СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация:
В современном мире физическая культура играет значительную роль в формировании гармоничного восприятия жизни и укреплении духовных и физических связей между людьми. В обществе наблюдается тенденция к здоровому образу жизни, который включает в себя правильное питание, занятия спортом, медитацию и заботу о красоте тела.
Развитие современного физического образования происходит благодаря использованию медиа-ресурсов, интернет-технологий и инновационных методов обучения.
Ключевые слова: технология, обучение, образовательный процесс.
Обучение представляет собой целенаправленный процесс, в ходе которого применяются специализированные методы и разнообразные формы активного взаимодействия между преподавателем и учеником.
В центре образовательного процесса находится учитель — организатор всей деятельности ребёнка. Личность педагога должна сочетать в себе как объективные, так и субъективные педагогические ценности.
Основным участником образовательного процесса является сам ребёнок. Для достижения максимального положительного результата необходимо, чтобы инициатива использования образовательных технологий исходила от учителя.
В силу многолетнего опыта работы в школе, мне хотелось бы поделиться образовательными методиками, которые я применяю на уроках физической культуры. Эти методики способствуют обучению детей активным методам приобретения знаний в области физической культуры, а также стимулируют их творческие способности.
Технология здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие технологии представляют собой комплекс методов и подходов, направленных на поддержание и укрепление физического и психического благополучия человека.
В рамках здоровьесберегающих технологий можно выделить несколько ключевых направлений, каждое из которых имеет свои особенности и методы реализации. К таким направлениям относятся:
1. Закаливание организма, которое способствует укреплению иммунной системы и повышению сопротивляемости организма различным заболеваниям.
2. Организация двигательной активности, включающая в себя регулярные физические упражнения, спортивные занятия и активный отдых.
3. Соблюдение режима питания, который обеспечивает организм необходимыми питательными веществами и энергией.
4. Организация режима отдыха, включающего в себя полноценный сон, релаксацию и психологическую разгрузку.
5. Психофизическая регуляция организма, направленная на поддержание эмоционального равновесия и снижение уровня стресса.
Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе способствует не только укреплению физического здоровья обучающихся, но и формированию у них культуры здорового образа жизни, что является важным аспектом их общего развития.
В зависимости от характера воздействия можно выделить несколько форм:
Стимулирующая форма способствует активации внутренних ресурсов организма и их использованию для преодоления неблагоприятных условий. Примерами такой формы могут служить закаливание, физическая активность и развитие. Защитная и профилактическая форма направлена на соблюдение гигиенических норм и предотвращение переутомления.
Компенсационная нейтрализация представляет собой сочетание тренировок и пауз в занятиях, которые компенсируют негативное воздействие статичности урока.
Информационные и обучающие формы направлены на предоставление детям знаний, необходимых для поддержания здоровья.
В своей практической деятельности, направленной на достижение целей в области здоровьесбережения, я применяю комплекс разнообразных средств, которые можно разделить на несколько групп:
Средства, направленные на развитие физической активности: физкультурные паузы и минутки отдыха, различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая), лечебная физическая культура, игры разной интенсивности и направленности, массаж, современные фитнес-технологии и другие.
Средства, использующие силу природы: занятия на свежем воздухе.
Гигиенические средства: соблюдение гигиенических требований, поддержание чистоты спортивного оборудования и зала, влажная уборка помещения, соблюдение режима дня, правильное рациональное питание и другие.
Хотелось бы подчеркнуть, что одной из нетрадиционных форм здоровьесбережения, применяемой мной в процессе обучения, является дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой. Этот метод особенно актуален в наше время, когда большинство людей, включая детей, подвержены риску заражения смертельным вирусом COVID-19. В таких условиях обучение правильному выполнению дыхательных упражнений становится особенно востребованным.
Гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой уникальна, поскольку не имеет аналогов не только в нашей стране, но и во всём мире. Работая по этой системе, необходимо совершать вдох через нос, сопровождаемый движениями, которые сжимают грудную клетку. Это позволяет воздуху проникать в лёгкие на максимальную глубину, формируя полное диафрагмальное дыхание.
