Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная школа с.Солдатское Тербунского района Липецкой области
"Современные технологии
как средства формирования познавательных универсальных действий
при изучении словарных слов"
(мастер-класс на МО учителей
начальных классов)
Подготовила Щетинина Н.Н.
Введение
Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.
При знакомстве с новыми словарными словами учителя используют различные приёмы:
1. Отгадывание загадок и ребусов.
Р1А (РОДИНА). В гору бегом, а с горы кувырком (заяц) и т.д.
2. Составление предложений со словарными словами.
3. Подбор родственных слов
4. Картинный словарь.
Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову или сюжетные картинки.
5. Выборочный диктант.
Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием.
6. Найди лишнее слово.
Сорока, ворона, петух, корова, дорога. Здесь несколько вариантов, главное аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление).
7. Кроссворды.
8. Игра «Угадай слово».
Учитель показывает карточку, на которой напечатан первый слог слова. Обучающиеся должны вспомнить и записать словарные слова, начинающиеся на этот слог. Например, -ло- (лопата);
-Мо- (Молоко, мороз, молоток); -ка - (капуста)
9. Недостающие пазлы.
Это списывание с определённым грамматическим заданием. В данном случае необходимо вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова.
10. Шифровки.
Например, составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу: ТРА ВА + У ГОН = ВА ГОН
о@б@е@д,
11. Схемы – угадайки.
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами.
___О___О___ (воробей, молоко..)
_______СС__ ( касса, масса…)
12. Весёлые стихи – напоминалки.
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха назвали «Петя» –
Петь он любит на рассвете.
А медведь, наоборот,
Петь не любит, любит мед,
А лисица, посмотри,
Очень любит букву... (и)
Чтоб не обиделась корова,
И не прокисло молоко,
Мы оба этих дружных слова:
Напишем в корне с буквой О.
13. Слово – синоним, или антоним.
Друг -… ТОВАРИЩ, томат - … ПОМИДОР, папа - … ОТЕЦ;
белый - … ЧЁРНЫЙ, холодный – ГОРЯЧИЙ, отдых - … РАБОТА и т.п.
14. Цепочка слов с одинаковым началом или концом
Картина – картофель, молоток – молоко, огород – город, работа – рабочий, пшеница – столица – синица - пятница и т.п.
15. Слова схожие по написанию.
В субботу идём на субботник; в России русский учим в классе;
16. Ассоциации слов, где «спряталось» одно и то же соединение букв
-оро- сорока, ворона, воробей, корова, корона, город, мороз;
-оло- соловей, колокол, молоко, молоток;
-ара- карандаш, баран, гараж, сарай, каравай и т.п.
17. Гласные сбежали.
Змлнк, трмвй, чтврг, трктр, пндльнк …
18. Орфографическое чтение.
19. Ведение индивидуальных словариков. В них необходимо соблюдать такие правила записи: На каждой строчке пишется только одно слово; Каждое слово пишется с прописной буквы; Запись слова сопровождается постановкой ударения, выделением трудных орфограмм (карандашом другого цвета). Рядом пишется это же слово, разделённое на слоги. Словарики окажут помощь только в том случае, если ученики будут вести их аккуратно, работать с ними систематически, а учитель будет периодически их проверять
20. Составление небольших рассказов на тему: «Школа», «Учебные вещи», «Наш огород», «Наш класс», «Мои друзья» и т.д.
21. Задание на классификацию: а) запиши дни недели в нужном порядке; б) запиши названия месяцев в нужном порядке; в) запиши названия деревьев, птиц, овощей, одежды в алфавитном порядке.
22. Задания на группировку слов по общим признакам (по частям речи, по родам существительных, по числам, по различным признакам и т.д.)
23. Найти словарное слово во фразеологизмах, объяснить, когда так говорят:
1) Ворона в павлиньих перьях.
Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства, безуспешно пытается играть высокую, не свойственную ему роль и поэтому попадает в комическое положение.
2) Прикусить язык.
Это выражение употребляется в значении «помолчать»
3) Дом построить на песке.
Выражение употребляется, когда говорится о чём – нибудь непрочном, необоснованном.
4) Сгореть дотла.
Обычно смысл выражения связывается с глаголом тлеть (тло – значит основание)
Сгореть дотла – сгореть до основания.
5) Ждать у моря погоды.
Рассчитывать, надеяться на что- либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.
6) Желторотый птенец.
Очень молодой, неопытный человек.
