Выступление на тему: «Современные подходы к обучению физике в условиях модернизации образования» |
|
|
учителя физики МАОУ СОШ № 2 г. Балаково Саратовской области Кульгавеня Лариса Павловна |
|
|
|
|
|
Актуальность.
Физика по-прежнему сохраняет роль лидера естествознания и определяет уровень и стиль научного мышления. Именно физика наиболее полно демонстрирует способность человеческого разума к анализу любой непонятной ситуации, выявлению ее фундаментальных, качественных и количественных аспектов и доведения уровня понимания до возможности теоретического предсказания характера и результатов ее развития во времени.
Так как знания по физике ценны и востребованы практически в любой специальности, есть необходимость в усилении физического образования, которое должно происходить на основе системного обновления содержания и технологий обучения физике.
Сегодня важно, чтобы физическое образование осуществлялось на основе современных информационных технологий, чтобы в процессе обучения физике учащиеся осваивали компьютерную культуру. Это обусловлено, во-первых, ролью физики как фундаментальной основы работы компьютера, а во-вторых, тем, что физика - наиболее развитая область применения компьютерных технологий. Изучение не только конкретного физического объекта, но и его компьютерной модели позволяет расширить круг физических задач, которые сможет решить учащийся.
Современная модернизация школьного физического образования в России является следствием изменения социального заказа общества на выпускника школы.
Характеристика УМК.
В целях усиления процесса обучения, уроки поддерживаю элективным курсом «Методы решения физических задач» и кружком «Простые сложные задачи» в 10 классе; в 8 классе спецкурсом «Я познаю мир физики…».
Работа кружка «Простые сложные задачи» способствует формированию умений работать со школьной учебной физической задачей.
Спецкурс «Я познаю мир физики …» создает условия для формирования и развития у учащихся: интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента; умения самостоятельно приобретать и использовать знания; творческих способностей; умения работать в группе; вести дискуссию; отстаивать и обосновывать свою точку зрения.
Приоритет поисково-исследовательской деятельности. Школьник является равноправным участником процесса обучения, его субъектом.
Усилено внимание к творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося.
В учебном процессе используются современные образовательные технологии
А. Личностно-ориентированный подход.
Основной целью всех технологий является здоровьесбережение, а значит необходимо ученика научить учиться с минимальными затратами для здоровья. Основные принципы таких технологий: личностный смысл обучения (личностно-ориентированные) и мотивация. Всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем.
Для осуществления личностно-ориентированного подхода в своей деятельности использую:
• проблемные творческие задания: в качестве домашнего задания часто предлагаю провести домашний эксперимент и объяснить полученный результат (например, при изучении темы «Инерция» предлагаю на горлышко бутылки положить лист бумаги, а сверху монету, и первый раз резко удалить бумагу, а второй раз медленно);
• применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала: например, слабый ученик может дома составить план рассказа и по нему отвечать; во время фронтального опроса использую карточки разных цветов, соответствующие разному уровню заданий (цвет и уровень заранее оговорены), ученик сам выбирает уровень сложности вопроса;
• сообщение в начале урока не только темы, но и предполагаемого порядка организации учебной деятельности;
• создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят: в ходе урока ученики могут зарабатывать себе баллы, и если что-то не получилось, то своей активной работой можно улучшить результат;
• «не понравилось обсуждение с детьми в конце урока не только того, что они узнали, но и что «понравилось» или» и почему.
Б. Регулятивные учебные действия, также как и коммуникативные в большей мере формирую на лабораторных работах. Здесь ребята, изучив дома необходимый материал, должны понять и сформулировать цель работы, сами составить ее план, выполнить необходимые измерения, вычисления, проанализировать полученный результат и сделать вывод. Так как лабораторная работа выполняется в паре, то в процессе ее выполнения развиваются коммуникативные навыки.
В. Познавательные учебные действия.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать»
Л.Н.Толстой
Успешное развитие творческих способностей возможно на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для учащихся, чтобы воспитывать у них уверенность в своих возможностях.
