Патриотическое воспитание дошкольников — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному краю и к родной стране, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Возрождение патриотического воспитания как основной части духовно-нравственного - это шаг к возрождению России.
Современные подходы к организации патриотического воспитания в
ДОО
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых
актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей
стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к
событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине, что
потребовало модернизации российского образования.
С введением в действие ФГОС (Приказ Минобрнауки России от 17 октября
2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования") к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым
становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие
образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной
модели организации образовательного процесса на совместную деятельность
взрослых и детей.
Патриотическое воспитание дошкольников — одна из задач нравственного
воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к
детскому саду, к родному краю и к родной стране, культурному достоянию
своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям
других национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику и
результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной
символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Возрождение патриотического воспитания как основной части духовно
нравственного это шаг к возрождению России.
Дошкольный возраст важнейший период становления личности,
формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального
опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения,
взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Главной целью патриотического воспитания дошкольников выступает
закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и
с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию,
гармоничному взаимодействию с другими людьми. Вся деятельность
педагогов основана соответствие возрасту разных формах образовательной
работы с дошкольниками: экспериментировании, проектировании,
наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл
заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью. Система
образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан
правового демократического, социального государства, уважающих права и
свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющихнациональную и религиозную терпимость. Реализация такой системы
невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
Работу по патриотическому воспитанию, следует начинать с изучения
методической литературы, которая позволяет подобрать формы и методы
работы, соответствующие конкретным условиям работы в детском саду.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка
инновационных подходов к патриотическому воспитанию. Формирование
любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни
мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя
пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира.
Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком
уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой
Родины». Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой
связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим,
культурным, национальным, географическим, природноэкологическим
своеобразием. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями,
ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период,
в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к
богатствам национальной и мировой культуры. Дети знакомятся с историей
России, гербом, флагом, мелодией гимна. Работа по патриотическому
воспитанию проходит с широким использованием педагогических средств:
иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных
произведений и предметов народноприкладного искусства, диафильмов,
слайдов. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов
деятельности детей. При отборе произведений важно руководствоваться
общими принципами: доступность по содержанию и форме,
привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность. Знакомство с
двором, улицей, районом, где живет ребенок, способствует формированию у
него представлений о родном городе, его устройстве, истории,
достопримечательностях. Необходимо побуждать детей к творческой
деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх,
рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, рассматривании книг, пении,
сочинении рассказов.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только
нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также
физического воспитания.
В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются
следующие задачи:
1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к
настоящему и прошлому своего народа.2. Воспитывать нравственнопатриотические качества: гуманизм, гордость
желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.
3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание
детей в семье.
Также решаются задачи эстетического воспитания дошкольников.
Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое
слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о
подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или
печалится. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя
непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также поновому
представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.
Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного
возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может
взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но
затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство
может угаснуть, поэтому, закрепляем это чувство в многократных
переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
Знакомство дошкольников с родным краем и родной страной – процесс
длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю.
Положительного результата можно достичь только систематической работой.
Знакомство с патриотическим материалом включается в нашем детском саду
в разные виды деятельности, предусмотренные основной
общеобразовательной программой дошкольного образования (речевую,
музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.). Работа вне
образовательной деятельности включает различные методы и приемы:
наблюдения, беседы, игры, труд, самостоятельная деятельность, экскурсии,
походы. Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется
систематически и последовательно, согласно комплекснотематическому
планированию на учебный год. В нем отражены такие мероприятия как:
«Веселые старты», «Я вырасту здоровым», «Мой любимый поселок», «Моя
страна», «Символы Российского государства», «Герои Отечества», Проект
«Наша дружная семья», «Их именами славится Россия», Проект «День
защитников Отечества», «Мама, папа, я – спортивная семья», «День победы»
Комплекснотематическое планирование составляется так, чтобы оно
способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний. Темы
повторяются в каждой возрастной группе, изменяется только их содержание,
объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность
изучения.Старшие дошкольники получают знания о том, что в нашей стране живут
люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На
данном возрастном этапе поддерживаю чувство дружелюбия и симпатии к
людям других национальностей. Дружеское общение в быту, в труде, в
различных играх является первоначальной ступенью воспитания
доброжелательности ко всем людям. Ознакомление детей с
достопримечательностями, культурой, традициями родного края
осуществляется в процессе пешеходных прогулок и экскурсий. Во время
походов, экскурсий, знакомлю детей с историческим прошлым родного края,
его богатой историей, архитектурными памятниками, необыкновенной
красотой природы, воспитываю чувство гордости за своих земляков,
уважению к прошлому, любви к ближним.
Отдельным направлением нравственнопатриотическое воспитание
подрастающего поколения является военнопатриотическое воспитание. Это
встречи с интересными людьми, экскурсии, изучение традиций воинской
доблести и славы России, историю и героическое прошлое родного края.
Центральным стержневым моментом является праздник, посвященный Дню
Победы, оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических
чувств детей. На занятиях в совместной деятельности дети знакомятся с
воинскими званиями, изучают художественную литературу на военную
тематику. На рисовании отображают свою позицию в рисунках, на музыке
разучивают военные песни, учатся маршировать.
Постепенно ребёнок понимает, что он — частица большого коллектива —
детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная
направленность поступков постепенно становиться основой воспитания
гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно
постоянно, ежедневно пополнять опыт участия детей в общих делах,
упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника
формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью
нашей страны является высоконравственный, творческий, компетентный и
инициативный ЧЕЛОВЕК, который принимает судьбу страны, как свою
личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей Родины,
укорененного в духовных и культурных традициях многонационального
народа Российской Федерации.