Современные образовательные технологии на уроках литературы. Технология " Педагогическая мастерская"
Оценка 4.6

Современные образовательные технологии на уроках литературы. Технология " Педагогическая мастерская"

Оценка 4.6
ppt
12.05.2020
Современные образовательные технологии на уроках литературы. Технология " Педагогическая мастерская"
технология мастерской.ppt

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
"ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ"

Учитель русского языка и литературы
Виноградова Зоя Владимировна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11

Использование технологии творческих мастерских при изучении литературы

Использование технологии творческих мастерских при изучении литературы

Использование технологии творческих мастерских при изучении литературы.

Цель: Результат: Обеспечение самоопределения личности, создание условий для её реализации

Цель: Результат: Обеспечение самоопределения личности, создание условий для её реализации

Цель:

Результат:

Обеспечение самоопределения личности, создание условий для её реализации.

Создание социализированного интеллекта.

Задача:

Подготовка личности к быстро наступающим переменам в обществе, подготовка к неопределённому будущему за счёт развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления.

Средство:

Педагогические технологии развития мышления и речи в процессе изучения литературы.

Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых… если бы все процессы, с которыми они связаны – чувство удивления и любопытства, тяга…

Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых… если бы все процессы, с которыми они связаны – чувство удивления и любопытства, тяга…

“Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых… если бы все процессы, с которыми они связаны – чувство удивления и любопытства, тяга к пробам, поискам и находкам,- можно было бы предохранить от возрастного увядания, если бы можно было добиваться того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда мы бы победили в важной битве – битве за творчество”.

Д.Морис

Исходные положения, лежащие в основе развивающего метода

Исходные положения, лежащие в основе развивающего метода

Исходные положения, лежащие в основе развивающего метода.

Принцип общей и социальной психологии (внутреннее через внешнее).
Человек стремится к совершенству, гармонии и красоте.
Закон равновесного состояния человека.
Цель человека является двигателем его сознательных поступков и поведения.

Технология творческих мастерских

Технология творческих мастерских

Технология творческих мастерских

Педагогическая мастерская – особая педагогическая технология, основанная на гуманистических представлениях о ценности каждой человеческой личности, о ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика. Технологию педагогических мастерских называют диалоговой, полицентрической, рефлексивной – она связана с гуманистическим характером целей, взаимоотношений, деятельности участников мастерской.

Технология творческих мастерских

Технология творческих мастерских

Технология творческих мастерских

Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.

Технология творческих мастерских

Технология творческих мастерских

Технология творческих мастерских

Технология мастерских ведет свое начало от идей французских учителей, образовавших группу “Французская группа нового воспитания”.
Методика этой группы основывается на идеях свободной школы Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, психологов: Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса.
В основе поведенческой структуры урока – демократизм, творчество, вера в себя.

Педагогическая мастерская. Многомерная интегрированная рефлексивная технология с вероятным результатом, ориентирована на личностно- деятельный подход

Педагогическая мастерская. Многомерная интегрированная рефлексивная технология с вероятным результатом, ориентирована на личностно- деятельный подход

Педагогическая мастерская.

Многомерная интегрированная рефлексивная технология с вероятным результатом, ориентирована на личностно- деятельный подход.

Главная цель мастерской на уроках литературы:

Главная цель мастерской на уроках литературы:

Главная цель мастерской на уроках литературы:

Организация работы по развитию речи.
Показ и передача способов работы, исследования, анализа произведения.

Занятие мастерской строится на принципах:

Занятие мастерской строится на принципах:

Занятие мастерской строится на принципах:

Сотрудничество
Сотворчество
Совместный поиск
Опережающий поиск
Занятость всех учеников
Самостоятельность
Мастерская помогает в определении собственной позиции по важнейшим мировоззренческим вопросам.
Продолжается процесс самопознания.

Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху

Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху

Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.

Ученики обретают целостную смысловую картину современного мира, ценность своего «Я», проявляя собственную индивидуальность.

Мастерские объединяют все направления педагогической деятельности.

Важен не только результат, но и процесс!

