Данильченкова О. В.
КГУ «Средняя школа Бозанбай» Уланского р-на, ВКО
Учитель начальных классов, магистрант
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Ключевые слова: оценивание, формативное и суммативное оценивание, критерии, обратная связь, стратегии оценивания, самооценка, взаимооценивание, обратная связь.
Во время внедрения новых подходов в преподавание и обучение, реализуемых в настоящее время в системе образования Республики Казахстан, наиболее остро стоит проблема оценивания учебных достижений учащихся. Эта проблема возникла, прежде всего, потому, что изменился взгляд на саму систему оценивания. Существенно и качественно расширилось понятие «качество образование» и спектр учебных достижений, определяющий это понятие, требует новых подходов, стратегий, понятий, критериев, форм и методов контроля и оценки. Целью процесса оценивания является систематическое повышение уровня учебных достижений каждого учащегося. Следовательно, повышение качества образования в целом.[7] Реализуемые современные подходы к процессу оценивания способствуют повышению учебной мотивации. Они помогают снять тревожность, конфликтность, нормализовать взаимоотношения с учителем и родителями, поскольку традиционная система оценивания вызывает зависимость учащегося от оценки, и позволяют отслеживать динамику школьной успешности. [1]
Итак, современный процесс оценивания должен поддерживать и стимулировать учащихся, обеспечивать обратную связь, вовлекать учащихся в процесс оценивания и определения стадии своего развития в процессе обучения.
Успешность преподавания и обучения зависит от того, насколько эффективны методы и способы, стратегии и подходы к процессу оценивания.
Оценка – это один из важнейших компонентов учебной деятельности, поскольку именно оценка регулирует и служит показателем результативности обучения. При оценивании возникает ряд вопросов: 1) С какой целью необходимо оценивать? 2) Что необходимо оценивать? 3) Как обеспечить объективность? 4) Как вовлечь учащихся в процесс оценивания?
Поэтому учитель обязан создать условия для включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, вовлечь учащихся в разработку критериев оценивания, стимулировать на достижение поставленной учебной цели, обеспечить всестороннюю поддержку, создавать ситуацию успеха, организовывать совместную с детьми экспертизу полученного результата. [6 ]
Для этого необходимо изменить подходы к процессу оценивания по следующим направлениям: дискретность-непрерывность; фрагментарность-системность; единичность-множественность; количественность-качественность; жесткость-гибкость; искусственность-естественность; оценка-самооценка. [9]
Дискретность-непрерывность подразумевает переход от традиционного понимания оценки как продукта конечного измерения результата к оцениванию самого процесса движения к результату.
Фрагментарность-системность предполагает формирование межпредметной, многомерной оценки, которая направлена на измерение знаний, необходимых в жизни, на практике.
Единичность-множественность предлагает многообразие методов и процедур оценки, различные варианты и стратегии оценивания.
Количественность-качественность позволит оценивать не только знания, актуальные на данный момент, но и знания, необходимые в перспективе. Поскольку меняется роль учащегося: с объекта процесса обучения на роль субъекта процесса непрерывного самообразования.
Жесткость-гибкость предполагает оценивать всё, что учащийся знает и умеет при поощрении выхода за пределы установленных программ и стандартов.
Искусственность-естественность предлагает различные нестандартные формы и методы оценивания и результаты наблюдения за учебной работой учащегося, в том числе и совместное оценивание.
Оценка-самооценка предполагает усиление самоконтроля, повышение ответственности за своё обучение, право на самооценку. При этом роль учителя трансформируется в консультативную, что позволяет сделать естественным процесс оценивания и овладения новым знанием. [9]
Важным и обязательным условием внедрения современных подходов к оцениванию является цикличность. Каждый цикл должен соответствовать следующим этапам: постановка целей контроля и оценки, сбор данных, анализ и интерпретация данных, выводы и решения по корректировке действий, направленных на решение следующих целей и задач обучения и ликвидации пробелов. [2,4]
В Послании Президента Н. А. Назарбаева отмечено: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
Эти слова подтверждают актуальность внедрения новых подходов в процесс преподавания и обучения, в том числе и в систему оценивания.
