СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Оценка 4.6

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Оценка 4.6
Лекции
docx
преподавание
23.02.2020
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Существенно и качественно расширилось понятие «качество образование» и спектр учебных достижений, определяющий это понятие, требует новых подходов, стратегий, понятий, критериев, форм и методов контроля и оценки. Целью процесса оценивания является систематическое повышение уровня учебных достижений каждого учащегося.
Данильченкова О в подходы к оцениванию.docx

Данильченкова О. В.

 КГУ «Средняя школа Бозанбай» Уланского р-на, ВКО

Учитель начальных классов, магистрант

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Ключевые слова:  оценивание, формативное и суммативное оценивание, критерии, обратная связь, стратегии оценивания, самооценка, взаимооценивание, обратная связь.

Во время внедрения новых подходов в преподавание и обучение, реализуемых в настоящее время в системе образования Республики Казахстан, наиболее остро стоит проблема оценивания учебных достижений учащихся. Эта проблема возникла, прежде всего, потому, что изменился взгляд на саму систему оценивания. Существенно и качественно расширилось понятие «качество образование» и спектр учебных достижений, определяющий это понятие, требует новых подходов, стратегий, понятий, критериев, форм и методов контроля и оценки. Целью процесса оценивания является  систематическое повышение уровня учебных достижений каждого учащегося. Следовательно, повышение качества образования в целом.[7] Реализуемые современные подходы к процессу оценивания способствуют повышению учебной мотивации. Они  помогают снять тревожность, конфликтность, нормализовать взаимоотношения с учителем и родителями, поскольку традиционная система оценивания вызывает зависимость учащегося от оценки, и позволяют отслеживать динамику школьной успешности. [1]

Итак, современный процесс оценивания должен поддерживать и стимулировать учащихся, обеспечивать обратную связь, вовлекать учащихся в процесс оценивания и определения стадии своего развития в процессе обучения.

Успешность преподавания и обучения зависит от того, насколько эффективны методы и способы, стратегии и подходы к процессу оценивания.

Оценка – это один из важнейших компонентов учебной деятельности, поскольку именно оценка регулирует и служит показателем результативности обучения. При оценивании возникает ряд вопросов: 1) С какой целью необходимо оценивать? 2) Что необходимо оценивать? 3) Как обеспечить объективность? 4) Как вовлечь учащихся в процесс оценивания?

Поэтому учитель обязан создать условия для включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, вовлечь учащихся в разработку критериев оценивания, стимулировать на достижение поставленной учебной цели, обеспечить всестороннюю поддержку, создавать ситуацию успеха, организовывать совместную с детьми экспертизу полученного результата. [6 ]

Для этого необходимо изменить подходы к процессу оценивания по следующим направлениям: дискретность-непрерывность; фрагментарность-системность; единичность-множественность; количественность-качественность; жесткость-гибкость; искусственность-естественность; оценка-самооценка. [9]

Дискретность-непрерывность подразумевает переход от традиционного понимания оценки как продукта конечного измерения результата к оцениванию самого  процесса движения к результату.

Фрагментарность-системность предполагает формирование межпредметной, многомерной оценки, которая направлена на измерение знаний, необходимых в жизни, на практике.

Единичность-множественность предлагает многообразие методов и процедур оценки, различные варианты и стратегии оценивания.

Количественность-качественность позволит оценивать не только знания, актуальные на данный момент, но и знания, необходимые в перспективе. Поскольку меняется роль учащегося: с объекта процесса обучения на  роль субъекта процесса непрерывного самообразования.

Жесткость-гибкость предполагает оценивать всё, что учащийся знает и умеет при поощрении выхода за пределы установленных программ и стандартов.

Искусственность-естественность предлагает различные нестандартные формы и методы оценивания и результаты наблюдения за учебной работой учащегося, в том числе и совместное оценивание.

Оценка-самооценка предполагает усиление самоконтроля, повышение ответственности за своё обучение, право на самооценку. При этом роль учителя трансформируется в консультативную, что позволяет сделать естественным процесс оценивания и овладения новым знанием. [9]

Важным и обязательным условием внедрения современных подходов к оцениванию является цикличность. Каждый цикл должен соответствовать следующим этапам: постановка целей контроля и оценки, сбор данных, анализ и интерпретация данных, выводы и решения по корректировке действий, направленных на решение следующих целей и задач обучения и ликвидации пробелов. [2,4]

В Послании Президента Н. А. Назарбаева отмечено: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

Эти слова подтверждают актуальность внедрения новых подходов в процесс преподавания и обучения, в том числе и в систему оценивания. 

