Современные подходы к повышению качества школьного образования
Повышение качества образования – одна из основных задач современной школы.
Качество образования – важный показатель деятельности ОО во все времена. Однако образование меняется, и появляется необходимость постоянного переосмысления целей и задач в новом контексте.
Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, педагогического коллектива, организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.
Качество образования — это также востребованность полученных знаний для достижения успешности выпускника.
Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования. В Концепции подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правового самосознания, российской идентичности, духовности, способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.
Из чего складывается качество образования?
· из высокого уровня профессионализма педагогов
· из создания комфортности в обучении школьников;
· качества обученности школьников;
· соблюдение санитарно-гигиенических норм;
· из материально-технического обеспечения школы.
Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать в учащихся умения, навыки, которые он сможет применить в различных жизненных ситуациях?
Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.
К современным образовательным технологиям относятся:
· развивающее обучение;
· проблемное обучение;
· разноуровневое обучение;
· коллективная система обучения;
· исследовательские методы обучения;
· проектные методы обучения;
· технология развития «критического мышления
· технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)
· технологии модульного и модульно-блочного обучения;
· обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
· информационно-коммуникационные технологии;
· здоровьесберегающие технологии.
Педагоги широко используют информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников, так как одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить обучающегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, сформировать у него информационную культуру.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса. В настоящее время профессиональный рост учителя реализуется через профессиональные конкурсы на федеральном, региональном, муниципальном уровне, показатели, разрабатываемые школой, для осуществления стимулирующих выплат, что позволяют мотивировать и поддерживать (в том числе и финансово) учителей, которые реально проводят изменения своей профессиональной деятельности в заданном направлении. Так, например, признавая профессиональную свободу учителя в выборе методов, педагогических технологий для достижения требуемых образовательных результатов, администрация школы управляет процессом освоения современных образовательных технологий и отслеживает их эффективность. Педагоги систематически совершенствуют свое мастерство, понимая ответственность в решении задач, поставленных перед современной школой.
Повышение качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:
§ образовательных результатов;
§ организации образовательного процесса;
§ квалификации педагогических работников.
КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ определяется:
-Уровнем научности теоретических профессиональных и интеллектуальных знаний
-Методической подготовкой
-Педагогическим мастерством
-Психолого-педагогическим взаимодействием с коллегами, учащимися, родителями
-Инновационной деятельностью, участием в общешкольных проектах, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе.
-Научной организацией труда учителя и обучающихся
-Состоянием учебно-методической базы
КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ зависит от:
-Уровня индивидуальных особенностей учащихся (интересы, мотивы, склонности, способности, психологический тип и т.п.) знаний
-Традиций и новаций в обучении (содержание, объем, технологии и методы обучения).
Уровня подготовленности к обучению
-Состояния учебно-методического обеспечения учебного процесса (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика)
-Внешнего влияние (семьи, взрослых, друзей, одноклассников и т.п.)
-Системы оценивания знаний учащихся
-Педагогического взаимодействия детей и взрослых: уровень коммуникативных отношений.
Качество образования не сводится исключительно к качеству обучения. Современная информационная эпоха обостряет задачу воспитания человека умелого, мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации: получение нового образовательного результата – развитие личности ученика на позициях гражданина-патриота на основе освоения универсальных учебных действий.
Система мониторинга активно входит в работу по определению качества обучения. С введением новых государственных стандартов в каждой школе сложилась своя система мониторинга, но она должна производиться на основе единых принципов и критериев, чтобы служить основой принятия управленческих решений. Наряду с оценкой предметных результатов (в баллах) предполагается оценка метапредметных (в форме комплексных работ) и личностных результатов обучения (с помощью различных диагностик, анкет, и других инструментов. Наряду с ГИА такую функцию может выполнять портфолио, так как оно достаточно полно отражает успехи ученика не только в области учебных достижений, но и в умении применять их.
Какую же работу необходимо проводить в школе, чтобы повысить качество образования? Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды. Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. Использование активных методов обучения, групповая работа, работа в парах, взаимобучение - способствует развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое. Новый ФГОС требуют от учителя проводить уроки в интересной форме. А это достигается применением современных средств обучения, созданных самим преподавателем в виде проблемных вопросов, кроссвордов, учебно–познавательных заданий, слайдовых презентаций, проектов
Ведь качественное образование – это главный ресурс человека, который обеспечит ему способность свободно и эффективно действовать в новых условиях, свободно выбирать. Качество образования “задает” качество жизни человека и общества. И наша с вами задача – и совместно, и каждому - искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это – итог деятельности школы, то есть нашей с вами работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.