7) Проглотить язык.
Замолчать, перестать говорить, болтать.
8) Ищи ветра в поле.
Не вернёшь обратно, не найдёшь.
9) Жечь свои корабли.
Решительно порывать с прошлым, делать невозможным возврат к прежнему.
10) Медвежья услуга
Выражение употребляется в значении неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.
11) Обвести вокруг пальца.
Ловко, хитро обманывать.
12) На ухо медведь наступил.
Кто- либо совсем лишён музыкального слуха.
13) Длинный язык
Означает болтливость, неумение сдерживаться в разговоре.
14) Филькина грамота.
Так мы называем, не имеющую никакого значения пустую бумажку, не обладающий какой – либо реальной ценностью документ. Буквально: глупо составленный, плохо написанный документ.
15) Ни к селу, ни к городу.
Ни туда и не сюда.
16) Заячья душа.
Так говорят о трусливом человеке.
17) Потёмкинские деревни.
Выражение употребляется в значении показной блеск, скрывающий неблагополучное состояние чего – либо.
18) При царе Горохе.
Это выражение говорит о том, что события происходили давным – давно.
19) Одна нога здесь, другая там.
Когда дела требуют быстрого действия, употребляют данное выражение.
20) Яблоку негде упасть.
Так говорят, когда очень тесно в каком – либо месте или помещении.
Вот такая работа над словарными словами носит творческий характер, и безусловно формирует познавательные универсальные действия у учащихся, а также способствует прочному запоминанию слов и является более успешной и интересной как для обучающихся, так и для самого учителя.
Собственный педагогический опыт по формированию познавательных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка средствами заданий творческого характера при изучении словарных слов.
Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. Поэтому перед учителем начальных классов, стоит серьезная задача—научить детей видеть свои ошибки, добиваться самостоятельного орфографического мышления - а это и есть одно из требований к освоению результатов УУД (ФГОС).
Ведущим в уроке русского языка, несомненно, является работа со словом,
поэтому вся работа проводится в определённой взаимосвязи фонетики, орфографии, словообразования, морфологии, лексики и синтаксиса, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.
Не буду повторяться и останавливаться на общеизвестных приёмах и методах, таких как: языковой анализ (фонетический разбор), приемы зрительного (списывание), использование таблиц, карточек, перфокарт; метод сопоставления тематических групп (домашние животные, однокоренные слова, с «оро» и т.д.), составление предложений с трудными словами, игры, ребусы, кроссворды и т.д. Рассмотрю лишь те, к которым мы прибегаем редко, хотя именно они вызывают у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.
1. Игры со словариками.
Обеспечивая учеников багажом базовых (теоретических) знаний, российская система обучения не способствует развитию у них ситуативного навыка (практических знаний). В связи с этим с еще большей остротой встает вопрос повышения эффективности образования, в частности, целью уроков русского языка должны стать не только расширение словарного запаса учеников, не только изучение написания новых слов, но и развитие у школьников умения мыслить, анализировать, развивать способности к собственному творчеству с использованием богатства устной и письменной речи. Необходимо найти технологию обучения, которая позволила бы максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников.
Правильным решением, на мой взгляд, было бы отсутствие на страничках учебника словарных слов, обведенных в рамочку. Считаю важным, чтобы учащиеся при работе со словами с непроверяемыми написаниями учились сами обнаруживать орфограмму, решали орфографическую задачу.
Лучше дать упражнение, где будет слово, которое нельзя проверить. И работали бы по правилу: «обнаружив «трудное» место, не пиши наугад, а оставь «окно» там, где надо решить орфографическую задачу, и лишь затем приступай к её решению». Когда это сделать не удаётся, дети обращаются к авторитетному источнику – это, конечно, к словарю.
На данном примере видно, что идет развитие логических УД (анализ, синтез, построение логической цепи рассуждения и т.д.); общеучебных УД (понимают информацию в изобразительной форме, формулируют задачу, пользуются словарём). Здесь ученик – субъект, это и есть деятельностный подход к обучению.
Провожу интересные игры со словариками.
«ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ.
Обучающиеся выясняют значение нового слова. Для этого сначала ученики пробуют сами объяснить, что обозначает то или иное слово, а затем находят его значение в толковом словаре или в сети Интернет. После знакомства со значением учащиеся словесно описывают картинку, которую бы они нарисовали, услышав это слово. Или игра «Лингвистическое лото» (в карточках лото написаны слова: афиша, жюри, каталог и т.д. Учитель читает толкование, дети должны закрыть фишкой или вычеркнуть слово; либо ведущий ученик показывает слайд с толкованием, а дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений.
«ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ»
СЛОВАРИК.
Лучше
усвоить семантику и орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая
справка. Учащиеся должны объяснить происхождение слов и дать толкование
лексического значения. Несомненно, они обратятся к этимологическому словарю.
Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.
Немного о словарно-орфографической работе на основеэтимологического анализа. Знакомство младших школьников с этимологией вызывает у них интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов, способствует формированию правильного понимания лексического значения слов и, как следствие, избавляет от большого количества орфографических ошибок. Работа проходит по следующему плану: отгадывают загадку, затем выясняют этимологию слова, далее подбирают однокоренные слова, знакомятся с пословицами и поговорками, где смысл заключен в изучаемом слове.
Развиваются следующие общеучебные УУД
Метод ярких ассоциаций или мнемоника.
Интерес у детей вызывает система различных приёмов,
облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования
искусственных ассоциаций. Это метод Гафитулина, или метод
ярких ассоциаций, или мнемоника ( греч.слово запоминания). СУТЬ
МЕТОДА: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным
образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая
правильно написать орфограмму. Например:
Пальто-папа – «папа купил пальто»;
Платок-плачу – «беру платок, когда плачу»;
Посуда-полка – «посуду ставим на полку»; или
мойка, потому что МОЮ
Ягода-год – «ягоды мы едим каждый год».
Пальто—Шапка, Завод—Труба, Капуста-Заяц, Пенал—Учебник и т. д.
Такая работа способствует формированию фонематического слуха, необходимого для развития орфографической зоркости.
ТРЕБОВАНИЕ к ассоциативному образу:
Нельзя навязывать ученику свой ассоциативный образ.
ЦЕННОСТЬ—наличие у КАЖДОГО ученика СВОЕГО ассоциативного образа, при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
Словарную работу с непроверяемыми гласными используя ассоциативный образ я провожу следующим образом:
- знакомство со словом через загадку ,кроссворд и т.д.
- проговаривание орфоэпически ,т.е. так как говорим
- запись слова—возможно кто-то знает как писать орфографически?
- проверка по словарю.
- запись , под диктовку (орфографически).
- определение ударения, корня, подбор однокоренных слов.
- подчеркивание места ,где можно « споткнуться» при написании.
- применение правила- безударная гласная в корне слова—НЕ МОЖЕМ
- Что же делать? Запомнить, а может кто-то из детей предложит как лучше, интереснее запомнить?
К мнемотехнике можно отнести стихи, рассказы, рисунки, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово
Применяя прием ассоциативных связей процент запоминания словарных слов повысился с 54% до 77%, детям очень нравится такая работа, вызывает интерес к родному языку, развивает речь, активизирует мыслительную активность, способствует формированию учебных универсальных действий, особенно познавательных.
2.
Для закрепления написания некоторых слов использую приёмыкритического мышления. Под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации. Определения КМ обычно включает в себя умение наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.
3.Синквейн -
это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме,
что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе
полученных знаний.Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5
строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно
слово).
1. Ворона
2. Чёрная, сильная
3. Каркает, клюёт, летает
4. Очень хитрая персона, а зовут её ворона.
5. Птица.
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.
4.Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники. Получаем большое количество информации. Прием "Кластеры" использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Даю задание: составьте кластер к словам с –оро-. Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют, затем проверяют по словарю.
5.
Дети с большим интересом знакомятся с этимологией нового слова с использованием кейс технологий, а именно, методом ситуационного анализа, который позволяет глубоко исследовать проблему и найти правильное решение. Например, учащиеся при знакомстве со словом «ворона» получают кейс, где они должны выбрать верную информацию из двух возможных: «Слово ворона произошло от слова вор» или«Название птиц родственны слову вороной - «чёрный». Другой пример, определи, как образовано слово воробей? Дети получают два варианта ответов: «Когда увидишь, как ловко таскают крошки у неповоротливых голубей эти смышлёные птахи, по неволи подумаешь: «воробей» – это просто - напросто «вора бей» или «Слово воробей восходит к древней основе вор-. От неё образованы такие слова, как ворота, забор. Наверное, за то воробей получил своё имя, что издавна, вертелся подле человеческого жилья, на воротах да заборах сидел».
