Программа "Надо жить" направлена на профилактику аутоагресивного поведения у подростков. Известно ,что в наши дни проблема аутоагрессии очень актуальна. Взаимоотношения с родителями, сверстниками, отрицательный информационный поток из интернета и телевидения влияют на мировоззрение подрастающего поколения, не готового справляться с воздействиями внешнего мира. Ввиду не большего количества специалистов в образовательных учреждениях программа направлена на помощь по профилактике аутоагрессии. На начальных этапах программы проводится анкетирование по выявлению ребят с риском аутоагрессивного поведения, затем в группах с выявленными ребятами проводится групповая работа по программе ( тренинги, игры, профилактическая работа с родителями, индивидуальная работа). В остальных классах проводится просветительская деятельность с педагогами и родителями, чтобы исключить риск аутоагрессивного поведения. Профилактическую деятельность осуществляют педагог-психолог и социальный педагог.
            
        
        
        
                    
                
                    МАУ «Молодежный центр досуга»
Служба социальнопсихологической помощи семье, детям, молодежи 
                               Утверждаю:
                                    Директор МАУ
                                                            «Молодежный центр досуга»
                                                            _________Шайхатарова В.В.
                                          __________2019 г.
Рабочая программа по профилактике 
аутоагрессивного поведения у подростков
 « Надо жить ! »
Автор: педагог –психолог 
ССПП СДМ при МАУ «МЦД»
Копьева Анна МихайловнаБелорецк, 2019
Пояснительная записка.
По   данным   Российской  Федерации   за   последние   10   лет   число
самоубийств   увеличилось   в   1,8   раза.   Отмечается   сдвиг   суицидальной
активности   в   сторону   более   молодого   возраста      до   20%   суицидальных
попыток совершают дети и подростки.
Возрастной   состав   несовершеннолетних,   совершивших   самоубийство,
распределен   следующим   образом:   18,5%   приходится   на   10      14   летних,
81,5% на 1517летних, достигая максимума в 1619 лет.
Среди   девушек   наиболее   часто   суицидальные   попытки   отмечаются   в
периоде 15до 17 лет (36,1%), среди юношей  в 1718 лет (40%).
Попытки   аутоагрессии   у   молодых   людей   часто   имеют   оттенок
манипулятивности,   и   это   больше   выражено   у   девушек.   Если   среди
совершеннолетних   попытку   самоубийства,   девушек   в   4   раза   больше,   чем
юношей, то среди умерших от самоубийства уже лиц мужского пола больше в
3,4 раза.
Социальный   состав   суицидентов   представлен   следующим   образом:
каждый   третий   суицидент   воспитывался   в   неполной   семье   (в   подавляющем
большинстве матерью). До 50% были из неблагополучных семей (алкоголизм,
криминальное   прошлое   одного   из   родителей   и   т.п.).   В   последнее   время
отмечается значительный рост суицидентов, в которых не работают один или
оба родителя.
Анализ   материалов   уголовных   дел   и   проверок   обстоятельств   причин
самоубийств   несовершеннолетних,   проведенный   Генеральной   прокуратурой
России, показывает, что 62 % всех самоубийств несовершеннолетних вызвано
семейными   конфликтами   и   неблагополучием,   боязнью   насилия   со   стороны
взрослых,   бестактным   поведением   педагогов,   конфликтами   с   учителями,
одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.
    Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде 
случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание 
родителей, педагогов на свои проблемы и протестовать таким страшным 
образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. 
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно 
искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе
и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень 
распространены.Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными 
и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием 
непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое 
построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и 
внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам 
разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными 
способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное 
подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Данная программа предназначена для организации профилактической и 
коррекционной работы по предотвращению аутоагрессивного поведения 
среди подростков . 
Цель : Формирование у подростков устойчивой мотивации к жизни.
Задачи:
1.
2.
3.
