Современные требования к уроку в школе для учащихся с нарушениями слуха
Требо-вания к уроку |
Общепедагогические |
Специфические |
Педагогические |
Определение задач урока. Предварительное планирование урока. Реализация общепедагогических принципов обучения. Оптимальное сочетание методов и форм управления учебной деятельностью. |
Наполняемость класса с учетом речевых и образовательных возможностей учащихся. Реализация специфических принципов обучения. Оптимальное сочетание специфических методов и форм управления учебной деятельностью. Обучение на слухо-зрительной словесной основе. Развитие слухового восприятия с использованием звуко-усиливающей аппаратуры. Высокая плотность речевой деятельности учеников. |
Психологические |
Учет возрастных и индивидуальных особенностей. Диагностически обоснованное обучение. Создание эмоционального комфорта. Формирование субъект-субъектных отношений. Личностно-ролевой подход к формированию учебной деятельности. |
Формирование потребности в словесной речи. Формирование словесной речи в неразрывной связи с разными видами деятельности. Коммуникативная направленность всех видов учебной деятельности. Коррекция нарушенных психофизических функций средствами учебной деятельности. |
Гигиенические |
Соблюдение температурного режима, освещения. Проветривание. Соблюдение перемен. Физкультминутки. Продолжительность урока с учетом возраста. Дозировка заданий с учетом работоспособности. |
Соблюдение оптимальных порогов интенсивности звука. Предупреждение слухового дискомфорта и утомления. Предупреждение перенапряжения зрительного анализатора. Соблюдение валеологических правил техники дактилирования Соблюдение гигиены при применении зондов. |
Технические |
Обеспечение кино-, фото-, телеаппаратурой; мультимедийной установкой, проекционными устройствами, аудиовизуальными средствами. Компьютерные обучающие и контролирующие программы. Оптимальное кабинетное оборудование. |
Обеспечение стационарной слуховой аппаратурой, индивидуальными ЗУА. Наличие проводной и беспроводной слуховой аппаратуры. Подбор ЗУА с учетом: медицин-ских показаний, характера, степени поражения слуха. Единые условия звукоусиления. |
Урок – структурное образование. Структура урока – это соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Традиционно выделяемые в общей дидактике элементы урока отражают методическую сущность и логическое движение процесса трансляции информации и ее усвоения: оргмомент, повторение пройденного, сообщение (объяснение) нового материала, его закрепление, проверка (контроль) качества усвоения, подведение итогов, задание на дом.
В обучении неслышащих урок содержит те же общедидактические структурные элементы, отражая тот методологически важный факт, что, несмотря на своеобразие, процесс обучения и развития детей с нарушениями слуха подчиняется тем же психологическим закономерностям процесса обучения и развития, которые характерны для нормально слышащих детей.
Структурные элементы урока образуют разный композиционный состав, они подвижны, заменяемы, их иерархия (по критерию: значение и сопоставимый временной объем) изменчива. Это ни в коем случае не значит, что структура урока может быть аморфной, случайной. Она выстраивается в единый целостный тип урока в зависимости от целей, содержания материала на конкретном этапе учебного процесса, от образовательных особенностей учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.