В таком случае главной задачей будет определить (путем анализа) целесообразность выбора. Благодаря данному методу у детей развиваются не только учебно-познавательные действия, но и коммуникативные, и творческие способности. Кейс метод – одна из форм, способных положительно повлиять на процесс обучения, поскольку традиционные методы ориентированы на изучение чего-либо, а кейс технологии – на овладение навыками применения имеющихся знаний к конкретной ситуации, для решения проблем, имеющих практическое значение.
Мы можем заметить, что здесь в основном идёт развитие логических УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез — составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения, подведение под понятие; построение логической цепочки, рассуждения и доказательства.
6. Использование словарныхфизминуток.
Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучаемому. Поэтому для выявления уровня усвоения и запоминания словарных слов я использую словарные физминутки, которые развивают не только мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение, классификация), но и познавательные: память, внимание, мышление, а также выполняют здоровьесберегающую функцию, а именно, служат для профилактики близорукости, т.к. все изображаемые предметы в презентации двигаются благодаря анимациям. Работу можно проводить как индивидуально, так и парами, и даже группами. Отсюда идёт развитие и коммуникативных УУД.
Работу провожу по следующему плану: дети смотрят презентацию, глазки тренируются, а память работает, т.е. запоминает изображаемые предметы, которых от 8 до 10 штук. Когда презентация закончится, дети записывают название предметов, которые видели. Затем меняются тетрадями (взаимопроверка) и сравнивают свою запись с верной - на следующем слайде.
На своём опыте я убедилась, что такие приёмы работы дают возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам. Такая работа способствует более качественному усвоению материала, умению находить свои ошибки, добиваться самостоятельного орфографического мышления - а это и есть одно из требований к освоению результатов УУД.
«Словарная работа –это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», -писал известный ученый-методист А.В. Текучев
Заключение
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике, такая работа способствует обогащению словарного запаса учащихся, вырабатывает орфографическую зоркость, развивает речь, а в целом, способствует формированию навыков грамотной письменной речи.
Крупные ученые –методисты К.Д.Ушинский, Д.Т.Тихомиров, И.И.Срезневский связывали словарную работу с развитием мыслительных способностей: специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику способствуют обостренному вниманию к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления.
Чтобы доказать эффективность обучения через систему развивающих заданий и узнать на каком уровне учащимися усвоены словарные слова, мы провели диагностику обучения словарным словам в 4 а классе.
При составлении тестов для выявления уровня развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников была использована методика, разработанная кандидатом психологических наук Л.А.Ясюковой, пособие "Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка" В.И. Овсянниковой, Н.Ю.Яшиной.
Цель: изучение уровня развития познавательных (общеучебных и логических) УУД.
Регистрация данных: групповая форма проведения.
Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.
Входная работа.
1. Определить верно ли установлены этимологические связи слов и проверить утверждение по словарю.
Верно ли, что слово газета образовано от слова газ?
2. Прочитай, замени развернутое понятие одним словом
Лиственное дерево с белой корой - …
Командная игра на льду на коньках - …
Человек, совершающий подвиги, необычайно храбрый - …
3. Прочитай слова, допиши цепочку слов
Дорога, воробей, сорока, …, … .
4. Прочитай слова. Найди ошибки в словах. Спиши исправляя ошибки.
Вогзал, васкресене, пошол, вчира, гарячий, залатой, жолтый.
5. .Прочитай,убери лишнее слово, обоснуй свой выбор.
а) картофель, капуста, огурец, малина
б) петух, лисица, топор, медведь
в) сорока, корона, ворона, воробей
6. Прочитай транскрипции. Запиши слова данного задания буквами.
[нарот], [малако],[салав,эй]
7. Прочитайте. Напишите слова в каждом ряду в смысловой последовательности. Вставьте пропущенные буквы.
1) пр...студа, б...лезнь, хол...д;
2) м...л...ко, к...рова, тр...ва;
8. Какие слова имеют такую же орфограмму как в слове корова?
9. Выделите слово, которое не подходит к данному ряду.
1) Земля, щавель, трава
2) Километр, длина, ширина
3) Март, апрель, май
Выходная работа
1. Определить верно ли установлены этимологические связи слов и
Верно ли, что слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню?
2. Прочитай, замени развернутое понятие одним словом
Всё видимое вокруг наблюдателя пространство - …
Состояние атмосферы в данном месте в данное время - …
Водитель автомобиля. Слово из французского языка. - …
3. Напиши 5 слов с сочетанием –оро-
4. Прочитай слова. Найди ошибки в словах. Спиши исправляя ошибки.
