывались, но вновь возвращались к нему. За четыре
столетия многие ценности переменились. Появились не только новые цели, но и
новые средства образования. Сегодня в основе урока лежит системно-деятельностный
подход. Перед начальным и основным образованием ставятся новые цели.
Широко известна аксиома: « Хорошо учится тот, кто хочет учиться». По данным
психологов, среди поступающих в школу уже 50% учиться не хотят, а среди тех
50%, кто на входе эту тягу к знаниям имел, в первом полугодии, к декабрю, мы
теряем еще 20%... Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного
подхода выходит на первый план. Специфика современного мира состоит в том, что
он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в
мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое
время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения в виде
умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из
этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования определил в качестве главных результатов не предметные, а
личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей
задачей современной системы образования является формирование универсальных
учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к
саморазвитию и самосовершенствованию…»
Современный урок по ФГОС – это
Какие бы не совершались реформы в образовании, урок был и остаётся главной формой обучения. И как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса - учитель и ученик. Каким будет его урок - решать каждому учителю лично. В этой возможности выбора и состоит принципиальная новизна российского образования.
Что является самым важным в структуре современного урока? «Начало больше половины целого», - утверждал Аристотель. На уроке все начинается с постановки цели. Однако цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика. Следовательно, нужно пробудить в ученике потребность в знаниях, придать этим знаниям личностный смысл. Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность. Ведь по данным ученых 20% учащиеся удерживают в памяти, если слышат материал; 30%- если видят; 50%- если видят и слышат; 90%- если говорят, в то время, как делают; 95%- если исследуют, создают сами. «Радость успеха - это могучая сила, от которой зависит желание ребенка быть хорошим». Учитель идет на урок – день за днем, год за годом, сомневается, думает, учится.Современный урок начинается с учителя.. Современный урок- удивление, удовольствие, усилия, успех!
Библиографический список
«Современные образовательные технологии»
1. Андюхов, Б. Кейс – технология – инструмент
формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы.- 2010.-№4.-С.61-65
2. Головашкина, Л. Сдвоенный урок как обмен
житейским опытом / Л. Головашкина// Педагогическая техника.- 2010.- №1.-С.29-30
3. Ягодко, Л.И. Использование технологии
проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и
после.- 2010.-№1.-С.36-38
4. Новикова, И. Этапы познания: Организация
проблемного обучения / И. Новикова // Спорт в школе. Газета Изд. дома «Первое
сентября».- 2010.-№4.-С.8
5. Золотухина, А. Групповая работа как одна из
форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд.
дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.3-5
6. Громыко, Г. Обучение в парах – и просто, и
сложно /Г. Громыко // Директор школы.- 2010.-№3.-С.67-70
7. Брендина, Н. В. Интерактивные средства
развивающие мышление /Н.В. Брендина // Физика. Газета Изд. дома «Первое
сентября».- 2010.-№19.-С.11-13
8. Поздняк, С.Н. Дифференциация на основе
когнитивных стилей учащихся как способ повышения качества образования / С.Н.
Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2010.-№5.-С.21-27
9. Андреев, О. Ролевая игра: как ее
спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное
планирование.- 2010.-№2.-С.107-114
10. Белый, В.И. О современных тенденциях в
распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // Школьные
технологии.- 2010.-№2.-С.105-153
11. Гузеева, В.В. Исследовательская работа в
профильном обучении /В.В. Гузеева // Народное образование.- 2010.-№7.-С.192-196
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.