Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения
Оценка 5
Документация
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
02.09.2017
В статье рассматривается актуальность ключевых компетенций в системе образования, анализируются различные подходы к определению ключевых компетенций, существующие в отечественной и зарубежной науке. Приводятся компоненты компетенций. Указывается на важность формирования ключевых компетенций взрослого населения как основы эффективного и адаптивного образования в соответствии с новыми требованиями, сложившимися при взаимодействии образовательной системы и реального сектора экономики. Рассматривается новый подход к классификации ключевых компетенций.
Ключевые слова: компетенции, ключевые компетенции, взрослое население, классификация компетенций, компетентностный подход.
5.2 Мурадов И.В. .docx
УДК 37.022
Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого
населения
Мурадов Игорь Владимирович, старший преподаватель кафедры экономики,
заместитель директора ЦНТО, Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский
технологический университет «МИСиС», Москва,miv29@mail.ru.
Аннотация. В статье рассматривается актуальность ключевых компетенций
в системе образования, анализируются различные подходы к определению
ключевых компетенций, существующие в отечественной и зарубежной науке.
Приводятся компоненты компетенций. Указывается на важность формирования
ключевых компетенций взрослого населения как основы эффективного и
адаптивного образования в соответствии с новыми требованиями,
сложившимися при взаимодействии образовательной системы и реального
сектора экономики. Рассматривается новый подход к классификации ключевых
компетенций.
Ключевые слова: компетенции, ключевые компетенции, взрослое население,
классификация компетенций, компетентностный подход.
Modern approaches to the definition of the key competences of the adult
population
Muradov Igor Vladimirovich, Senior Lecturer, Department of Economics, Deputy Director
TSNTO, the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education ‘National
Research Technological University 'MISA', Moscow, miv29@mail.ru.
Annotation. The article discusses the relevance of key competences in
education, various approaches to the definition of core competencies that exist in the
domestic and foreign science. We give competence components. It emphasizes the
importance of the formation of the key competences for the adult population as a
basis for effective and adaptive education, due to the new requirements that emerged in the interaction of the educational system and the real economy. A new approach to
the classification of key competencies is discussed.
Keywords: competence, key (core) competencies, the adult population,
competence classification, competence approach.
Компетентностный подход как основа образовательной системы начал
разрабатываться в Великобритании. Этот подход явился адекватным ответом на
конкретный заказ профессиональной сферы общества. В США в сфере бизнеса и
финансов с 70х годов ХХ века начали употребляться понятия «компетенция» и
«ключевые компетенции» в рамках решения проблемы, которая возникла в
области определения качеств успешного профессионала. Введение ключевых
компетенций в образование – в значительной степени политический шаг,
обусловленный необходимостью согласования интересов всех участников
системы образования. Важные требования к ключевым компетенциям в первую
очередь предъявляют представители индустрии, бизнеса, для которых, важен
контингент с качественной подготовкой в соответствии с современными
потребностями. Переходя к российским реалиям, в зоне исследуемых ключевых
компетенций находятся примерно 91 млн. взрослого, трудоспособного
населения, что составляет 62% от общей численности населения и основой
экономики страны. По данным полученным в ходе исследования компетенций
Assessment of Adult Competences,
взрослых (Programmе for the International
PIAAC) [1] в России отмечены нетипичные показатели, среди стран участников
проекта. Например, компетенция решения задач в технологически насыщенной
среде при выборке в возрастной группе 45–49летних показывает подъем уровня
сформированности навыков, на уровне превышающем показатели остальных
возрастных групп, примерно на 10%.
При этом не наблюдается значимого роста по ключевым компетенциям в
зависимости от уровня высшего образования (бакалавр, магистр), компетенция
решения задач в технологически насыщенной среде остается на уровне общего
образования. Занимаемое Россией место в середине рейтинга, не дает оснований
утверждать, что уделяется достаточно внимания ключевым компетенциям.
Отсюда проистекают несовпадения между предъявляемыми требованиями
к соискателям рабочих мест со стороны работодателей и качеством подготовки
выпускников в системе профессионального и высшего образования. Можно
сделать вывод, что система компетенций не заняла главенствующее место в
системе образования и все еще
профессиональным знаниям и умениям, которыми оперирует образование.
