Современные педагогические технологии как средство повышения активизации познавательной деятельности учащихся.
Оценка 4.7

Современные педагогические технологии как средство повышения активизации познавательной деятельности учащихся.

Оценка 4.7
docx
31.01.2020
Современные педагогические технологии как средство повышения  активизации познавательной деятельности учащихся.
современные пед.технологии.docx

Современные педагогические технологии как средство повышения

активизации познавательной деятельности учащихся.

 

Васюхина Л.И.,

учитель физики I категории

МОАУ «СОШ №29 г.Орска».

 

 

Образование – это то, что остается

 после того, как все выученное забудется.

Макс Теодор Феликс Фон Лауэ, физик

 

Наше время – это время  больших перемен. Появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему учить.  Создаются новые технологии, разрабатываются новые методики преподавания, появляются нестандартные формы проведения уроков, вариативные программы и учебники и т. д. Успех в обучении  во многом зависит от мастерства учителя и учета индивидуальных способностей обучающихся.

Такой школьный предмет, как физика, общество давно отнесло к категории самых сложных. Поэтому перед педагогом ставится основная задача – пробудить интерес к предмету, не отпугнуть ребят сложностью, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство и «logos» - наука, закон. Дословно  «технология» - наука о мастерстве.

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).  Специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе  педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей.

Признаками педагогической технологии по Н.Н.Гребенюк являются:

целеполагание;

проектирование  педагогического процесса;

наличие диагностических средств и условий, гарантирующих достижение

педагогических целей;

средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся.

Любая педагогическая технология  должна удовлетворять ряду методологических  требований: концептуальности, воспроизводимости, системности, управляемости, эффективности.
        Принципами педагогической технологии являются: целостность, фундаментальность, культуросообразность, гуманизация обучения, деятельностный подход, непрерывность образования.

Субъектом  педагогической технологии является ученик.  

В современной педагогике одновременно существуют и друг друга дополняют 

множество различных современных инновационных технологий: проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии, технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса, компьютерные технологии обучения и т д. Все технологии обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности ученика.

Выбор той или другой технологии обучения определяется, прежде всего, спецификой содержания учебного предмета и способом его конструирования. Всякая перестройка в структуре учебного предмета влечет за собой перемены в способах преподавания и учения. Перед преподавателем встает проблема: научить обучающегося таким технологиям познавательной деятельности,  которые  помогли бы осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а главное качественно, обрабатывать получаемую им информацию, применять её на практике при решении различных видов задач (и заданий), почувствовать личную ответственность и причастность к процессу обучения, готовить себя к дальнейшей практической работе и продолжению образования.

Изучая  современные  педагогические  технологии, я выбрала  технологии на основе активизации  деятельности учащихся, т.к. принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных. Использование данных технологий позволяет рационально организовать процесс обучения, добиваться хороших результатов:

1.     Проблемное обучение

2.     Развивающее обучение

3.     Информационно-коммуникационные технологии

4.     Научно-исследовательская и проектная деятельность

5.     Технология  уровневой дифференциации

6.     Здоровьесберегающие технологии

7.     Деятельностный подход в обучении физике.

 

Рассмотрим более подробно, каким образом можно использовать элементы данных технологий на уроках физики.

1.Проблемное обучение.

Главная цель проблемного обучения – при минимальных затратах времени получить максимальный эффект  в развитии мышления и творческих способностей учащихся.

Одна и та же проблемная ситуация может быть решена одним из способов:

-   учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под руководством учителя находят решение; он же направляет их на самостоятельные поиски путей решения;

-   ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить;

-   ученик ставит проблему, и сам ее решает.

Уже в самом начале урока учитель через систему вопросов или физический эксперимент подводит учеников к формулированию целей и задач урока.

Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока, во время выполнения разнообразных заданий.

Например:

1) При изучении физических явлений.

·        Во время изучения темы «Направление индукционного тока» в разделе «Основы электродинамики» в 11 классе во время демонстрации опыта по проверке правила Ленца учащимся задается   вопрос: почему при введении магнита в кольцо с разрезом взаимодействия не наблюдается?