Выявлять  несовершеннолетних, нуждающихся в незамедлительной 
помощи, оказывать  экстренную социальнопсихологическую помощь в 
стрессовом состоянии подростков.
Прививать социальные нормы поведения в подростковой среде, 
формировать  жизненные ценности и милосердие.
Формировать позитивный образ  Я, уникальность и неповторимость не 
только собственной личности, но и других людей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1.
2.
3.
Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но 
имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
Работа с подростками, нуждающимися в срочной психоэмоциональной 
поддержке.
Индивидуальная и групповая работа
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности 
подростка.2.
3.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании 
индивидуальности подростка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение 
выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого 
подростка.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и 
психологическую защиту несовершеннолетних, снижая тем самым количество 
суицидальных попыток и улучшит детскородительские отношения в семье. 
СРОКИ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ . 
Программа по профилактике суицидального поведения для подростков 
рассчитана на 3 года, с 2019 года по 2021год. В случае положительного 
результата предусматривается её продолжение.
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
№
Мероприятия
1 Диагностика состояния психического здоровья и 
особенностей психического развития учащихся, 
позволяющий исследовать уровень социальной 
дезадаптации и характер реагирования в 
затруднительных ситуациях.
Ответственный
Сроки
2019 год
в течение
педагогпсихолог
года
2
Выявление социальнонеблагополучных семей.
в течение
соц.педагог
Организация обследования условий жизни детей из 
этих семей.
3 Психологическое консультирование педагогов, 
классных руководителей, родителей (опекунов), 
воспитателей, учащихся по вопросам, связанным     
с суицидальным поведением детей и подростков.
года
в течение
педагогпсихолог
года
4
Регулярное   посещение   учащихся   по   месту
жительства   с   целью   привлечения   родителей,
опекунов   к   более   конструктивному   и
в течение
соц.педагог
годавнимательному воспитанию своих детей.
5
Выступление с сообщениями на совете 
профилактики, родительских собраниях и 
совещаниях с обзором документов:
 Уголовный кодекс РФ (ст.117 «Истязание», 
ст.110 «Доведение до самоубийства», ст.131
134 о преступлениях сексуального характера);
 Административный кодекс РФ (ст.164 «О 
правах и обязанностях родителей»);
 Конвенция ООН о правах ребенка (ст.6, 8, 16, 
27, 28, 29, 30);
 нормативные документы о профилактике 
безнадзорности и правонарушений н/л, о защите
их прав и т.п.
6 Семинар для Завучей по воспитательной работе и 
социальных педагогов в Управлении образования 
на тему:
« Межведомственный подход в решении проблем 
по оказанию социальнопсихологической помощи 
подросткам, находящимся в состоянии 
психологического кризиса.»
по
Социальный педагог
запросу
январь 
специалисты службы ССПП
7 Просвещение педагогического коллектива  по 
в течение
педагогпсихолог
следующим темам:
 «Психологические особенности подростков»;
года
по
 «Подростковый суицид: мифы и реальность»;
запросу
 Профилактика школьных конфликтов».
8 Организация и проведение обучающего семинара 
по
педагогпсихолог
для педагогических работников общежития   
«Оказание помощи при текущем суициде».
запросу
9 Незамедлительное сообщение в  ОДН, КДН, 
в течение
социальный педагог
управление образования, отдел опеки  о фактах 
насилия над ребенком со стороны родителей или 
других взрослых лиц и заполнение сигнальных карт.
года
10 Проведение месячника здоровья
май
специалисты Службы ССПП11 Классные часы по программе «Наш выбор  жизнь»:
в течение
педагогпсихолог
 «Человек свободного общества»;
 «Учимся строить отношения»;
 «Умей управлять своими эмоциями»;
 «Если тебе трудно»
 «Безопасность в сети».
года
12 Работа по формированию конструктивных форм 
в течение
педагогпсихолог
поведения и позитивного отношения к себе с 
подростками по программе «Я – человек»,
года
в том числе в клубах «Пацаны» и «Подружка».
13 Выступление на родительских собраниях по 
в течение
педагогпсихолог
следующим темам:
года
 «Конфликты с собственным ребенком  и пути их 
решения»;
 «Первые проблемы подросткового возраста»;
 «Почему ребенок не хочет жить?»;
 «Ложь и правда о суициде»;
«Особенности подросткового возраста»
 « Аутоагрессия у подростков»
14 Организация и оздоровление подростков «группы 
риска» , попавших в СОП в летний период.
июнь
июль
специалисты службы ССПП
2020 год
1 Диагностика состояния психического здоровья и 
особенностей психического развития учащихся, 
позволяющий исследовать уровень социальной 
дезадаптации и характер реагирования в 
затруднительных ситуациях.
2 Выявление социальнонеблагополучных семей.
Организация обследования условий жизни детей из этих семей.3 Создание «группы риска» развития суицидального 
по
Заведующая ССПП, соц.педагог, психолог
поведения среди детей и подростков.
запросу
4 Психологическое консультирование педагогов, 
классных руководителей, родителей (опекунов), 
воспитателей, связанное  с суицидальным 
поведением подростков.
в течение
педагогпсихолог
года
5 Регулярное посещение учащихся по месту 
в течение
соц.педагог
жительства с целью привлечения родителей, 
опекунов к более конструктивному и 
внимательному воспитанию своих детей.
года
6 Выступление с сообщениями на совете 
профилактики, родительских собраниях и 
совещаниях с обзором документов:
по
социальный педагог
запросу
 Уголовный кодекс РФ (ст.117 «Истязание», 
ст.110 «Доведение до самоубийства», ст.131
134 о преступлениях сексуального характера);
 Административный кодекс РФ (ст.164 «О 
правах и обязанностях родителей»);
 Конвенция ООН о правах ребенка (ст.6, 8, 16, 
27, 28, 29, 30);
 нормативные документы о профилактике 
безнадзорности и правонарушений н/л, о защите
их прав и т.п.
7 Просвещение педагогического коллектива  по 
в течение
педагогпсихолог
следующим темам:
 «Психологические особенности подростков»;
года
по
 «Подростковый суицид: мифы и реальность»;
запросу
 «Профилактика школьных конфликтов».
 «Опасность в сети»
8 Незамедлительное сообщение в  ОДН, КДН, 
в течение
социальный педагог
управление образования, отдел опеки  о фактах 
насилия над ребенком со стороны родителей или 
других взрослых лиц и заполнение сигнальных карт.
года
9 Проведение месячника здоровья
май
специалисты Службы ССПП10
Проведение классных часов на темы:
в течение
педагогпсихолог
 « Безопасный интернет»
«Компьютерная зависимость»
года
11 Работа по формированию  позитивного отношения 
к себе с подростками по программе «Я – человек»,
в течение
педагогпсихолог
года
в том числе в клубах «Пацаны» и «Подружка»
12
Проведение родительских собраний на темы:
в течение
педагогпсихолог
«Аутоагрессия среди подростков»,
 «Особенности подросткового возраста»
года
социальный педагог
13 Семинар для Завучей по воспитательной работе и 
апрель 
специалисты службы ССПП
социальных педагогов на тему:
« Профилактика суицидов и суицидальных 
проявлений. Работа с детьми, находящимися в 
кризисном состоянии.»
14 Организация и оздоровление детей и подростков 
«группы риска»  ,  попавших в СОП в летний 
период.
июнь
июль
специалисты службы ССПП
2021 год
1 Диагностика состояния психического здоровья и особенностей психического 
развития учащихся, позволяющий исследовать уровень социальной дезадаптации и 
характер реагирования в затруднительных ситуациях.
2 Выявление «группы риска» с суицидальным 
по
Заведующая ССПП, соц.педагог, психолог
поведением у подростков.
