СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

  • docx
  • 11.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Современные технологии.docx

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Тарасенко Алёна Сергеевна

 

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, является создание адаптивной среды, которая позволяет обеспечить их полноценную интеграцию
и личностную самореализацию, а также наличие адекватной системы
психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения за ходом развития ребенка с ОВЗ, разработку индивидуальных программ обучения и коррекции, а также работу со средой,
в которую интегрируется ребёнок.

Современная концепция коррекционно-развивающего обучения предполагает разработку технологий психолого-педагогического сопровождения детей в условиях специального образовательного учреждения и оценки её эффективности на разных этапах работы с ребёнком.

«Термин «технология» в настоящее время широко применяется во всех сферах жизнедеятельности человека. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что однозначной трактовки термина не существует. Само слово «технология» с греческого переводится как наука
о достижении искусства или мастерства. Так, в толковом словаре живого великорусского языка В. Даля под технологией понимается «совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве» [2].
В широком значении технология определяется как «…поэтапная реализация того или иного метода, принципа с помощью определенных форм работы
(В.П. Беспалько) [1, с. 27]. В педагогическом аспекте под педагогической технологией рассматривают «…строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов» (В.А. Сластенин) [5].

Можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:
- однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

- отбор и структура содержания (что);

- оптимальная организация учебного процесса (как);

- методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

- учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

- объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Задачи современных педагогических технологий  акцентируются на воспитании подлинно свободной личности,  формировании у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать
в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения
в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

К современным педагогическим технологиям относят: развивающее обучение; проблемное обучение; проектное обучение; кооперация в обучении; компьютерные технологии.

1. Развивающее обучение

Для того чтобы урок сделать развивающим, учитель должен:

- заменить репродуктивную вопросно-ответную систему урока и типы заданий на более сложные, выполнение которых задействует самые разнообразные психические качества (память, внимание, мышление, речь и др.).
Этому способствуют проблемные вопросы, поисковые задания, задания на наблюдения, решение практических задач, выполнение исследовательских заданий и др.;

- изменить характер изложения нового материала и превратить его в проблемное, эвристическое, стимулирующее учащихся к поиску;

- вовлечь обучающихся в самоуправление и саморегуляцию познавательных процессов на уроке, привлекая их к постановке задач урока, разработке плана его проведения, контролю и самоконтролю, к оцениванию, самооцениванию
и взаимооцениванию результатов деятельности.

2. Проблемное обучение

В настоящее время под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Данный вид обучения:

1. Направлен на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий;

2. Предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешение которых (под руководством учителя) приводит к активному усвоению новых знаний;

3. Обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.

При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний,
а организует учащихся на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются
в ходе поиска, наблюдений, анализа фактов, мыслительной деятельности.

3. Проектное обучение

Проектное обучение – вид обучения, базирующегося на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.

Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Основные требования к использованию проектной деятельности:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для её решения.

2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной.

3. В основе деятельности должна быть самостоятельная работа учащихся.

4. Использование исследовательских методов.

5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором избранной области исследования.

6. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям.

4. Кооперация в обучении

Деятельность в условиях кооперации обеспечивает:

1. Более высокий уровень результативности и продуктивности учеб­ного процесса:

- повышается уровень осмысления материала (работы, выпол­ненные в условиях кооперации, отличаются большей логичнос­тью, обоснованностью, их положения глубже и серьезнее аргументированы, чем аналогичные работы, выполняемые
ин­дивидуально или в условиях конкуренции);

2.  Формирование более дружественной, доброжелательной обстанов­ки в классе.

3.  Повышение самооценки и коммуникационной компетентности школьников
и, в конечном счете, большее психическое здоровье учащихся.

5. Компьютерные технологии

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

- организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом;

- организация внутри-классной координации и активизации;

- индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи.

Таким образом, технология педагогического сопровождения адаптации - это совокупность используемых в образовательном процессе форм, методов, способов, приемов, средств, которые способствуют не только решению образовательных, воспитательных, развивающих задач, но и успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в окружающую социальную среду.

 

 

 

 

Список литературы:

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. - М.: Русский язык, 1980. - 568 с.

3. Ежовкина Е.В., Рябова Н.В. К проблеме педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // Российский научный журнал № 5(30) - Рязань, 2012. - С. 84-89.

4. Розин В.М. Технология // Новая философская энциклопедия. - М., 2001. - Т. 4. - С. 65-66.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. - 512 с.