Современные образовательные технологии в математическом образовании.
Оценка 5

Современные образовательные технологии в математическом образовании.

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
математика
Взрослым
02.04.2018
Современные образовательные технологии  в математическом образовании.
Современные образовательные технологии - главный инструмент современного педагога.. Ведущая роль – формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику. Происходит активизация учебной деятельности учащихся на уроках математики. Развиваются умения самостоятельно добывать знания, ориентироваться в потоке современной информации, адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, искать пути решения проблем. Инновационные технологии дают возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.Современные образовательные технологии в математическом образовании.
Зобова Н.В..docx
1 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№1» г.Калуги Тема работы «Современные образовательные технологии                                      в математическом образовании».                                                                                                                              Секция: инновации в школьном образовании                                                              Автор: Зобова Наталья Владимировна, учитель математики. 2 Калуга, 2018 г. Содержание Введение……………………………………………………………..3 Основная часть………………………………………………….3 ­ 6 Практическая часть……………………………………………..6 ­ 9 Выводы………………………………………………………………9 Литература………………………………………………………….10 3 Введение. Современный этап общественного развития предъявляет новые требования к школьному   образованию.   Изменяются   приоритеты   и   акценты,   образование становится направленным  на формирование у учащихся качеств и умений, которые   в   дальнейшем   помогут   им   самостоятельно   добывать   знания, осваивать   новые   виды   деятельности   и,  как   следствие,  быть   успешными     в жизни. Для решения данной задачи в образовании применяют самые различные педагогические   инновации.  Инновационные   технологии   предполагают: повышение   уровня   мотивации   к   учебному   труду;   формирование   высокого уровня   развития   учащихся   на   основе   включения   их   в   постоянную усложняющуюся   деятельность   при   активном   сотрудничестве   с   учителем. Ведущая   роль   –   формирование   доброжелательной   атмосферы,   создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику. Происходит активизация учебной деятельности учащихся на уроках математики. Развиваются умения самостоятельно добывать знания, ориентироваться   в   потоке   современной   информации,   адаптироваться   к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, искать пути решения проблем. Инновационные технологии дают возможность каждому ученику обучаться в подходящем   для   него   темпе   и   на   том   уровне,   который   соответствует   его способностям. Основная часть. Современная   система   образования   предоставляет   преподавателю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по­ новому   взглянуть   на   собственный   опыт   работы.   Именно   сегодня   для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по­новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому. В своей практике использую следующие современные образовательные технологии или их элементы. Личностно­ориентированная   технология   обучения   предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития   школьника,   а   так   же   его   подготовки   по   данному   предмету,   его 4     уровневой способностей   и   задатков.   Эта   технология   вписывается   в   традиционную систему обучения, помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей. Технология дифференциации способствует   более   прочному   и   глубокому   усвоению   знаний,   развитию индивидуальных   способностей,   развитию   самостоятельного   творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия, создают условия   для   продвижения   учащихся   в   учебе   в   соответствии   с   их возможностями.   Дифференцированная   работа     с   учащимися   позволяет поддерживать внимание  на уроке, так как каждому есть посильное задание. У учителя   появляется   возможность   помогать   слабому   учащемуся,   уделять внимание   сильному   учащемуся.   Сильные   учащиеся   утверждаются   в   своих способностях,   реализуется   их   желание   быстрее   и   глубже   продвигаться   в образовании,   слабые   получают   возможность   испытывать   учебный   успех, повышается мотивация. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций и активной познавательной   деятельности   учащихся.   Проблемную   ситуацию   на   уроке можно   создать   с   помощью   действий,   вопросов,   задач,   подчеркивающих новизну,   Проблемные ситуации можно использовать на различных этапах урока: при объяснении,   контроле   и   в   домашнем   задании.  Таким   образом,   проблемное   обучение   позволяет   направлять   учащихся   на приобретение   знаний,   умений   и   навыков,   на   усвоение   способов самостоятельной   деятельности,   на   развитие   познавательных   и   творческих способностей. Проектно ­ исследовательский метод  характеризуется высокой степенью самостоятельности,   формирует   умение   работать   с   информацией,   помогает планировать свою деятельность, учит обобщать и делать выводы. Вовлечение в проектно­исследовательскую деятельность позволяет перейти к активному обучению.   