Рабочая программа по профилактике аутоагрессивного поведения у подростков « Надо жить ! »
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
7 кл—11 кл +1
14.02.2019
Программа "Надо жить" направлена на профилактику аутоагресивного поведения у подростков. Известно ,что в наши дни проблема аутоагрессии очень актуальна. Взаимоотношения с родителями, сверстниками, отрицательный информационный поток из интернета и телевидения влияют на мировоззрение подрастающего поколения, не готового справляться с воздействиями внешнего мира. Ввиду не большего количества специалистов в образовательных учреждениях программа направлена на помощь по профилактике аутоагрессии. На начальных этапах программы проводится анкетирование по выявлению ребят с риском аутоагрессивного поведения, затем в группах с выявленными ребятами проводится групповая работа по программе ( тренинги, игры, профилактическая работа с родителями, индивидуальная работа). В остальных классах проводится просветительская деятельность с педагогами и родителями, чтобы исключить риск аутоагрессивного поведения. Профилактическую деятельность осуществляют педагог-психолог и социальный педагог.
надо жить.docx
МАУ «Молодежный центр досуга»
Служба социальнопсихологической помощи семье, детям, молодежи
Утверждаю:
Директор МАУ
«Молодежный центр досуга»
_________Шайхатарова В.В.
__________2019 г.
Рабочая программа по профилактике
аутоагрессивного поведения у подростков
« Надо жить ! »
Автор: педагог –психолог
ССПП СДМ при МАУ «МЦД»
Копьева Анна Михайловна Белорецк, 2019
Пояснительная записка.
По данным Российской Федерации за последние 10 лет число
самоубийств увеличилось в 1,8 раза. Отмечается сдвиг суицидальной
активности в сторону более молодого возраста до 20% суицидальных
попыток совершают дети и подростки.
Возрастной состав несовершеннолетних, совершивших самоубийство,
распределен следующим образом: 18,5% приходится на 10 14 летних,
81,5% на 1517летних, достигая максимума в 1619 лет.
Среди девушек наиболее часто суицидальные попытки отмечаются в
периоде 15до 17 лет (36,1%), среди юношей в 1718 лет (40%).
Попытки аутоагрессии у молодых людей часто имеют оттенок
манипулятивности, и это больше выражено у девушек. Если среди
совершеннолетних попытку самоубийства, девушек в 4 раза больше, чем
юношей, то среди умерших от самоубийства уже лиц мужского пола больше в
3,4 раза.
Социальный состав суицидентов представлен следующим образом:
каждый третий суицидент воспитывался в неполной семье (в подавляющем
большинстве матерью). До 50% были из неблагополучных семей (алкоголизм,
криминальное прошлое одного из родителей и т.п.). В последнее время
отмечается значительный рост суицидентов, в которых не работают один или
оба родителя.
Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин
самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной прокуратурой
России, показывает, что 62 % всех самоубийств несовершеннолетних вызвано
семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны
взрослых, бестактным поведением педагогов, конфликтами с учителями,
одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде
случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание
родителей, педагогов на свои проблемы и протестовать таким страшным
образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых.
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно
искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе
и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень
распространены. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными
и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием
непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое
построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и
внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам
разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными
способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное
подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Данная программа предназначена для организации профилактической и
коррекционной работы по предотвращению аутоагрессивного поведения
среди подростков .
Цель : Формирование у подростков устойчивой мотивации к жизни.
Задачи:
1.
2.
3.
Выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в незамедлительной
помощи, оказывать экстренную социальнопсихологическую помощь в
стрессовом состоянии подростков.
Прививать социальные нормы поведения в подростковой среде,
формировать жизненные ценности и милосердие.
Формировать позитивный образ Я, уникальность и неповторимость не
только собственной личности, но и других людей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1.
2.
3.
Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но
имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
Работа с подростками, нуждающимися в срочной психоэмоциональной
поддержке.
Индивидуальная и групповая работа
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности
подростка. 2.
3.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании
индивидуальности подростка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение
выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого
подростка.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и
психологическую защиту несовершеннолетних, снижая тем самым количество
суицидальных попыток и улучшит детскородительские отношения в семье.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ .
Программа по профилактике суицидального поведения для подростков
рассчитана на 3 года, с 2019 года по 2021год. В случае положительного
результата предусматривается её продолжение.
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
№
Мероприятия
1 Диагностика состояния психического здоровья и
особенностей психического развития учащихся,
позволяющий исследовать уровень социальной
дезадаптации и характер реагирования в
затруднительных ситуациях.
Ответственный
Сроки
2019 год
в течение
педагогпсихолог
года
2
Выявление социальнонеблагополучных семей.
в течение
соц.педагог
Организация обследования условий жизни детей из
этих семей.
3 Психологическое консультирование педагогов,
классных руководителей, родителей (опекунов),
воспитателей, учащихся по вопросам, связанным
с суицидальным поведением детей и подростков.
года
в течение
педагогпсихолог
года
4
Регулярное посещение учащихся по месту
жительства с целью привлечения родителей,
опекунов к более конструктивному и
в течение
соц.педагог
года внимательному воспитанию своих детей.
5
Выступление с сообщениями на совете
профилактики, родительских собраниях и
совещаниях с обзором документов:
Уголовный кодекс РФ (ст.117 «Истязание»,
ст.110 «Доведение до самоубийства», ст.131
134 о преступлениях сексуального характера);
Административный кодекс РФ (ст.164 «О
правах и обязанностях родителей»);
Конвенция ООН о правах ребенка (ст.6, 8, 16,
27, 28, 29, 30);
нормативные документы о профилактике
безнадзорности и правонарушений н/л, о защите
их прав и т.п.
6 Семинар для Завучей по воспитательной работе и
социальных педагогов в Управлении образования
на тему:
« Межведомственный подход в решении проблем
по оказанию социальнопсихологической помощи
подросткам, находящимся в состоянии
психологического кризиса.»
по
Социальный педагог
запросу
январь
специалисты службы ССПП
7 Просвещение педагогического коллектива по
в течение
педагогпсихолог
следующим темам:
«Психологические особенности подростков»;
года
по
«Подростковый суицид: мифы и реальность»;
запросу
Профилактика школьных конфликтов».
8 Организация и проведение обучающего семинара
по
педагогпсихолог
для педагогических работников общежития
«Оказание помощи при текущем суициде».
запросу
9 Незамедлительное сообщение в ОДН, КДН,
в течение
социальный педагог
управление образования, отдел опеки о фактах
насилия над ребенком со стороны родителей или
других взрослых лиц и заполнение сигнальных карт.
года
10 Проведение месячника здоровья
май
специалисты Службы ССПП 11 Классные часы по программе «Наш выбор жизнь»:
в течение
педагогпсихолог
«Человек свободного общества»;
«Учимся строить отношения»;
«Умей управлять своими эмоциями»;
«Если тебе трудно»
«Безопасность в сети».
года
12 Работа по формированию конструктивных форм
в течение
педагогпсихолог
поведения и позитивного отношения к себе с
подростками по программе «Я – человек»,
года
в том числе в клубах «Пацаны» и «Подружка».
13 Выступление на родительских собраниях по
в течение
педагогпсихолог
следующим темам:
года
«Конфликты с собственным ребенком и пути их
решения»;
«Первые проблемы подросткового возраста»;
«Почему ребенок не хочет жить?»;
«Ложь и правда о суициде»;
«Особенности подросткового возраста»
« Аутоагрессия у подростков»
14 Организация и оздоровление подростков «группы
риска» , попавших в СОП в летний период.
июнь
июль
специалисты службы ССПП
2020 год
1 Диагностика состояния психического здоровья и
особенностей психического развития учащихся,
позволяющий исследовать уровень социальной
дезадаптации и характер реагирования в
затруднительных ситуациях.
2 Выявление социальнонеблагополучных семей.
Организация обследования условий жизни детей из этих семей. 3 Создание «группы риска» развития суицидального
по
Заведующая ССПП, соц.педагог, психолог
поведения среди детей и подростков.
запросу
4 Психологическое консультирование педагогов,
классных руководителей, родителей (опекунов),
воспитателей, связанное с суицидальным
поведением подростков.
в течение
педагогпсихолог
года
5 Регулярное посещение учащихся по месту
в течение
соц.педагог
жительства с целью привлечения родителей,
опекунов к более конструктивному и
внимательному воспитанию своих детей.
года
6 Выступление с сообщениями на совете
профилактики, родительских собраниях и
совещаниях с обзором документов:
по
социальный педагог
запросу
Уголовный кодекс РФ (ст.117 «Истязание»,
ст.110 «Доведение до самоубийства», ст.131
134 о преступлениях сексуального характера);
Административный кодекс РФ (ст.164 «О
правах и обязанностях родителей»);
Конвенция ООН о правах ребенка (ст.6, 8, 16,
27, 28, 29, 30);
нормативные документы о профилактике
безнадзорности и правонарушений н/л, о защите
их прав и т.п.
7 Просвещение педагогического коллектива по
в течение
педагогпсихолог
следующим темам:
«Психологические особенности подростков»;
года
по
«Подростковый суицид: мифы и реальность»;
запросу
«Профилактика школьных конфликтов».
«Опасность в сети»
8 Незамедлительное сообщение в ОДН, КДН,
в течение
социальный педагог
управление образования, отдел опеки о фактах
насилия над ребенком со стороны родителей или
других взрослых лиц и заполнение сигнальных карт.
года
9 Проведение месячника здоровья
май
специалисты Службы ССПП 10
Проведение классных часов на темы:
в течение
педагогпсихолог
« Безопасный интернет»
«Компьютерная зависимость»
года
11 Работа по формированию позитивного отношения
к себе с подростками по программе «Я – человек»,
в течение
педагогпсихолог
года
в том числе в клубах «Пацаны» и «Подружка»
12
Проведение родительских собраний на темы:
в течение
педагогпсихолог
«Аутоагрессия среди подростков»,
«Особенности подросткового возраста»
года
социальный педагог
13 Семинар для Завучей по воспитательной работе и
апрель
специалисты службы ССПП
социальных педагогов на тему:
« Профилактика суицидов и суицидальных
проявлений. Работа с детьми, находящимися в
кризисном состоянии.»
14 Организация и оздоровление детей и подростков
«группы риска» , попавших в СОП в летний
период.
июнь
июль
специалисты службы ССПП
2021 год
1 Диагностика состояния психического здоровья и особенностей психического
развития учащихся, позволяющий исследовать уровень социальной дезадаптации и
характер реагирования в затруднительных ситуациях.
2 Выявление «группы риска» с суицидальным
по
Заведующая ССПП, соц.педагог, психолог
поведением у подростков.
запросу
3 Психологическое консультирование педагогов,
классных руководителей, родителей (опекунов),
воспитателей, связанное с суицидальным
поведением подростков.
в течение
педагогпсихолог
года
4 Регулярное посещение учащихся по месту
в течение
соц.педагог
жительства с целью привлечения родителей,
опекунов к более конструктивному и
внимательному воспитанию своих детей.
года 5 Выступление с сообщениями на совете
профилактики, родительских собраниях и
совещаниях с обзором документов:
по
Социальный педагог
запросу
Уголовный кодекс РФ (ст.117 «Истязание»,
ст.110 «Доведение до самоубийства», ст.131
134 о преступлениях сексуального характера);
Административный кодекс РФ (ст.164 «О
правах и обязанностях родителей»);
Конвенция ООН о правах ребенка (ст.6, 8, 16,
27, 28, 29, 30);
нормативные документы о профилактике
безнадзорности и правонарушений н/л, о защите
их прав и т.п.
6 Просвещение педагогического коллектива по
в течение
педагогпсихолог
следующим темам:
«Психологические особенности подростков»;
года
по
«Подростковый суицид: мифы и реальность»;
запросу
Профилактика школьных конфликтов».
«Опасность в сети»
8 Незамедлительное сообщение в ОДН, КДН,
в течение
социальный педагог
управление образования, отдел опеки о фактах
насилия над ребенком со стороны родителей или
других взрослых лиц и заполнение сигнальных карт.
года
9 Проведение месячника здоровья
май
специалисты Службы ССПП
10 Классные часы по программе «Наш выбор жизнь»:
в течение
педагогпсихолог
«Человек свободного общества»;
«Учимся строить отношения»;
«Толерантность»;
«Если тебе трудно»
«Безопасность в сети».
года
11 Работа по формированию позитивного отношения к
в течение
педагогпсихолог
себе с детьми и подростками по программе «Я –
человек», в том числе в клубах «Пацаны» и
«Подружка»
года 12 Выступление на родительских собраниях по
в течение
педагогпсихолог
следующим темам:
«Конфликты в семье»
«Особенности подросткового возраста»
« Аутоагрессия у подростков»
года
Социальный педагог
13 Организация и проведение обучающего семинара
апрель
специалисты службы ССПП
для педагогического состава «Суицид.
Профилактика суицида среди подростков»
Педагог –психолог ССПП СДМ
при МАУ «МЦД» : Копьева Анна Михайловна Список использованной литературы
1. Дюркгейм, Э. Самоубийство: социологический этюд : пер, с фр. с сокр./ Э.
Дюркгейм : под ред. В. А. Базарова.— М.: Мысль, 1994.— 399, [1] с.
2. Ефремов, В. С. Основы суицидологии / В.С.Ефремов. СПб.: Диалект,
2004. 480 с: ил.
3. Старшенбаум, Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия / Г.В.
Старшенбаум. КогитоЦентр, 2005. 376 с. ( Клиническая психология).
4. Степанов, И. А. Суицид: О мерах профилактики суицида среди детей и
подростков / И.А. Степанов. /content/view/149/
4. Тихонравов, Ю.В. Экзистенциальная психология: учебносправочное
пособие / Ю.В. Тихонравов. ЗАО.: Бизнесшкола; ИнтелСинтез, 1998. 238 с.
5. О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков : письмо
Минобразования России от 26.01.2000 №2206
8./education/psycho/letter7.htm
6. Слободняк, Н. Уроки общения для младших подростков / Н. Слободняк.
Школьный психолог.
7. Яковлев. Б.П. Психофизиология аутоагрессии: проблемы, подходы,
контроль : учебное пособие / Б.П. Яковлев, О.Г. Литовченко. – М.; 2006. –
326.с.
Рабочая программа по профилактике аутоагрессивного поведения у подростков « Надо жить ! »
Рабочая программа по профилактике аутоагрессивного поведения у подростков « Надо жить ! »
Рабочая программа по профилактике аутоагрессивного поведения у подростков « Надо жить ! »
Рабочая программа по профилактике аутоагрессивного поведения у подростков « Надо жить ! »
Рабочая программа по профилактике аутоагрессивного поведения у подростков « Надо жить ! »
Рабочая программа по профилактике аутоагрессивного поведения у подростков « Надо жить ! »
Рабочая программа по профилактике аутоагрессивного поведения у подростков « Надо жить ! »
Рабочая программа по профилактике аутоагрессивного поведения у подростков « Надо жить ! »
Рабочая программа по профилактике аутоагрессивного поведения у подростков « Надо жить ! »
Рабочая программа по профилактике аутоагрессивного поведения у подростков « Надо жить ! »
Рабочая программа по профилактике аутоагрессивного поведения у подростков « Надо жить ! »
Рабочая программа по профилактике аутоагрессивного поведения у подростков « Надо жить ! »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.