Дыхательная гимнастика по методу Александры Николаевны представляет собой комплекс упражнений, направленных на улучшение функционирования организма и его адаптацию к различным неблагоприятным условиям.
Этот метод способствует устранению неприятных симптомов, связанных с нарушением носового дыхания, а также корректирует вентиляцию лёгких и работу бронхиального дерева, что способствует более быстрому восстановлению после простудных заболеваний, бронхита, пневмонии и даже после перенесённой коронавирусной инфекции.
Кроме того, дыхательная гимнастика укрепляет сердечно-сосудистую систему, восстанавливает нарушенные функции, редрессирует грудную клетку и позвоночник, а также нивелирует некоторые заболевания нервной системы.
Этот метод также способствует кардинальному улучшению нервно-психического состояния ребёнка, придаёт общий тонус организму и способствует его сопротивляемости инфекциям.
Применение методов данной гимнастики способствует благотворному влиянию на нервно-регуляторные механизмы, что приводит к гармонизации процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Эти процессы играют ключевую роль в регуляции дыхательного процесса.
Ещё одним нетрадиционным методом поддержания здоровья, который я применяю на своих занятиях, является самомассаж.
Этот метод доступен каждому. Самомассаж можно выполнять в любых условиях: в помещении и на свежем воздухе. Он не причинит вреда даже при состояниях, вызывающих дискомфорт, таких как чихание, кашель, насморк и другие.
Самомассаж также полезен в лечебных целях. Он может помочь при восстановлении после растяжений связок, ушибов и рубцовых изменений тканей. С его помощью можно снять головную боль и бороться с бессонницей.
Поскольку самомассаж нормализует и усиливает обменные процессы, он способствует нормализации сна и улучшению настроения. Это позволяет организму быстрее восстанавливаться после утомительной работы или физической нагрузки.
В ходе обучения этой методике я знакомлю ребят с основными методами самомассажа. Мы обсуждаем его разновидности и приёмы выполнения, основанные на знании физиологических особенностей тела. Одновременно мы объясняем, как эта процедура влияет на самочувствие и общее состояние.
Таким образом, дети учатся следить за своим самочувствием, анализировать состояние своего организма и не просто помогать телу восстанавливаться после болезни, а накапливать резервы заранее.
Фитнес-технология «Пилатес».
Ещё одной технологией здоровьесбережения, применяемой мной на занятиях, является фитнес-технология «Пилатес».
Эта методика привлекает внимание и мотивирует многих обучающихся к регулярным занятиям физической культурой. Методика «Пилатес» эффективно развивает силу, выносливость, координацию и гибкость учеников, а также способствует формированию пластичности движений, сохранению правильной осанки и пропорций фигуры.
Пилатес — это не просто набор упражнений, выполняемых в определённой последовательности. Это способ гармонизировать и объединить тело, разум и дух.
Философия пилатеса основывается на шести принципах, которые являются фундаментом этой практики:
1. Центрирование. Этот принцип подразумевает создание сильного центра, который является основой всего упражнения. Для этого необходимо напрячь мышцы живота и подтянуть пупок к позвоночнику, сохраняя при этом прямую осанку. Напряжение мышц должно ощущаться на протяжении всего занятия.
2. Концентрация. Этот принцип требует предельной собранности и внимания к каждому движению. Только так можно достичь максимальной эффективности и быстро получить результат.
3. Точность и симметрия. Тело должно быть ровным, без перекосов. Необходимо следить за тем, чтобы лопатки и плечи находились на одной линии.
4. Контроль. Выполняющий упражнения должен полностью контролировать каждое движение, погружаясь в действие.
5. Дыхание. Дыхание играет ключевую роль в пилатесе. Основным становится «среднее грудное» дыхание, при котором вдох происходит через нос, а выдох — через рот.
6. Вытяжение. Во время тренировки важно стремиться к вытяжению всего позвоночника.