Занятия   выходят   на   уровень   практических   действий   учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация. Осуществляется   взаимодействие   учащихся   друг   с   другом   и   учителем. Учитель   занимает   позицию   сотрудничества   с   учащимися.   Усиливается индивидуальная ответственность учащегося за конкретную работу, так как каждый   должен   представить   группе   результаты   своей   деятельности. Учащиеся   получают   представление   об   общих   требованиях   к   подготовке, проведению   и   оформлению   учебной   работы.   Проектно­исследовательская деятельность   позволяет   выявить   творческие   способности   учащихся,   их деловые качества.   закреплении,   познания.   объекта   важность 5 Проектно­исследовательская работа со школьниками способствует усвоению алгоритма исследования, формированию научного мировоззрения учащихся, расширяет   кругозор,   вооружает   универсальными   способами   учебной   активизирует   личностную   позицию   учащегося   в деятельности, образовательном   процессе,   развивает   способности     к   саморазвитию, самоорганизации,     самоанализу   самоконтролю   и   самооценке,   формирует социальный опыт в труде и общении. Тестовая   технология  используется   на   различных   этапах   урока,   при проведении   занятий   разных   типов,   в   ходе   индивидуальной,   групповой   и фронтальной   работы,   в   сочетании   с   другими   средствами   и   приемами обучения.   Сегодня   существуют   разнообразные   варианты   печатных   и электронных   тестов.   Но   тесты,   созданные   самим   учителем,   позволяют наиболее   эффективно   выявлять   качество   знаний,   индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика, т.е. быть адаптированными для   конкретного   класса.   Тест   обеспечивает   субъективный   фактор   при проверке   результатов,   а   так   же   развивает   логическое   мышление   и внимательность.   Тестовые   задания   различаются   по   уровню   сложности,   по учету времени на выполнение и по форме вариантов ответов. Использование тестовых   заданий   позволяет   осуществить   дифференциацию   и индивидуализацию  обучения учащихся с учетом их уровня познавательных способностей. Информационно коммуникационные технологии  помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ на уроках­ это готовые ЦОРы, презентации, электронные тесты, возможности итерактивной доски.   ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решается   проблема   наглядности   обучения;   расширяются   возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным. ИКТ   дает   возможность   выбрать   индивидуальную   образовательную траекторию для каждого ученика, используя систему тренировочных заданий и задач, методы контроля знаний. С помощью ИКТ осуществляется быстрая обратная  связь. Инновационное   развитие   современной   школы   осуществляется   в разнообразных   направлениях.   Одно   из   них   связано   с   изменением образовательного   пространства   старшей   школы,   введением   профильного обучения,   «…ориентированного   на   индивидуализацию   и   социализацию обучающихся,   в   том   числе   с   учетом   реальных   потребностей   рынка   труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы, с учреждениями   начального,   среднего   и   высшего   профессионального образования».   Процесс   обучения   становится   более   интересным, 6  Профильное   обучение   ­   средство   дифференциации   и   индивидуализации обучения,   позволяющее   за   счет   изменений   в   структуре,   содержании   и организации   образовательного   процесса   более   полно   учитывать   интересы, склонности   и   способности   учащихся,   создавать   условия   для   обучения старшеклассников   в   соответствии   с   их   профессиональными   интересами   и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено   на   реализацию   личностно­ориентированного   учебного   процесса. При   этом   существенно   расширяются   возможности   выстраивания   учеником индивидуальной образовательной траектории.  Переход к профильному обучению  преследует следующие основные   цели:  обеспечить   углубленное   изучение   отдельных   предметов   программы полного общего образования;    создать   условия   для   существенной   дифференциации   содержания обучения   старшеклассников   с   широкими   и   гибкими   возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;  способствовать   установлению   равного   доступа   к   полноценному образованию   разным   категориям   учащихся   в   соответствии   с   их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;  расширить   возможности   социализации   учащихся,   обеспечить преемственность   между   общим   и   профессиональным   образованием, более   эффективно   подготовить   выпускников   школы   к   освоению программ высшего профессионального образования. Практическая часть. Личностно­ориентированная технология. Начиная   с  5  класса,  мы   с  учениками   создаем   дидактический   материал   по предмету,   творчески   оформленный.   Принцип   прост:   изучили   тему   ­ творческое задание на дом. Придумывая задание, ученик глубже вникнет в теорию,   повторит   правило,   смоделирует   конкретную   ситуацию,   решаемую математически. Вот, например, некоторые работы школьников. 5 класс тема “Прямоугольная система координат ”.  