ДОКЛАД
«Внеурочная деятельность в рамках литературного образования»
Учитель Малышко Таисия Юрьевна
Школа должна предоставить возможность быть успешным, научить быть успешным, увидеть и оценить успех каждого ученика.
Важнейшими качествами личности в настоящее время становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Все эти навыки формируются с детства. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия.
Государственные образовательные стандарты по литературе содержат следующие цели:
1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;
2. Освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве;
3. Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы.
Цели и задачи внеурочной работы по литературе.
Основная цель организации и проведения внеурочной работы – развитие у школьников интереса к родному языку и литературе и воспитание потребности изучать их.
Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:
Внеурочная работа по литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Это целенаправленные, организуемые на добровольных началах, на основе познавательных интересов учащихся занятия с ними, выходящие за рамки уроков, а иногда – и за рамки программы.
1.Осуществление нравственного, патриотического, эстетического воспитания школьников путем вовлечения их в разнообразные внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к сокровищнице литературы;
2.Развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;
3.Повышение общей языковой культуры;
4.Расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;
5.Поддержка и воспитание веры в свои силы учеников, слабоуспевающих по литературе;
6.Развитие и совершенствование психологических качеств школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
7.Воспитание коммуникативной культуры школьников;
8.Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
9.Воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.
Самая главная задача стоит перед учащимися школы. Они главное действующее лицо и в подготовке сценариев, костюмов, декораций, и, конечно же, они – исполнители.
Виды и формы внеурочной работы по литературе.
По времени действия виды внеурочной работы делятся на:
А) постоянно действующие, т.е. такие формы, которые предполагают систематическое проведение занятий в течение более или менее длительного промежутка времени. Этим занимаются кружководы.
Б) эпизодические – утренники, вечера, олимпиады, викторины, конкурсы, экскурсии и др. – выступают как разовые занятия, организуемые «от случая к случаю» (и, возможно, мало между собой связанные или даже совсем не связанные ни тематически, ни единой целью). Этим занимаются уже учителя литературы.
По количественному составу участников виды внеурочной работы делятся на:
1.массовые (утренники, вечера, олимпиады, викторины и др.) – несмотря на то что активными участниками в подготовке такого вида внеурочной работы обычно являются небольшие группы школьников, руководимые учителем, но они предназначены для всех учеников класса, параллели или школы. Основная масса учеников либо знакомится с уже готовой «продукцией», либо вовлекается в активную работу в течение мероприятия;
2.групповые с постоянным и меняющимся составом (кружки, клубы); 3.индивидуальные (консультации).
По степени активности участников внеурочного мероприятия:
1. активен каждый участник;
2. активна группа участников;
3. активен один человек, чаще всего организатор мероприятия.
По количественному составу участников виды внеурочной работы делятся на:
1.массовые (утренники, вечера, олимпиады, викторины и др.) – несмотря на то что активными участниками в подготовке такого вида внеурочной работы обычно являются небольшие группы школьников, руководимые учителем, но они предназначены для всех учеников класса, параллели или школы. Основная масса учеников либо знакомится с уже готовой «продукцией», либо вовлекается в активную работу в течение мероприятия;
2.групповые с постоянным и меняющимся составом (кружки, клубы); 3.индивидуальные (консультации).
По степени активности участников внеурочного мероприятия:
1. активен каждый участник;
2. активна группа участников;
3. активен один человек, чаще всего организатор мероприятия.
4. Конкурс литературных газет.
Специфическими задачами этого вида внеурочной работы являются:
1.Знакомство учащихся с разнообразными газетными жанрами, совершенствование навыков работы над сочинениями в публицистическом стиле.
2.Развитие художественного, эстетического вкуса.
3. Воспитание чувства соразмерности, выработка навыков компоновки отобранного материала на определенном формате стенгазеты.
Исходя из задач конкурса определяются и основные требования, предъявляемые данным газетам для определения лучших исполнителей:
Соответствие содержания газеты теме, т.е. сведения, помещенные в газете, не должны быть общими сведениями о языке или же, наоборот, представлять собой незначительные частные заявления по той же теме.
Научно-популярное изложение материала. Содержание газеты должно быть передано в интересной форме, т.е. отражать творчество учащихся – передачу своими словами отобранных из специальной литературы фактов языка или литературы на заданную тему.
Художественное оформление (красочность, наличие рисунков, соблюдение рамок, аккуратное написание заголовков, текстов используемых в стенгазете жанров, а также списка фамилий с инициалами членов редколлегии, участвующих в подборе материала и оформлении газеты; четкое указание цифры и буквы класса).
Оригинальность названия (в соответствии с предложенной тематикой).
