Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения
Оценка 5

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Оценка 5
Документация
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
02.09.2017
Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения
В статье рассматривается актуальность ключевых компетенций в системе образования, анализируются различные подходы к определению ключевых компетенций, существующие в отечественной и зарубежной науке. Приводятся компоненты компетенций. Указывается на важность формирования ключевых компетенций взрослого населения как основы эффективного и адаптивного образования в соответствии с новыми требованиями, сложившимися при взаимодействии образовательной системы и реального сектора экономики. Рассматривается новый подход к классификации ключевых компетенций. Ключевые слова: компетенции, ключевые компетенции, взрослое население, классификация компетенций, компетентностный подход.
5.2 Мурадов И.В. .docx
УДК 37.022 Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения Мурадов   Игорь   Владимирович,   старший   преподаватель   кафедры   экономики, заместитель   директора   ЦНТО,  Федеральное   государственное   автономное образовательное   учреждение   высшего   образования   «Национальный   исследовательский технологический университет «МИСиС», Москва,miv­29@mail.ru.  Аннотация. В статье рассматривается актуальность ключевых компетенций в   системе   образования,   анализируются   различные   подходы   к   определению ключевых   компетенций,   существующие   в   отечественной   и   зарубежной   науке. Приводятся компоненты компетенций. Указывается на важность формирования ключевых   компетенций   взрослого   населения   как   основы   эффективного   и адаптивного   образования   в   соответствии   с   новыми   требованиями, сложившимися   при   взаимодействии   образовательной   системы   и   реального сектора экономики. Рассматривается новый подход к классификации ключевых компетенций. Ключевые слова: компетенции, ключевые компетенции, взрослое население, классификация компетенций, компетентностный подход. Modern approaches to the definition of the key competences of the adult population Muradov Igor Vladimirovich, Senior Lecturer, Department of Economics, Deputy Director TSNTO,  the  Federal  State  Autonomous Educational  Institution  of  Higher Education  ‘National Research Technological University 'MISA', Moscow, miv­29@mail.ru. Annotation.   The   article   discusses   the   relevance   of   key   competences   in education, various approaches to the definition of core competencies that exist in the domestic and foreign science. We give competence components. It emphasizes the importance of the formation of the key competences for the adult population as a basis for effective and adaptive education, due to the new requirements that emerged in the interaction of the educational system and the real economy. A new approach to the classification of key competencies is discussed. Keywords:   competence,   key   (core)   competencies,   the   adult   population, competence classification, competence approach. Компетентностный   подход   как   основа   образовательной   системы   начал разрабатываться в Великобритании. Этот подход явился адекватным ответом на конкретный заказ профессиональной сферы общества. В США в сфере бизнеса и финансов с 70­х годов ХХ века начали употребляться понятия «компетенция» и «ключевые   компетенции»   в   рамках   решения   проблемы,   которая   возникла   в области   определения   качеств   успешного   профессионала.  Введение   ключевых компетенций   в   образование   –   в   значительной   степени   политический   шаг, обусловленный   необходимостью   согласования   интересов   всех   участников системы образования. Важные  требования к ключевым компетенциям в первую очередь предъявляют представители  индустрии, бизнеса, для которых, важен контингент   с     качественной     подготовкой   в   соответствии   с   современными потребностями. Переходя к российским реалиям, в зоне исследуемых ключевых компетенций   находятся   примерно   91   млн.   взрослого,   трудоспособного населения,   что   составляет   62%   от   общей   численности   населения   и   основой экономики страны. По данным полученным в ходе исследования компетенций  Assessment  of  Adult  Competences, взрослых   (Programmе  for  the  International  PIAAC) [1] в России отмечены нетипичные показатели, среди стран участников проекта. Например, компетенция решения задач в технологически насыщенной среде при выборке в возрастной группе 45–49­летних показывает подъем уровня сформированности   навыков,   на   уровне   превышающем   показатели   остальных возрастных групп, примерно на 10%.   При этом не наблюдается значимого роста по ключевым компетенциям в зависимости от уровня высшего образования (бакалавр, магистр), компетенция решения задач в технологически насыщенной среде  остается на уровне общего образования. Занимаемое   Россией   место   в   середине   рейтинга,   не   дает   оснований утверждать, что уделяется достаточно внимания ключевым компетенциям.  Отсюда проистекают  несовпадения между предъявляемыми требованиями к соискателям рабочих мест со стороны работодателей и качеством подготовки выпускников   в   системе   профессионального   и   высшего   образования.   Можно сделать   вывод,   что   система  компетенций   не   заняла   главенствующее   место   в системе   образования   и   все   еще   профессиональным знаниям и умениям, которыми оперирует образование.    