Основные упражнения
Несмотря на то, что каждое движение в пилатесе нацелено на корректировку конкретной области, оно вовлекает в работу все мышцы тела. Создатели методики стремились к тому, чтобы занятия пилатесом способствовали восстановлению гибкости и естественного положения позвоночника, а также укреплению мышц живота. Поэтому в упражнениях не существует строгой иерархии.
Схематично упражнения можно разделить на несколько групп:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Здоровьесберегающие технологии представляют собой краеугольный камень образовательного процесса. Их систематическое применение в школьной практике способствует сохранению здоровья учащихся на протяжении всего периода обучения, формированию у них необходимых знаний, умений и навыков, связанных со здоровым образом жизни. Более того, эти технологии позволяют учащимся применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Игровая технология.
Не менее значимой и необходимой в процессе обучения детей представляется следующая методика — игровая.
Опыт показывает, что с учётом возрастных особенностей использование игровых методик не утратило своей актуальности. Игровая методика представляет собой уникальную модель обучения, которая делает любой урок увлекательным и стимулирует познавательную активность.
Игровая форма в классе создаётся с помощью игровых навыков и ситуаций. Игры не должны быть утомительными. Они должны продолжать обогащать знания и становиться средством всестороннего развития способностей учащихся, а также вызывать положительные эмоции.
Кроме того, важна позиция самого учителя в игре, который выступает не только как организатор, но и как активный участник.
Использование игровых технологий в образовательном процессе способствует подготовке детей к выполнению важных социальных ролей. Кроме того, игровая технология имеет ряд преимуществ перед другими методами обучения, поскольку она позволяет учащимся непосредственно участвовать в изучаемом явлении, предоставляя им возможность на некоторое время погрузиться в «реальные» условия.
Весёлые игры и задания, представленные в увлекательной игровой форме, позволяют моим ученикам наиболее полно развить такие ценные качества, как внимательность, искренность, уважение, честность, наблюдательность, самоконтроль и многие другие.
При организации игр важно относиться к каждому ребёнку как к личности, которая может выразить своё «Я». В игре не должно быть элементов, представляющих опасность для здоровья детей. Недопустимо оскорблять достоинство учащихся. Важно, чтобы игра соответствовала возрасту и уровню развития каждого ребёнка. Атрибуты, используемые в игре, должны быть безопасными, удобными, привлекательными и отвечать всем гигиеническим требованиям. Каждая игра должна создавать у детей положительное эмоциональное настроение.
Применение игровой технологии требует от педагога максимальной концентрации во времени, поскольку при значительных перерывах дети теряют нить игры, эмоциональный настрой и забывают правила.
В то же время необходимо учитывать такие факторы, как утомляемость игроков, получение результатов, анализ ситуации, изменение стратегии или тактики игровых действий.
В процессе игры дети получают возможность применять на практике полученные знания и умения, а также использовать их в различных жизненных ситуациях.
Игровая форма обучения предоставляет учителю широкий спектр функций, среди которых:
¾ обучающая;
¾
коррекционная
и развивающая;
коммуникативная;
¾ развлекательная;
¾ расслабляющая.
Кроме того, подвижные игры являются прекрасной основой для развития спортивных способностей и навыков учащихся.
Информационно-коммуникативная технология
В условиях современного цифрового мира информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Они проникают во все сферы деятельности, включая образование и физическую культуру.
Сегодня домашний компьютер и информационные системы школ перестали быть роскошью — они стали необходимыми инструментами для обучения и работы. Возникает вопрос: нужно ли использовать информационно-коммуникационные технологии в физическом воспитании? Совместимы ли они с этой сферой?
На практике ответ на этот вопрос утвердительный. Задача учителя на уроке — выбрать такой метод обучения, который позволит каждому ученику продемонстрировать свои способности, проявить творческий подход и активизировать двигательную и познавательную деятельность. Использование новых информационных технологий и интернет-ресурсов может значительно повысить эффективность уроков физической культуры и помочь достичь лучших результатов.
Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения физической культуре открывает широкие перспективы для решения задач, связанных с поиском и хранением информации, планированием, контролем и управлением занятиями, а также диагностикой состояния здоровья и уровня физической подготовки учащихся.