Урок «В поисках утерянной книги» представляет собой мини историю и является дополнением ко всему курсу физики седьмого класса. В нем ребятам предлагается помочь найти некую книгу, в которой заключены ценные знания. (Демонстрация слайда из урока «В поисках утерянной книги»)
Урок «Путешествие в солнечный замок» является дополнением ко всему курсу физики восьмого класса и является своеобразным итогом. В нем повторяется в игровой форме самое основное из того, что было изучено за курс восьмого класса. (Демонстрация слайда из урока «Путешествие в солнечный замок»)
Игра «Посещение острова Рыцарей и Лжецов» является дополнением ко всему курсу физики десятого класса, в ней рассматриваются задачи адаптированные для данного курса. На острове живут рыцари и лжецы. Рыцари – всегда говорят правду, а лжецы, соответственно всегда лгут. В начале жителей называют первый, второй или третий, до тех пор пока не станет ясно, кто есть кто. (Демонстрация слайда из «Посещения рыцарей и лжецов»)
К творческим самостоятельным заданиям я отношу такие как: составить кроссворд, написание небольшой сказки, куда необходимо «вплести» главную физическую информацию об изучаемом объекте или явлении. Получив задание, учащиеся анализируют и систематизируют знания по физике, накопленные ими ранее и в результате возникают образы, отображающие физические явления. Например, при изучении темы «Мощность электрического тока» предлагаю ребятам исследовать дома бытовые приборы, узнать их мощность и составить рекомендации для безопасного их применения.
Средствами развития творческих способностей могут служить отрывки из литературных произведений. Зачитывая литературный фрагмент, предлагаю дать ответы на вопросы:
- определите физические явления, о которых идёт речь;
- укажите отличительные особенности и условия протекания явлений, описанных в отрывке и объяснить их;
- как будут протекать явления, если условия изменить и др.
Литературные фрагменты способствуют видению физических явлений, а это углубляет восприятие и понимание физики. (Демонстрация о механическом движении А.С. Пушкина, кинематика и динамика)
Знакомлю учащихся с информацией о рефератах, и докладах, выделяю признаки реферата, его структуру, типы, язык, объём, оформление.
Учащиеся должны знать критерии оценивания реферата. Реферат должен быть защищён.
Учащимся сложно ориентироваться в потоке новой информации: определений, физических величин, их единиц измерения, математических выражений, состоящих из этих величин. Для облегчения знакомства с физическими терминами, мы создаём с учащимися физический словарь. Его можно делать на последней странице рабочей тетради. В начале изучения физики в 7 классе я совместно с учащимися начинаю его заполнение, затем они продолжают эту работу самостоятельно.
Положительный момент такого словаря – он всё время «под рукой» ученика. Заполнение идёт постепенно. Дети часто с ним работают и запоминают физические величины, единиц измерения и формулы.
Наряду с исследовательским методом успешно использую проектную деятельность, начиная с 7 класса.
Г. Информационные технологии
Хочу особенно остановиться на компьютерных демонстрациях. Основным достоинством этой технологии является то, что она может органично вписаться в любой урок и эффективно помочь учителю, как план конспект урока и ученику. Другим немаловажным обстоятельством является то, что существуют такие физические процессы или явления, которые невозможно наблюдать визуально в лабораторных условиях, например, движение спутника вокруг Земли. В данном случае компьютерные демонстрации имеют неоценимое значение, так как позволяют «сжать» временные и пространственные рамки и в то же время получать выводы и следствия, адекватные реальности. (Демонстрация движения спутника 10класс) Использование активных презентаций позволяет обучающимся наглядно представить процессы, происходящие на молекулярном уровне. А это имеет особое значение на первом году изучения физике, а также с их помощью можно вспомнить или систематизировать пройденный ранее материал (Демонстрация диффузии 7 кл., силы в природе 10кл. ).
С помощью этой технологии удобно вести фронтальный опрос, который помимо вопроса, выведенного на слайд (демонстрация фронтального опроса), включает в себя решение тестовых заданий и несложных задач для анализа усвоения, пройденного материала. При этом можно задействовать максимальное количество учащихся. В своей практике, я часто комбинирую опрос по карточкам и фронтальный опрос по презентации.
Использование данной современной технологий значительно облегчает усвоение материала ввиду своей наглядности с одной стороны, а с другой стороны достоинство этой технологии заключается в том, что она не требует большого числа компьютеров. Достаточно одного компьютера и видеопроектора, но нельзя недооценивать «натуральную демонстрацию» физического явления, так как наши дети и так живут фактически в виртуальном мире, и порой реальная демонстрация вызывает у них большее удивление и интерес.
Заканчивая свое выступление, хочется отметить, что учитывая значимость физики, есть необходимость в усилении физического образования, дальнейшем усовершенствовании методов преподавания физики с использованием современных технологий. Желаю нам всем успехов в нашем нелегком труде.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.