противопоставляется   специальным В   фокус   настоящей   статьи   попали   основные   современные   подходы   к определению   ключевых   компетенций   взрослого   населения.   Одним   из приоритетных стратегических образовательных ориентиров являются  ключевые компетенции, которые выступают в качестве возможного механизма повышения человеческого   капитала   и   уровня   развития   экономического   благосостояния страны   и   каждого   гражданина.   В   самом   термине   «ключевые   компетенции» даётся указание на то, что они являются своеобразным «ключом», базой для других, более узких и предметно ориентированных компетенций. В то же время владение ими является необходимым условиям для развития человека в любой сфере   профессиональной   или   общественной   деятельности,   в   том   числе   и   в личной жизни. Предполагается, что ключевые компетенции взрослого населения должны   носить   особенный  надпредметный   характер  и   необходимы   в   любой сфере деятельности. Как же определить, какие качества необходимы человеку в любой   важной   социальной   деятельности?  Проблема   отбора   и   классификации ключевых   компетенций   является   одной   из   главных   для   понимания   системы образования взрослого населения.  Формулировки   ключевых   компетенций   представляют   широкий   диапазон мнений;   при   этом   исследователи   ссылаются  как  на   европейскую   систему  Наиболее ключевых   компетенций,   так   и   на   российские   классификации. распространенное и широкое определение приводится в работе Европейского Фонда   Образования,  экспертами   В.И.   Байденко   и   Б.  Оскарсcоном:  «Базовые навыки – это личностные  и межличностные качества, способности, навыки и знания,   которые   выражены   в   различных   формах   в   многообразных   ситуациях работы   и   социальной   жизни.   Для   индивида   в   условиях   развитой   рыночной экономики   существует   прямое   соответствие   между   уровнем   имеющихся базовых навыков и возможностью получения занятости» [2, 3].  А.В.Хуторский  определял  перечень   ключевых   образовательных компетенций   на   основе   главных   целей   общего   образования,   структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности, позволяющих овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе [4].  И.А   Зимней  выделены   три   группы   ключевых   компетенций   на   основе сформулированных в отечественной психологии положений: относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах. [5]. Данные подходы применительно к определению компетенций для взрослого населения обладают несколькими недостатками.  Во­первых, не учитывается специфика взрослого населения, как особого субъекта образовательного процесса.  Во­вторых, сложно проследить взаимосвязи данных ключевых компетенций и существующего содержания образования.  В­третьих, данные определения уже не отвечают современным требованиям к участникам образовательного процесса.   Современные подходы к определению ключевых компетенций базируются на принципах, которые декларируются на государственном уровне. Готовность к переменам,  мобильность,  способность  к   нестандартным   трудовым  действиям, ответственность   и   самостоятельность   в   принятии   решений   –все   эти характеристики деятельности успешного профессионала.[6] В  международном   обзоре   Новый   взгляд   на  образование  (New Vision  for Education), представленном  на Всемирном Экономическом Форуме в Давосе в 2015 году, была раскрыта концепция навыков 21 века.[7] На основе данных по 91 стране мира, были выделены 3 базовых категории компетенций (грамотность, компетенции, личные качества)   необходимых для современного общества.  При этом в основу классификации ключевых компетенций заложено  определение, компетенции как «ключа» для решения возникающих проблем.   В раздел ключевых компетенций вошли следующие:   Креативность; Коммуникативность; Сотрудничество; Критическое мышление / решение проблем. Организация  Партнерство по навыкам 21 века (Partnership for 21st Century Skills), узилила и систематизировала требования от компаний работодателей, в числе   организаторов   и   участников   партнерства   компании   топ­10   Америки   в области   информатизации   и   промышленности   (Apple   Computer,     Inc.  Cisco Systems,  Inc.,  Microsoft  Corporation,  National  Education  Association,  SAP)   и выделила   следующие   ключевые   компетенции:   критическое   мышление; креативность; коммуникацию и кооперацию;[8]  При   этом   под   ключевыми   компетенциями   понимается   соединение необходимого содержания знаний, конкретных навыков, опыта и грамотности в зависимости от ситуации. Данная концепция рассматривается, как адаптивная под быстро изменяющиеся требования современного рынка труда. Патрик Гриффин. Профессор Мельбурнского университета, руководитель международного   научного   проекта   по   оценке   и   преподаванию   навыков   и компетенций XXI века (ATC21S) выделяет следующие необходимые ключевые навыки: критическое мышление, навыки коммуникации и совместной работы, творческий   подход,   навыки   поведения   в   цифровой   среде.[9]     При   этом предполагается, что данный набор компетенций не различается в зависимости от стран, но всегда нужно его пересматривать в сторону расширения. В нашей стране на основе международных исследований данной проблемы, активно   работают   над   концепцией   «4К».   Проект   «4К   современного   мира. Формирование компетенций 21­го века и оценка индивидуального прогресса в их развитии»   был   запущен   в   июле   2016   года   в   Высшей   школе   экономики.   