Нарисуй картинку. Пример. Известны координаты пятнадцати точек: 1(4, 1), 2(4, 2), 3(1,  2), 4(4, 5), 5(2, 5), 6(4, 7), 7(3, 7), 8(5, 9), 9(7, 7), 10(6, 7), 11(8, 5), 12(6, 5),  13(9, 2), 14(6, 2), 15(6, 1). Если отметить эти точки на координатной  плоскости, а затем соединить их отрезками в последовательности 1—2 —3—4—5—6—7—8—9—10—11—12 —13—14—15—1, то получим  рисунок. (Елочка). 7 5 класс тема “Задачи на части”. Варенье, которое любит Карлсон, варили так: 3 части сахара и 4 части земляники. Какова масса варенья, если в ней сахара на 120 г меньше, чем земляники. 6 класс тема “Нахождение числа по его дроби”. Когда Красная Шапочка прошла 0.3 всего пути от своего дома до дома, где жила её бабушка,   то ей осталось пройти до середины пути 150 м. Какой длины путь от дома Красной Шапочки до дома бабушки? Постановка и решение проблемы.  Проблемные ситуации практически всего курса   математики   строятся   на   затруднении   в   выполнении   нового   задания. Геометрия 8 класс, тема «Площадь треугольника».       Заранее   учитель   задаёт   ученикам   задание   повторить   формулу   площади прямоугольника   и   решить   одну   ­   две   соответствующие   задачи.   Затем предлагает   найти   площадь   прямоугольного   треугольника,   если     известны катеты 6см и 9см.        Знакомясь с данной задачей, учащиеся замечают, что они знают только формулу площади прямоугольника, здесь и выявляется проблемная ситуация. Некоторые ученики, анализируя подробно эту ситуацию, приходят к учебной проблеме: как вычислить площадь прямоугольного треугольника, применяя формулу площади прямоугольника. Геометрия 7 класс, тема  «Измерение углов транспортиром».      Задача: «Требуется измерить данный угол без помощи транспортира». Если  решение не было найдено, то учитель делает подсказку: «Нет транспортира, но   есть   другие   предметы,   которые   могут   его   заменить!»   Тогда   учащиеся начинают искать у себя, в классе вещи, которые могут заменить транспортир. Идея   –   инструмент   или   прибор   должны   иметь   деления.   Оказывается,   что нужный   прибор   –   часы.   Их   устанавливают   так,   что   секундная   стрелка совпадает с одной стороной угла, фиксируют момент совпадения с другой стороной и … сообщают градусную меру угла.        Поиск решения вызывает у учащихся заинтересованность, необходимую для разрешения этой проблемы. Суть проектно­исследовательской деятельности при обучении математике в   том,   что   его   участники   реально   моделируют   процесс   научного   поиска. Наиболее   эффективными   считаю:   исследование   на   уроке   (мини – исследования, решение исследовательских задач), исследование в домашнем задании,   проект   по   теме,   проект   долгосрочный   (индивидуальный   или 8 групповой),   исследовательские   работы,   представляемые   на   научно­ практических конференциях.  Выполнение проекта проходит на трех уровнях самостоятельности.          1 уровень (5­6 классы). Урок «Длина окружности» является наглядным примером   урока­исследования.   Учащиеся   приносят   на   урок   предметы круглой формы. С помощью нити они измеряют по контуру длину окружности и   находят   отношение   длины   окружности   к   радиусу.   Результаты   заносят   в таблицу   и   делают   вывод:   полученные   отношения   являются   постоянным числом.   Таким   образом,   узнают   о   числе   Пи.   После   вычислений   ученики обозначают все величины буквами и получают продукт ­   формулу длины окружности. Учащиеся выполняют проект в рамках   урочной и внеклассной работы   по   предмету   под   непосредственным   руководством   учителя   на конкретном   математическом   или   историческом   материале.   Проект реализуется   в   рамках   коллективной   работы,   не   содержит   глубоких исследований   и   математических   выкладок,   носит   исторический информационный   характер.   Работа   основана   на   использовании   нескольких источников,   иногда   достаточно   одного.   Это   могут   быть   темы:   «Великие математики»,   «История   счета»,   «Римская   нумерация»,   «Золотое   сечение», «Мир оригами» и т.д. Цель: знакомство с биографией и открытиями великих математиков,   с   интересными   фактами,   углубление   знаний   в   области наглядной геометрии.  2 уровень (7­9 классы). Учащиеся самостоятельно изучают математический материал.   Тема   проектной   работы   совпадает   с   тематикой   учебной деятельности. Урок дает азы, опору коллективной проектной работе, которая в  свою   очередь   расширяет,  углубляет   знания   урока.   Материал   выходит   за рамки   учебника.   Роль   учителя   состоит   в   том,   чтобы   помочь   собрать информацию по теме, объяснить, какими источниками можно пользоваться, вместе   с   учащимися   поработать   с   одним   из   источников,   показывая,   как работать   с   информацией   и   составлять   план   своего   проекта.   Этот   этап необходим,   так   как   многие   ученики   теряются   в   огромном   количестве информации,   доступной   в   наше   время.   Научившись   выбирать   источники материалов и работать с ними, ученик сделает первый шаг к приобретению учебно­исследовательских   навыков.   И   чем   раньше   он   приобретет   опыт подбора материала для проекта, тем больше количество источников станет для   него   доступным   впоследствии.     