Объем – 1 лист ватмана.
4. Конкурс литературных газет.
Специфическими задачами этого вида внеурочной работы являются:
1.Знакомство учащихся с разнообразными газетными жанрами, совершенствование навыков работы над сочинениями в публицистическом стиле.
2.Развитие художественного, эстетического вкуса.
3. Воспитание чувства соразмерности, выработка навыков компоновки отобранного материала на определенном формате стенгазеты.
Исходя из задач конкурса определяются и основные требования, предъявляемые данным газетам для определения лучших исполнителей:
Соответствие содержания газеты теме, т.е. сведения, помещенные в газете, не должны быть общими сведениями о языке или же, наоборот, представлять собой незначительные частные заявления по той же теме.
Научно-популярное изложение материала. Содержание газеты должно быть передано в интересной форме, т.е. отражать творчество учащихся – передачу своими словами отобранных из специальной литературы фактов языка или литературы на заданную тему.
Художественное оформление (красочность, наличие рисунков, соблюдение рамок, аккуратное написание заголовков, текстов используемых в стенгазете жанров, а также списка фамилий с инициалами членов редколлегии, участвующих в подборе материала и оформлении газеты; четкое указание цифры и буквы класса).
Оригинальность названия (в соответствии с предложенной тематикой).
Объем – 1 лист ватмана.
КВН
В последнее время одной из популярных форм проведения внеурочной деятельности по предмету стала игра КВН, которая, в отличие от других форм, предоставляет участникам большую свободу творчества и возможность показать себя на сцене. Темы КВН могут быть любые, как общие, так и частные. Подготовка к КВН требует длительного времени.
Лингвистические и литературно-музыкальные вечера, литературные гостиные, балы литературных героев
Как правило, тематика вечера соответствует изучаемому в этот период учебному материалу по русскому языку или литературе. Ниже представлены структурные компоненты вечера.
Литературно-музыкальный монтаж, при котором основные положения темы формируются предельно кратко, четко, эмоционально-выразительно. Детали и частности опускаются. Сообщение материала сопровождается и перемежается с художественной декламацией и мелодекламацией. В монтаж вводится исполнение отдельных номеров и инсценировок. Литературно-музыкальный монтаж придает столь необходимую для вечера эмоциональность, что, в свою очередь, делает восприятие сообщаемого материала более глубоким и ярким.
Занимательные задания и игры, которые подбираются в соответствии с темой вечера. Они должны быть разнообразны и представлены в большом количестве. На вечерах присутствуют ученики нескольких классов и с разным уровнем подготовки. Игры по своей трудности должны быть доступны каждому из них. Наглядно оформленный иллюстративный материал, в том числе лингвистические и литературные газеты, бюллетени, выставки по теме вечера.
Во внеурочной деятельности по литературе особое место занимают балы литературных героев, в которых выражается творческий потенциал всех учащихся независимо от качества знаний. Дети танцуют, декламируют стихи, участвуют в инсценировках.
Дни, недели русского языка и литературы
Традиционными стали в нашей школе Дни, Недели русского языка и литературы.
День русского языка или литературы – это особая форма внеурочной работы. Она эффективна только в том случае, если работа ведется в школе систематически, если в течение года ученики участвуют в конкурсах, викторинах, проводят утренники, вечера, изучают дополнительную литературу по филологическим дисциплинам. В этом случае День русского языка или литературы может стать праздником, итогов внеурочной работы.
Подготовка Дня, Недели, ведется в течение длительного времени методическим объединением учителей русского языка и литературы.
9. Проектная деятельность.
Большое внимание уделяется проектной деятельности. Формирование УУД через проектную деятельность позволяет обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
10. Олимпиады
Задачи:
-повысить мотивацию школьников к изучению сокровищ мировой и русской художественной литературы;
-выявить и поддержать наиболее талантливых в области изучения мировой и русской художественной литературы учащихся, активизация их творческого потенциала ;
-повысить общекультурный уровень учащихся;
-вызвать интерес учащихся к творческой научно-исследовательской деятельности;
-развить творческие способности учащихся;
-пробуждать желание вдумчиво и бережно относиться к родному слову;
- выявить наиболее одаренных учащихся, имеющих навыки литературоведческого анализа художественных произведений, обладающих литературной эрудицией, знанием истории и теории литературы.
Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией творчества словесника, в которой моделируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с искусством, адекватные нынешней социокультурной ситуации. Большое значение имеет внеклассная работа и для учителя: она заставляет его постоянно находиться в поиске и помогает установить тесные и живые контакты со школьниками, а это положительно сказывается на всем учебном процессе .
«Чтение должно стать для ребёнка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни»
В.А.Сухомлинский
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.