Типы мастерских Для учащихся Для педагогов

Типы мастерских Для учащихся Для педагогов

Типы мастерских

Для учащихся
Для педагогов
Смешанные

Модели организации творческих групп 1 модель 2 модель

Модели организации творческих групп 1 модель 2 модель

Модели организации творческих групп

1 модель

2 модель

Главная установка -
У С П Е Х

Типы мастерских по цели и способам деятельности

Типы мастерских по цели и способам деятельности

Типы мастерских по цели и способам деятельности.

Мастерская творческого письма.
Мастерская ценностных ориентаций.
Мастерская построения знаний.
Мастерские по самопознанию.
Смешанного типа.

Структура учебного занятия Налаживание социального взаимодействия

Структура учебного занятия Налаживание социального взаимодействия

Структура учебного занятия

Налаживание социального взаимодействия.
Индуктор.
Конфликт.
Самоконструкция.
Социализация.
Рефлексия.

Налаживание социального взаимодействия

Налаживание социального взаимодействия

Налаживание социального взаимодействия.

Установление коммуникативных связей между участниками процесса - учителем и учениками.

Индуктор. Этап урока, на котором происходит актуализация внутреннего мира участника, его опыта

Индуктор. Этап урока, на котором происходит актуализация внутреннего мира участника, его опыта

Индуктор.

Этап урока, на котором происходит актуализация внутреннего мира участника, его опыта.
Средство включения в процесс.
Специальные задания, которые заведут процесс мыслительный, которые заставляют действовать.

Конфликт. «Пусковой механизм внутреннего развития, его катализатор

Конфликт. «Пусковой механизм внутреннего развития, его катализатор

Конфликт.

«Пусковой механизм внутреннего развития, его катализатор.»
А.Н. Перре-Клермон.
Конфликт темы, основное противоречие темы, точка «изумления», которая подпитывает интерес к теме, вызывает несогласие, потребность высказать собственную позицию.

Конфликт заранее планируется за счёт поиска парадокса содержания

Конфликт заранее планируется за счёт поиска парадокса содержания

Конфликт заранее планируется за счёт поиска парадокса содержания.
Основное назначение – вывести ученика из равновесия.
Вызывает внутренний непроизвольный мыслительный процесс.

Самоконструкция Создание собственного интеллектуального продукта

Самоконструкция Создание собственного интеллектуального продукта

Самоконструкция

Создание собственного интеллектуального продукта.
Социоконструкция – группа создаёт продукт.
Продукт – результат совместной деятельности

Социализация. Предъявление продукта другим участникам

Социализация. Предъявление продукта другим участникам

Социализация.

Предъявление продукта другим участникам.
Формы: афиширование
чтение текстов
защита
прочтение
выставка

Рефлексия. Отражение воспоминаний своего проживания в мастерской, чувств, ощущений, эмоций

Рефлексия. Отражение воспоминаний своего проживания в мастерской, чувств, ощущений, эмоций

Рефлексия.

Отражение воспоминаний своего проживания в мастерской, чувств, ощущений, эмоций.
Самооценка учащимися своей мыслительной деятельности и её результатов.

Мастерская универсальна, так как охватывает весь образовательный процесс – воспитание, обучение и развитие

Мастерская универсальна, так как охватывает весь образовательный процесс – воспитание, обучение и развитие

Мастерская универсальна, так как охватывает весь образовательный процесс – воспитание, обучение и развитие.

Приёмы развивающего метода, используемые на мастерской:

Приёмы развивающего метода, используемые на мастерской:

Приёмы развивающего метода, используемые на мастерской:

Построение ассоциативных рядов.
Построение древопонятия.
Работа с текстом.
«Задай вопрос».
Использование таблиц.
Приёмы развития критического мышления.
Построение сиквейна.

Построение ассоциативных рядов

Построение ассоциативных рядов

Построение ассоциативных рядов.

Воспоминания
Ощущение
Эмоции
Слово
Образ
Предмет
Звук
Мелодия
Текст.

Общие философские категории,
которые способны разбудить поток ассоциаций.

Построение древопонятия. Работа со словарями: толковыми, синонимов, антонимов, этимологическим

Построение древопонятия. Работа со словарями: толковыми, синонимов, антонимов, этимологическим

Построение древопонятия.

Работа со словарями:
толковыми, синонимов,
антонимов, этимологическим.

