Современные образовательные технологии на уроках математики.
Из опыта работы.
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран. Чтобы изменить отношение учеников к знаниям, надо изменить условия приобретения этих знаний. Одним из важных направлений разрешения этих проблем является разработка и внедрение новых современных педагогических технологий.
В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:
Информационная технология – это любой процесс, связанный с переработкой информации.
При проведении уроков математики я использую
мультимедийные презентации.
"Презентация” - переводится с английского как "представление”.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления
информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и
изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание
ребенка.
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение)
позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса
восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой
современной презентации.
Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать
учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что
позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки
эффективны своей эстетической привлекательностью. Урок-презентация так же
обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период.
Использую ИКТ и на уроках решения тренировочных заданий при подготовке к ЕГЭ и
ГИА.
Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет:
сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным
эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.
Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.
Проблемно поисковые технологии.
Проблемно-поисковые технологии – это такие технологии, которые направлены на развитие мышления учащихся и творческих способностей.
Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики "открывали" новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания.
Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. Приведу примеры использования “проблемных ситуаций”.
При изучении темы 6 класса “Сложение дробей с разными знаменателями” в устный счёт, состоящий из примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (“Ситуация успеха”) включаю задание, где знаменатели разные. Происходит “заминка” (проблема), и начинаем думать: “почему не получилось?”. Анализируем, сравниваем, обобщаем… Итог: верное решение и понимание – что делаем? как делаем? Зачем?
Создание проблемных ситуаций через выполнение небольших исследовательских заданий.
VIIкласс. Теорема о сумме углов треугольника.
Сообщается тема урока. Дается задание:
Построить треугольник по заданным углам:
1). А=40°; В=30°; С=90°,
2) А=70°; В=50°; С=110°;
3) А=20°; В=50°; С=40°.
Учащиеся пытаются построить треугольники, но это сделать не удается. В каждом случае не выполняется условие о сумме внутренних углов треугольника.
Создается проблемная ситуация:
Зависит ли сумма внутренних углов треугольника от его размеров, положения на плоскости, формы?
Дается задание: Начертить два треугольника, измерить с помощью транспортира внутренние углы и найти их сумму.
Выдвигается гипотеза: Сумма внутренних углов треугольника равна 180°. Доказывается соответствующая теорема.
Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний.
Считаю, что главная ценность проблемного обучения состоит в том, что ученики имеют возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы.
Игровые технологии
Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока.
Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Так же мною разработаны викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности,
Здоровьесберегающие технологии
« Прежде, чем сделать ребёнка умным и сообразительным – сделайте его здоровым»!
Ж.Ж. Руссо
Весь процесс образования и воспитания должен строиться и на принципах здоровьесбережения. Сохранять и укреплять здоровье учащихся мне помогают здоровьесберегающие технологии.
Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Поэтому я стараюсь, чтобы каждый урок был для учащихся интересен. С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
Начинаю уроки с воспитательного момента, которые назвала «Минутки здоровья». К примеру, напоминаю учащимся о правильной осанке.
Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища.
Уделяю достаточное внимание вопросам сохранения здоровья:
включаю в урок задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.
При изучении системы уравнений первой степени можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи:
Калорийность 100 чипсов «Лэйс2 в 12,5 раз больше, чем калорийность газированной воды «Спрайт». Причем их общая калорийность в 100 г продукта составляет 567 кК. Выясните, какая калорийность у 100г чипсов и 100 г газировки. Сколько нужно съесть пакетов чипсов по 90 г каждый. Чтобы полностью покрыть дневную потребность в калориях? Учтем, что дневной рацион составляет 2500 кК.
Ответ: 525кК; 42кК. 5,3 пакета.
В своей практике использую гимнастику для глаз.
90 % всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения.
Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика
полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения.
Для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования следует использовать специальную гимнастику для глаз – офтальмотренажер
Гимнастика для глаз проводится при помощи мультимидийной доски.
На слайдах с помощью специальных фигур указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения задания: вверх-вниз, влево - вправо, по и против часовой стрелки.
Метод проектов
Введение элементов проектной деятельности и ее развитие позволяют мне уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса; создают условия для смены видов работы.
Учитывая, что метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в течение определённого отрезка времени, как учитель организую условия для его внедрения. При выполнении проекта учащиеся решают поставленную проблему, учатся применять знания из различных областей науки, техники. Результаты выполненных проектов являются “осязаемыми”
Ценным в подобной работе является сам процесс: сбор и систематизация информации, попытка самостоятельно разобраться в незнакомом вопросе, сориентироваться, учащиеся выступают активными участками процесса обучения, а не пассивными статистами. Данные проекты не только формируют знания школьников, но и работают на профориентацию обучающихся.
Проекты “Треугольники” в 7-м классе, “Числа правят миром” в 9-м классе, “Многогранники ” в 10-м классе, “Женщины математики ” в 9 классе, “Математика глазами великих британцев”, в 11-м классе были использованы на уроках математики ,факультативных курсах,на неделях математики для расширения кругозора по математике, для мотивации углубленного изучения отдельных разделов геометрии.
Ценным в подобной работе является сам процесс: сбор и систематизация информации, попытка самостоятельно разобраться в незнакомом вопросе, сориентироваться, учащиеся выступают активными участками процесса обучения, а не пассивными статистами.
За время работы с проектами я увидела преимущества этой технологии:
Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.
Малеванная Т.Ю. ГБОУ школа№523 Санкт-Петербург.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.