противопоставляется специальным
В фокус настоящей статьи попали основные современные подходы к
определению ключевых компетенций взрослого населения. Одним из
приоритетных стратегических образовательных ориентиров являются ключевые
компетенции, которые выступают в качестве возможного механизма повышения
человеческого капитала и уровня развития экономического благосостояния
страны и каждого гражданина. В самом термине «ключевые компетенции»
даётся указание на то, что они являются своеобразным «ключом», базой для
других, более узких и предметно ориентированных компетенций. В то же время
владение ими является необходимым условиям для развития человека в любой
сфере профессиональной или общественной деятельности, в том числе и в
личной жизни. Предполагается, что ключевые компетенции взрослого населения
должны носить особенный надпредметный характер и необходимы в любой
сфере деятельности. Как же определить, какие качества необходимы человеку в
любой важной социальной деятельности? Проблема отбора и классификации
ключевых компетенций является одной из главных для понимания системы
образования взрослого населения.
Формулировки ключевых компетенций представляют широкий диапазон
мнений; при этом исследователи ссылаются как на европейскую систему
Наиболее
ключевых компетенций, так и на российские классификации.
распространенное и широкое определение приводится в работе Европейского
Фонда Образования, экспертами В.И. Байденко и Б. Оскарсcоном: «Базовые навыки – это личностные и межличностные качества, способности, навыки и
знания, которые выражены в различных формах в многообразных ситуациях
работы и социальной жизни. Для индивида в условиях развитой рыночной
экономики существует прямое соответствие между уровнем имеющихся
базовых навыков и возможностью получения занятости» [2, 3].
А.В.Хуторский
определял
перечень ключевых образовательных
компетенций на основе главных целей общего образования, структурного
представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов
деятельности, позволяющих овладевать социальным опытом, получать навыки
жизни и практической деятельности в современном обществе [4].
И.А Зимней выделены три группы ключевых компетенций на основе
сформулированных в отечественной психологии положений:
относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и
формах. [5].
Данные подходы применительно к определению компетенций для взрослого
населения обладают несколькими недостатками.
Вопервых, не учитывается специфика взрослого населения, как особого
субъекта образовательного процесса.
Вовторых, сложно проследить взаимосвязи данных ключевых компетенций
и существующего содержания образования.
Втретьих, данные определения уже не отвечают современным требованиям
к участникам образовательного процесса.
Современные подходы к определению ключевых компетенций базируются
на принципах, которые декларируются на государственном уровне. Готовность к
переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям,
ответственность и самостоятельность в принятии решений –все эти
характеристики деятельности успешного профессионала.[6] В международном обзоре Новый взгляд на образование (New Vision for
Education), представленном на Всемирном Экономическом Форуме в Давосе в
2015 году, была раскрыта концепция навыков 21 века.[7] На основе данных по
91 стране мира, были выделены 3 базовых категории компетенций (грамотность,
компетенции, личные качества) необходимых для современного общества.
При этом в основу классификации ключевых компетенций заложено
определение, компетенции как «ключа» для решения возникающих проблем.
В раздел ключевых компетенций вошли следующие:
Креативность;
Коммуникативность;
Сотрудничество;
Критическое мышление / решение проблем.
Организация Партнерство по навыкам 21 века (Partnership for 21st Century
Skills), узилила и систематизировала требования от компаний работодателей, в
числе организаторов и участников партнерства компании топ10 Америки в
области информатизации и промышленности (Apple Computer, Inc. Cisco
Systems, Inc., Microsoft Corporation, National Education Association, SAP) и
выделила следующие ключевые компетенции: критическое мышление;
креативность; коммуникацию и кооперацию;[8]
При этом под ключевыми компетенциями понимается соединение
необходимого содержания знаний, конкретных навыков, опыта и грамотности в
зависимости от ситуации. Данная концепция рассматривается, как адаптивная
под быстро изменяющиеся требования современного рынка труда.
Патрик Гриффин. Профессор Мельбурнского университета, руководитель
международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и
компетенций XXI века (ATC21S) выделяет следующие необходимые ключевые
навыки: критическое мышление, навыки коммуникации и совместной работы,
творческий подход, навыки поведения в цифровой среде.[9] При этом предполагается, что данный набор компетенций не различается в зависимости от
стран, но всегда нужно его пересматривать в сторону расширения.