2) При изучении физических понятий.

·        Во время изучения темы «Магнитное поле постоянного магнита» в разделе «Магнитное поле» в 9 классе учащимся предлагается узнать, что в черном ящике, если при поднесении к нему компаса стрелка начинает поворачиваться.

3)  В ходе выполнения физического эксперимента.

·        При изучении в 7 классе темы «Сила Архимеда» в разделе  «Основы гидростатики» исследовать зависимость выталкивающей силы от объема, плотности и формы тела и плотности вещества.

4) При  решении физических задач.

·        Найти длину провода, который пошел на изготовление данного резистора (провод нихромовый).

·        Какого цвета  будут казаться красные розы, если их рассматривать через зеленое стекло?

5) Во время выполнения домашнего задания.

·     При изучении в 8 классе темы «Поверхностное натяжение» в разделе «Жидкости и их свойства» можно предложить учащимся выполнить следующий эксперимент: «возьмите два стакана с водой и положите в них по две спички; капните в первый раствор сахара, во второй – мыльный раствор. Сравните поведение спичек и объясните наблюдаемое явление».

·     Предложите способ, с помощью которого можно было бы показать, что энергия хорошо распространяется в воде путем конвекции и плохо — путем теплопроводности.

Рассмотрим систему приемов создания проблемных ситуаций.

      1) Ситуация неожиданности возникает при ознакомлении учеников с явлениями, опытами, которые вызывают удивление, кажутся необычными, парадоксальными. Например, учитель задает вопрос: «Может ли кипеть вода при комнатной температуре?». А далее проводит эксперимент, демонстрирующий данный факт.

       2) Ситуация конфликта используется в основном при изучении физических теорий и фундаментальных опытов. Например, изучение интерференции волн учитель начинает с демонстрации волн на воде. Ученики наблюдают фронты волн от точечного вибратора, а затем от двух точечных когерентных вибраторов. При этом возникает конфликт — ученики наблюдают «застывшие» фронты волн в виде симметричных полос. Почему картина из динамической стала статической и изменила свой вид? Рассматривая этот конфликт, ученики изучают суть явления интерференции волн.

3) Ситуация предвидения заключается в выдвижении учителем гипотезы о возможности существования определенной закономерности или явления с вовлечением учеников в исследовательский поиск. Например, учитель делает такой прогноз: «Известно, что возникновение электрического тока всегда сопровождается появлением магнитного поля. Можно ли получить обратное явление: вызвать электрический ток в проводнике с помощью магнитного поля?». Обсуждая разные варианты решения проблемы, ученики приходят к изучению известного опыта М.

Фарадея, связанного с открытием явления электромагнитной индукции.

4) Ситуация опровержения создается тогда, когда ученикам предлагается доказать неосуществимость какой-либо идеи, проекта. Например, при изучении в 8 классе темы «Тепловые двигатели» в разделе «Идеальный газ в термодинамике» предлагается доказать невозможность создания определенного проекта вечного двигателя.

5) Ситуация несоответствия заключается в том, что жизненный опыт учеников, понятия и представления, сложившиеся у них стихийно, вступают в противоречие с научными данными. Например, при изучении в 7 классе архимедовой силы ученикам предлагается такой вопрос: «Есть два одинаковых сосуда, доверху заполненных водой. В одном из них плавает деревянный брусок. Какой из этих сосудов более тяжелый?» Ученики считают, что тяжелее будет сосуд, в котором плавает брусок (поскольку добавляется лишнее вещество). Некоторые считают, что тяжелее будет сосуд без бруска (сосуды заполнены доверху, а плотность дерева меньше плотности воды). Взвешивание сосудов показывает, что вес их одинаков. Почему?». Решение этой проблемной задачи приводит к установлению закона плавания тел.

