Автор: Теменёва Нина Иппалитовна
Учитель начальных классов высшей категории Муниципального общеобразовательного учреждения Даурской средней общеобразовательной школы
Тема: «Современные образовательные технологии как инструмент управления качеством образования»
Цель: 1. Повышение качества знаний и уровня коммуникативных компетенций учащихся через применение современных образовательных технологий
2. Распространение передового педагогического опыта по формированию ключевых компетенций младших школьников на основе применения современных образовательных технологий.
Задача:
Сформировать у педагогов профессиональную компетентность в части использования современных образовательных технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО
Федеральный государственный образовательный стандарт привлекает внимание к усиленному формированию умений и навыков и использованию приобретенных знаний в практической деятельности и повседневной жизни.
Достигнуть нового качества образования, т.е. решить невостребованные ранее задачи, можно только комплексным путем, найдя и применив новые подходы к отбору содержания образования, совершенствованию образовательного процесса и обновлению системы оценки образовательных достижений и качества образования.
Основные современные технологии, направленные на обеспечение качественного образования, характеризуются переходом:
- от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное;
- от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
- от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
- от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Важнейшими условиями, определяющими содержание профессиональной деятельности любого учителя, являются образовательные потребности и личностные возможности учащихся, требования государственных стандартов, реалии материально-технической базы образовательного учреждения, уровень квалификации и обоснованный выбор используемых образовательных технологий. В своей педагогической практике я использую следующие образовательные технологии:
Информационно-коммуникационные технологии;
Проблемное обучение;
Личностно-ориентированное обучение;
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
Проектные методы обучения;
Здоровьесберегающие технологии;
Технологию игрового обучения
Использование в процессе обучения современных технологий, методов и приемов считаю продуктивным и интересным.
Применение ИКТ на уроках в начальных классах направлено на повышение качества образования, поскольку:
- обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения;
- сокращается доля классной нагрузки и увеличивается объем самостоятельной работы;
- обучающиеся приобретают навык владения современными техническими средствами и технологиями поиска, извлечения и обработки информации;
- вырабатывается умение самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности.
Интерактивные технологии дают возможность постоянных, а не эпизодических (по расписанию) контактов учителя и учащихся. Они делают образование более индивидуальным.
Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения. Всё это позволяет мне сделать вывод, что формируются коммуникативные компетенции учащихся, тем самым педагогический процесс результативен.
Систематическое проведение уроков с использованием интерактивных методов и ИКТ даёт возможность сделать вывод о том, что задача развития творческих способностей учащихся успешно решается. Одним из главных достижений педагогической деятельности считаю создание на уроке ситуации успеха, что позволяет активизировать развитие творческих способностей, стимулировать их проявление, а также способствовать повышению результатов обучения учащихся.
Анализируя опыт работы в целом и с применением ИКТ на уроках чтения в целях совершенствования техники чтения я пришла к выводу, что за последние 3 года повысились качественные показатели техники чтения, возрос уровень познавательной и общественной активности учащихся. Это подтверждают аналитические диаграммы и таблицы.
Навыки скорочтения – это то, что востребовано сегодня в связи с большим и все возрастающим объемом информации в печатном виде. В связи с этим возникает потребность в соответствующем обучении. Наиболее простой путь для достижения такой цели – программа для скорочтения, которая в нашем случае представляет собой бесплатный продукт под названием Spurtz. https://nakompro.ru, а также программу «Бегущая строка»
Анализ качественных показателей техники чтения учащихся за 2016-2019 г
Проблемный метод предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
Проблема – это задача, не имеющая стандартного решения:
- это поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения знаний, способов мышления и деятельности;
- это ложный теоретический или практический вопрос, который содержит в себе скрытое противоречие, вызывающее разные, порой противоречивые, позиции при его решении;
- это задание (задача или вопрос), способ выполнения которого ученику заранее неизвестен, однако он имеет необходимые опорные знания и умения для осуществления полного решения;
- проблемная задача, которая вызывает у учащихся затруднения, удивление, но является посильной.
