Современные требования к качеству урока.
Ориентиры на обновления содержания образования.
Выступление на педагогическом совете
Подготовила:
учитель общественных дисциплин
Юрченко Ирина Павловна
Современный урок – это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса.
Каким же должен быть современный урок в условиях перехода к стандартам второго поколения?
Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Урок должен быть насыщенный многообразием учебных ситуаций, и каждая из них должна вызывать у учащихся вопросы и удивление. Это урок, на котором ученика не унижают за то, что он чего-то не знает, не понимает, не умеет, а поправляют и учат. Качество урока зависит от степени подготовленности класса и от педагогического мастерства учителя. Повышение эффективности каждого урока – залог повышения качества обучения и воспитания.
Перед педагогами сегодня стоит одна из важнейших проблем - как сделать так, чтобы обучение для ребёнка было не в тягость, а в радость. Как сделать так, чтобы ребёнок не стал пассивным и равнодушным слушателем, а стремился к знаниям, был активной, творческой личностью на протяжении всего обучения в школе?
Чтобы добиться качественного усвоения знаний, мне необходимо сделать учебный процесс максимально эффективным. Так на уроках я помогаю детям находить информацию в книгах, энциклопедиях и делится с другими учащимися.
Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, которые делают урок интересным и познавательным.
Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания использую разноуровневые задания. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.
Применяю на уроках тесты, что позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные)
Лев Семёнович Выготский говорил: «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно" Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, является равноправным участником обучения. Использование групповых форм работы позволяет решить следующие задачи:
. возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;
· на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
· ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
· возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
· меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);
· возрастает сплочённость класса;
· учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).
При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения. так, с чего начать организацию групповой работы?
Я успешно использую работу в парах уже с первых уроков, приучая детей к сотрудничеству. На первых порах - это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой. На этом этапе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Дети знакомятся с правилами общения: при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, дети учатся, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. Постепенно приучаю учеников, вырабатывать умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течение четырёх лет обучения в начальной школе.
Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т. е. на любом этапе урока.
Следующий этап: научить тренироваться в парах (н-р выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).
Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их.
Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. (Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответьте на них. Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу.)
При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Как правило, детям такая работа очень нравится. А так как присутствует элемент соревнования (ребята не хотят отстать от других пар) и дети ограничены временем, они стараются не отвлекаться, общаются только по теме урока. Получив положительные результаты, организуя работу в парах, можно смело переходить к групповой работе.
Стоит отметить, что в групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Постоянно отслеживаю знания, умения,
навыки каждого учащегося с целью своевременной помощи и развития способностей.
Совместно с детьми провожу рефлексию, учу оценивать свою деятельность и
деятельность одноклассников. По моему мнению, процесс обучения детей должен
сочетаться с процессом воспитания, так как безнравственная и бездуховная
личность, вооружённая знаниями, опасна для общества.
Таким образом, можно сделать вывод, что технологии, которые я использую,
позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на
достижение цели современного начального образования – развитие личности
ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и
психического здоровья и добиться положительных результатов и соответствуют
современным требованиям к качеству урока. Так что же представляет из себя
современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
Современный урок – это:
урок с использованием ИКТ
· урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
· урок , содержащий разные виды деятельности.
· урок , на котором ученику должно быть комфортно.
· урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.