 6) Ситуация неопределенности возникает тогда, когда предложенное задание имеет недостаточно данных для получения однозначного ответа. Например, в 10 классе при изучении темы «Электрический ток в полупроводниках» в разделе «Электрический ток в различных средах» ученикам уже известно, что сопротивление металлических проводников увеличивается с повышением температуры. Учитель задает вопрос: «Как будет изменяться сопротивление полупроводников при нагревании?» Ученики не могут дать однозначный ответ в связи с тем, что им неизвестно, как будет вести себя новое вещество (полупроводник) с повышением температуры, какие процессы, изменения в состоянии вещества будут сопровождаться нагреванием. Во время решения проблемной задачи учитель формирует у детей понятие о зависимости сопротивления полупроводников от температуры.

       Создавая  проблемную  ситуацию на уроке, учитель может опираться на жизненный опыт учеников (Почему железные предметы при прикосновении кажутся более холодными, чем деревянные, хотя температура окружающего воздуха одинакова? Почему расколоть деревья зимой легче, чем осенью?),  с помощью технических средств обучения  (Демонстрируя при изучении темы «Инерция» фрагмент из кинофильма «Законы Ньютона», учитель ставит такой проблемный вопрос: «Почему в движущемся вагоне девочка, прыгая со скакалкой, всегда попадает на одно и то же место пола вагона?»), на основе использования межпредметных связей (Почему красная морская звезда не может жить в Балтийском, Каспийском, Черном морях, где низкая соленость воды? Почему некоторые жуки, перевернувшись на спину, не могут самостоятельно вернуться в исходное положение?) и т.д.

 

2.  Развивающее обучение.

Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

        Главное в развивающем обучении физике – ориентация на включение учащихся в творческую деятельность, осознание учениками процесса учения. Этот принцип предполагает понимание детьми того, зачем они изучают тот или иной материал, как полученные знания помогут им при изучении других тем, как связаны между собой изучаемые вопросы.

При использовании технологии развивающего обучения на уроках физики применимы несколько подходов в обучении: исследовательский, коммуникативный

(дискуссионный) и имитационный подход. 

        1) Исследовательский подход. Его характерная черта – реализация идеи «обучение через открытие». В рамках этого подхода ученик должен сам открыть явление, закон, способ решения задачи, не известные ему ранее.  (Например, ученики самостоятельно выполняют задание: «изучить, от чего зависит сила  трения»).

2) Коммуникативный подход, или дискуссионный. Он предполагает, что ученик на время становится автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, вести критику, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, находить компромисс. (Примером могут быть уроки, посвященные вопросам: «Инерция –  полезное или вредное явление?», «Свет – это волна или частица?»). 

3) Имитационный подход. Класс разбивается на бригады или группы, каждая из которых самостоятельно работает над общим заданием, имитируя то или иное учреждение, фирму и т. д. Итоги деятельности затем обсуждаются, оцениваются. (Примером может быть урок защиты проектов, урок «Спасения попавших в беду инопланетян», урок «Что случиться, если пропадет сила трения?»).         

  Существуют различные приемы использования технологии развивающего обучения на разных этапах и формах урока. Например:

1. «Я – учитель». Ученикам  предлагается  перевоплотиться в учителя и объяснить (или повторить) тот или иной раздел, тему   или определенный вопрос. Важно, чтобы ученики объясняли материал на таком уровне, насколько сами его усвоили. Желательно, чтобы учащиеся отвечали его своими словами, а не книжными формулировками.

2.  «Ступеньки интеллекта».  После прохождения определенного этапа урока учитель предлагает ученикам составить вопросы по определенной теме. Предварительно нужно объяснить учащимся значимость умения составлять и задавать вопросы.

3. «Мне это пригодится». На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?». Ценность данного методического приема в том, что ученики действительно начинают осознавать значимость изучаемого материала.

4.Творческая работа. Методический прием используется как одна из форм домашнего задания.

5. «Рекламное бюро». Класс по желанию учеников делится на «всемирно известные» рекламные компании, названия им придумывают сами учащиеся. Предварительно, за несколько уроков всем компаниям дается одинаковое задание: создать рекламный проспект для изучаемого объекта.