Питух, пабеда, сдесь, вакруг, библеотека, зовод, окресность.
5. .Прочитай, убери лишнее слово, обоснуй свой выбор.
а) город, корона, топор, ворона
б) лестница, вкусный, чувствовать, праздник
в) собака, ребята, учитель, медведь
6. Прочитай транскрипции. Запиши слова данного задания буквами.
[вараб,эй], [л,эсн,ица], [р,иб,ата]
7. Прочитайте. Напишите слова в каждом ряду в смысловой последовательности. Вставьте пропущенные буквы.
1. кол...с, з...мля, з...рно.
2. д…кабрь, …ктябрь, н…ябрь
8. Какие слова имеют такую же орфограмму как в слове праздник?
9. Выделите слово, которое не подходит к данному ряду.
1)Вода,
ветер, трава
2) Листок, тетрадь, линейка
3)Берёза,
сосна, дуб
Результаты входной диагностики уровня развития познавательных УУД
Результаты выходной диагностики уровня развития познавательных УУД
Сравнительная диаграмма познавательных УУД
Общеучебные УУД
Логические УУД
Таким образом, после полученных результатов проведенного исследования можно сказать, что все методы и приемы работы со словарными словами ведут к повышению уровня познавательных УУД, но, используя в своей работе более интересные, разнообразные методы и приемы, будет намного выше не только предметный результат, но и уровень познавательных универсальных учебных действий.
1 (допущено две ошибки)
2 (допущена одна ошибка) 3 (всё выполнено правильно)
1 (допущено две ошибки) 2 (допущена одна ошибка) 3 (всё выполнено правильно)
1 (допущена одна ошибка) 2 (всё выполнено правильно
Высокий уровень – 8-10 баллов.
Средний уровень – 5-7 баллов.
Низкий уровень – менее 5 баллов.
1 (допущено две ошибки)
2 (допущена одна ошибка) 3 (всё выполнено правильно)
1 (допущено две ошибки) 2 (допущена одна ошибка) 3 (всё выполнено правильно)
1 (допущена одна ошибка) 2 (всё выполнено правильно
Высокий уровень – 13-15 баллов.
Средний уровень – 7–12 баллов.
Низкий уровень – менее 7 баллов.
Следовательно, существует прямая зависимость уровня усвоения предметных знаний от уровня развития познавательных умений, поэтому в настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
Таким образом работа над словарными словами носит творческий характер, их запоминание является более успешным и интересным как для обучающихся, так и для самого учителя, а ошибки в написании слов моими учениками практически не допускаются.
Приложение
Этимологические справки к словарным словам школьных учебников по русскому языку для начальных классов.
Животное.
Животное – заимствовано из старославянского языка, где животьно – суффикс. Производное от животъ «жизнь». Животное буквально - «то, что живёт» (в отличие от неживой природы).
Животное-жизнь.
Бабочка.
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
Удивительно милая и наивная история у этого замечательного слова, первоначально означавшего «душа бабушки», «дух прародительницы». Наши далёкие предки, следя за полётом красивых насекомых, наблюдая, как кружатся они возле окон и дверей жилья, как упрямо летят на свет, задумались: да уж не порхает ли это вокруг родного дома душа умерший родоначальницы тех, кто в ней теперь живёт?
Воробей.
Маленький мальчишка
По дворам шныряет,
В сером армячишке
Крохи собирает.
Когда увидишь, как ловко таскают крошки у неповоротливых голубей эти смышлёные птахи, по неволи подумаешь: «воробей» – это просто - напросто «вора бей». А вот некоторые учёные думают иначе. Слово воробей восходит к древней основе вор-. От неё образованы такие слова, как ворота, забор. Наверное, за то воробей получил своё имя, что издавна, вертелся подле человеческого жилья, на воротах да заборах сидел.
Воробей- вор, вор – о- бей.
Ворона, ворон.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это … ворона
Ворон - крупная птица с блестящим черным оперением, гнездящаяся обычно в уединённых местах.
Ворона - птица с черно-серым оперением, родственная ворону (у вороны голова, крылья и хвост черные, а все тело чёрное).
Название птиц родственны слову вороной - «чёрный». Ворону и ворона назвали так за чёрное оперение.
Ворон, ворона - вороной «чёрный».
Гусеница .
Что за странная картинка?
Вот пушистая травинка.
Плавно по листу ползёт.