Работа с печатным текстом. Выделить в тексте ключевые слова

Работа с печатным текстом. Выделить в тексте ключевые слова

Работа с печатным текстом.

Выделить в тексте ключевые слова.
Дать комментарий этим словам.
Объяснить закономерности употребления данных слов и понятий в тексте.
Какую роль играют ключевые слова для общего понимания произведения?

Задай вопрос» «Толстый» и «тонкий» «Толстый» - вопрос ко всему произведению

Задай вопрос» «Толстый» и «тонкий» «Толстый» - вопрос ко всему произведению

«Задай вопрос»

«Толстый» и «тонкий»
«Толстый» - вопрос ко всему произведению.
«Тонкий» - вопрос по отрывку произведения.

Задай вопрос. Задай вопрос автору произведения, литературному герою

Задай вопрос. Задай вопрос автору произведения, литературному герою

Задай вопрос.

Задай вопрос автору произведения, литературному герою.
При анализе эпизодов: составить вопросы к эпизоду.
Составление собственных заданий и вопросов к произведению.

Использование таблиц. Знаю. Узнал

Использование таблиц. Знаю. Узнал

Использование таблиц.

Знаю.

Узнал.

Хочу узнать.

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Что делает?

Выглядит как?

Звучит как?

Пахнет как?

С какой целью?

Приёмы развития критического мышления

Приёмы развития критического мышления

Приёмы развития критического мышления.

Работа учащихся в роли критика.
Ставятся задачи: увидеть внутренний мир глазами автора и выработать свою точку зрения.
Работа с печатным текстом.
Поставить на полях знаки:
+ - согласен с точкой зрения автора;
- - не согласен с точкой зрения автора;
! – восхищаюсь мыслями автора;
? – не понимаю мысли автора.



Составление сиквейна. Первое слово – основное понятие, о котором идёт речь на уроке

Составление сиквейна. Первое слово – основное понятие, о котором идёт речь на уроке

Составление сиквейна.

Первое слово – основное понятие, о котором идёт речь на уроке. (существительное)
Два прилагательных. Определения к основному слову.
Три глагола. Действия, которые производит предмет.
Предложение или фраза, несущее смысловую нагрузку.
Итоговая фраза, передающая восприятие предмета (явления, героя), его состояние.

Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме…

Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме…

Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.)

Мастерская позволяет решать основные задачи литературного образования:

Мастерская позволяет решать основные задачи литературного образования:

Мастерская позволяет решать основные задачи литературного образования:

Выработать коммуникативные навыки.
Развить устную и письменную речь учащихся.
Обогащать словарный запас.
Анализировать готовый образцовый текст: понимать и раскрывать тему, определять основную мысль, особенности формы и содержания.
Строить текст сочинения в определенной композиционной форме.

Эффективность развивающего метода

Эффективность развивающего метода

Эффективность развивающего метода.

Активная мыслительная деятельность каждого ученика.
Эмоциональная сопричастность учащегося к собственной деятельности и деятельности других.
Мотивация познавательной деятельности.
Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся.
Наличие самостоятельного или творческого задания.
Достижение целей урока.

Творческая мастерская - условие для развития литературно-творческих способностей школьников; учит видеть прекрасное, удивительное в обыденных вещах и явлениях; формирует человека активного, уверенного в себе

Творческая мастерская - условие для развития литературно-творческих способностей школьников; учит видеть прекрасное, удивительное в обыденных вещах и явлениях; формирует человека активного, уверенного в себе

Творческая мастерская -

условие для развития литературно-творческих способностей школьников;
учит видеть прекрасное, удивительное в обыденных вещах и явлениях;
формирует человека активного, уверенного в себе.

Использование развивающего метода, включение мастерских в программу помогает каждому учащемуся выходить на уровень как минимум применения знаний в сходных ситуациях, как максимум на творческий уровень

Использование развивающего метода, включение мастерских в программу помогает каждому учащемуся выходить на уровень как минимум применения знаний в сходных ситуациях, как максимум на творческий уровень

Использование развивающего метода, включение мастерских в программу помогает каждому учащемуся выходить на уровень как минимум применения знаний в сходных ситуациях, как максимум на творческий уровень.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за
внимание!

Скачать файл