Итак, развивающее обучение основано на самостоятельной деятельности учеников. На уроках развивающего типа обязательно должно что-то создаваться, а именно: знания, или умения, или объекты, или и то, и другое.

Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию, но решение ее состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.

3. Информационно-коммуникационные технологии.

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются  мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников.

      Я применяю информационные технологии на уроках физики в следующих направлениях:

·        мультимедийные сценарии  фрагментов уроков;

·        подготовка дидактических материалов для уроков;

·        работа с электронными учебниками на уроке;

·        выполнение виртуальных лабораторных работ;

·        поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

·        поиск необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;

·        разработка  тестов, используя готовые программы - оболочки;

·        дистанционное обучение;

·        применение компьютерных тренажеров  для организации контроля знаний.

Для самостоятельного решения в классе или дома предлагаю задания, правильность решения которых ученики смогут проверить, поставив  виртуальный эксперимент. Самостоятельная проверка полученных результатов усиливает познавательный интерес учащихся, делает их работу творческой.

 Применяя ТСО при проведении урока на различных его этапах, нужно помнить, что продолжительность их использования должна быть не более 20 минут.

 

4. Научно-исследовательская и проектная деятельность.

Задания творческого и исследовательского характера  вызывают усиленный интерес у учащихся, что  приводит к глубокому и прочному усвоению материала. По указанной причине такие уроки особенно эффективны, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы.

Проектную деятельность учащихся необходимо начинать с самого начала  изучения физики. В 7 классе – это описание явлений в виде сказок, составление кроссвордов, создание простейших приборов (например, модель фонтана). В старших классах целесообразнее использовать разработку научно - исследовательских работ.

Всё это ведет к обогащению и углублению содержания изучаемого предмета.

   

5. Дифференцированный подход является основой индивидуально ориентированной системы обучения, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей. Такой подход позволяет «слабым» учащимся успевать по предмету, а «сильным» - изучать физику на более высоком (чем средний) уровне.

Среди дифференцированных заданий широко распространены задания различной направленности: устраняющие пробелы в знаниях, и задания, учитывающие имеющиеся у учащихся предварительные знания по теме.

Для реализации дифференцированного подхода в обучении можно использовать

карточки – задания трех уровней сложности:

Первый уровень – задача на знание и применение прямой формулы или физического закона.

Второй уровень – задача  на определение неизвестной величины из формулы или закона.

Третий уровень – задача творческого характера, требующая знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.

Каждому уровню усвоения материала соответствуют определенные требования к действиям учащихся и оценка.

       Дифференцированный подход в обучении физике  в разной мере  можно и нужно применять на всех этапах урока.

     Например:

·        Тема «Электризация тел».

Ситуация (общая): Металлический изолированный незаряженный шар привели в соприкосновение с таким же шаром, который содержит 10 избыточных электронов.

Задание-вопрос первого уровня:  Приобретет  ли при этом заряд первый шар?

Задание-вопрос второго уровня:  Приобретет  ли при этом заряд первый шар и по какой причине? Какие  заряды  получат шары (его знак и значение)?

Задание-вопрос третьего уровня: Приобретет  ли при этом заряд первый шар? Изменится ли масса первого шара? Если изменится, то как? Если нет, то почему?

·        Тема «Постоянный электрический ток».

Цель работы – проверить понимание схем электрических цепей, законов и процессов, протекающих в них.  Знание материала об электрическом токе и силе тока проверяю так:

на первом уровне выясняю знание основной формулы для расчета силы тока на участке цепи;

на втором уровне – умение рассчитывать силу тока в несложных цепях;

на третьем уровне – умение определить силу тока в любых видах соединения проводников.

Например, я предлагаю такие карточки с заданиями разного уровня сложности:

 

Основные знания

I уровень

II уровень

III уровень

Электричес-кий ток, сила тока.

Укажите основное выражение для определения силы тока:

1) qt,  2) q/t,  3) t /q

Через спираль электроплитки за 2 минуты прошел заряд 600 Кл. Какова сила тока в спирали?

