Современные образовательные технологии в начальной школе
Оценка 4.7
Лекции
docx
воспитательная работа
3 кл
10.11.2018
Освоение современных образовательных технологий является главной задачей повышения педагогического мастерства учителя. Для учащихся более интересными становятся уроки с использованием информационных технологий. Улучшается уровень наглядности на уроке, усвоение знаний становится более эффективным. Существует множество образовательных технологий, вот некоторые из них: технология проблемного обучения; информационно-коммуникативные технологии; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии. О них и пойдет речь.
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены (2).docx
Современные образовательные технологии в начальной школе
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые
охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес
обучающегося – это решающий фактор процесса образования.
Одной из главных задач, является повышение педагогического мастерства учителя
путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.
Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на
использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной
деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко
заданный результат.
Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед
традиционными уроками.
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для
учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний;
улучшается уровень наглядности на уроке.
Существует множество образовательных технологий, остановлюсь на некоторых из них:
1. Технология проблемного обучения
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной
деятельности, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности
учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми
способами действий, умениями и навыками
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".
(Конфуций)
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где
ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в
активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой.
Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли
сами и выразили посвоему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа
научности, выводы учеников обязательно нужно подтверждать и сравнивать с правилами,
теоретическими положениями учебников.
1) Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка
На доске написано слово «мухоловка». Нужно выделить в слове корень.
Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети
приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).
2)Введение математических понятий представляет также много возможностей для
организации проблемных ситуаций в классе.
Например, ученик получил задания: «К 2 прибавь 5 и умножь на 3». И другое: «К 2
прибавь 5, умноженное на 3». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:
2 + 5 * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17
Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к
выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как
записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к
поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок,
задача принимает вид:
(2 + 5) * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17
2. Информационнокоммуникативные технологии
Многие уроки проводятся с использованием компьютерных презентаций, особенно
те, которые требуют наглядного представления материала – окружающий мир, русский
язык, литературное чтение.
Например, на уроках русского языка проводится словарная работа;
Тема «Состав слова»… изменяем приставки…
На уроках технологии использую презентации с поэтапной демонстрацией
изготовления поделки, аппликации. Это существенно облегчает работу учителя – все
доступно, легко и наглядно, что немаловажно для детей младшего школьного возраста.
На уроках изобразительного искусства так же использую презентации с поэтапным
рисованием, содержащие загадку и интересный материал по теме. Так к уроку «Портреты
сказочных героев» рисовали Чебурашку, посмотрели отрывок из м/ф, познакомились с
автором Э. Успенским и его творчеством. К уроку «Любимые животные» посмотрели
слайды о домашних питомцах, научились рисовать котенка и собаку благодаря поэтапному
рисованию. Таких примеров в практике достаточно.
Разнообразие форм работы на уроке создает у учащихся эмоциональный подъём,
повышает интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость детей.
3. Игровые технологии
Игра — это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры,
мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям
удобно и естественно его взять.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать
каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по
предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями,
выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Это разнообразные игры –
соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить
нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма
навыков и умений.
1) Соедини стрелками половинки слов между собой так, чтобы получились целые слова.
ВАРЬ
НИК
КОН
БУ
К
ФУТ
БАЛ
4) На уроке литературного чтения можно провести игру «Пословицыперевёртыши»:
Я называю пословицуперевёртыш, а вы должны догадаться о какой пословице на самом
деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.
1. На честном человеке ботинки мокнут.
(На воре шапка горит)
2. Радость ушла – заколоти дверь.
(Пришла беда – отворяй ворота) 3. Трусость деревни избегает.
(Смелость города берёт)
4. Чужие штаны дальше от ног.
(Своя рубашка ближе к телу)
5. На свой хлеб закрой глаз.
(На чужой каравай, рта не разевай)
2. Составь слова из отдельных частей слова.
3. Какое слово лишнее?
Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен
помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это
знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и
тетрадью.
4. Здоровьесберегающие технологии.
Наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и
укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли
уже самостоятельно их применять. Думаю, в каждом классе она включает в себя:
проведение физминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных
соревнованиях школы. Свои уроки стараемся строить, ставя перед собой именно эту цель:
как сделать урок здоровьесберегающим?
На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:
Математика
Решите задачу.
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба
мальчика?
( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много пирожных? Почему?
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)
Литературное чтение
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о
здоровом образе жизни, безопасном поведении.
Например:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не
может быть чистой, её надо кипятить.
Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые
вызывают кишечные заболевания.
Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе.
Физкультминутка для глаз. По данным некоторых ученых 70% 90% всех
сведений человек получает из окружающего мира с помощью зрения. Глаза ребенка
выполняют значительную зрительную работу.
За последнее время в печати появилось немало интересных методик и авторских
разработок по оздоровлению детей. Мне хотелось бы остановиться на методике
Владимира Филипповича Базарного. Буквально несколько слов об авторе этой замечательной программы. Базарный В.Ф.