Всё жуёт, жуёт, жуёт.
Не жучок, не птица.
Это ….
Оказывается (с трудом можно в это поверить), что слова гусеница и усы – родственники. По- болгарски гусеница – вусеница, по-украински- просто усеница. Примерно так же звучало и древне русское слово, означающее «волосатый червяк», «мохнатая личинка».
А вот откуда потом г появилось, до сих пор точно неясно. То ли связь с гусем, то ли сгущерицей - ящерицей по-древнерусски.
Индюк.
Распускает хвост павлином,
Ходит важно господином,
По земле ногами – стук,
Как зовут его - …
Индюк – слово заимствовано из польского языка.Птица получила имя по месту, откуда была завезена в Европу - Индия.
Индюк – Индия.
Корова.
Стоит копна: спереди вилы, сзади метла.
Корова – крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко. Своё название корова получила по наличию рогов: от латинского кор - «рог», корна – «рогатая», «имеющая рога».
Корова – кор, корна - «рог», «рогатое животное».
Лисица.
Хитрая плутовка,
Пушистый хвост - краса.
Рыжая головка,
Кто это?
Лиса образовано от лис: лисый–«желтоватый», залисеть- «пожелтеть». Животное названо по наиболее характерному для него цвету шерсти.
Лисица – лис, лисый, залисеть – «с жёлтой шерстью».
Медведь, медведица.
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Медведя так назвали так потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мёд.
Медведь – мёд, ведающий – «знающий, где есть мёд».
Петух.
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами
В отдельных районах нашей страны петуха называют певень, певун. Слова петух, певень, певун русские, и восходят они к глаголу петь.
Сорока.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Своё имя сорока получила от исходного сорка, передающего особенности её пения. Сороку называют стрекотуньей, трещоткой; сороки трещат, тарахтят, стрекочут: издают стрекот, стрекотание - «резкие короткие и частые звуки, напоминающие треск».
Синица.
На кормушку к нам зимой
Прилетает птица.
С жёлтой грудкой пуховой –
Шустрая …
Птица получила своё название сначала по характерным для неё звукам (синь-синь), а затем по цвету оперения. Синица – синь.
Собака
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит.
Название своё она получила от древнего корня соб- (местоимение «себя, собою»), родственного слову собственный – «существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину».
Собака – соб – «существо», «собственность».
Группа слов растения.
Как и животные, растения чаще всего получали свои имена по какому-либо характерному признаку.
Берёза.
Стоят в поле сестрицы,
платьица белены,
шапочки зелены.
Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала берза, а впоследствии – берёза.
Берёза – берза, бер- «светлый, ясный, белый».
Рябина.
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные коралы
Вишни, яблони и другие деревья в пору цветения – белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой. «Рябые» - говорили в народе. Рябина – рябые – рябь.
Осина.
Никто её не пугает,
А она вся дрожит.
Слово образовано от чешского, польского языков слово «оса» с помощью суффикса – ин - Осина - оса – ин - осина.
Ягода
Весной - на длинной ножке.
Белые Бубенчики.
А к осени - на ножке.
Красные горошки!
Слово образовано от яг – «щёчки»- с помощью суффикса –од-. Ягоды названы так потому, что похожи на щёчки: по цвету (яркие, румяные, красные), по форме (круглые).
Земляника.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться.
Родная землица.
А имя дала мне
Видимо, самым характерным оказался в ней коротенький стебелёк, почти не поднимающий тяжёлую ягоду от почты.
Склоняются, никнут к земле алые ягодки, прячутся под листьями.
Земляника – земля – клонится к земле.
Малина.
Сладкая, душистая,
Выросла в саду тенистом.
Состою из долек малых,
Очень сочных, вкусных, алых.
Ягодка малины состоит из маленьких частей, как бы слепленных между собой. Слова малый, маленький и определили название ягоды. А прилагательное малиновый - является производным от малины, а не наоборот. Малина – малый – мал «состоящий из маленьких частей».
Капуста.
Семьдесят одёжек и все без застёжек.
Название капуста получила от латинского слова капут, которое имело значение «голова», «кочан». Капуста – капут – «кочан, головка капусты».
Огурец.
Лежит меж грядок,
Зелен и гладок.
Без окон, без дверей,
Полна горница людей.