Наиболее соответствующим требованиям современного общества механизмом, который учитывает индивидуальные способности учащихся и их возрастные особенности является формативное оценивание, которое еще называют оцениванием для обучения. По словам М. Барбер: «В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников».
Под формативным оцениванием понимается процесс поиска и интерпретации данных. Эти данные используют ученики и учителя для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, по которым следут строить свое развитие, и установление того, как лучше достигнуть необходимого уровня.
Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем или совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.
Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их обучения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование. [7,8]
В трудах П. Блека и Д. Уильяма отмечено, что улучшение обучения зависит от пяти ключевых условий:
- эффективной обратной связи от учителя к ученикам;
- активного включения учеников в процесс собственного учения;
- учета в преподавании результатов, полученных при оценивании;
- понимание того, как от оценивания зависит мотивация и самооценка учеников;
- способности учеников к самооцениванию. [4]
Необходимым условием успешности обучения является тщательная разработка критериев оценивания. Критерии тесно связаны с целью обучения и ожидаемым результатом обучения, поэтому дают ученикам полную картину тех знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть ученики на данном уроке или этапе обучения. Необходимо помнить, что критерии должны быть понятны, доступны, достижимы для учащихся. Наиболее эффективна совместная работа учителя и учеников по выработке критериев. Для объективности формативного оценивания при взаимооценивании и самооценивании удобнее использовать баллы. [2]
Возникает вопрос: «На каких этапах урока возможно формативное оценивание?» Ответ однозначный: нет этапа урока, на котором нельзя применить формативное оценивание. Современные подходы предлагают учителю различные стратегии и варианты формативного оценивания.
Предлагаю следующие техники формативного оценивания на уроках: [9, 10, 11, 12] (обзор по материалам литературы, интернет-сайтов, собственные наработки)
- «Словесная оценка». Это устная обратная связь учителя и ученика, которая эффективна на любом этапе урока.
-«Радуга». Ученики называют любой цвет, с которым они ассоциируют свое ощущение, настроение на начало урока и в конце урока. Обязательно объяснить выбор цвета. (Возможна как психологическая оценка, так и знаниевая оценка)
-«Семицветик» Ученики называют любой цвет лепестка цветика-семицветика, с которым они ассоциируют свое ощущение, настроение на начало урока и в конце урока. Обязательно объяснить выбор цвета. (Возможна как психологическая оценка, так и знаниевая)
-«Две звезды, 1 желание». Этот вид работы помогает увидеть «минусы» и делать не только критические замечания, но и главное, что важно, в первую очередь, говорить о «плюсах» в работе. Можно проводить как устно, так и письменно, как коллективно, так и индивидуально.
- «Пирамида знаний». После объяснения материала учитель просит записать, что они узнали и умеют на этом этапе урока. Записывают по вертикали снизу вверх по одному предложению
-«Светофор». Техника предусматривает использование сигнальных карточек: зеленый цвет означает «Мне всё понятно», желтый цвет – «Мне нужна консультация», красный цвет – «Мне нужна помощь».
-«Ромашка». На лепестках записаны вопросы: Что нового вы сегодня узнали? Что было трудным? Что мешало работе? Что удалось? Каждый член группы берет лепесток и отвечает на вопрос о работе группы.
-«Сигналы рукой» наиболее распространенный прием формативного оценивания.
-«Незаконченное предложение». Учащиеся должны закончить предложение, например:
На уроке мне было важно и интересно…
Сегодня на уроке я понял…
Хотелось бы узнать…
Этот вид работы часто используется на этапе урока «Рефлексия» как в устной, так и письменной форме. Эту технику можно сделать не только в форме таблицы, но и форме руки, где на каждом «пальце» написано начало предложения, которое необходимо продолжить.
- «Взаимооценивание в парах». Этот вид работы можно проводить в парах, где учащиеся могут проверить друг друга и указать недостатки работы в устной форме или использовать образец ответов.