Объясните, почему гальванометр пока-зывает наличие электрического тока, если к его зажимам присоединить сталь-ную и алюминиевую проволоки, а вторые концы проволок ввести  в яблоко или лимон?

 

Электричес-кая цепь, её  элементы и их условные обозначения.

Из каких элементов состоит цепь?

Как изменяться показания амперметра и вольтметра при размыкании ключа К?

 

           

 

 

Какие элементы входят в эту цепь?

Как изменяться показания амперметра и вольтметра при размыкании ключа К?

В цепи замкнули ключ К. Изменится ли накал ламп? Какая из ламп будет гореть ярче? Почему?

Подтвердите свой ответ расчетом, полагая, что

U = 220 B; R1 = R2  = 400Ом

 

 

6. Здоровьесберегающие технологии.

        Все здоровьесберегающие уроки по физике можно условно разделить на виды:
       1) Урок, содержание которого непосредственно связано с вопросами здоровья (урок обобщения, урок закрепления или повторения материала). Например: урок - конференция по теме «Биологическое действие радиации» в разделе «Строение атомного ядра».

         2)Урок, в который включены элементы здоровьесбережения.

Например:

 

Тема

Вопросы   здоровьесбережения

Измерительные приборы

(7 класс)

 

Инструктаж: меры безопасности при работе со стеклянной посудой.

Эксперимент: осуществление простейших физиологических измерений (вес, рост, частота пульса).

 

Инерция  

(7класс)

 

При закреплении материала (опрос):

1.         Для полярников, зимующих на льдине, сбрасывают груз с летящего самолета. Где надо сбросить груз, чтобы он попал на льдину?

2.         Для чего в машине нужны ремни безопасности? 

3.         Почему в зимнее время года автомобилисты используют шипованную резину?

 

 

 

Законы постоянного тока

(8 класс)

 

Инструктаж: меры безопасности при работе с электроприборами.

Сообщение учащихся по теме «Оказание первой помощи при поражении током».

 

 

 

Влажность

(8 класс)

 

При объяснении нового материала рассматривается вопрос:  регулирование влажности в промышленных и домашних условиях.

 Домашнее задание: подготовить доклад по теме «Значение влажности воздуха в жизни животных  и человека».

 

 

    3) Стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по физике, на котором ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель максимально использует индивидуальные особенности учащихся, продумывает смену  видов деятельности.

     При  планировании урока нужно не допускать однообразия работы.

Пример фрагмента урока:

 

Элемент урока

Анализ с точки зрения

здоровьесбережения

·        Объяснение нового материала:

1)    использование компьютерной презентации

2)использование загадок

        Аппарат небольшой, но удивительный такой. Если друг мой далеко, говорить мне с ним легко.  (Телефон.)

3) демонстрация физического эксперимента

·        Закрепление нового материала:

1)    решение задач в группах

2)    выполнение проверочной работы с последующей взаимопроверкой

3)    заслушивание сообщений учеников.

 

Происходит чередование видов деятельности. При закреплении изучаемого материала можно использовать всевозможные наглядные моменты, чтобы разнообразить виды деятельности на уроке и помочь учащимся легче усвоить новый материал.

 

Несколько минут на уроке необходимо уделять динамическим паузам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.  Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.

В 7 классе можно сделать физкультминутку:

Очень физику мы любим!

Шеей влево, вправо крутим.

Воздух – это атмосфера,

Если правда, топай смело.

В атмосфере есть азот,

Делай вправо поворот.

Так же есть и кислород,

Делай влево поворот,

Воздух обладает массой

Мы попрыгаем по классу.

На месте быстро шагом марш!

Чем выше вверх, тем воздух реже,

Друг другу улыбнулись нежно!

 

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, поэтому использую запоминалки. Например,

Массу мы легко найдём,

Умножив плотность на объём.

Если слово "бац" запомнишь,

Формулу объёма вспомнишь.                      V=bac

-------------------------------------

Не лезьте вводу глубоко,

В воде давленье велико.