В нашей стране на основе международных исследований данной проблемы,
активно работают над концепцией «4К». Проект «4К современного мира.
Формирование компетенций 21го века и оценка индивидуального прогресса в их
развитии» был запущен в июле 2016 года в Высшей школе экономики. Он
базируется на ключевых компетенциях признаваемых важными, многими
участниками исследований. Данные компетенции составляют модель «4К»:
критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация.
Современные классификации не лишены определенных противоречий, так
как в них отсутствует единое основание для классификации. Современные
исследователи подошли узконаправлено к понятию компетенций, с одной
стороны упростив классификацию, с другой до конца не раскрыв содержание
укрупненных категорий ключевых компетенций. Рассматривая все подходы
можно заметить, что не дается целостного определения ключевых компетенций,
как образовательной категории, присутствует различное наименование одного и
того же понятия компетенции. Таким образом, в современных подходах создано
которое позволяет выстраивать необходимые
информационное поле,
предпосылки для создания системы ключевых компетенций, в зависимости от
современных социальных условий. В заключении хотелось бы рассмотреть не
самый современный, но не менее актуальный подход к рассмотрению ключевых
компетенций, как результата образования взрослого населения. В этой связи
наиболее интересным представляется подход связанный с модульной
классификацией компетенций. В основе современного подхода заложен принцип
адаптации содержания образования к запросам работодателей. Классификация
базируется на основных принципах, предложенных Т.И. Шамовой, для целей
обучения:
1. Принцип целевого назначения. Компетенции делятся на: познавательные, которые используются при изучении основ наук;
операционные для формирования и развития способов деятельности;
смешанные.
2. Принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных
дидактических целей (компетенций): совокупность частных компетенций
обеспечивает достижение индивидуальных ключевых компетенций..
3. Принцип обратной связи: адаптивное управление, осуществляемое
посредством оценки успешности, сочетается с самоуправлением со стороны
обучаемых [10].
В первой части подход предвосхитил классификацию предложенную в
Давосе, в плане отделения категории компетенций от остальных категорий, а
заложенный в подход принцип обратной связи декларируется современными
исследованиями на уровне мониторинга или опросов.
Данный подход, универсально подходит под использование любой
необходимой компетентностной модели для обучения взрослого населения и
может стать основой для создания адаптивной системы получения необходимых
ключевых компетенций.
Список литературы
1. Подольский, О. А. Первое исследование компетенций взрослых в России /
О. А. Подольский, Д. С. Попов.//Вопросы образования. – 2014. – №2. – С.82
108
2. Байденко ,В.И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее
образование в России. – 2004. – №11. – С.413.
3. Байденко, В.И., Оскарссон, Б. Базовые навыки (ключевые компетенции)
как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное
образование и личность специалиста. – М., –2002. –С.1432. 4. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых
компетенций как характеристика нового подхода к конструированию
образовательных стандартов // Компетенции в образовании: сб. науч. трудов /
под ред. А. В. Хуторского. – М.: ИНЭК, 2007. – 327 с.
5. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата
образования / И. А. Зимняя // Компетенции в образовании: сб. научных трудов
/ под ред. А. В. Хуторского. – М.: ИНЭК, 2007. – 327 с.
6. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]:
Минобрнауки России. Доступ из справ.правовой системы
«КонсультантПлюс».
7. New Vision
for
URL:
http://www3.weforum.org/docs/WEFUSA_NewVisionforEducation_Report201
DAVOS2015
Education
//
5.pdf (дата обращения: 07.03.2017).
8. Partnership for 21st Century Learning Framework // Partnership for
21st Century Learning URL: www.P21.org (дата обращения: 07.03.2017).
9. Патрик Гриффин:: "Школам нужны аналитики" // portal21 URL:
http://portal21.ru/?ELEMENT_ID=8891 (дата обращения: 07.03.2017).