Он базируется   на   ключевых   компетенциях   признаваемых   важными,   многими участниками   исследований.   Данные   компетенции   составляют   модель   «4К»: критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация.  Современные классификации не лишены определенных противоречий, так как   в   них   отсутствует   единое   основание   для   классификации.   Современные исследователи   подошли   узконаправлено   к   понятию   компетенций,   с   одной стороны упростив классификацию, с другой до конца не раскрыв содержание укрупненных   категорий   ключевых   компетенций.   Рассматривая   все   подходы можно заметить, что не дается целостного определения ключевых компетенций, как образовательной категории, присутствует различное наименование одного и того же понятия компетенции. Таким образом, в современных подходах создано   которое   позволяет   выстраивать   необходимые информационное   поле, предпосылки для создания системы ключевых компетенций, в зависимости от современных социальных условий.  В заключении хотелось бы рассмотреть не самый современный, но не менее актуальный подход к рассмотрению ключевых компетенций,  как   результата   образования   взрослого   населения.  В   этой   связи наиболее   интересным   представляется   подход   связанный   с   модульной классификацией компетенций. В основе современного подхода заложен принцип адаптации содержания образования к запросам работодателей. Классификация базируется  на  основных  принципах,  предложенных  Т.И.  Шамовой,  для  целей обучения: 1. Принцип целевого назначения. Компетенции делятся на: познавательные, которые используются при изучении основ наук; операционные для формирования и развития способов деятельности; смешанные. 2. Принцип   сочетания   комплексных,   интегрирующих   и   частных дидактических   целей   (компетенций):   совокупность   частных   компетенций обеспечивает достижение индивидуальных ключевых компетенций.. 3. Принцип   обратной   связи:   адаптивное   управление,   осуществляемое посредством   оценки   успешности,   сочетается   с   самоуправлением   со   стороны обучаемых [10]. В   первой   части   подход   предвосхитил   классификацию   предложенную   в Давосе, в плане отделения категории компетенций от остальных категорий, а заложенный   в подход принцип обратной связи декларируется современными исследованиями на уровне мониторинга или опросов.  Данный   подход,   универсально   подходит   под   использование   любой необходимой   компетентностной   модели   для   обучения   взрослого   населения   и может стать основой  для создания адаптивной системы получения необходимых ключевых компетенций.    Список литературы 1. Подольский, О. А. Первое исследование компетенций взрослых в России / О. А. Подольский, Д. С. Попов.//Вопросы образования. – 2014. – №2.  – С.82­ 108 2. Байденко ,В.И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. – 2004. – №11. – С.4­13. 3. Байденко, В.И.,   Оскарссон, Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и личность специалиста. – М., –2002. –С.14­32. 4. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций   как   характеристика   нового   подхода   к   конструированию образовательных стандартов // Компетенции в образовании: сб. науч. трудов / под ред. А. В. Хуторского.  – М.: ИНЭК, 2007. – 327 с. 5. Зимняя,   И.А.   Ключевые   компетенции   ­   новая   парадигма   результата образования / И. А. Зимняя // Компетенции в образовании: сб. научных трудов / под ред. А. В. Хуторского. – М.: ИНЭК, 2007. – 327 с. 6. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]:   Минобрнауки России. Доступ из справ.­правовой системы   «КонсультантПлюс». 7. New   Vision   for   URL: http://www3.weforum.org/docs/WEFUSA_NewVisionforEducation_Report201   DAVOS2015   Education   // 5.pdf (дата обращения: 07.03.2017). 8. Partnership for 21st Century Learning  Framework // Partnership for 21st Century Learning URL: www.P21.org (дата обращения: 07.03.2017). 9. Патрик   Гриффин::   "Школам   нужны   аналитики"   //   portal21   URL: http://portal21.ru/?ELEMENT_ID=8891 (дата обращения: 07.03.2017). 10.Шамова   Т.И.   Модульное   обучение   (в   школе):   сущность,   технология //Биология в школе. – 1994. – №5. – С.45. Competence model as the basis of the educational system began to be developed in the   UK.   This   approach   was   an   adequate   response   to   a   specific   order   of   the professional sphere of society. In the United States, in business and finance, since the 1970s, the concepts of "competence" and "core competencies" have begun to be used to solve a problem  that  has arisen in the area of  determining the qualities of a successful professional. The introduction of key competencies in education is largely a political step, due to the need to harmonize the interests of all participants in the education system. Important requirements for key competencies are first of all made by representatives of the industry, business, for whom, a contingent with quality training   in   accordance   with   modern   needs   is   important.   Turning   to   the   Russian realities, approximately 91 million adults and able­bodied people live in the core competencies area, which is 62% of the total population and the basis of the country's economy.   According   to   data   obtained   in   the   research   of   adult   competence (Programmе for the International  Assessment of Adult Competences,PIAAC) [1] in Russia,   atypical   indicators   were   noted   among   the   countries   participating   in   the project.   