Создав проблемную ситуацию, сформулировав проблему и проблемные вопросы, учитель раскрывает путь научного поиска, который ведет к решению поставленной проблемы, или показывает, как современными способами её можно решить. Причём, в одном случае он может всё излагать сам, постановкой вопроса обеспечивать следование учеников путём его рассуждений и доказательств, а в другом – привлекать учащихся к решению части или всей проблемы.
Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:
- знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добыть самостоятельно;
- учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью проблемных задач;
- учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель – учащиеся – учитель – учащиеся и т.д. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа.
Проблемное обучение способствует развитию интеллекта учащихся, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения. В этом и заключается главное отличие проблемного обучения от традиционного объяснительно-иллюстрационного. Проблемное обучение предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. В его основе лежит деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет отдаётся поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся.
Таким образом, создавая проблемную ситуацию, вдохновляюи включаю учащихся в ее разрешение, организую проверку и поиск решения. При этом ученик становится в позицию субъекта обучения, он овладевает новыми знаниями, способами действий.
Личностно ориентированная технология в центр образовательной системы ставит личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Эта технология позволяет соблюдать принцип вариативности, главной целью которой является максимальное разнообразие форм и содержания образовательного процесса.
Личностно ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается учёт возможностей и способностей учащихся, создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед педагогом встают новые задачи:
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
- создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Обучение учащихся началам проектной деятельности осуществляю через урок, внеурочную, учебную деятельность, внеклассную воспитательную работу. При организации проектной деятельности учитываю возрастные и психологические особенности младшего школьника. Требования к проектной деятельности младших школьников во многом отличается от идеи проектирования взрослых учеников. В начальной школе это будут лишь элементы проектной деятельности, а для ребенка – это будет его собственный проект. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. В рамках традиционных учебных занятий я использую такие виды проектной деятельности как: поиск дополнительной информации по заданной теме; подготовка сообщений по теме; проведение опыта, наблюдения; изготовление поделок (рисунки, модели, сборники и т.д.); информационные учебные проекты; театрализованные игры. Широкими возможностями для организации проектной деятельности обладают предметы «Литературное чтение» и «Окружающий мир».
В процессе работы над проектами у обучающихся формируются навыки сбора и обработки информации (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать). Формируется умение составлять письменный отчет. Ведется обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, концентрироваться на достижение цели на протяжении всей работы). Формируется умение анализировать информацию, творчески мыслить. Формируется позитивное отношение к работе (необходимо проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом работы).
Думаю, что именно групповая технология наиболее приемлема при формировании компетентностей учащихся, что предполагает новый стандарт. Поэтому приоритетным направлением в своей работе ставлю групповую методику. Основные цели групповой работы:
- развитие мышления учащихся;
- создание благоприятных условий для учебного самоопределения;
- формирование навыков организаторской работы;
- формирование рефлексивных способностей.
Использование на уроках групповой работы убедили меня в том, что:
- возрастает глубина понимания учебного материала,
- познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
- сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
- растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
- учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.
Сама организация совместного обучения предполагает учебное взаимодействие детей, поэтому я строю взаимоотношения не с каждым учеником в отдельности, а с группой совместно работающих детей и использую следующие приёмы:
-предлагаю учащимся такую работу, которая позволяет общаться;
Создаю в группе дух единой команды;
Обеспечиваю положительный эмоциональный фон во время работы;
- стараюсь высоко оценивать и поощрять достигнутые ребятами результаты;
- организую самоконтроль и взаимоконтроль учащихся;
- организую работу в группе так, чтобы каждый мог проявить инициативу и ответственность.
На первом этапе организации групповой работы используется работа в парах постоянного состава. Парная работа сохраняет все признаки групповой: сотрудничество учащихся в парах, роль учителя - опосредованное руководство через инструктажи.
Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища, А это способствует прочности усвоения знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки. Но область применения парной работы на уроке в начальных классах гораздо шире: при закреплении, повторении материала, на этапе актуализации знаний, необходимых для изучения нового, и даже на этапе непосредственного изучения новых знаний.