10.Шамова Т.И. Модульное обучение (в школе): сущность, технология
//Биология в школе. – 1994. – №5. – С.45. Competence model as the basis of the educational system began to be developed in
the UK. This approach was an adequate response to a specific order of the
professional sphere of society. In the United States, in business and finance, since the
1970s, the concepts of "competence" and "core competencies" have begun to be used
to solve a problem that has arisen in the area of determining the qualities of a
successful professional. The introduction of key competencies in education is largely
a political step, due to the need to harmonize the interests of all participants in the
education system. Important requirements for key competencies are first of all made
by representatives of the industry, business, for whom, a contingent with quality
training in accordance with modern needs is important. Turning to the Russian
realities, approximately 91 million adults and ablebodied people live in the core
competencies area, which is 62% of the total population and the basis of the country's
economy. According to data obtained in the research of adult competence
(Programmе for the International Assessment of Adult Competences,PIAAC) [1] in
Russia, atypical indicators were noted among the countries participating in the
project. For example, the competence of solving problems in a technologically
saturated environment for a sample in the age group of 4549yearolds shows an
increase in the level of skill formation, at a level higher than that of the remaining age
groups, by about 10%.
At the same time, there is no significant growth in key competencies depending on
the level of higher education (bachelor, master), the competence of solving problems
in a technologically rich environment remains at the level of general education.
The place occupied by Russia in the middle of the rating does not give grounds to
state that sufficient attention is paid to key competencies. Hence, there are discrepancies between the requirements for jobseekers from
employers and the quality of graduate training in the system of professional and
higher education. It can be concluded that the system of competences has not taken
the leading place in the education system and is still contrasted with the special
professional knowledge and skills that education operates.
The main modern approaches to determining the key competencies of the adult
population have become the focus of this article. One of the priority strategic
educational guidelines is the core competencies that act as a possible mechanism for
increasing human capital and the level of development of the economic wellbeing of
the country and every citizen. In the term "key competencies", it is pointed out that
they are a kind of "key", a basis for other narrower and more subjectspecific
competences. At the same time, possession of them is a necessary condition for
human development in any sphere of professional or public activity, including in
private life. It is assumed that the key competences of the adult population should be
of a special oversubject character and are necessary in any field of activity. How can
we determine what qualities a person needs in any important social activity? The
problem of selection and classification of key competences is one of the main for
understanding the education system of the adult population.
Formulations of key competencies represent a wide range of opinions; While
researchers refer to both the European system of key competencies, and the Russian
classification. The most common and broad definition is given in the work of the
European Training Foundation, the experts of V.I. Bidenko and B. Oskarsson: "Basic
skills are personal and interpersonal qualities, abilities, skills and knowledge that are
expressed in various forms in diverse situations of work and social life. For an
individual in a developed market economy, there is a direct correlation between the
level of available basic skills and the possibility of obtaining employment "[2, 3].
A.Khutorsky defined the list of key educational competencies based on the main
goals of general education, the structural representation of social experience and personal experience, as well as the main activities that allow them to master social
experience, acquire life skills and practical activities in modern society [4].
I.A. Zimnya identified three groups of key competencies based on the provisions
formulated in the domestic psychology:
Relating to himself as a person, as a subject of life;
Related to the interaction of a person with other people;
They are related to human activity, manifested in all its types and forms. [5].
These approaches with regard to the definition of competence for the adult population
have several drawbacks.
First, the specificity of the adult population as a special subject of the educational
process is not taken into account.
Secondly, it is difficult to trace the interrelationships of these key competencies and
existing content Education. Third, these definitions no longer meet modern
requirements for participants in the educational process. Modern approaches to
determining key competencies are based on principles that are declared at the state
level. Readiness for change, mobility, the ability for nonstandard labor actions,
responsibility and independence in decisionmaking are all these characteristics of a
successful professional. [6] In an international survey, the New Vision for Education,
presented at the World Economic Forum in Davos in 2015, uncovered the concept of
21st century skills. [7] Based on data from 91 countries around the world, three basic
categories of competencies (literacy, competencies, personal qualities) were
identified for modern society. At the same time, the classification of key competences
is based on the definition, competence as a "key" for solving emerging problems. The
key competences section includes the following: Creativity, Communicative capacity,
Collaboration, Critical thinking / problem solving. The Partnership for 21st Century
Skills organization has streamlined and systematized demands from employers'
companies, among the organizers and partners of the top 10 of America in the field
