«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении"
Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
психологическая работа +1
Детсад
27.02.2019
Родительское собрание – это основная форма совместной работы воспитателя и родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности и воспитания обучающихся в детском саду и дома. Главным его предназначением является его согласование, координация и интеграция усилий детского сада и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.
pedsovet_no_1.docx
«Современные формы работы с
родителями в дошкольном
учреждении» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей
степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение
психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку,
безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи
для человека вообще, а для дошкольника в особенности. И если мы хотим
вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему
«всем миром»: детский сад, семья, общественность. Каждое дошкольное
образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и
консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог
дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр
родителей по их воспитанию.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.
1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение
экспресс опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только
сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и
узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что
некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а
детский сад рассматривают только как среду для игрового общения
своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для
дальнейшей работы.
2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных
отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.
Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный
образ ребенка.
3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и
правильного его восприятия посредством сообщения им знаний,
информации, которые невозможно получить в семье и которые
оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть
информация о некоторых особенностях общения ребенка со
сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных
видах деятельности.
4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На
этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые
играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи
воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах,
отрицательном в поведении ребенка.
Все формы с родителями подразделяются на:
1. коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно информаци
онные;
2. традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим
составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и
родителей. Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной
работы с родителями воспитанников.
Наглядно информационные играют роль опосредованного общения между
педагогами и родителями. Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются
нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление
неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому
саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой,
новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще
недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на
основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на
основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки
партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как
нетрадиционные.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование
Цель использования
Формы проведения общения
Информацион но
аналитические
Информацион но
аналитические
Познавательные
Ознакомление родителей с
возрастными и
психологическими
особенностями детей
дошкольного возраста.
Формирование у роди тилей
практических навыков
воспитания детей.
1. Проведение
социологических срезов,
опросов
2. «Почтовый ящик»
3. Индивидуальные
блокноты
1.
2.
3.
Семинарыпрактикумы
Тренинги
Проведение собраний,
консультаций в
нетрадиционной форме
(Педагогическая
лаборатория,
читательская
конференция, аукцион –
продажа полезных советов, душевный
разговор, мастер класс,
ток – шоу)
4. Минисобрания
5.
6.
7.
8.
9.
Педагогический
брифинг
Педагогическая
гостиная
Устные педагогические
журналы
Игры с педагогическим
содержанием
Педагогическая
библиотека для
родителей
10. Исследовательско
проектные, ролевые,
имитационные и деловые игры.
1.
2.
Совместные досуги,
праздники
Выставки работ
родителей и детей
3.
Кружки и секции
4.. Клубы отцов, бабушек,
дедушек, семинары,
практикумы
1.
Информационные
проспекты для
Установление эмоционального
контакта между педагогами,
родителями, детьми
Досуговые
Наглядно ин формационные:
информационно
ознакомительные; ин
формационно
просветительские
Ознакомление родителей с
работой дошкольного
учреждения, особенностями
воспитания детей.
Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии
детей
родителей
2. Альманахи
3. Журналы и газеты,
издаваемые ДОУ для
родителей
4.
Дни (недели) открытых
дверей
5. Открытые просмотры
занятий и других видов
деятельности детей
6.
7.
Выпуск стенгазет
Видео репортажи
8. Организация мини
библиотек
При работе с родителями в нетрадиционной форме можно использовать
следующие методы активизации родителей.
1. « Мозговой штурм» метод коллективной мыслительной деятельности.
2. « Реверсионная мозговая атака или разнос» предлагается проявить
максимальную критичность, указывая на все недочёты и слабые места,
системы, идеи.
3. « Список прилагательных и определений» такой список прилагательных
определяет различные качества, свойства и характеристики объекта.
Например: « Каким бы вы хотели видеть вашего ребёнка на пороге школы?»
Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно
достигаются пути реализации цели.
4. « Ассоциация» на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий
проблему или её существенный момент. Затем по ассоциации изображают
другой символ, пока не придёт подходящая идея решения. 5. « Коллективная запись» на листе бумаги сформулирована проблема и
даются ответы для её решения. Родители не зависимо друг от друг,
определяют наиболее важные для них рекомендации. Затем результат
суммируется и проводиться обсуждение проблемы.
6. « Запись на листах» Например: как успокоить ребёнка, если он расстроен?
Каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются.
Вводиться запрет на критику.
7. « Эвристические вопросы» к ним относятся 7 ключевых вопросов: кто,
что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой,
получиться 21 вопрос. Последовательно вытягивайте такие смешные вопросы
и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на
проблему. Например: 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая
такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и
нестандартные пути их решения.
8. « Мини эксперимент» метод позволяет включить родителей в
исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и
использовать интеллектуальные чувства родителей ( интерес, любопытство).
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка,
формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо
укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Для решения данной задачи не обходимо, чтобы две системы ( детский сад и
семья) стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и
возможностей ребёнка. Если проводить работу в системе, то родители из «
зрителей» и « наблюдателей» станут активными участниками встреч и
помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым
создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей
станет более гибкой, так как они станут непосредственными участниками
воспитательно – образовательного процесса своих детей, ощущая себя
компетентными в воспитании детей.
Источники информации:
1. Доронова Т.Н. « Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями»
Сфера, 2002г. стр. 114 2. Зверева О.Л. Кротова Т.В. « Общение педагога с родителями в ДОУ»
и « Методический аспект» Творческий центр « Сфера », 2005, стр.89
3. Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы (Электронный
ресурс)//
«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении"
«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении"
«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении"
«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении"
«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении"
«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении"
«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении"
«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.