Парная работа, как простейший вид групповой, может быть использована уже в первые дни обучения в первом классе. Чтобы учащиеся стремились к взаимодействию, задания для парной работы должны быть достаточно сложными, требующими напряжения мысли: с недостаточными или избыточными данными, без вопроса, с ошибкой в условии, или типичные, но требующие умений, которые ещё не отработаны. При организации парной работы следует:
- чётко сформулировать задание;
- дать инструктаж (письменный или устный);
- при непосредственной работе в парах наблюдать и оказывать помощь по просьбам учащихся;
- организовать фронтальное обсуждение результатов
Парная кооперированная форма работы (по другому - динамические пары или пары сменного состава) предполагает, что ученик на уроке работает не в одной паре, а в нескольких. Закончив работу с одним одноклассником, он находит другого, который также закончил работу, и организует новую пару для дальнейшей работы.
Важнейшие особенности этой формы следующие:
- каждый момент работы половина учащихся говорит, половина - слушает (минимальное количество участников 4 человека);
- каждый участник является попеременно то учеником, то учителем;
- ближайшая цель каждого ученика - учить других всему, что он знает сам;
- каждый отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи товарищей;
- совпадение коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам и др.
Существует ряд методик организации занятий в парах сменного состава. Наиболее известны методика поабзацной проработки текста и методика взаимообмена заданиями. Работа в динамических парах применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий.
Другой вид групповой работы - единая групповая работа иначе называется звеньевой и представляет собой организацию учебной деятельности относительно постоянных малых групп учащихся, управляемых их лидерами. Все группы работают над одним и тем же заданием.
Целесообразность звеньевой работы на уроке обеспечивается следующим: увеличивается время активного говорения каждого ученика, что позволяет оптимально обеспечить формирование того или иного умственного действия на стадии громкой речи; каждый объясняет другим, а следовательно лучше осмысливает и запоминает; работая в группе, дети учатся ставить цель, планировать работу, контролировать, оценивать ее, что формирует у них умения, обеспечивающие учебную деятельность.
Дифференцированные групповые формы учебной деятельности различаются по характеру обособлений. Если группы работают над заданиями, дифференцированными по степени сложности, то проявляется дифференцированно-групповая форма организации обучения. Если же задания для групп дифференцируются лишь по содержанию, а по сложности равноценны, то имеет место кооперировано-групповая форма учебной работы.
При кооперировано-групповой работе каждая группа получает свое, отличное от других групп задание. В результате группы работают или над частями общего задания, или над разными по содержанию заданиями, предусматривающими один и тот же способ действия, т.е. подчинены единой цели. Цель эта достигается не в непосредственно групповой, а в заключительной части группового занятия, в межгрупповом общении, которое приобретает характер дискуссии .
Дифференцированно-групповая работа заключается в том, что группы работают над заданиями, различными по степени сложности. В одну группу подбираются дети с равными учебными возможностями. Сложность заданий, выполняемых группами, обеспечивается разными условиями: содержанием, количеством и сложностью способов решения задачи, количеством и сложностью заданий, которые надо выполнить с данной задачей, мерой помощи учителя группам учащихся. Работая в группах, дети также сотрудничают, помогая друг другу. Такая работа полезна на этапах закрепления знаний. Она создает каждому ученику условия для развития в соответствии с уровнем его учебных возможностей, обеспечивает радость успеха в учении. Дифференцированно-групповая работа может комбинироваться с фронтальной формой.
В начальной школе на уроках гуманитарного цикла целесообразно использовать следующие приемы групповой работы:
«Мозговой штурм»
Игра «Продолжи»
«Снежный ком»
«Водоворот»
Из вышесказанного следует, что групповая форма организация предполагает, что все участники группы активно участвуют в работе, «слабые не прячутся за спины более сильных», а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого участника группы в постоянном взаимодействии с другими ее членами при работе над темой (проблемой, вопросом), подлежащей изучению. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, но и в том, чтобы узнать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки.