of information and industry (Apple Computer, Inc., Cisco Systems, Inc., Microsoft
Corporation, National Education Association, SAP) and highlighted the following core competencies: critical thinking; creativity; Communication and cooperation; [8]
At the same time, key competencies are understood as the combination of the
necessary content of knowledge, specific skills, experience and literacy, depending
on the situation. This concept is considered as adaptive to the rapidly changing
demands of the modern labor market. Patric Griffin. Professor at the University of
Melbourne, the head of the international scientific project on the evaluation and
teaching of the skills and competencies of the 21st century (ATC21S) identifies the
following necessary key skills: critical thinking, communication and teamwork skills,
creativity, behavioral skills in the digital environment. [9] It is assumed that this set
of competences does not vary from country to country, but it is always necessary to
revise it in the direction of expansion. In our country, based on international studies
of this problem, we are actively working on the 4K concept. The project "4K of the
modern world. Forming competences of the 21st century and assessing individual
progress in their development "was launched in July 2016 at the Higher School of
Economics. It is based on key competencies recognized by important, many research
participants. These competencies comprise the 4K model: critical thinking, creativity,
communication and cooperation. Modern classifications are not without certain
contradictions, since they do not have a single basis for classification. Modern
researchers have come narrowly to the notion of competences, on the one hand,
simplifying the classification, on the other, not completely revealing the contents of
the enlarged categories of key competencies. Considering all approaches, it can be
noted that there is no holistic definition of key competencies as an educational
category, there is a different name for the same concept of competence. Thus, in
modern approaches, an information field has been created that allows building the
necessary prerequisites for creating a system of key competencies, depending on
current social conditions. In conclusion, I would like to consider not the most
modern, but no less relevant approach to the consideration of key competencies, as a
result of the education of the adult population. In this regard, the most interesting is
the approach associated with a modular classification of competencies. At the heart of the modern approach is the principle of adapting the content of education to the needs
of employers. Classification is based on the basic principles proposed by T.I.
Shamova, for the purposes of training: 1. Principle of specialpurpose designation.
Competences are divided into: cognitive, which are used in the study of the
fundamentals of sciences, operational for the formation and development of modes of
activity, mixed.2. The principle of combining complex, integrating and private
didactic goals (competencies): a set of private competences ensures the achievement
of individual key competencies .. 3. The principle of feedback: adaptive management,
carried out through the evaluation of success, is combined with selfmanagement by
trainees. [10] In the first part, the approach anticipated the classification proposed in
Davos, in terms of separation of the category of competences from the remaining
categories, and the feedback principle stated in the approach is declared by modern
Studies at the monitoring level or surveys. This approach is universally suitable for
the use of any necessary competence model for adult education and can be the basis
for creating an adaptive system for obtaining the necessary key competences.
1. Podolsky, OA The first study of the competences of adults in Russia / OA Podolsky, DS Popov. /
/ Education. 2014. №2. P.82108
2. Bidenko, V.I. Competencies in vocational education // Higher education in Russia. 2004. №
11. C.413.
3. Bidenko, VI, Oskarsson, B. Basic skills (core competencies) as an integrating factor in the
educational process // Vocational education and the personality of a specialist. M., 2002. C.14
32.
4. Khutorskoy, A.V. Definition of the general subject content and key competencies as a
characteristic of a new approach to the design of educational standards // Competencies in
Education: Sat. Sci. Works / ed. A.V. Khutorskogo. Moscow: INEC, 2007. 327 pp.
5. Winter, I.A. Key competences a new paradigm of the result of education / IA Zimnyaya //
Competences in Education: Sat. Scientific papers / ed. A.V. Khutorskogo. Moscow: INEC, 2007.
327 pp.
6. Professional standard of the teacher [Electronic resource]: Ministry of Education and Science of
Russia. Access from the legal system "ConsultantPlus".
7.
Education
http://www3.weforum.org/docs/WEFUSA_NewVisionforEducation_Report2015.pdf
date: 07.03.2017).
8. Partnership for 21st Century Learning Framework // Partnership for 21st Century
Learning URL: www.P21.org (reference date: 07.03.2017).
9. Patrick Griffin: "Schools need analytics" // portal21 URL: http://portal21.ru/?
ELEMENT_ID=8891 (reference date: 07.03.2017).
New Vision
URL:
(reference
DAVOS2015
for
// 10. Shamova T.I. Modular training (in school): essence, technology // Biology in school. 1994.
№5. P.45.
Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения
Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения
Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения
Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения
Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения
Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения
Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения
Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения
Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения
Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения
Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения
Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения
Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения
Современные подходы к определению ключевых компетенций взрослого населения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.