Наиболее соответствующим требованиям современного общества механизмом, который учитывает индивидуальные способности учащихся и их возрастные особенности является формативное оценивание, которое еще называют оцениванием для обучения. По словам М. Барбер: «В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников».

Под формативным оцениванием понимается процесс поиска и интерпретации данных. Эти данные используют ученики и учителя для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, по которым следут строить свое развитие, и установление того, как лучше достигнуть необходимого уровня.

Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем или совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.

Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их обучения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование. [7,8]

В трудах П. Блека и Д. Уильяма отмечено, что улучшение обучения зависит от пяти ключевых условий:

- эффективной обратной связи от учителя к ученикам;

- активного включения учеников в процесс собственного учения;

- учета в преподавании результатов, полученных при оценивании;

- понимание того, как от оценивания зависит мотивация и самооценка учеников;

- способности учеников к самооцениванию. [4]

Необходимым условием успешности обучения является тщательная разработка критериев оценивания. Критерии тесно связаны с целью обучения и ожидаемым результатом обучения, поэтому дают ученикам полную картину тех знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть ученики на данном уроке или этапе обучения. Необходимо помнить, что критерии должны быть понятны, доступны, достижимы для учащихся. Наиболее эффективна совместная работа учителя и учеников по выработке критериев. Для объективности формативного оценивания при взаимооценивании и самооценивании удобнее использовать баллы. [2]

Возникает вопрос: «На каких этапах урока возможно формативное оценивание?» Ответ однозначный: нет этапа урока, на котором нельзя применить формативное оценивание. Современные подходы предлагают учителю различные стратегии и  варианты формативного оценивания.

Предлагаю следующие техники формативного оценивания на уроках: [9, 10, 11, 12] (обзор по материалам литературы, интернет-сайтов, собственные наработки)

- «Словесная оценка». Это устная обратная связь учителя и ученика, которая эффективна на любом этапе урока.

-«Радуга». Ученики называют любой цвет, с которым они ассоциируют свое ощущение, настроение на начало урока и в конце урока. Обязательно объяснить выбор цвета.  (Возможна как психологическая оценка, так и знаниевая оценка)

-«Семицветик» Ученики называют любой цвет лепестка цветика-семицветика, с которым они ассоциируют свое ощущение, настроение на начало урока и в конце урока. Обязательно объяснить выбор цвета. (Возможна как психологическая оценка, так и знаниевая)

-«Две звезды, 1 желание». Этот вид работы помогает увидеть «минусы» и делать не только критические замечания, но и главное, что важно, в первую очередь, говорить о «плюсах» в работе. Можно проводить как устно, так и письменно, как коллективно, так и индивидуально.

- «Пирамида знаний». После объяснения материала учитель просит записать, что они узнали и умеют на этом этапе урока. Записывают по вертикали снизу вверх по одному предложению

-«Светофор». Техника предусматривает использование сигнальных карточек: зеленый цвет означает «Мне всё понятно», желтый цвет – «Мне нужна консультация», красный цвет – «Мне нужна помощь».

-«Ромашка». На лепестках записаны вопросы: Что нового вы сегодня узнали? Что было трудным? Что мешало работе? Что удалось? Каждый член группы берет лепесток и отвечает на вопрос о работе группы.

-«Сигналы рукой» наиболее распространенный прием формативного оценивания.

-«Незаконченное предложение». Учащиеся должны закончить предложение, например:

На уроке мне было важно и интересно…

Сегодня на уроке я понял…

Хотелось бы узнать…

Этот вид работы часто используется  на этапе урока «Рефлексия» как в устной, так и письменной форме. Эту технику можно сделать не только в форме таблицы, но и форме руки, где на каждом «пальце» написано начало предложения, которое необходимо продолжить.

- «Взаимооценивание в парах». Этот вид работы можно проводить в парах, где учащиеся могут проверить друг друга и указать недостатки работы в устной форме или использовать образец ответов.

- «Взаимооценивание в группе» проводится с помощью «Оценочного листа», хочу отметить, что при наличии критериев для оценивания оценка будет более объективной.

- «Самооценивание»: а) самооценивание при помощи целей и критериев, которые они сформулировали и разработали (или предложил учитель) в начале урока; б) самооценивание как обзор группы; в) самооценивание при помощи образцов ответов; в) самооценивание при помощи формативного теста.

