«Современные образовательные технологии в начальной школе»

  • Повышение квалификации
  • pdf
  • 14.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Среди главных задач современного образования – адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. В условиях ФГОС, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения образование требует инновационных подходов в организации учебного процесса. В педагогике все большую значимость приобретают педагогические технологии, или технологии обучения (в отличие от традиционно выделяемых педагогической, методической и дидактической систем).
Иконка файла материала Современные образовательные технологии 2020г.pdf

 

Выступление на ШМО на тему:

                   «Современные образовательные технологии в начальной школе»  

                                                                                      Подготовила                                                                                      учитель начальных классов,                                                                                                первой категории                                                                                   Гросс Л.Д.

Среди главных задач современного образования – адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. В условиях ФГОС, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения образование требует инновационных подходов в организации учебного процесса.  

В педагогике все большую значимость приобретают педагогические технологии, или технологии обучения (в отличие от традиционно выделяемых педагогической, методической и дидактической систем). 

Понятие «технология обучения» в нашей стране появилось в конце 60-х годов, а в 70-е годы завоевало большое число сторонников. В настоящее время оно прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.  «Педагогическая технология – это организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс» (Б.Т. Лихачев).  

«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов).  Само слово «технология» происходит от греческих techne – искусство, мастерство и logos – наука, закон. Следовательно, дословно «технология» – наука о мастерстве. Основные характерные признаки любой технологии: является процессуальной категорией; может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта; направлена на проектирование и использование эффективных и экономичных процессов. Таким образом, технологию отличает наличие жестко определенной системы предписаний, гарантированно ведущих к цели; воспроизводимость технологии; измеримость и гарантированность результата. 

Признаки, присущие педагогической технологии

Концептуальность (научная база): каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, научное обоснование достижения образовательных целей. 

Системность: педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса; взаимосвязью всех его частей; целостностью. Диагностическое целеобразование и результативность – гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения.  Управляемость: возможность диагностичного целеполагания; планирования; проектирования процесса обучения; поэтапной диагностики; варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. 

Эффективность по результатам и оптимальность по затратам, гарантированность достижения запланированных результатов обучения в сжатые сроки. 

Воспроизводимость (алгоритмируемость, проектируемостъ, целостность, управляемость) – возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. 

Корректируемостъ – возможность постоянной оперативной обратной связи. 

Принципиально иной подход использует В.П. Беспалько, отмечая, что «любые процессы, протекающие в определенных условиях, в совокупности с этими условиями называются системами… Системы, в которых осуществляются педагогические процессы, называются педагогическими системами». При этом структура педагогической системы представляется им как две взаимосвязанные между собой группы: группа элементов, формулирующих педагогическую задачу (учащиеся, цели образования, содержание образования), и группа элементов, образующих педагогическую технологию (процессы обучения, организация обучения, учитель или средства обучения) 

Глубинный смысл педагогической технологии В.П. Беспалько видит в следующем: 

1)  отход от экспромтов и переход к предварительному проектированию; 

2)  разработка структуры и содержания учебно-познавательной деятельности учащегося;  3) диагностичное целеобразование и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала и развития личности в целом; 

4)реализация принципа целостности структуры и содержательности компонентов учебновоспитательного процесса. 

В современной педагогике утвердилось представление о единстве компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. Содержание образования, являясь сущностной частью образовательной технологии, во многом определяет и ее процессуальную часть (совокупность методов и средств). При изменении содержания образования в конкретной предметной области, как правило, изменяются цели обучения, а изменение целей обучения влечет за собой изменение методик, технологий обучения.  Классификация педагогических технологий  

Педагогические технологии можно классифицировать по разным критериям Критерии классификации педагогических технологий  

Характер содержания образования− светские и религиозные, обучающие и воспитывающие, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические  Категория обучающихся −массовая школа; продвинутый уровень (лицеи, гимназии и т.д.); компенсирующее обучение (классы коррекции, поддержки, выравнивания); работа с трудными и одаренными детьми в рамках массовой школы 

Длительность применения −дисциплина, тема, модуль, урок 

Организация учебной деятельности Классно-урочная система (дидахография); современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами; групповые и дифференцированные способы обучения и др. 

Отношение к ребенку− авторитарная; личностно-ориентированная; технология сотрудничества и т.д. 

Научная концепция усвоения знаний теория формирования понятий (Богоявленская,

Менчинская и др.); теория гештальта; теория поэтапного формирования умственных действий (Гальперин, Талызина); суггестивная теория (обучение на основе эмоционального внушения, приводящее к сверхзапоминанию); теория содержательного обобщения В.В. Давыдова и т.д. Из наиболее распространенных в российской педагогической практике можно выделить следующие технологии: 

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии.  