For   example,   the   competence   of   solving   problems   in   a   technologically saturated environment for a sample in the age group of 45­49­year­olds shows an increase in the level of skill formation, at a level higher than that of the remaining age groups, by about 10%. At the same time, there is no significant growth in key competencies depending on the level of higher education (bachelor, master), the competence of solving problems in a technologically rich environment remains at the level of general education. The place occupied by Russia in the middle of the rating does not give grounds to state that sufficient attention is paid to key competencies. Hence,   there   are   discrepancies   between   the   requirements   for   jobseekers   from employers and the quality of graduate training in the system of professional and higher education. It can be concluded that the system of competences has not taken the leading place in the education system and is still contrasted with the special professional knowledge and skills that education operates. The  main   modern  approaches   to   determining   the  key   competencies   of   the  adult population   have   become   the   focus   of   this   article.   One   of   the   priority   strategic educational guidelines is the core competencies that act as a possible mechanism for increasing human capital and the level of development of the economic well­being of the country and every citizen. In the term "key competencies", it is pointed out that they   are   a   kind   of   "key",   a   basis   for   other   narrower   and   more   subject­specific competences. At the same time, possession of them is a necessary condition for human development in any sphere of professional or public activity, including in private life. It is assumed that the key competences of the adult population should be of a special over­subject character and are necessary in any field of activity. How can we determine what qualities a person needs in any important social activity? The problem of selection and classification of key competences is one of the main for understanding the education system of the adult population. Formulations   of   key   competencies   represent   a   wide   range   of   opinions;   While researchers refer to both the European system of key competencies, and the Russian classification. The most common and broad definition is given in the work of the European Training Foundation, the experts of V.I. Bidenko and B. Oskarsson: "Basic skills are personal and interpersonal qualities, abilities, skills and knowledge that are expressed in various forms in diverse situations of  work and social  life. For  an individual in a developed market economy, there is a direct correlation between the level of available basic skills and the possibility of obtaining employment "[2, 3]. A.Khutorsky defined the list of key educational competencies based on the main goals of general education, the structural representation of social experience and personal experience, as well as the main activities that allow them to master social experience, acquire life skills and practical activities in modern society [4]. I.A. Zimnya identified three groups of key competencies based on the provisions formulated in the domestic psychology: Relating to himself as a person, as a subject of life; Related to the interaction of a person with other people; They are related to human activity, manifested in all its types and forms. [5]. These approaches with regard to the definition of competence for the adult population have several drawbacks. First, the specificity of the adult population as a special subject of the educational process is not taken into account. Secondly, it is difficult to trace the interrelationships of these key competencies and existing   content   Education.   Third,   these   definitions   no   longer   meet   modern requirements   for   participants   in   the   educational   process.   Modern   approaches   to determining key competencies are based on principles that are declared at the state level.  Readiness  for  change,   mobility,  the   ability  for   non­standard   labor  actions, responsibility and independence in decision­making are all these characteristics of a successful professional. [6] In an international survey, the New Vision for Education, presented at the World Economic Forum in Davos in 2015, uncovered the concept of 21st century skills. [7] Based on data from 91 countries around the world, three basic categories   of   competencies   (literacy,   competencies,   personal   qualities)   were identified for modern society. At the same time, the classification of key competences is based on the definition, competence as a "key" for solving emerging problems. The key competences section includes the following: Creativity, Communicative capacity, Collaboration, Critical thinking / problem solving. The Partnership for 21st Century Skills   organization   has   streamlined   and   systematized   demands   from   employers' companies, among the organizers and partners of the top­ 10 of America in the field of information and industry (Apple Computer, Inc., Cisco Systems, Inc., Microsoft Corporation, National Education Association, SAP) and highlighted the following core competencies: critical thinking; creativity; Communication and cooperation; [8] At   the   same   time,   key   competencies   are   understood   as   the   combination   of   the necessary content of knowledge, specific skills, experience and literacy, depending on the situation.  