Надавит сверху РО-ЖЕ-АШ

И вдруг концы свои отдашь.                    Р = r g h

 

Хорошие результаты дает проговаривание законов, прописывание  в воздухе формул, работа в группах.   

Не нужно забывать о том, что отдых – смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока следует позаботиться о смене 4-5 видов деятельности.

 

7. Деятельностный подход в обучении физике.

Деятельностный подход при изучении физики ориентирует учащихся не только на усвоение отдельных понятий, положений и законов физики, и вообще знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие творческого потенциала ученика. Деятельность рассматривается как процесс развития личности через ряд последовательных самостоятельных действий обучаемого.

Кроме традиционных, при деятельностном подходе применяются специальные средства для управления процессом усвоения знаний и действий. Если при традиционном обучении учитель предпочитает объяснять материал, считая его недоступным для самостоятельного изучения, то при деятельностном подходе учитель ищет такие способы поддержки, которое позволят учащимся выполнить запланированные действия самостоятельно. Например, при обучении учащихся решению задач по той или иной теме школьного курса физики существенную помощь им оказывают обобщенные методы решения. Эти методы учитель может сообщить учащимся с необходимыми разъяснениями. Однако их использование наиболее эффективно, если метод решения задач определенного типа выделяется самими учащимися. На начальных этапах обучения для организации деятельности учащихся по составлению метода решения задач можно использовать набор карточек, на которых выписаны отдельные действия, составляющие метод. Учащимся предлагается установить последовательность действий, разложив карточки по порядку.

        Таким образом, суть деятельностного подхода в обучении физике состоит в том, что на любом занятии организуется дея­тельность самих учащихся по созданию и  применению от­дельных элементов или системы физических знаний. При этом  используются те же дидактические средства, что и при любых других подходах: экспериментальные установки, физические задачи, компьютерные программы и т.д. Однако имеется определенная специфика в их под­боре при организации урока на деятельностной основе. Например, тра­диционно преломление света демонстрируется на гра­нице раздела воздух-стекло или воздух-вода. Для организации «открытия» учащимися этого явления необходимы эксперименты и с другими средами (проведение серии экспериментов с разными парами сред: воздух - вода, масло, дерево и др., стекло - вода, масло, дерево, металл и др.).

      Деятельностный подход заставляет включиться в работу на уроке всех учеников.  И весь секрет в том, чтобы поставить перед школьниками очередную учебную проблему не в виде привычного задания, «урока», а как загадку, детективную историю, которую нужно разгадать. Вокруг этой проблемы и «закручивается» основная деятельность учащихся, самостоятельная познавательная или поисковая деятельность, привлечение знаний из других областей обучения.

       Можно выделить два пути реализации системно-деятельностного подхода:

·        проведение целых, законченных творческих уроков, в которых учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабатывать;

·        введение в традиционные уроки фрагментов, посвященных творческой познавательной деятельности учащихся.

1.  Проведение творческих уроков и мероприятий.

При построении уроков на деятельностной основе, где учащиеся сами добывают знания,  должна быть реализована цепочка: потребности → мотив → цель и задача → средства реализации задачи → действие → операции → результат → рефлексия.

Примерами таких уроков могут быть:

-     урок решения цепочки экспериментальных задач;

-     урок сотрудничества и экспериментов учащихся;

-     урок – митинг;

-     урок – диспут.

Например, урок сотрудничества и экспериментов учащихся можно провести в 7 классе  при изучении темы «Условие плавание тел» в разделе «Основы гидростатики». Группам учащимся выдаются задания по выяснению условий, при которых тело плавает, тонет, всплывает. Каждая группа измеряет вес тела в воздухе, вес тела в воде, силу Архимеда, сравнивает их и делает вывод. Первая группа делает вывод об условии, при котором тело тонет, вторая - плавает, третья – всплывает.  В докладах учащиеся описывают кратко методику исследования, и полученные результаты.