Собственная педагогическая практика показала, что внедрение проектной деятельности в образовательный процесс, способствует развитию познавательной активности учащихся; создает ситуацию успеха; способствует формированию положительной самооценки и ключевых компетенций. Собственный опыт позволяет сделать вывод о том, что к концу четвертого класса у обучающихся уже начинают формироваться:
- информационные компетенции: умеют самостоятельно добывать информацию, анализировать, оценивать, делать выводы. Приобретают опыт использования информационных технологий при работе с интернет источниками и представлении информации с использованием компьютерной техники (составление презентаций).
- коммуникативные компетенции: умеют слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать и защищать свою точку зрения; выступать на публике; поддерживать контакт в общении в формах монолога и диалога, соблюдая нормы и правила общения.
- организационные компетенции: способны организовать свою работу, принимать ответственность, быть включенными в группу и сделать вклад в работу группы, вступать в проект.
Технологической основой здоровьесберегающей педагогики являются здоровьесберегающие образовательные технологии. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся. К здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы и технологии, которые не наносят вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.
Особенности здоровьесберегающих технологий состоят в их рациональности, совместной организации деятельности педагога и обучающихся, без которых невозможно достичь эффективности обучения. Это дает возможность педагогу решать проблемы обучения успешнее, а учащимся облегчает напряженность учебного процесса. Тем самым создается образовательная среда, которая обеспечивает снятие многих отрицательных факторов.
В основе модели здоровьесберегающего обучения находятся две составляющих: «обучающая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда. «Обучающая среда» связана с развитием интеллектуальных и творческих способностей ребенка, базирующаяся на педагогике, в основе которой лежат активные формы и методы обучения. «Сохраняющая здоровье среда» опирается на создание психологического комфорта, эмоциональной отзывчивости. К «сохраняющей среде» относятся санитарно-гигиенические требования. Например, в школе это должно быть проветренное помещение, так как свежий воздух является той средой, в которой хорошо работает мозг, легкие; достаточное освещение – комфортная работа для глаз без усилий и напряжения. Педагог должен чувствовать, когда ребенок устал, так как у него пропадает заинтересованность, внимание становится рассеянным, и предпринимать все возможные методы и приемы для снятия утомления.
Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечивать уважение к личности каждого ребенка, создавать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности. Педагоги, сохраняя здоровье детей, должны свести к минимуму все факторы риска: стрессовое воздействие на ребенка, несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям детей, несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям и т.д.
К образовательным технологиям здоровьесберегающей направленности можно отнести технологии личностно ориентированного обучения, технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Рассмотрим данные образовательные технологии в свете здоровьесбережения.
Исключить развитие утомления у учащихся на уроке практически невозможно, но использование в учебном процессе здоровьесберегающих методов, приемов и средств обучения поможет снизить утомляющее воздействие урока на организм ребенка.
Для этого на уроках должен использую определенные приемы, устраняющие утомление. К ним относятся:
- комплексы физических упражнений общего воздействия, направленные на активизацию нервных центров, на восстановление общей работоспособности учащихся;
- использование комплексов физических упражнений для снятия утомления с кисти рук и пальцев.
- комплексы физических упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук;
- комплексы физических упражнений для улучшения мозгового кровообращения;
- гимнастика для глаз снижает напряжение зрительного анализатора;
- физкультминутки.
Игровой метод объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
Игровые технологии – эффективное средство не только обучения, но и сохранения здоровья. Давно известно, насколько функции игры многогранны - она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, расширяет кругозор и развивает физически. Все это компоненты образовательного процесса. Использование игрового метода в образовательной деятельности позволяет школьнику более качественно усваивать знания, необходимые в дальнейшей жизни.
