Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (воспитание) или изменение личности (перевоспитание).
Информационные методы
Самый доступный для ребят метод — пример, так какнаглядный образец осмысляется ими глубже, чем словесныйрассказ. По мере овладения словесной речью используютпримеры героев книг, фильмов.
Педагогическое требование предъявляется в различныхформах в зависимости от возраста учащихся (приказ, совет, просьба).
Разъяснение направлено на объяснение того или иноготребования, правила поведения и проводится фронтальноили индивидуально. Оно помогает осознать ситуацию и найти правильный выход. Сопровождается примером, приучением, игрой.
Информационные методы
Беседа предполагает совместное обсуждение жизненныхпроблем и т. д. Она должна быть тесно связана с опытоми знаниями детей, с их активностью. В ходе беседы необходима наглядность, облегчающая восприятие. Важно уделять внимание обогащению словарного запаса, углублению знаний учащихся в затрагиваемой области.
Лекции, доклады используются в старших классах, таккак требуют развитой речи, определенного объема знаний, навыка чтения с губ. Проводятся они на различные темы и сопровождаются наглядностью (газета, рисунки, фотографии и т. д.), а затем разбираются с педагогом, оцениваются.
Практически-действенные методы
Метод приучения и упражнения предназначен для фор-мирования устойчивых привычек (гигиенических, куль-туры поведения, организованности). Начинается с показаобразца, затем проводится упражнение в выполнении подконтролем педагога, создающего положительный эмоциональный фон (через поддержку, одобрение ребенка).
Совместная деятельность детей, направленная на достижение определенного результата (общественно полезная),позволяет им приобрести опыт коллективных отношений,развить положительные качества (чувство товарищества,стремление помочь другому, ответственность). Школьникиучатся планировать свою деятельность, контролироватьи оценивать ее.
Воспитание младших школьников
Формируется и закрепляется новая система от- ношений к окружающей действительности — к себе, к другим людям, к коллективу, к обучению. Закладываются основы морально- мировоззренческой и эмоциональной направленности личности, стиля и характера поведения и деятельности. Детей с нарушенным слухом отличают особая чувствительность, уязвимость в отношении средовых факторов, среди которых ведущую роль играют взаимоотношения в системе «учитель— ученик».
Воспитание подростков
В подростковом возрасте у школьников с нарушенным слухом (как и вообще у всех подростков) развивается сознательное поведение и складывается общая направленность моральных и социальных установок, что содействует формированию внутренней готовности подчинять собственное поведение социальным и нравственным нормам (при условии, что они приняты личностью) и развивает способность соотносить с конкретной ситуацией и с интересами других людей собственные интересы и поведение
Ведущими потребностями подростка являются желание иметь друзей и стремление к общению со сверстниками.
Воспитание старшеклассников
Для старшеклассников принципиальное значение приобретает их готовность к самоопределению — социальному, профессиональному, личностному, в основе которого лежит выбор будущей сферы деятельности. В связи с этим воспитание учащихся старших классов предусматривает оказание им помощи и поддержки в осмыслении жизненных целей, определении жизненных планов как основы потенциально возможных действий. Именно проблема правильной, адекватной оценки жизненных планов глухих и слабослышащих старшеклассников наиболее важна для прогнозирования форм и направленности их воспитания.
Старшеклассникам с нарушенным слухом крайне необходима помощь в уяснении жизненных планов и в обучении их умению адекватно строить перспективу жизни по завершении школы. Кроме того, у них следует формировать профессиональные интересы, используя профориентационную работу, на основе знания реальных социальных запросов и их соотнесения с собственными конкретными возможностями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.