Наименование мероприятия: методическое объединение воспитателей групп компенсирующей направленности дошкольных образовательных учреждений.
Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений: Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста.
1. Организационный момент.2. Сообщение темы занятия.3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.4. Произношение звуков в слоговых сочетаниях и словах.5. Произношение звуков в словах.6. Физкульт минутка.7. Работа над предложением. 8. Произношение звука в связной речи. 9. Обучение элементам грамоты.10. Итог занятия.
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 12
стцы Должанской муниципального
образования Ейский район
Краснодарский край
Воспитатель: Афанасьева Елена Евгеньевна
Наименование мероприятия:
направленности.
КМО воспитателей групп компенсирующей
Консультация для воспитателей: Современные требования к проведению
занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста.
Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный
подход в сочетании с наглядными и игровыми приёмами. В ходе занятия
реализуется основной принцип – принцип соблюдения триединой задачи:
Основным методом организации
воспитание,
обучение.
развитие,
фронтальных занятий является комплексно – игровой, который даёт
возможность добиться положительного результата в работе с детьми.
Материал легче усваиваются в рамках сюжета сказки, путешествия,
приключения, игры. Дети постигают понятие «звук», «слог», «слово»,
«предложение», «предлог», «буква»; закрепляют правильное произношение
звуков в пословицах и поговорках, участвуют в сочинении сказок, стихов,
чистоговорок. В занятия по подготовке детей к обучению грамоте вводятся
задания на развитие языкового анализа и синтеза, лексикограмматические
задания, физкультминутки, голосовые и дыхательные упражнения, имитация
движений и действий, творческие задания, словотворчество, игры и
упражнения на развитие познавательных процессов, стихи и диалоги.
Рассмотрим организацию сюжетно – тематических фронтальных занятий:1. Организационный момент.
Цель: введение в тему занятия, создание положительного настроя на
обучение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция
психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в
работу с первых минут занятия. Организационные моменты проводятся в
разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные,
мимические и имитирующие упражнения.
Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” (звук ЛЬ)
начинается с загадки: «Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это
бывает?» Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку,
подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко.
Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко
(расслабление).
Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего
«Я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.
2. Сообщение темы занятия.
Обычно выставляют игрушки, плоскостные фигурки.
Например, в занятии «Наши друзья – Домовой и Домовенок» (звуки Д, ДЬ)
тема сообщается следующим образом: Сегодня к нам пришли озорной
Домовенок и дедушка Домовой. Где они могут жить? Какой первый звук вы
услышали в словах: дом, Домовенок? Сегодня мы вместе с ними будем
изучать звуки «Д», «ДЬ».
Игровая форма сообщения темы не только пробуждает интерес к занятию, но
и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к
изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим
признакам.
На данном этапе реализуются следующие задачи:
уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при
произнесении изучаемого звука;
показывается “профиль” звука на рисунке;
уточняются акустические признаки звуков: спит или не спит голосок
(глухие и звонкие звуки), поется или не поется звук (гласные и
согласные);
находится образное сравнение звука (р – рычание тигра, ль – весенняя
капель);
звуки обозначаются цветными символами;
определяется их место в звукобуквенном городе (в Синей, Зеленой или
Красной стране).
4. Произношение звуков в слоговых сочетаниях и словах.
Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического
восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения,
интонации). Развитию слухового внимания способствуют словесные игры:
«Звук потерялся», а также задания по восстановлению слов с
переставленными звуками, угадывание слов по первому или последнему
звуку, слогу и восстановление пропущенных слогов.
5. Произношение звуков в словах.
На этом этапе решаются следующие задачи:
развитие фонематического восприятия и фонематических
представлений;
уточнение и расширение лексического запаса;
овладение грамматическими категориями словоизменения и
словообразования, постижение смысла и многозначности слов; развитие слухового внимания и зрительной памяти;
овладение простыми и сложными видами слогозвукового анализа и
синтеза.
Для решения этой задачи важен принцип подбора речевого и наглядного
материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом
занятия. Второй – поставленной задачей.
В работе по обогащению словаря и развитию фонематического восприятия
обязательно выставляются предметы, игрушки, картинки.
А применение слов, насыщенных одним изучаемым звуком (в начале, в
середине, в конце) развивает звуковое чутье.
