«Современные подходы к проблемам трудового воспитания. Виды детского труда и их воспитательное значение»
Оценка 5
Педсоветы
doc
воспитательная работа
9 кл
30.11.2018
«Современные подходы к проблемам трудового воспитания. Виды детского труда и их воспитательное значение». Доклад о трудовом воспитании школьников. Роль трудового воспитания среди подростков. Трудовое воспитание как профилактика правонарушений среди подростков. Описание современных подходов. Виды детского труда, влияние на воспитание .
доклад о трудовом воспитании.doc
«Современные подходы к проблемам трудового воспитания. Виды детского
труда и их воспитательное значение»
СЛАЙД 1
Труд является источником материального и духовного богатства общества. В процессе
трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. В труде
происходит нравственное и идейное развитие человека. Трудовая деятельность
существенно влияет на формирование нравственных качеств личности, системы её
взглядов на природу и общество.
СЛАЙД 2
Труд развивает умственные способности человека, именно в трудовой деятельности
личность проявляет свою творческую активность, развивает и совершенствует
творческие задатки. В процессе труда человек крепнет физически, развиваются его
умения и навыки.
Но не всякий труд является фактором воспитания и разностороннего развития
личности. Развивающее и воспитывающее влияние на человека оказывает только такой
труд, который является свободным. Если труд осуществляется человеком по
принуждению или по необходимости как средство существования, он не приносит ему
морального удовлетворения и задерживает духовное развитие.
СЛАЙД 3
Трудовое воспитание является составной частью воспитания личности и находится в
тесной взаимосвязи со всем его содержанием, так как, формируя добросовестное
отношение к труду у школьников, мы прививаем им ведущие нравственные качества.
Творческой разработке путей трудового воспитания в школе, методике организации
детского труда серьёзное внимание уделяли Н.К.Крупская, А.С.Макаренко,
В.А.Сухомлинский. Они писали, что при целесообразном применении труд может стать
рычагом развития детей. Для этого он должен заинтересовать детей, быть не только
физическим, но и умственным; результат труда они должны понимать; надо, чтобы дети
трудились не только в школе, но и за её пределами; труд для ребят должен быть
посильным, творческим;
В российских школах сложилась определённая система трудового воспитания
подрастающего поколения, которая реализуется через непосредственно учебный,
производительный и общественно полезный труд.
СЛАЙД 4
СЛАЙД 5
По мнению К.Д. Ушинского, учебный труд едва ли не самый тяжёлый для ребёнка,
ведь он требует большого умственного напряжения, длителен и кропотлив. Но именно в
процессе учебного труда воспитывается отношение к трудовой деятельности в целом.
Другой вид детского труда производительный. Принцип соединения обучения с
производительным трудом реализуется через работу школьника в лагерях труда и
отдыха. Такой труд содействует формированию личности школьника в целом,
поскольку его результаты идут на пользу всему обществу.
И третий вид детского труда общественно полезный труд, который является
основой всей системы трудового воспитания учащихся. Общественно полезный труд
это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность,
имеющая чётко выраженную общественную значимость. Школьное самообслуживание гораздо шире домашнего и направлено на обслуживание
коллектива и самого себя: уборка помещений, ремонт наглядных пособий,
библиотечных книг, дежурство в классе, в школе. В процессе самообслуживания у
учащегося воспитывается чувство коллективизма, формируются прочные санитарно
гигиенические навыки. Школьники начинают ощущать себя хозяевами класса,
организаторами своего совместного быта.
При организации самообслуживания используются такие формы, как бригады,
звенья, сводные отряды.
В общественно полезный труд включаются также шефские работы (внутри школы и
вне её) и общественная работа, связанная с выполнением разнообразных общественных
поручений, закрепляющих у школьников такие нравственные понятия, как интерес,
привычка и потребность к общественной деятельности, целеустремлённость.
И мне бы хотелось рассказать о том, чем заняты дети в летнее время.
СЛАЙД 6
При поддержке Газпромтрансгаз совместно с социальной службой в летнее время на
базе КСК Эдельвейс формируются трудовые отряды. Отряды набираются на 2 месяца.
В конце смены в качестве поощрения ребята получают денежную премию.
СЛАЙД 7
.
Каковы же педагогические условия эффективности детского труда? Чтобы
трудовое воспитание в школе было полноценным, оно должно отвечать ряду
педагогических условий:
1) чем раньше ребёнок будет приобщён к труду, тем успешнее будет проходить его
2)
3)
4)
трудовое воспитание;
трудовая деятельность детей должна иметь общественную значимость;
радость доставляет только труд, который вызывает чувство усталости и утомления.
Лёгкий труд не оказывает положительного воспитательного эффекта;
контроль со стороны взрослых за трудом детей должен быть тактичным,
поддерживающим уверенность ребёнка в своих силах;
труд должен сменяться отдыхом;
5)
6) Каждое трудовое задание должно заканчиваться полезным и по возможности
видимым результатом;
7) Труд должен соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям
8)
9)
детей;
В процессе трудовой деятельности учащиеся должны не только выполнять
порученную и работу, но и учиться самостоятельно организовывать свой труд.
Методика организации детского труда должна соответствовать вышеуказанным
педагогическим условиям.
«Современные подходы к проблемам трудового воспитания. Виды детского труда и их воспитательное значение»
«Современные подходы к проблемам трудового воспитания. Виды детского труда и их воспитательное значение»
«Современные подходы к проблемам трудового воспитания. Виды детского труда и их воспитательное значение»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.