– русский ученый, врач и педагогноватор. Более 30 лет посвятил решению
проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений.
Для снятия зрительной утомляемости на уроках были использованы тренажеры
разработанные В. Ф. Базарным
Зрительнокоординаторные тренажи, с помощью опорных зрительнодвигательных
траекторий (офтальмотренажеры)
Особую роль в профилактике зрительного утомления играет работа со зрительным
тренажером Базарного, расположенного обычно на потолке или одной из стен комнаты:
∙ на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим
требованиям:
∙
наружный овал – красный, внутренний – синий,
∙
крест коричневозолотистый,
∙
восьмерка – зеленым цветом.
Каждый цвет выполняет определенную функцию
Красный – активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает
интерферон.
Зеленый – цвет гармонии, равновесия, успокаивает.
Желтый (коричневый) – цвет радости, оптимизма; поднимает настроение,
активизирует все функциональные процессы.
Синий – тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.
Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается
переутомление и активизируется работа мозга.
Методика работы с офтальмотренажёром
∙ Детям предлагается проследить глазами по указанному направлению.
∙ На подходящей поверхности (потолок, стена, лист ватмана) расчертите разноцветные
фигуры. Стрелками на схеме указаны направления, вдоль которых нужно перемещать
взгляд при выполнении упражнения.
∙ Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.
∙ Эффект снятия зрительного напряжения на описанном зрительном тренажере
объясняется тем, что хаотичная напряженная высокочастотная моторика глаз переводится
в успокаивающий режим при плавном перемещении взгляда вдоль зрительных траекторий.
∙ «Обход» взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах:
только глазами при неподвижной голове и туловище;
с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза
неподвижно зафиксированы в глазницах. ∙ Рекомендуется делать до 1012 движений по каждой траектории. Частота таких глазных
тренингов зависит от интенсивности зрительной работы и психоэмоционального состояния
человека.
Периодически использую на уроках электронные музыкальные физ.минутки,
которые очень нравятся детям и способствуют не только сохранению и укреплению
физического здоровья, но и снимают нервное напряжение.
Как добиться оптимальной скорости чтения
В настоящее время стало очевидно, что ни школу, ни общество не удовлетворяет
современное состояние чтения младших школьников. Учащиеся не понимают смысла
текста, читают медленно, невыразительно. Дети неохотно и мало читают, а уроки чтения
становятся для них скучными.
Существует ряд причин спада интереса к чтению, однако главной причиной такого явления
следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы
целенаправленного формирования читательской деятельности.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным
чтением и у него развиты учебно познавательные мотивы.
Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является
целенаправленное управление обучением чтению занятия по развитию техники чтения
учащихся.
Некоторые рекомендации, давно известны, другие отличаются новизной. Предлагаю
несколько рекомендаций обучения чтению по системе Федоренко.
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая
устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что
мелькает: то есть, то нет. Именно это и создает раздражение и запоминается. Поэтому,
нужно ежедневно проводить с детьми небольшие по объему упражнения.
Зачастую можно наблюдать во многих семьях то, что мама усаживает своего сынишку,
который плохо читает, за книгу и говорит следующее: «Прочитай вот эту сказку. Пока не
прочитаешь, из – за стола не выйдешь». При той низкой техники чтения, которой обладает
первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку.
Это час – полтора трудной работы. Мама допускает очень серьезную педагогическую
ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя
тренировка проводилась тремя порциями по5 минут. Небольшой абзац ребенок
прочитывает и пересказывает его содержание. Через час – два еще одна порция. Перед
сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в
течение час – полутора за один прием.
Жужжащее чтение Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики
читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей
скоростью, кто – то быстрее, кто – то медленнее в течение 5 минут урока. Эффективность
этого метода дает поразительные результаты.
Ежеурочные пятиминутки чтения. Никакой особой методики нет, просто у каждого
ребенка на парте лежит книга. И любой урок – будь то чтение, пение, рисование,
математика – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме
жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок. Увеличилось время
тренировки – получился положительный результат: техника чтения учащихся улучшилась.
Теперь переходим к последней рекомендации. Учителя начальных классов используют
много приемов стимулирования учащихся. Однако мне хотелось бы остановиться на одном
из приемов, используемых мной. В конце урока чтения оставляю обычно три – четыре
минутки для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Учащиеся в течение
одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса), отмечают до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Изо
дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Уже через неделю можно иметь
возможность подойти к ребенку и сказать: «А ну, давай посмотрим, сколько у тебя было
слов неделю назад». Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. Это
благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке.
И в заключении хочу сказать: «Да, инновации требуют огромной затраты сил, времени, но
это то, что делает нас современным своему времени. Мы стремимся к успеху. И если будут
успешными учителя и школа, значит, есть надежда на то, что наши ученики тоже будут
успешными и счастливыми!»
Современные образовательные технологии в начальной школе
Современные образовательные технологии в начальной школе
Современные образовательные технологии в начальной школе
Современные образовательные технологии в начальной школе
Современные образовательные технологии в начальной школе
Современные образовательные технологии в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.