Современные технологии обучения на занятиях по социальному проектированию
Оценка 4.9

Современные технологии обучения на занятиях по социальному проектированию

Оценка 4.9
Педсоветы
pdf
преподавание
7 кл—11 кл
20.06.2024
Современные технологии обучения на занятиях по социальному проектированию
В статье рассматриваются современные технологии и средства обучения, используемые педагогом при проведении занятий по основам социального проектирования с детьми 13-17 лет.
Турсумбаева Л.Ш..pdf

Современные технологии обучения на занятиях по социальному проектированию

 

В настоящее время в педагогической науке описано большое разнообразие технологий обучения. А российская система образования позволяет педагогу самостоятельно сделать выбор в пользу той или иной педагогической технологии и возможностью ее применения в своей деятельности.

В выборе технологии обучения педагог ориентируется, в первую очередь, на ее результативность.

Среди педагогических технологий можно выделить те, которые чаще всего используются на практике:

-                     технология модульного обучения,

-                     технология дифференцированного обучения,

-                     технология проблемного обучения,

-                     технология развивающего обучения,

-                     технология проектного обучения,

-                     технология разноуровневого обучения, - технология дистанционного обучения, - интерактивные технологии обучения.

Нами в областном Дворце творчества детей и молодежи реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы социального проектирования».

Несмотря на то, что основная часть занятий проходит в онлайнформате, технология дистанционного обучения не является единственной на занятиях.

Обучающиеся представляют разные территории нашего региона, обучаются в разных общеобразовательных организациях, имеют разный возраст. Кроме этого, каждый из них обладает ярко выраженной индивидуальностью, имеет собственные ценностные ориентиры и определенный спектр навыков, знаний и умений. В связи с этими особенностями и строится работа педагога.

Условно всё время обучения по программе можно разделить на четыре этапа.

Первый этап – узнавание, установление взаимосвязи между обучающимися и педагогом. На данном этапе происходит раскрытие потенциала обучающихся и знакомство педагога с имеющимся багажом знаний каждого ребенка. Ведущими выступают интерактивные технологии обучения, включающие такие методы, как диалоговое общение, дискуссия, «мозговой штурм».

Здесь важно в процессе диалога использовать жизненный опыт педагога, делиться им, приводить примеры из жизни. При использовании диалогового общения и дискуссии обучающиеся начинают понимать, что проживая в любом населенном пункте можно активно заниматься социальным проектированием, что везде можно найти поддержку и заинтересованность как целевой аудитории, так и органов местной власти. «Мозговой штурм» хорошо использовать при изучении темы «Выбор проблемы. Генерация идей», «Социальная проба и практика».

Второй этап – установление связей, налаживание взаимоотношений обучающихся друг с другом, формирование групп по интересам. На этом этапе также используются интерактивные технологии, добавляется парное и групповое обучение. Педагог применяет методику «Перевернутый класс» и исследовательский метод. Обучающиеся выполняют задания по группам или в парах, а затем, используя подготовленные педагогом чек-листы, проверяют правильность выполнения задания.

Третий этап – обучение в очном формате, которое основано на технологии сотрудничества и проектном обучении. Основная идея – обучаться вместе, а не выполнять что-то совместно. Из известных вариантов обучения в сотрудничестве нами выбран Student Team Learning (STL, обучение в команде). Этот вариант метода обучения в сотрудничестве был разработан в Университете Джона Хопкинса.

STL уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над проблемой, вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого обучающегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, развил необходимые навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый обучающийся.

Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.

На данном этапе деление на группы происходит по направлениям деятельности таким же образом, как распределяются функциональные обязанности в проектной команде. Формирование групп педагог уже может осуществлять исходя из проявленных обучающимися наклонностей. Кому-то нравится заниматься проведением социальных опросов; кому-то – бумажная волокита, изучение документации и официальная переписка; другим – продвижение проекта в социальных сетях и СМИ. А есть яркие и харизматичные ребята, которым можно поручить поиск и привлечение партнеров и спонсоров для реализации проекта. Имеющим художественные таланты и дизайнерские способности можно предложить оформление проекта и подготовку презентации.

Результатом третьего этапа является реализация проекта или нескольких проектов. Всё зависит от того, каким образом педагог построит работу и осуществит деление на группы.

Четвертый этап – личностно-ориентированный подход к обучению. На данном этапе педагогом активно используются цифровые ресурсы и сервисы. Ориентация может быть возрастной, по интересам и по сложности. Задания обучающимся даются на выбор по их предпочтению. Более простые – это фабрика кроссвордов (puzzlecup.com, nitforyou.com) и облако слов (облакослов.рф, wordscloud.pythonanywhere.com). Более сложные задания – составление ментальных карт, интерактивных плакатов, создание коллажей. Сервисов для их создания огромное количество, каждый может определиться и выбрать самостоятельно.

Обучающимся старшей возрастной группы и самым активным педагог предлагает задания в системах управления задачами (Trello, Bitrix, Outlook)  или, на выбор, создание инфографики по заданным темам (например, создать слайды «Команда проекта», «Этапы проекта», «Результаты исследования проблемы проекта»).

Обязательным условием на всех этапах обучения является применение наглядных средств. Так как программа реализуется в онлайн-формате, чаще всего на занятиях используются презентации в PowerPoint и скрайбпрезентации, а также графическое изображение информации.

Дополнительное образование направлено не на формирование навыков обучающихся, а на их развитие. Выбирая технологию обучения педагог, работающий в дополнительном образовании, должен об этом помнить.

Современные технологии обучения на занятиях по социальному проектированию

Современные технологии обучения на занятиях по социальному проектированию

Мозговой штурм» хорошо использовать при изучении темы «Выбор проблемы

Мозговой штурм» хорошо использовать при изучении темы «Выбор проблемы

Результатом третьего этапа является реализация проекта или нескольких проектов

Результатом третьего этапа является реализация проекта или нескольких проектов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2024