Современные образовательные технологии в начальной школе
Оценка 4.7

Современные образовательные технологии в начальной школе

Оценка 4.7
Лекции
docx
воспитательная работа
3 кл
10.11.2018
Современные образовательные технологии в начальной школе
Освоение современных образовательных технологий является главной задачей повышения педагогического мастерства учителя. Для учащихся более интересными становятся уроки с использованием информационных технологий. Улучшается уровень наглядности на уроке, усвоение знаний становится более эффективным. Существует множество образовательных технологий, вот некоторые из них: технология проблемного обучения; информационно-коммуникативные технологии; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии. О них и пойдет речь.
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены (2).docx
Современные образовательные технологии в начальной школе        Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые  охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес  обучающегося – это решающий фактор процесса образования.        Одной из главных задач, является повышение педагогического мастерства учителя  путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.                Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на  использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной  деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко  заданный результат.        Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед  традиционными уроками. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для  учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний;  улучшается уровень наглядности на уроке. Существует множество образовательных технологий, остановлюсь на некоторых из них: 1. Технология проблемного обучения        Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной  деятельности, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми  способами действий, умениями и навыками "Скажи мне, и я забуду.  Покажи мне, – я смогу запомнить.  Позволь мне это сделать самому, и я научусь". (Конфуций) Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где  ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в  активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой.  Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли  сами и выразили по­своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа  научности, выводы учеников обязательно нужно подтверждать и сравнивать с правилами,  теоретическими положениями учебников. 1)   Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка  На доске написано слово «мухоловка». Нужно выделить в слове корень.  Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети  приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах). 2)Введение математических понятий представляет также много возможностей для  организации проблемных ситуаций в классе. Например, ученик получил задания: «К 2 прибавь 5 и умножь на 3». И другое: «К 2  прибавь 5, умноженное на 3». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом: 2 + 5 * 3 = 21 2 + 5 * 3 = 17 Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к  выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как  записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к  поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок,  задача принимает вид: (2 + 5) * 3 = 21 2 + 5 * 3 = 17 2. Информационно­коммуникативные технологии   Многие уроки проводятся с  использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала – окружающий мир, русский язык, литературное чтение.  ­Например, на уроках русского языка проводится словарная работа; ­Тема «Состав слова»… изменяем приставки…           На уроках технологии использую презентации с поэтапной демонстрацией  изготовления поделки, аппликации. Это существенно облегчает работу учителя – все  доступно, легко и наглядно, что немаловажно для детей младшего школьного возраста.          На уроках изобразительного искусства так же использую презентации с поэтапным  рисованием, содержащие загадку и интересный материал по теме. Так к уроку «Портреты  сказочных героев» рисовали Чебурашку, посмотрели отрывок из м/ф, познакомились с  автором Э. Успенским и его творчеством. К уроку «Любимые животные» посмотрели  слайды о домашних питомцах, научились рисовать котенка и собаку благодаря поэтапному рисованию. Таких примеров в практике достаточно. Разнообразие   форм   работы   на уроке   создает   у учащихся   эмоциональный   подъём, повышает интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость детей. 3. Игровые технологии            Игра — это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры,  мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям  удобно и естественно его взять.           Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать  каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по  предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями,  выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость.  Это разнообразные игры –  соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить  нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма  навыков и умений.  1) Соедини стрелками половинки слов между собой так, чтобы получились целые слова. ВАРЬ НИК КОН  БУ К ФУТ БАЛ 4) На уроке литературного чтения можно провести игру «Пословицы­перевёртыши»: Я называю пословицу­перевёртыш, а вы должны догадаться о какой пословице на самом  деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре. 1. На честном человеке ботинки мокнут. (На воре шапка горит) 2. Радость ушла – заколоти дверь. (Пришла беда – отворяй ворота) 3. Трусость деревни избегает. (Смелость города берёт) 4. Чужие штаны дальше от ног. (Своя рубашка ближе к телу) 5. На свой хлеб закрой глаз. (На чужой каравай, рта не разевай) 2. Составь слова из отдельных частей слова. 3. Какое слово лишнее? Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен  помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это  знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью. 4. Здоровьесберегающие технологии. Наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и  укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли  уже самостоятельно их применять. Думаю, в каждом классе она включает в себя:  проведение физминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных  соревнованиях школы. Свои уроки стараемся строить, ставя перед собой именно эту цель:  как сделать урок здоровьесберегающим? На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием: Математика Решите задачу. Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба  мальчика? ( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи) – Можно съедать так много пирожных? Почему?  – Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться) Литературное чтение Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье. Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о  здоровом образе жизни, безопасном поведении. Например: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»    Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не  может быть чистой, её надо кипятить. Если вода прозрачная, красивая, она чистая? Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые  вызывают кишечные заболевания. Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе. Физкультминутка для глаз. По данным некоторых ученых 70% ­ 90% всех  сведений человек получает из окружающего мира с помощью зрения. Глаза ребенка  выполняют значительную зрительную работу.  За последнее время в печати появилось немало интересных методик и авторских  разработок по оздоровлению детей. Мне хотелось бы остановиться на методике  Владимира Филипповича Базарного. Буквально несколько слов об авторе этой замечательной программы. Базарный В.Ф.  – русский ученый, врач и педагог­новатор. Более 30 лет посвятил решению  проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. Для снятия зрительной утомляемости на уроках были использованы тренажеры  разработанные В. Ф. Базарным Зрительно­координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно­двигательных траекторий (офтальмотренажеры) Особую   роль   в   профилактике   зрительного   утомления   играет   работа   со   зрительным тренажером Базарного, расположенного обычно на потолке или одной из стен комнаты: ∙         на   стене   нарисована   диаграмма,   при   этом   цвета   соответствуют   следующим требованиям:  ∙          наружный овал – красный, внутренний – синий,  ∙          крест коричнево­золотистый, ∙          восьмерка – зеленым  цветом.    Каждый цвет выполняет определенную функцию       Красный – активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон.    Зеленый – цвет гармонии, равновесия, успокаивает.    Желтый   (коричневый) –   цвет   радости,   оптимизма;   поднимает   настроение, активизирует все функциональные процессы.    Синий – тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.     Если в течение  нескольких  минут смотреть на цветные  фигуры,  то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.     Методика работы с офтальмотренажёром ∙        Детям предлагается проследить глазами по указанному направлению.  ∙        На подходящей  поверхности  (потолок,  стена,  лист  ватмана)  расчертите  разноцветные фигуры.   Стрелками   на   схеме   указаны   направления,   вдоль   которых   нужно   перемещать взгляд при выполнении упражнения.   ∙        Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.   ∙        Эффект   снятия   зрительного   напряжения   на   описанном   зрительном   тренажере объясняется тем, что хаотичная напряженная высокочастотная моторика глаз переводится в успокаивающий режим при плавном перемещении взгляда вдоль зрительных траекторий.   ∙        «Обход» взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах:     ­  только глазами при неподвижной голове и туловище; ­  с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах. ∙        Рекомендуется делать до 10­12 движений по каждой траектории. Частота таких глазных тренингов зависит от интенсивности зрительной работы и психо­эмоционального состояния человека. Периодически   использую   на   уроках   электронные   музыкальные   физ.минутки, которые   очень   нравятся   детям   и   способствуют   не   только   сохранению   и   укреплению физического здоровья, но и снимают нервное напряжение. Как добиться оптимальной скорости чтения В настоящее время стало очевидно, что ни школу, ни общество не удовлетворяет  современное состояние чтения младших школьников. Учащиеся не понимают смысла  текста, читают медленно, невыразительно. Дети неохотно и мало читают, а уроки чтения  становятся для них скучными. Существует ряд причин спада интереса к чтению, однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы  целенаправленного формирования читательской деятельности. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным  чтением и у него развиты учебно ­ познавательные мотивы. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является  целенаправленное управление обучением чтению ­ занятия по развитию техники чтения  учащихся. Некоторые рекомендации, давно известны, другие отличаются новизной. Предлагаю  несколько рекомендаций обучения чтению по системе Федоренко. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая  устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что  мелькает: то есть, то нет. Именно это и создает раздражение и запоминается. Поэтому,  нужно ежедневно проводить с детьми небольшие по объему упражнения. Зачастую можно наблюдать во многих семьях то, что мама усаживает своего сынишку,  который плохо читает, за книгу и говорит следующее: «Прочитай вот эту сказку. Пока не  прочитаешь, из – за стола не выйдешь». При той низкой техники чтения, которой обладает  первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку.  Это час – полтора трудной работы. Мама допускает очень серьезную педагогическую  ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя  тренировка проводилась тремя порциями по5 минут. Небольшой абзац ребенок  прочитывает и пересказывает его содержание. Через час – два еще одна порция. Перед  сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в  течение час – полутора за один прием. Жужжащее чтение  Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей  скоростью, кто – то быстрее, кто – то медленнее в течение 5 минут урока. Эффективность  этого метода дает поразительные результаты. Ежеурочные пятиминутки чтения. Никакой особой методики нет, просто у каждого  ребенка на парте лежит книга. И любой урок – будь то чтение, пение, рисование,  математика – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме  жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок. Увеличилось время  тренировки – получился положительный результат: техника чтения учащихся улучшилась. Теперь переходим к последней рекомендации. Учителя начальных классов используют  много приемов стимулирования учащихся. Однако мне хотелось бы остановиться на одном из приемов, используемых мной. В конце урока чтения оставляю обычно три – четыре  минутки для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Учащиеся в течение  одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса), отмечают до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Уже через неделю можно иметь  возможность подойти к ребенку и сказать: «А ну, давай посмотрим, сколько у тебя было  слов неделю назад». Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке. И в заключении хочу сказать: «Да, инновации требуют огромной затраты сил, времени, но  это то, что делает нас современным своему времени. Мы стремимся к успеху. И если будут успешными учителя и школа, значит, есть надежда на то, что наши ученики тоже будут  успешными и счастливыми!»

Современные образовательные технологии в начальной школе

Современные образовательные технологии в начальной школе

Современные образовательные технологии в начальной школе

Современные образовательные технологии в начальной школе

Современные образовательные технологии в начальной школе

Современные образовательные технологии в начальной школе

Современные образовательные технологии в начальной школе

Современные образовательные технологии в начальной школе

Современные образовательные технологии в начальной школе

Современные образовательные технологии в начальной школе

Современные образовательные технологии в начальной школе

Современные образовательные технологии в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2018