Огурус (огурец) связано с аорос (неспелый, несозревший).Ведь и на самом деле, в отличие от своих близких родичей арбузов и дынь, которые чем спелее, тем вкуснее, огурцы ценятся, пока они не пожелтеют, не созрели окончательно: их едят незрелыми. Вот почему они и названы огурцами.
Огурец - огур « незрелый»
Группа слов связанных со школой.
Библиотека.
Где писателем уют?
Где их помнят, любят, ждут.
И заносят в картотеки?
Скажем, где?
Слово пришло к нам из греческого языка библио – «книга», текос «хранилище»: книгохранилище. Библиотека – библио – текос - (книгохранилище).
Карандаш.
Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом поведёт,
Там заметку кладёт.
Слово карандаш образовано от тюрского кара, что означает «чёрный» и таш – «камень». Теперь стерженёк может быть разного цвета, но мы по-прежнему пользуемся словом карандаш.
Пенал.
В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши.
Ручки, перья, скрепки, кнопки –
Что угодно для души.
Название ему дали от слова перо. На латинском языке перо называется пенна. Поэтому и ящичек назвали пенал. Пенал – пенна – «перо», «ящичек для перьев».
Портфель.
Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том
Книжки, ручки и альбом.
Слово портфель пришло в русский язык из фрацузкого. Первая часть этого слова порт означает «нести», «носить», вторая - фель – «лист».
Портфель так назвали потому, что в нем носят листы бумаги, тетради.
Портфель - порт, фель – «то, в чем носят листы бумаги, документы».
Тетрадь.
То я в клетку,
То в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
Слово тетрадь образовано от греческого тетра, что значит «четыре». Вначале тетрадью называли сложенные вчетверо и сшитые листы бумаги. Тетрадь – тетра – «четвертая часть листа».
Название месяцев.
Январь.
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт.
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это
Слово заимствовано из греческого языка, суффикс производное от janus “Янус”, имени римского бога времени и мира, которому был посвящён месяц январь.
Февраль.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
Слово заимствовано из старославянского языка, где февруарь латинское «совершать очистительные обряды, очищать». У древних римлян февраль когда-то был последним месяцем года, когда происходило культовое очищение в праздник Фебрууса.
Апрель.
Яростно река ревёт.
И размывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
Заимствованное из старославянского языка, где априль передает ср.греческийaprili, «согреваемый солнцем». Апрель буквально - «солнечный, теплый».
Сентябрь.
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
Слово заимствовано из старо – славянского языка, где оно является переоформлением греческого september, суффикс производного от septem «семь». Сентябрь- семь (седьмой месяц по римскому календарю).
Октябрь.
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Слово заимствованно в древнерусскую эпоху из ср.-греческого языка, где october, суффикс производного от octo «восемь». Буквально- «восьмой» (месяц) по римскому календарю, где год начинается с 1марта, следовательно, октябрь восьмой месяц.
Ноябрь.
Поле чёрно – белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажите?
Слово заимствовано из старославянского языка, которое пришло из греческого nоvember (девятый)
Буквально ноябрь - «девятый месяц», Ноябрь-новем (девятый месяц).
Группа слов дни недели.
Неделя.
Протянулся мост.
На семь вёрст,
А в конце моста
Золотая верста.
Общеславянское. Производное на базе не делати «не делать». Исходная семантика – «де отдыха».
Неделя – не –дел-ать.
Понедельник.
Говорят, что он тяжёлый,
И не дружит с ним бездельник.
На работу, в садик, в школу
Отправляет
Общеславянское. Суффикс производное на базе предложного падежа формы по недели «после воскресенья».
Понедельник - по – недели «после воскресенья».
Вторник.
Весь в заботах спозаранку,
Нас напоит и накормит.
Он вторым стоит по рангу.
Ну, конечно, это…
Происходит от праслав. *vьtorъ (второй).
Среда.
В поездах, в цехах, в машинах.
Этот день всегда в трудах.
Он – недели середина,
Ну, а попросту…
Заимствовано из старославянского языка. Значение «средний день недели».
Четверг.
Этот – труженик умелый.
Лень и праздность он отверг.
Все спешит успеть доделать
День по имени …
Скорее всего, все переоформление общеславянского четвьрткъ, «четвертый». Четверг буквально – «четвёртый день недели». Четверг – четверть - четвёртый.
Пятница.
Притомившийся с полудня,
День под горку катится.
«Ох, устала! Отдохнуть бы!»
- Размечталась …
Пятый день в недели. Пятница - пять – пятый день недели.
Суббота
В этот день нас ожидает:
Лишь домашняя работа.