- «Взаимооценивание в группе» проводится с помощью «Оценочного листа», хочу отметить, что при наличии критериев для оценивания оценка будет более объективной.
- «Самооценивание»: а) самооценивание при помощи целей и критериев, которые они сформулировали и разработали (или предложил учитель) в начале урока; б) самооценивание как обзор группы; в) самооценивание при помощи образцов ответов; в) самооценивание при помощи формативного теста.
- «Волшебная линеечка». Ученики на полях тетради чертят шкалу и отмечают крестиком, на каком уровне выполнено задание, по их мнению. При проверке учитель обводит крестик, если его оценка совпадает с оценкой ученика или чертит крестик выше или ниже по шкале.
- «Лесенка». Ученики на ступеньках лесенки, отмечают, как они усвоили материал. Нижняя ступенька – не понял, нужна помощь. Средняя ступенька – умею, но не уверен, требуется небольшая помощь. Верхняя ступенька – я умею, хорошо усвоил, могу выполнить самостоятельно.
- Журнал «Помоги мне». На столе учителя или свободной парте находится своеобразный журнал, где дети записывают, свои опасения, предложения, что и как они хотели бы узнать, улучшить.
Особенности техник и стратегий формативного оценивания в том, что они используются для выработки рекомендаций по улучшению процесса преподавания и обучения, разработке дальнейших действий для определения индивидуального маршрута учащихся в процессе обучения.
Надо отметить, что отметка, полученная в результате формативного оценивания, в классный журнал не выставляется. Она регистрируется в личном журнале учителя. В качестве отметки могут использоваться значки, цветовые полоски, комментарии, смайлы, рефлексивные записи.
Процесс формативного оценивания помогает каждому учителю получить достаточно объективную информацию о том, насколько успешен каждый ученик класса. В процессе эффективной обратной связи учитель имеет возможность внести коррективы в процесс преподавания, а также возможность изучения того, как ученики воспринимают материал, реагируют на него.
Процесс оценивания будет эффективен в том случае, если учитель постоянно рефлексирует процесс преподавания, постоянно задает себе вопросы: «Какие значимые знания и умения я должен преподнести своим ученикам?» «Как я могу выяснить, научились ли они этому?» «Как я могу помочь им учиться лучше?» «Насколько процесс обучения эффективен?» «Эффективны ли используемые стратегии?».
Роль учителя заключается в том, чтобы разработать и строго придерживаться критериев оценивания. Для этого надо создать необходимый психологический настрой, продумать и изготовить эталоны оценивания для сопоставления с ними своих результатов обучения каждым учащимся, делать выводы об эффективности работы, совместно анализировать самооценку обучающихся с последующим сопоставлением с оценкой учителя и корректированием программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов. При выполнении данных функциий процесс оценивания будет объективным и результативным.
Литература:
1. Адекватность школьной оценки. В. Д. Серегин, С. П. Семенов, П. Б. Татаринцев.- Вестник Югорского Государственного университета, 2011г., Выпуск 3(22), с. 51-55
2. Амоношвили, Ш. А. Обучение. Отметка. Оценка / Ш. А. Амоношвили. – М., 1980.
3. Ананьев, В. Г. Психология педагогической оценки / В. Г. Ананьев. – М., 1980.
4. П. Блэк и Д. Уильям «Черный ящик: что там внутри? Оценка знаний учащихся как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»
5. Кузьмин, А. В. Взгляд на проблему оценки качества образования / А. В. Кузьмин.
6. Оценивание и прогнозирование педагогической деятельности – М., 1984.
7. Полонский, В. М. Оценка знаний школьников / В. М. Полонский. – М., 1981.
8. Переверзев В.Ю., Ярочкина Г.В. Оценка ключевых компетенций учащихся// Профессиональное образование. 2006. №3.,с 26 – 27.
9. http://do.gendocs.ru/docs/index-19759.html
10. . www.nmsa.org/Publications/WebExclusive/Assessment/tabid/1120/Default.aspx
11. http://edugalaxy.intel.ru
12. http://centrobrrostov.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.