Языковой анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая
ведется на каждом занятии. Особый интерес вызывают задания, в которых
собираются рассыпанные звуки. Составление схем чередуется с подбором
слов к схеме. На более поздних этапах дети отгадывают кроссворды и ребусы.
При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках,
слогах и словах.
6. Физкультминутка.
Физкультминутка тесно связана с темой занятия и является переходным
моментом к следующей части занятия.
Основные задачи физкультминутки заключаются:
в снятии усталости и напряжения;
внесении эмоционального заряда;
в совершенствовании общей моторики;
выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
Музыка и ритмические движения хорошо снимают усталость и благотворно
влияют на настроение детей. Предлагаются различные формы проведения
физкультминутки:
подвижная игра; имитация трудовых действий;
произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями;
физкультминутки в форме психофизической гимнастики, когда дети
мимикой, жестами и движениями изображают разных животных.
7. Работа над предложением.
На данном этапе занятия решаются следующие задачи:
установление лексикограмматических отношений между членами
предложения;
актуализация накопленного словаря;
формирование связности и четкости высказывания;
работа над предложением как средством развития мыслительных
процессов, в частности – умозаключений;
анализ и синтез словесного состава предложения как средства
предупреждения дисграфии.
Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае
необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному
правилу – от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на
заданные вопросы с опорой на картинки. Затем задания усложняются: детям
предлагаются задания на восстановление деформированного текста
предложения. Развитию мышления способствуют задания, в которых детей
просят составить предложения из набора слов, связанных ситуативной
цепочкой (заяц, куст, сидеть, под).
Обязательным условием на этом этапе является логическая и игровая связь с
сюжетом занятия.
Параллельно ведется работа над усвоением грамматических категорий языка.
Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить слово в
разных падежах, в ед. и мн. числе, в настоящем и прошедшем времени, с
разными приставками.Также с усвоением лексикосинтаксических отношений между членами
предложения должна вестись работа по анализу и синтезу словесного состава
предложения. При этом обычно используются полоски для обозначения слов,
делаются зарисовки схем в тетрадях.
8. Произношение звука в связной речи.
Основная задача данного этапа: совершенствование навыка правильного
произношения звуков в связной речи, т.е. доведение произношения до
автоматизма.
Попутно решаются и другие задачи:
развитие воображения и творческой фантазии;
развитие словотворчества;
развитие мелодикоинтонационных и просодических компонентов.
Обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и
игровая связь с темой занятия и заданиями предшествующего этапа.
Методы основной и попутных задач разнообразны: чистоговорки, диалоги,
занимательные,
стихи,
насыщенные изучаемым звуком,
доступные,
многообразные по интонационным характеристикам.
Задания на составление или договаривание чистоговорок и стихов
способствуют развитию ритма, рифмы: пересказ сказок, театрализация,
творчество в развитии сюжета занятия, придумывание диалогов, вопросов.
9. Обучение элементам грамоты.
Это завершающий этап занятий, предусматривающий решение следующих
задач:
познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук;
учить читать букву, слоги, слова;
учить писать печатными буквами слоги, слова.
При решении первых двух задач необходимо связать звуковой (фонетический)
образ звука со зрительным (графическим) образом. Это возможно лишь тогда,когда дети будут четко понимать, что главным отличием звука от буквы
является то, что звук мы произносим и слышим, а букву мы видим, читаем и
пишем.
Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную
и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают
пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются
строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется,
на что похожа буква. Создается зрительный образ буквы:
Вот какая буква «Ц»
С коготочком на конце.
Коготокцарапка,
Как кошачья лапка.
Для более прочного и образного запоминания буквы используется прием, в
котором элементы буквы находятся в геометрических фигурах, наложенных
друг на друга. Дети изображают буквы с помощью пальцев, палочек,
природного материала, изображают буквы позой.
Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале
учебного года к более сложному в конце.
Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей
сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.
Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную
букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово
получилось?
По мере овладения чтением задания даются на любом этапе занятия.
10. Итог занятия.
Подводится итог, т.е. определяется результативность. Дается только
положительная эмоциональная оценка. Отмечается активность каждого
ребенка. Узнать, что понравилось, что бы хотели узнать в следующий раз.В конце занятия детей может ожидать сюрприз.
Главное: занятие от начала до конца должно быть добрым.