Моет, чистит, прибирает
День по имени …
Суббота – слово восходит к ивриту; шаббат – покой, отдых.
Родственное слову – шабан – кончай.
Группа слов транспорт, одежда, посуда.
Автомобиль
Бежит, гудит.
В два глаза глядит,
Только красный глазок глянет –
Как вкопанный станет.
Автомобиль- в переводе с греческого «авто»-свой, сам; «мобил» – подвижный. Автомобиль – авто – мобил.
Машина.
Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
И что это?
Заимствованно в Петровскую эпоху из французкого языка, где machine механика, махина. Машина –механика – махина..
Трамвай.
Спозаранку за окошком –
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
Заимствованное в конце 19 века из английского языка, где tram –вагон, wau-дорога. Трамвай – трам-вау.
Коньки.
Мчусь как пуля я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки.
Кто несёт меня?
Изгиб конька обычно украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название коньки– «маленькие кони».
Конек (чаще мн. ч. – коньки) – конь – «лошадка».
Одежда
То, что одевают на тело (платье, пальто, рубашка, костюм, плащ называют …
В слове одежда исторически выделяется приставка о-.
Одежда – деть приставкой о- «то, чем покрывают тело».
Платок.
Мы на пляж шагаем с мамой,
Я, как груздь, надел панаму.
А на маме, как цветок, -
Яркий сицевый …
Слово образовалось от плат – «кусок ткани, холста». Платочек – ласковое наименование платка. Платок – плат «кусок ткани».
Посуда
Предметы, из которых едят, пьют,
В которых, готовят пищу.
Всё это …
В старину словами посуда, посудина называли небольшую лодку, судно.
А различные столовые принадлежности (чашки, кувшины) изготовляли из дерева, придавая им затейливую форму лодки, ладьи, судёнышка. Исторически в нем выделяется приставка по -.Посуда – судно
Группа слов.
Город.
Огороженное и укреплённое место, крепость и стали называть городом.
Город- городить = огроженное,
Деревня
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь в санках
По горе крутой…
То место, на котором корчевали, дёргали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню, стали называть деревней.
Деревня - дерево = «место, очищенное от деревьев».
Дерево - деру = «то, что дёргают из земли, очищая её».
Дорога.
Если б встала, до неба достала б.
Слово дорога образовалось от дорг, дёргать – «продранное лесу пространство, полоска земли, с которой выкорчеван лес».
Дорога-дорг, дёргать = «продранное в лесу пространство».
Завод.
Слово образовалось от слова заводить (разводить, выводить). Исторически в нем выделяется приставка за-.
Завод – заводить = «место, где что – либо заводят, выводят».
Лопата.
Я землю копала –
Ничуть не устала
Кто мной копал,
Тот и устал
Раньше было слово лопа – то же, что рука, ладонь. От него и образовалось слово лопасти – «плоская широкая часть винта у парохода или самолёта».
Лопата – лопа – лопасть = «похожая на ладонь, руку».
Москва
Название реки произошло значительно раньше, чем название города, от моцка – «небольшой водоём. Город Москва - по названию реки.
Москва – река – моцка = «небольшая река, водоём».
Народ.
Слово образовалось от род со значением «родился, народился».
Исторически в нем выделяется приставка на-. У слова народ много родственных слов: родина – место рождения, родители – отец и мать, урожай - то, что уродилось на земле, родной, родня, родственник- близкие по рождению люди, урод.
Народ - род (корень) с приставкой на- =»те, кто родился, народился».
Огород.
Я колышки тешу,
Огород горожу
Огород я горожу
Слово огород образовалось от городить - «место, огороженное забором».
Огород – городить, город,
Погода.
Слово общеславянское образовалось с помощью приставки по- от год –«подходящее, благоприятное время, праздник». Первоначально словом погода называли только благоприятное состояние природы, а словом непогода - ненастье.
Сейчас значение слова погода расширилось: хорошая погода, плохая погода.
Погода – год с приставкой по- = «благоприятное время, праздник».
Работа.
Слово образовалось от слова раб – «лишённый чего-нибудь, подневольный человек, занимающийся тяжёлым трудом».
Сейчас человеку помогают машины.Поэтому близость значений слов работа и раб, рабство мы не ощущаем.
Урожай.
Слово образовалось от уродилось(родилось, народилось). Исторически в нем выделяется приставка у-.
Урожай – род с приставкой у- = « то, что уродилось на земле»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.