- «Волшебная линеечка». Ученики на полях тетради чертят шкалу и отмечают крестиком, на каком уровне выполнено задание, по их мнению. При проверке учитель обводит крестик, если его оценка совпадает с оценкой ученика или чертит крестик выше или ниже по шкале.

- «Лесенка». Ученики на ступеньках лесенки, отмечают, как они усвоили материал. Нижняя ступенька – не понял, нужна помощь. Средняя ступенька – умею, но не уверен, требуется небольшая помощь. Верхняя ступенька – я умею, хорошо усвоил, могу выполнить самостоятельно.

- Журнал «Помоги мне». На столе учителя или свободной парте находится своеобразный журнал, где дети записывают, свои опасения, предложения, что и как они хотели бы узнать, улучшить.  

Особенности техник и стратегий формативного оценивания в том, что они используются для выработки рекомендаций по улучшению процесса преподавания и обучения, разработке дальнейших действий для определения индивидуального маршрута учащихся в процессе обучения.

Надо отметить, что отметка, полученная в результате формативного оценивания, в классный журнал не выставляется. Она регистрируется в личном журнале учителя. В качестве отметки могут использоваться значки, цветовые полоски, комментарии, смайлы, рефлексивные записи.

Процесс формативного оценивания помогает каждому учителю получить достаточно объективную информацию о том, насколько успешен каждый ученик класса. В процессе эффективной обратной связи учитель имеет возможность внести коррективы в процесс преподавания, а также возможность изучения того, как ученики воспринимают материал, реагируют на него.

Процесс оценивания будет эффективен в том случае, если учитель постоянно рефлексирует процесс преподавания, постоянно задает себе вопросы: «Какие значимые знания и умения я должен преподнести своим ученикам?» «Как я могу выяснить, научились ли они этому?» «Как я могу помочь им учиться лучше?» «Насколько процесс обучения эффективен?» «Эффективны ли используемые стратегии?».

Роль учителя заключается в том, чтобы разработать и строго придерживаться критериев оценивания. Для этого надо создать необходимый психологический настрой, продумать и изготовить эталоны оценивания для сопоставления с ними своих результатов обучения каждым учащимся,  делать выводы об эффективности работы, совместно анализировать самооценку обучающихся с последующим сопоставлением с оценкой учителя и корректированием программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов. При выполнении данных функциий процесс оценивания будет объективным и результативным.

Литература:

1.  Адекватность школьной оценки. В. Д. Серегин, С. П. Семенов, П. Б. Татаринцев.- Вестник Югорского Государственного университета, 2011г., Выпуск 3(22), с. 51-55

2. Амоношвили, Ш. А. Обучение. Отметка. Оценка / Ш. А. Амоношвили. – М., 1980.

3. Ананьев, В. Г. Психология педагогической оценки / В. Г. Ананьев. – М., 1980.

4. П. Блэк и Д. Уильям «Черный ящик: что там внутри? Оценка знаний учащихся как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» 

5. Кузьмин, А. В. Взгляд на проблему оценки качества образования / А. В. Кузьмин.

6. Оценивание и прогнозирование педагогической деятельности – М., 1984.

7. Полонский, В. М. Оценка знаний школьников / В. М. Полонский. – М., 1981.

8. Переверзев В.Ю., Ярочкина Г.В. Оценка ключевых компетенций учащихся// Профессиональное образование. 2006. №3.,с 26 – 27.

9. http://do.gendocs.ru/docs/index-19759.html

10. . www.nmsa.org/Publications/WebExclusive/Assessment/tabid/1120/Default.aspx

11. http://edugalaxy.intel.ru

12. http://centrobrrostov.ru


 

Скачано с www.znanio.ru

Данильченкова О. В. КГУ «Средняя школа

Данильченкова О. В. КГУ «Средняя школа

Дискретность-непрерывность подразумевает переход от традиционного понимания оценки как продукта конечного измерения результата к оцениванию самого процесса движения к результату

Дискретность-непрерывность подразумевает переход от традиционного понимания оценки как продукта конечного измерения результата к оцениванию самого процесса движения к результату

Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения

Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения

Можно проводить как устно, так и письменно, как коллективно, так и индивидуально

Можно проводить как устно, так и письменно, как коллективно, так и индивидуально

Надо отметить, что отметка, полученная в результате формативного оценивания, в классный журнал не выставляется

Надо отметить, что отметка, полученная в результате формативного оценивания, в классный журнал не выставляется
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2020