«Современные подходы к преподаванию математики в начальных классах»
Оценка 4.8

«Современные подходы к преподаванию математики в начальных классах»

Оценка 4.8
docx
математика
15.12.2019
«Современные подходы к преподаванию математики в начальных классах»
Доклад Н.Н.Б..docx

 

ДОКЛАД

 

ТЕМА: «Современные подходы к преподаванию математики в начальных классах»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

Низамова Нодира Бурхановна

учитель начальных классов

                                                     общеобразовательной школы № 3

  Туракурганского района, Наманганской области

 

В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в средней школе, важное место принадлежит математике, которая широко применяется при изучении других предметов. Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению, научить учиться.

Обучение должно идти впереди развития, и педагог должен помочь ребёнку сформировать ещё не оформленные способности и тем самым способствовать его развитию. Для этого требуется специальное искусство. Отбор методов и технологий – это основные задачи деятельности учителя.

В связи с быстрым развитием науки и техники актуальна потребность в разработке и введении в процесс обучения современных подходов и методов организации процесса обучения, которые бы соответствовали современным требованиям общества.

Ведущими являются требования, ориентированные не только на достижение предметных образовательных результатов, но и на формирование личности учащихся и овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Одним из новых требований ФГОС является разнообразие уроков, а для этого нужны новые подходы к обучению, повышающие интерес учащихся к предмету.

Прежде чем дать комплексное определение понятию «современный подход к преподаванию», надо дать определения его составляющим понятиям: «преподавание», «подход» и «современный».

Преподавание – педагогическое управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых; один из компонентов процесса обучения.

Обучение — 1) целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека; 2) планомерная и систематическая работа учителя с учащимися, основанная на осуществлении и закреплении изменений в их знаниях, установках, поведении и в самой личности под влиянием учения, овладения знаниями и ценностями, а также собственной практической деятельности.

Подход - совокупность приемов, способов (в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела).

Что же такое «подход к обучению»?

Подход к обучению - базисная категория методики, определяющая стратегию обучения и выбор метода обучения, реализующего такую стратегию; представляет собой точку зрения на сущность предмета, которому надо обучать.

Современный - 1. Относящийся к одному времени, к одной эпохе с кем-чем-нибудь. 2. Относящийся ко времени существования того, о ком-чем идет речь. 3. Относящийся к настоящему времени, к текущему моменту, к настоящей эпохе, теперешний. Характеризующий настоящее время, текущую действительность, характерный для настоящей эпохи. 4. Стоящий на уровне своего века, не отсталый, отвечающий материальным потребностям, общественным, культурным запросам настоящего времени.

Значит, современный подход к преподаванию – это подход, который отвечает требованиям современного общества, общественным, культурным запросам настоящего времени.

Цель современного подхода к обучению: становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, человека, и главное, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы.

Чем характерны современные подходы

Личностно-ориентированный подход

Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Цель личностно-ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума: способность человека к выбору; умение рефлексировать, оценивать свою жизнь; поиск смысла жизни, творчество; формирование образа “Я”; ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”).

В личностно-ориентированном подходе ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Интерактивный подход

Интерактивный подход — это определенный тип деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока.

Костяком интерактивных подходов на уроках математики являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: творческие задания; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки); разминки; изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов); обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», «Один — вдвоем — все вместе»); разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм»)

Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог (ведущий) не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. В процессе такого обучения учащиеся выступают не пассивными обучаемыми, а активными деятелями, полноправными участниками процесса, их опыт не менее важен, чем опыт ведущего. Каждому ученику предоставляется возможность найти свой способ решения. Дети - соавторы учителя в создании урока. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Именно такой подход не "прессует" личность, а помогает ей развиться в творческом плане.

Игровой подход

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Признаки и особенности методики: игровому обучению присущи те же черты, что и игре:

свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию учителя, но без его диктата и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности.

творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.

эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность.

деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта

деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека.

деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Человек приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра: хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.

Например, для формирования навыков устного счета можно использовать различные варианты следующих ролевых игр: «Рыбалка», круговые примеры, «Кто быстрее», «Найди ошибку», «Закодированный ответ», «Математическое домино», «Собери карточку», «Эстафета».

Компетентностный подход

Компетенция — это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Компетентностный подход в обучении математике предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

Коммуникативный подход

Суть этого подхода означает, что обучение носит деятельностный характер, поскольку реальное общение на занятиях осуществляется посредством речевой деятельности, с помощью которого учащиеся стремятся решать реальные или воображаемые задачи.

Методическим содержанием коммуникативного подхода являются способы организации учебной деятельности, связанные в первую очередь с широким использованием коллективных форм работы, с решением проблемных задач, с сотрудничеством между преподавателем и учащимися.

Конечной целью обучения в рамках названного подхода является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. готовности и способности, учащихся к общению.

Например, работая в группе, дети вместе обсуждают решение заданий на развитие логического мышления.

Системно - деятельностный подход

При системно-деятельностном подходе учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности. Психологи давно доказали, что люди лучше всего усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Именно эти возможности предоставляет на уроке групповая работа.

Самый простой вид групповой работы – это работа в парах. Например, можно использовать карточки на этапе устной самостоятельной работы, которая выполняется в паре под условным названием «Ученик - учитель». Каждый играет то роль учителя, то роль ученика в определенный момент времени. Роль настоящего учителя в этот момент заключается в выслушивании ответов и объяснений обоих участников пары. Он может корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивать не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Затем перед всем классом одна из групп даёт ответы, опираясь на карточки.

 

«Современные подходы к преподаванию математики в начальных классах»

«Современные подходы к преподаванию математики в начальных классах»

«Современные подходы к преподаванию математики в начальных классах»

«Современные подходы к преподаванию математики в начальных классах»

«Современные подходы к преподаванию математики в начальных классах»

«Современные подходы к преподаванию математики в начальных классах»

«Современные подходы к преподаванию математики в начальных классах»

«Современные подходы к преподаванию математики в начальных классах»

«Современные подходы к преподаванию математики в начальных классах»

«Современные подходы к преподаванию математики в начальных классах»

«Современные подходы к преподаванию математики в начальных классах»

«Современные подходы к преподаванию математики в начальных классах»

«Современные подходы к преподаванию математики в начальных классах»

«Современные подходы к преподаванию математики в начальных классах»

«Современные подходы к преподаванию математики в начальных классах»

«Современные подходы к преподаванию математики в начальных классах»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2019