Использование презентаций на занятиях позволяет мне более детально и понятно излагать теоретический материал, делая учебный процесс максимально эффективным.
Демонстрация видеоматериалов даёт возможность более подробно и наглядно объяснить правила спортивных соревнований, тактические действия игроков, а также познакомить учащихся с красочными историческими событиями спортивной жизни, биографиями спортсменов и другими интересными фактами.
Применение мультимедийных презентаций при создании проектов по физической культуре с использованием компьютерных технологий позволяет обеспечить более эффективное взаимодействие физической культуры и информационных потоков, а также активное взаимодействие между учителем и учениками.
Исследовательский и проектный подход в обучении, разработка школьниками собственных или групповых проектов с использованием мультимедийных технологий, способствует переходу от традиционного к развивающему и творческому процессу обучения.
На практике использование информационных технологий позволяет мне повысить мотивацию учащихся, стимулировать их познавательный интерес и достичь наилучших результатов в обучении.
Технология уровневой дифференциации.
Одним из ключевых аспектов совершенствования физического воспитания в общеобразовательных учреждениях является внедрение дифференцированных методов обучения. Это необходимое условие оптимизации учебно-тренировочного процесса, которое позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Дифференцированный подход в обучении — идея не новая, но, к сожалению, ранее она не была должным образом реализована на практике. Без решения этой проблемы невозможно дальнейшее совершенствование учебной программы и повышение её эффективности.
На занятиях по физической культуре часто присутствуют дети с разным уровнем физических и психологических качеств. Если ко всем ученикам применять единые требования и методы работы, то в большинстве случаев это станет причиной снижения эффективности занятий.
Элементы технологии уровневой дифференциации могут помочь в решении этой проблемы:
1. Учёт физического развития и физической подготовленности школьников как наиболее объективных признаков проявления особенностей учащихся.
2. Интерпретация программы физического воспитания с учётом реальных возможностей занимающихся.
3. Планирование материала программы физического воспитания с дифференциацией его с учётом особенностей различных групп занимающихся.
4. Смещение нормативных требований для учащихся в сторону реальных возможностей учеников и оценка динамики в развитии физических качеств.
5. Дифференцированная выдача домашнего задания с учётом уровня физической подготовленности, уровня развития, особенностей мышления и познавательного интереса к предмету.
6. Отдельная работа с талантливыми детьми, мотивация их на участие в городских и региональных олимпиадах и соревнованиях.
При оценке физической подготовленности необходимо учитывать как максимальный результат, так и увеличение результата. Кроме того, личные достижения являются высшим приоритетом.
Таким образом, разработка учебного процесса преподавателями физической культуры с учётом новых требований не только предполагает иные подходы к планированию результатов обучения, но и предоставляет альтернативные способы выбора содержания, методов, форм и приёмов обучения.
Применение инновационных технологий в сфере физического воспитания представляет собой, прежде всего, творческий метод обучения, способный стимулировать интерес учащихся к занятиям физической культурой и спортом.
Список литературы
1. Федоров О. Г. Информационные технологии в науке и образовании. Учебное пособие. 2009. // Редакционно-издательский центр Министерство обороны РФ // Москва.
2. Здоровьесберегающие технологии в системе профессионального образования. Учебное пособие / составитель Л. В. Белова. — Ставрополь : СКФУ.
3. Зизикова, С. И. Методика обучения и воспитания физической культуре : учебно-методическое пособие / С. И. Зизикова. — Казань : Поволжская ГАФКСиТ, 2019.
4. Ульянова И. С. Новые инновационные технологии в физическом воспитании школьников // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 42-49.
5. Федосова В. А., Новоселова А. С., Хрущ О.И. Инновационные технологии преподавания физической культуры // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2016. C. 119-127.
6. П. Г. Сыманович, В. С. Моисеенко, Л. А. Евсейчик. Самомассаж в режиме самостоятельных занятий. // Методические рекомендации. Минск БНТУ, 2013.
7. Н. Г. Демидович. Пилатес как средство физического воспитания студентов. // Методические рекомендации. Минск БНТУ, 2014.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.