Растет   уровень   самостоятельности учащихся в реализации всех этапов проекта. Создается продукт (презентация, макет, наглядные пособия, дидактический материал), который ребята сами представляют на уроке обобщения, систематизации знаний. Темы проектов: «Четыре замечательные точки треугольника» ­  исследование высот, медиан, биссектрис, серединных перпендикуляров треугольника, составление условий 9   поиск   и   обработка   информации, задач;   «Площади   фигур»   ­   создание   справочника   по   теме,   подборка практических   задач,   связанных   с   выполнением   строительных   и   ремонтных работ,   «Египетский   треугольник   и   Пифагоровы   тройки»   ­   справочник, опорные таблицы и т.д. Можно предложить долгосрочный проект «Функции, их свойства и графики » на три года (7­9 классы) – создание электронного справочника  по мере изучения темы по  вертикали. В 10–11классах  можно продолжить работу над данным проектом, уточнив тему «Функции школьного курса математики, их свойства и графики».   3 уровень (10­11 классы).  Учащиеся выполняют проектно­исследовательскую работу   на   высоком   уровне   самостоятельности:   постановка   цели, планирование,   согласование   и консультирование   в   группе,   создание   продукта   деятельности   и   его представление.   На   этом   этапе   определяются   учащиеся,   способные самостоятельно   выполнить   индивидуальную   исследовательскую   работы   по математике   или   в   другой   области   знаний.   Темы   проектов:   «Правильные многогранники»,   «Сечения   в   многогранниках»,   «Экономические   задачи   на оптимизацию»,   «ТРИЗ»,   «Выгодные   кредиты   для   физических   лиц», «Нестандартные   способы   решения   задач»;   библиографический   словарь «Великие математики» ­ долгосрочный проект на 7 лет, включает  сведения о великих ученых, знакомство с которыми происходит при изучении школьного курса математики. Выполнение проектов второго  и третьего уровней выходят за   рамки   одного   урочного   или   внеурочного   занятия.   Лучшие   проекты представляют   на   городских,   всероссийских   научно–практических конференциях   учащихся.   Выполнение   любого   проекта   осуществляется   при активном использовании ИКТ. Выводы. Системная работа по использованию современных инновационных технологий и   их   элементов   в   образовательном   процессе   способствует   повышению качества знаний по предмету. Все названные методы при целесообразном их применении стимулируют, активизируют деятельность учащихся, вооружают универсальными способами учебной деятельности, активизируют личностную позицию учащегося в образовательном процессе, развивают способности   к саморазвитию,   самоорганизации,   самоанализу самоконтролю и самооценке, формируют социальный опыт в труде и общении. Таким   образом,   наиболее   эффективным,   в   настоящее   время,   является сочетание традиционных форм обучения и инновационных технологий. Они прекрасно   дополняют   друг   друга,   позволяя   максимально   реализовывать способности учащихся к самостоятельному обучению и значительно повышать эффективность работы преподавателя. 10 Литература. 1.   Алексеев   Н.Г.,   Леонтович   А.В.,   Обухов   А.В.   Концепция   развития исследовательской деятельности учащихся. // ж. “Исследовательская работа школьников”, 2001, №1, с. 24­34. 2. Апатова Н.В. Информационные технологии в образовании. М., 2004. 3.Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах:   пособие   для   учителей   общеобразоват.   организаций   /   Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. – М.:Просвещение, 2013, с.13­15. 4.   Митенев   Ю.А.   Использование   информационно­коммуникационных технологий в обучении математике // Среднее профессиональное образование. 2011. № 6. С. 19­20.  5.   Романовская   М.Б.   Метод   проектов   в   учебном   процессе.   Методическое пособие.   М.,   центр   “Педагогический   поиск”,   2006.6.Савенков   А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. // ж. “Исследовательская работа школьников”, 2004, № 1, с. 22­31. 2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2009.

Современные образовательные технологии в математическом образовании.

Современные образовательные технологии  в математическом образовании.

Современные образовательные технологии в математическом образовании.

Современные образовательные технологии  в математическом образовании.

Современные образовательные технологии в математическом образовании.

Современные образовательные технологии  в математическом образовании.

Современные образовательные технологии в математическом образовании.

Современные образовательные технологии  в математическом образовании.

Современные образовательные технологии в математическом образовании.

Современные образовательные технологии  в математическом образовании.

Современные образовательные технологии в математическом образовании.

Современные образовательные технологии  в математическом образовании.

Современные образовательные технологии в математическом образовании.

Современные образовательные технологии  в математическом образовании.

Современные образовательные технологии в математическом образовании.

Современные образовательные технологии  в математическом образовании.

Современные образовательные технологии в математическом образовании.

Современные образовательные технологии  в математическом образовании.

Современные образовательные технологии в математическом образовании.

Современные образовательные технологии  в математическом образовании.