Современные образовательные технологии способствуют повышению, качества образования, ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.  В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии: 

– коммуникационная технология 

 

огии (классно-урочная система) 

 

1)  Информационные и коммуникационные технологии  

Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.  Образовательная деятельность на основе ИКТ: 

В качестве ведущих направлений использования ИКТ на начальной ступени обучения, как правило, выступают следующие: 

инструментов деятельности, приобретения навыков работы с электронными ресурасами (прежде всего, с текстовым редактором и редактором презентаций, динамическими таблицами); различными мультимедийными источниками; некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего, с Интернетом). 

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками. 

Урок с использованием информационных технологий становится более наглядным для учащихся, появляется мотивация к изучению предмета. Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде). Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами. 

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося. Технология развития критического мышления.  

Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. 

Организация работы учащихся с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.) позволяет развивать критическое мышление – самостоятельное целеполагание, рефлексия, коллективная, парная и индивидуальная работа на уроке. Цель урока: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. 

Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).  

Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса. 

Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.). 

Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в приобретении знания, а также сам процесс, методы и приемы. 

Основные методические приемы развития критического мышления  

1.      Прием «Кластер» 

2.      Таблица 

3.      Учебно- мозговой штурм 

4.      Интеллектуальная разминка 

5.      Зигзаг, зигзаг -2 

6.      Прием «Инсерт» 

7.      Эссе 

8.      Приём «Корзина идей» 

9.      Приём «Составление синквейнов» 

10.  Метод контрольных вопросов 

11.  Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…» 

12.  Круги по воде 

13.  Ролевой проект 

14.  Да - нет 

15.  Приём «Чтение с остановками» 

16.  Приём « Взаимоопрос» 

17.  Приём «Перепутанные логические цепочки» 

18.  Приём « Перекрёстная дискуссия» 

Технология проектного обучения – педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, творческая, познавательная работа учащихся над разрешением проблемы по желаемому изменению объекта или процесса, выполненная под руководством педагога. 

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия , при которых учащиеся: 

1.самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; 

2.учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических

задач; 

3.приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;  4.развивают у себя исследовательские умения; 

5.развивают системное мышление. 

Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация- продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности: 

1.  Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.). 

2.  Формулирование цели и задач деятельности. 

3.  Составление плана и программы. 

4.  Выполнение плана. 

5.  Презентация готового продукта. 

То есть проект – это “пять П”: 

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.  Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. 

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!  Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе. 

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.  Технология развивающего обучения.  

Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому. 

Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития. Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х годов в рамках школ Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина. 

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. 

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества. 

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых разрешить ситуации, снять возникшее противоречие. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е. 

-строят гипотезу, 

-намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, 

-аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. 

По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении : сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.

Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения. 

Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.  Здоровьесберегающие технологии.  

Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. 

Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:  

· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности; 

· рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %; 

· четкая организация учебного труда; 

· строгая дозировка учебной нагрузки; 

· смена видов деятельности; 

· обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); 

· место и длительность применения ТСО; 

· включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся; 

· построение урока с учетом работоспособности учащихся; 

· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей; 

· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся; 

· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;  · профилактика стрессов:  работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ; 

· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках; 

· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части. 

Применение таких технологий помогает сохранению и укреплению здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках, улучшению психологического климата в детских коллективах; приобщению родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышению концентрации внимания, снижению показателей заболеваемости детей, уровня тревожности. 

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.  Игровые технологии.  

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в социуме которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные 

процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.). 

В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям. Хочется отметить работу А.Б.Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе», А.В.Финогенова «Игровые технологии в школе» и О.А.Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей».  В игровой деятельности учебный процесс познания становится доступным и увлекательным для школьникови усвоение знаний становится более качественным и прочным. 

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую. 

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы. 

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. 

Классификация педагогических игр  1. По области применения:  

—физические 

—интеллектуальные 

—трудовые 

—социальные 

—психологические 

2.  По (характеристике) характеру педагогического процесса:  

—обучающие 

—тренинговые 

—контролирующие 

—обобщающие 

—познавательные 

—творческие 

—развивающие 

3.  По игровой технологии:  

—предметные 

—сюжетные 

—ролевые  —деловые 

—имитационные 

—драматизация 

4.  По предметной области:  

—математические, химические, биологические, физические, экологические 

—музыкальные 

—трудовые 

—спортивные 

—экономически 

5.  По игровой среде:  —без предметов 

—с предметами 

—настольные 

—комнатные 

—уличные 

—компьютерные 

—телевизионные 

—циклические, со средствами передвижения 

Какие задачи решает использование такой формы обучения:  

—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний. 

—Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы. 

—Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным. 

Обучение в игре позволяет научить:  

Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять  В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:  

-стимулируется познавательная деятельность 

-активизируется мыслительная деятельность 

-  самопроизвольно запоминаются сведения 

-  формируется ассоциативное запоминание 

-усиливается мотивация к изучению предмета 

Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью.

Таким образом, используя современные образовательные технологии, можно решить следующее взаимообусловленные проблемы: 

1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы. 

2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”. 

3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности. 

Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия: 

  мне интересно то, чему меня учат;  • мне интересен тот, кто меня учит; 

  мне интересно как меня учат. 

         Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса.  

Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся.