Современные образовательные технологии в ДОУ
Оценка 5

Современные образовательные технологии в ДОУ

Оценка 5
Лекции
docx
воспитательная работа
Детсад
21.10.2017
Современные образовательные технологии в ДОУ
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения –выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения –выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
образов. ттехнолог.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г Москвы «Школа №1499 имени Героя Советского Союза  Ивана Архиповича Докукина» Дошкольное отделение №7 (1247)                                    Современные образовательные технологии в ДОУ Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу  инновационные технологии. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные  педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели  развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на  реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в  воспитательно­образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.  Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а  вместе!». Его цель­ содействовать становлению ребенка как личности. Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в  дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин  «технология». Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком­либо деле, мастерстве,  искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология ­ это совокупность психолого­педагогических установок,  определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов  обучения, воспитательных средств; она есть организационно ­ методический  инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв). Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий.  Основные требования (критерии) педагогической технологии:  Концептуальность  Системность  Управляемость  Эффективность  Воспроизводимость Концептуальность ­ опора на определенную научную концепцию, включающую  философское, психологическое, дидактическое и социально­педагогическое обоснование  достижения образовательных целей. Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:    логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью. Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования,  проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и  методов с целью коррекции результатов. Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных  условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам,  гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения)  образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как  педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого  педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных  особенностей. Структура образовательной технологии     Структура образовательной технологии состоит из трех частей:  Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого­педагогические  идеи, которые заложены в ее фундамент.  Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного  материала.  Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей,  методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом  усвоения материала, диагностика обучающего процесса.     Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она  должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям. Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети,  сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных  технологий. К числу современных образовательных технологий можно отнести:  здоровьесберегающие технологии;        технологии проектной деятельности технология исследовательской деятельности  информационно­коммуникационные технологии; личностно­ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника и воспитателя игровая технология технология «ТРИЗ» и др. 1. Здоровьесберегающие  технологии Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности  сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по  здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия  педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом,  биоэнергетическом. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы  формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий  зависит:       от типа дошкольного учреждения, от продолжительности пребывания в нем детей,  от программы, по которой работают педагоги,  конкретных условий ДОУ,  профессиональной компетентности педагога, показателей здоровья детей. Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию  здоровьесберегающих технологий: 1. медико­профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским  требованиями и нормами, с использованием медицинских средств ­ технологии  организации мониторинга здоровья дошкольников,  контроля за питанием детей,  профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ); 2. физкультурно­оздоровительные (направленные на физическое развитие и  укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств,  закаливания, дыхательной гимнастики и др.); 3. обеспечения социально­психологического благополучия ребенка (обеспечивающие  психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение  эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого­педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом  процессе ДОУ); 4.  здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие  культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования  здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для  глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация); 5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно­ ориентированного воспитания и обучения); 6.  обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных  занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола»,  проблемно­игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт­ терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и  др.) 7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести  ипедагогическую технологию активной сенсорно­развивающей среды, под которой  понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных  инструментальных и методологических средств, используемых для достижения  педагогических целей. 2. Технологии проектной деятельности Цель: Развитие и обогащение социально­личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении  дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в  детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир  ребенка. Классификация учебных проектов:     «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные  танцы, драматизации, разного рода развлечения); «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей  природой и общественной жизнью;  «повествовательные»,  при разработке которых дети учатся передавать свои  впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина),  музыкальной (игра на рояле) формах;  «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта:  сколачивание скворечника, устройство клумб. Типы проектов: 1. по доминирующему методу: 2. исследовательские, 3. информационные, 4. творческие, 5. игровые, 6. приключенческие, 7. практико­ориентированные. 1. по характеру содержания:  8. включают ребенка и его семью, 9. ребенка и природу, 10. ребенка и рукотворный мир, 11. ребенка, общество и его культурные ценности. 1. по характеру участия ребенка в проекте:  12. заказчик, 13. эксперт, 14. исполнитель, 15. участник от зарождения идеи до получения результата. 1. по характеру контактов:  16. осуществляется внутри одной возрастной группы, 17. в контакте с другой возрастной группой, 18. внутри ДОУ, 19. в контакте с семьей, 20. учреждениями культуры, 21. общественными организациями (открытый проект). 1. по количеству участников:  22. индивидуальный, 23. парный, 24. групповой, 25. фронтальный. 1. по продолжительности:  26. краткосрочный, 27. средней продолжительности,   долгосрочный. 3. Технология исследовательской деятельности Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников  основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без  использования ТРИЗ­технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому  при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная  задача, которую можно решить, что­то исследуя или проводя эксперименты. Методы и приемы организации экспериментально –  исследовательской деятельности:       эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); опыты;  фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой  деятельности;      «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия. Содержание познавательно­исследовательской деятельности 1. Опыты (экспериментирование)  Состояние и превращение вещества.  Движение   воздуха, воды.  Свойства почвы и минералов.  