This  concept  is considered as  adaptive to the rapidly changing demands of the modern labor market. Patric Griffin. Professor at the University of Melbourne, the head of the international scientific project on the evaluation and teaching of the skills and competencies of the 21st century (ATC21S) identifies the following necessary key skills: critical thinking, communication and teamwork skills, creativity, behavioral skills in the digital environment. [9] It is assumed that this set of competences does not vary from country to country, but it is always necessary to revise it in the direction of expansion. In our country, based on international studies of this problem, we are actively working on the 4K concept. The project "4K of the modern world. Forming competences of the 21st century and assessing individual progress in their development "was launched in July 2016 at the Higher School of Economics. It is based on key competencies recognized by important, many research participants. These competencies comprise the 4K model: critical thinking, creativity, communication   and   cooperation.   Modern   classifications   are   not   without   certain contradictions,   since   they   do   not   have   a   single   basis   for   classification.   Modern researchers have come narrowly to the notion of competences, on the one hand, simplifying the classification, on the other, not completely revealing the contents of the enlarged categories of key competencies. Considering all approaches, it can be noted   that   there   is   no   holistic   definition   of   key   competencies   as   an   educational category, there is a different name for the same concept of competence. Thus, in modern approaches, an information field has been created that allows building the necessary prerequisites for creating a system of key competencies, depending on current   social   conditions.   In   conclusion,   I   would   like   to   consider   not   the   most modern, but no less relevant approach to the consideration of key competencies, as a result of the education of the adult population. In this regard, the most interesting is the approach associated with a modular classification of competencies. At the heart of the modern approach is the principle of adapting the content of education to the needs of   employers.   Classification   is   based   on   the   basic   principles   proposed   by   T.I. Shamova, for the purposes of training: 1. Principle of special­purpose designation. Competences   are   divided   into:   cognitive,   which   are   used   in   the   study   of   the fundamentals of sciences, operational for the formation and development of modes of activity,   mixed.2.   The   principle   of   combining   complex,   integrating   and   private didactic goals (competencies): a set of private competences ensures the achievement of individual key competencies .. 3. The principle of feedback: adaptive management, carried out through the evaluation of success, is combined with self­management by trainees. [10] In the first part, the approach anticipated the classification proposed in Davos, in terms of separation of the category of competences from the remaining categories, and the feedback principle stated in the approach is declared by modern Studies at the monitoring level or surveys. This approach is universally suitable for the use of any necessary competence model for adult education and can be the basis for creating an adaptive system for obtaining the necessary key competences. 1. Podolsky, OA The first study of the competences of adults in Russia / OA Podolsky, DS Popov. / / Education. ­ 2014. ­ №2. ­ P.82­108 2. Bidenko, V.I. Competencies in vocational education // Higher education in Russia. ­ 2004. ­ № 11. ­ C.4­13. 3. Bidenko, VI, Oskarsson, B. Basic skills (core competencies) as an integrating factor in the educational process // Vocational education and the personality of a specialist. ­ M., ­2002. ­C.14­ 32. 4.   Khutorskoy,   A.V.   Definition   of   the   general   subject   content   and   key   competencies   as   a characteristic   of   a   new   approach   to   the   design   of   educational   standards   //   Competencies   in Education: Sat. Sci. Works / ed. A.V. Khutorskogo. ­ Moscow: INEC, 2007. ­ 327 pp. 5. Winter, I.A. Key competences ­ a new paradigm of the result of education / IA Zimnyaya // Competences in Education: Sat. Scientific papers / ed. A.V. Khutorskogo. ­ Moscow: INEC, 2007. ­ 327 pp. 6. Professional standard of the teacher [Electronic resource]: Ministry of Education and Science of Russia. Access from the legal system "ConsultantPlus". 7. Education http://www3.weforum.org/docs/WEFUSA_NewVisionforEducation_Report2015.pdf date: 07.03.2017). 8.   Partnership   for   21st   Century   Learning     Framework   //   Partnership   for   21st   Century Learning URL: www.P21.org (reference date: 07.03.2017). 9.   Patrick   Griffin:   "Schools   need   analytics"   //   portal21   URL:   http://portal21.ru/? ELEMENT_ID=8891 (reference date: 07.03.2017).   New   Vision   URL: (reference   DAVOS2015   for     // 10. Shamova T.I. Modular training (in school): essence, technology // Biology in school. ­ 1994. ­ №5. ­ P.45.

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения

Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2017