2. Насыщение уроков развивающими и творческими заданиями и задачами.

Развивающих заданий может быть много. Главная идея для их подбора следующая: задания должны приглашать к размышлению, наблюдениям, поиску, выдвижению идей, высказыванию своей точки зрения. В них непременно должны присутствовать вопросы: «Ваше мнение?», «Как вы думаете?», «Каким будет ваше предложение?», «Что предпринять?», «Как объяснить?», «Если произойдет, как поступить?», «Какую идею вы выдвинете?», «Согласны вы с тем, что…?», «Как улучшить?» и так далее.

Для того чтобы задания не стали в ряд традиционных и активно помогали реализовывать системно - деятельностный подход к обучению, нужно просить учеников составить план их решения и после завершения проводить рефлексию.

Примерами таких заданий могут служить:

-       задачи с неопределенностью при постановке вопроса, с неполным условиемЧто произойдет, если пулька, выпущенная из игрушечного пистолета, попадет в куриное яйцо?». Ответ на вопрос зависит от того, вареное яйцо или сырое. Учащиеся конкретизируют ситуацию и отвечают на каждый вариант вопроса).

-       Задачи с частично неверными сведениями в условии (например, длина волны красного цвета 100 мкм) и на поиск ошибок в решении ( например, применение формулы при вычислении кинетической энергии релятивистской частицы).

-       Задачи с «черным ящиком» («В черном ящике имеется два резистора с сопротивлениями 5 Ом и 1 Ом, подключенные к источнику тока напряжением 9В. Как соединены эти резисторы?». При этом показания амперметра учащиеся снимают самостоятельно).

-       Задачи, позволяющие овладеть методом познания («Зависит ли сила трения от площади соприкасающихся поверхностей?». На этот вопрос часто дают утвердительный ответ. Проведя опыт, учащиеся убеждаются, что это совсем не так).

 

Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических процессов, анимации, персональный компьютер, которые способствуют на занятиях  творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность учащихся.

Спасибо за внимание.

 

 

 

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.

Искусство основано на интуиции, технология - на науке.

С искусства всё начинается, технологией заканчивается,

чтобы затем всё началось сначала.

В.П.Беспалько


 

Скачано с www.znanio.ru

Современные педагогические технологии как средство повышения активизации познавательной деятельности учащихся

Современные педагогические технологии как средство повышения активизации познавательной деятельности учащихся

Все технологии обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности ученика

Все технологии обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности ученика

При изучении физических понятий

При изучении физических понятий

Тепловые двигатели» в разделе «Идеальный газ в термодинамике» предлагается доказать невозможность создания определенного проекта вечного двигателя

Тепловые двигатели» в разделе «Идеальный газ в термодинамике» предлагается доказать невозможность создания определенного проекта вечного двигателя

Исследовательский подход. Его характерная черта – реализация идеи «обучение через открытие»

Исследовательский подход. Его характерная черта – реализация идеи «обучение через открытие»

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий

Второй уровень – задача на определение неизвестной величины из формулы или закона

Второй уровень – задача на определение неизвестной величины из формулы или закона

Электричес-кая цепь, её элементы и их условные обозначения

Электричес-кая цепь, её элементы и их условные обозначения

Законы постоянного тока (8 класс)

Законы постоянного тока (8 класс)

Воздух – это атмосфера, Если правда, топай смело

Воздух – это атмосфера, Если правда, топай смело

Учащимся предлагается установить последовательность действий, разложив карточки по порядку

Учащимся предлагается установить последовательность действий, разложив карточки по порядку

В них непременно должны присутствовать вопросы: «Ваше мнение?», «Как вы думаете?», «Каким будет ваше предложение?», «Что предпринять?», «Как объяснить?», «Если произойдет, как поступить?», «Какую идею…

В них непременно должны присутствовать вопросы: «Ваше мнение?», «Как вы думаете?», «Каким будет ваше предложение?», «Что предпринять?», «Как объяснить?», «Если произойдет, как поступить?», «Какую идею…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020