Условия жизни растений. 2. Коллекционирование (классификационная работа)  Виды растений.  Виды животных.  Виды строительных сооружений.  Виды транспорта.  Виды профессий. 3. Путешествие по карте  Стороны света.   Рельефы местности.  Природные    ландшафты и их обитатели.  Части света, их природные и культурные «метки» ­ символы. 4. Путешествие по «реке времени»  Прошлое и настоящее    человечества (историческое время) в «метках» материальной  цивилизации (например, Египет — пирамиды).   История    жилища и благоустройства. 4.  Информационно­коммуникационные технологии Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к  дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с  использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная  доска, планшет и др.). Информатизация общества ставит перед педагогами­дошкольниками  задачи:      идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником  в мир новых технологий, наставником в выборе  компьютерных программ,  сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. Решение этих задач  не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы  детского сада в контексте информатизации.  Требования к компьютерным программам ДОУ:  Исследовательский характер  Легкость для самостоятельных занятий детей  Развитие широкого спектра навыков и представлений  Возрастное соответствие  Занимательность. Классификация программ:  Развитие воображения, мышления, памяти  Говорящие словари иностранных языков  Простейшие графические редакторы  Игры­путешествия  Обучение чтению, математике  Использование мультимедийных презентаций  Преимущества компьютера:  предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у  детей огромный интерес;  несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;  движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;  обладает стимулом познавательной активности детей;  предоставляет возможность индивидуализации обучения;  в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает  уверенность в себе;  позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в  повседневной жизни.   Ошибки при использовании информационно­коммуникационных технологий:  Недостаточная методическая подготовленность педагога  Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях  Бесплановость, случайность применения ИКТ  Перегруженность занятия демонстрацией. ИКТ в работе современного педагога: 1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы,  кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация). 2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со    сценариями праздников и других мероприятий. 3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и  зарубежья. 4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать  отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем  только вносить необходимые изменения. 5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности  образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в  процессе проведения родительских собраний. Личностно ­ ориентированная технология Личностно­ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного  образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном  учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся  природных потенциалов. Личностно­ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей  требованиям содержания новых образовательных программ. Отмечаются попытки создания условий личностно­ориентированных взаимодействий с  детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную  активность, наиболее полно реализовать себя. Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о  том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно­ориентированных  технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим  жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени. В рамках личностно­ориентированных технологий самостоятельными направлениями  выделяются:  гуманно­личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью  психолого­терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с  ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения. Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях (например: д/с № 2), где имеются комнаты психологической разгрузки ­ это мягкая мебель, много растений,  украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование  для индивидуальных занятий.  Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания  (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной  деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует  всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет  принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.  Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного  образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый ­ ребенок». Педагог и дети создают условия  развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам.  Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд,  концерты, праздники, развлечения). Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических  отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений,  индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической  направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные  программы «Радуга», «Из детства ­ в отрочество», «Детство», «От рождения до школы». Сущность технологического воспитательно­образовательного процесса конструируется на  основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество)  образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки  должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а  также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий. Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его  уровне развития. Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно­ образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В  соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:     постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с  ориентацией на достижение результата; подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами; оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на  достижение целей; заключительная оценка результата ­ уровень развития дошкольника. Личностно­ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному  и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.  6.Технология портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель­ ности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные  моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Существует ряд функций портфолио:    диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени), содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ), рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.  Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.   Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов  заполняется постепенно, в  соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.  И. Руденко Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка,  указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне  нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка. Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно­ графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой». Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем  малыше. Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на  предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...»,  «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и  каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?». Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки,  рассказы, книги­самоделки). Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных  организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы). Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком. Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к  специалистам ДОУ. Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую  очередь будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так  и дома и можно представлять как мини­презентацию на дне рождения ребенка. Автором  предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится  информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала  и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала  ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.  Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда  последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его  рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка,  о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей,  почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и  известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы,  талисманы и др.).  Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько  сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти,  кувыркаться и др.  Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о  членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, лю­ бимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи). Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен  за выполнением домашней работы. Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы  ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.  Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские  работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений, которые  ребенок рассказывал на утреннике и др.) В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру  портфолио: Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся»,  включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители. Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за  ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: со­ циальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование  различных источников информации и деятельность как таковая. Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информацию, полученную от самого  ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях,  награды, дипломы, грамоты). Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:  блок «Какой ребенок хороший», который содержит информацию о личностных качествах  ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитателей о  ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»;  ответы друзей, других детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги  теста «Лесенка»); психолого­педагогическую характеристику ребенка; «корзину  пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку — за доброту, щедрость,  хороший поступок; благодарственные письма родителям — за воспитание ребенка;  блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ребенке;  рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и  секции; оценка участия ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных  интересов ребенка; грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу,  самостоятельность; блок «Какой ребенок успешный» содержит информацию о творческих способностях  ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творче­ ские работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др. Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить  индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как  подарок самому ребенку и его семье 7. Технология «Портфолио педагога» Современное образование нуждается в новом типе педагога: творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого­педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях  конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.      У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное,  интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и  является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы  педагога. Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:  Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»  Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития  педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);        образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по  диплому); трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном  учреждении; повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц,  проблематика курсов); копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней; наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма; дипломы различных конкурсов; другие документы по усмотрению педагога. Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности». Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов  деятельности педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:     материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы; материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей,  уровень развития личностных качеств; сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов  педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных  конкурсах и олимпиадах; анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др. Раздел 3 «Научно­методическая деятельность»  В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о  профессионализме педагога. Это могут быть:   материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в  деятельности с детьми, обосновывается их выбор; материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой  группе;       материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагоги­ ческих конкурсах;  в неделях педмастерства; в проведении семинаров, «круглых столов», мастер­классов;  авторские программы, методические разработки; творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы. Раздел 4 «Предметно­развивающая среда» Содержит информацию об организации предметно­развивающей среды в группах и  кабинетах:   планы по организации предметно­развивающей среды; эскизы, фотографии и т. д. Раздел 5 «Работа с родителями»  Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии  мероприятий и др.). Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить  значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его  профессионального роста. 8. Игровая технология     Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного  процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются  последовательно:     игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные  признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать  реальные явления от нереальных;  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово,  фонематический слух, смекалку и др.        Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов ­ забота каждого  воспитателя.     Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не  развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные  технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную  и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту  систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный  уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот  уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом  технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические  процессы. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной  работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные  образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство  педагогической коррекции поведения детей. 9. Технология «ТРИЗ» ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым­изобретателем  Т.С. Альтшуллером. Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ­технология позволит  воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст  уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно  не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной  стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ ­ технологии в дошкольном возрасте – это привить  ребенку радость творческих открытий. Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в  формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без  понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые  ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения,  встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы. Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог  недостаточно освоил ТРИЗ­технологию. Разработана схема с применением метода выявления противоречий:  Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества  какого­либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.  Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств  предмета или  явления в целом.  Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует  переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации. Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь,  именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной  задачи – суть творческой педагогики. Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии  гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в  школе. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание  технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на  технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его  развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза  Диккенса Человек не может по настоящему  усовершенствоваться, если не помогает  усовершенствоваться другим. Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.  Творческих Вам успехов!

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные образовательные технологии в ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2017