Эффект игрового обучения достигается благодаря заметному влиянию на эмоциональную сторону жизни ребенка. Формирование положительных эмоций - это важная сфера в здоровьесбережении учащихся. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Соревнование в работе, возможность посовещаться, распределить роли по интересам – все эти игровые элементы способствуют активизации учебной деятельности учащихся, формируют интерес к предмету, устраняют негативные явления, связанные с нежеланием учиться. В большинстве подвижных игр активизируется работа большого числа крупных групп мышц, что положительно воздействует на весь организм. В течение игры нередко происходит смена одних движений другими, поэтому устраняется опасность быстрого утомления детей. Рассмотрим пример такой игры на уроке русского языка. Например, при изучении темы «Правописание парных по глухости – звонкости согласных» учитель называет слова, а дети, если в слове пишется буква звонкого согласного должны хлопнуть в ладошки, а если в слове пишется буква глухого согласного должны покачать головой.
Для учащихся начальной школы важно включать в урок подвижные игры, которые являются естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающий великой воспитательной и здоровьесберегающей силой.
Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нормой работы.
Информатика и ИКТ – это области знаний, которые идут вперед стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо все время учиться.
Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
· использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
· введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
· проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).
В своей практике я использую программы и научно-познавательные и обучающие фильмы, подобранные согласно учебной программе по предметам.
Русский язык
Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Я разрабатываю мультимедийные презентации и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках.
Математика
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов.
Окружающий мир
На уроках окружающего мира в 1 классе дети узнали «Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью, а на Луне не живут люди?» и т.д.
Накапливая опыт в составлении и реализации таких уроков, я пришла к выводу, что необходима система уроков. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Сначала я приобрела Детскую медиаэнциклопедию Кирилла и Мефодия. Но на уроке необходимо переходить от одного материала к другому, а жонглирование дисками отнимает драгоценное время. Я пришла к выводу, что нужно заранее готовить тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к параграфам учебника Слайды, выведенные на большой экран,– прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно. Ребята активно помогают мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам. Это очень увлекательная работа, но она отнимает массу времени. Во-первых, нужно найти необходимый иллюстративный материал. В поисках информации выручают мультимедийные энциклопедии Кирилла и Мефодия: «Большая энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедия животных» «Академия младшего школьника» и др. В этих дисках я использую не только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия. Возможен показ документальных фильмов по теме урока. Для более подготовленных учащихся я готовлю тестовые задания.
Применяя ИКТ на своих уроках, я пришла к выводу, что необходимо учитывать следующие факторы: от того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с компьютерными программами с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном счете, успех урока. Для слабо подготовленных детей необходимо больше внимания уделять технологии работы с программой. Грамотные учащиеся способны быстро ориентироваться в программе и операционной среде. В этом случае задача учителя сильно облегчается. Однако в этом случае следует особо обратить внимание учащихся на дисциплину работы с компьютером на уроке, таким образом, дидактические возможности современных ИКТ позволяют интегрировать их в существующие формы обучения.
Также можно сделать вывод и о том, что использование современных образовательных технологий обучения положительно сказывается на результативности учебной деятельности.
Данный вывод сделан на основе анализа результатов моей педагогической деятельности, по следующим критериям:
Позитивная динамика учебных достижений:
- положительная динамика качества знаний обучающихся (по итогам учебного года): 2 класс – 60%, 3 класс – 65 %, 4 класс – 67 %.
- высокие результаты качества знаний обучающихся по предметам (по результатам школьного итогового тестирования на выходе из начальной школы): русский язык (68 %), математика (67 %), окружающий мир (68 %).
Позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам:
- призовые места в школьных предметных олимпиадах;
- высокие личные достижения обучающихся в международных и всероссийских интеллектуальных конкурсах.
Участие в распространении опыта своей работы на интернет-сайтах:
http://kladraz.ru/users/tamaraivanovna
педагогическое сообщество «Моё образование»http://урок.рф/user/153902
http://nsportal.ru/radchenkova-tamara-ivanovna
https://infourok.ru/user/radchenkova-tamara-ivanovna
http://tamaraivanovna.pedgazeta.ru/
https://multiurok.ru/tamaraskola/files
Литература:
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.2002.
Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Применение здоровьесберегающих технологий в школе. http://www.specialschool.ru/health/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.