запросу
3 Психологическое консультирование педагогов, 
классных руководителей, родителей (опекунов), 
воспитателей,  связанное с суицидальным 
поведением подростков.
в течение
педагогпсихолог
года
4 Регулярное посещение учащихся по месту 
в течение
соц.педагог
жительства с целью привлечения родителей, 
опекунов к более конструктивному и 
внимательному воспитанию своих детей.
года5 Выступление с сообщениями на совете 
профилактики, родительских собраниях и 
совещаниях с обзором документов:
по
Социальный педагог
запросу
 Уголовный кодекс РФ (ст.117 «Истязание», 
ст.110 «Доведение до самоубийства», ст.131
134 о преступлениях сексуального характера);
 Административный кодекс РФ (ст.164 «О 
правах и обязанностях родителей»);
 Конвенция ООН о правах ребенка (ст.6, 8, 16, 
27, 28, 29, 30);
 нормативные документы о профилактике 
безнадзорности и правонарушений н/л, о защите
их прав и т.п.
6 Просвещение педагогического коллектива  по 
в течение
педагогпсихолог
следующим темам:
 «Психологические особенности подростков»;
года
по
 «Подростковый суицид: мифы и реальность»;
запросу
 Профилактика школьных конфликтов».
 «Опасность в сети»
8 Незамедлительное сообщение в  ОДН, КДН, 
в течение
социальный педагог
управление образования, отдел опеки  о фактах 
насилия над ребенком со стороны родителей или 
других взрослых лиц и заполнение сигнальных карт.
года
9 Проведение месячника здоровья
май
специалисты Службы ССПП
10 Классные часы по программе «Наш выбор  жизнь»:
в течение
педагогпсихолог
 «Человек свободного общества»;
 «Учимся строить отношения»;
 «Толерантность»;
 «Если тебе трудно»
 «Безопасность в сети».
года
11 Работа по формированию позитивного отношения к
в течение
педагогпсихолог
себе с детьми и подростками по программе «Я – 
человек», в том числе в клубах «Пацаны» и 
«Подружка»
года12 Выступление на родительских собраниях по 
в течение
педагогпсихолог
следующим темам:
 «Конфликты в семье»
«Особенности подросткового возраста»
 « Аутоагрессия у подростков»
года
Социальный педагог
13 Организация и проведение обучающего семинара 
апрель 
специалисты службы ССПП
для педагогического состава «Суицид. 
Профилактика суицида среди подростков» 
Педагог –психолог ССПП СДМ
при МАУ «МЦД» :                                                    Копьева Анна МихайловнаСписок использованной литературы
1. Дюркгейм, Э. Самоубийство: социологический этюд : пер, с фр. с сокр./ Э. 
Дюркгейм : под ред. В. А. Базарова.— М.: Мысль, 1994.— 399, [1] с.
2. Ефремов, В. С. Основы суицидологии / В.С.Ефремов.  СПб.: Диалект, 
2004.  480 с: ил.
3. Старшенбаум, Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия / Г.В. 
Старшенбаум.  КогитоЦентр, 2005.  376 с. ( Клиническая психология).
4. Степанов, И. А. Суицид: О мерах профилактики суицида среди детей и 
подростков / И.А. Степанов. /content/view/149/
4. Тихонравов, Ю.В. Экзистенциальная психология: учебносправочное 
пособие / Ю.В. Тихонравов. ЗАО.: Бизнесшкола; ИнтелСинтез, 1998.  238 с.
5. О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков : письмо 
Минобразования России от 26.01.2000 №2206
8./education/psycho/letter7.htm
6. Слободняк, Н. Уроки общения для младших подростков / Н. Слободняк. 
Школьный психолог.
7. Яковлев. Б.П. Психофизиология аутоагрессии: проблемы, подходы, 
контроль : учебное пособие / Б.П. Яковлев, О.Г. Литовченко. – М.; 2006. – 
326.с.