Современный нетрадиционный урок литературы 10 класс

  • pptx
  • 11.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Современный нетрадиционный урок в школе.pptx

Современный нетрадиционный урок в школе.

Урок-диспут в 10 классе
Оценка драмы А. Н. Островского «Гроза» в критике.



Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №83 имени Кавалера ордена Мужества Е.Е.Табакова Городничева Любовь Михайловна

Цель урока: формирование читательской культуры школьников Задачи урока: -обеспечить понимание разных точек зрения критиков на драму А.Н.Островского «Гроза»; -развивать монологическую речь учащихся, умения сравнивать, обобщать, дискутировать; -воспитывать толерантность, активную жизненную позицию; -обучать мастерству ведения дискуссии; -найти причины и истоки полемики между критиками.

Подготовительный этап

Как вести дискуссию?
Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать.
Обязательно выскажи и аргументируй своё мнение.
Говори просто, ясно, логично и последовательно.
Не повторяйся и не повторяй слов других.
Помни, что лучшие доказательства – точные факты.
Внимательно слушай оппонента и находи рациональное зерно в его аргументах.
Уважай того, кто спорит с тобой; твоё тактичное поведение доказывает, что ты не только сильный оппонент, но и воспитанный человек.

Памятка участнику дискуссии «Как работать с дополнительной литературой»
1.Прочитать критические статьи.
2.Определить свою позицию по дискуссионному вопросу.
3.Сопоставь свою оценку с авторской.
4. Подумай, какую позицию ты будешь отстаивать.
5.Подумай, ты хочешь отстоять свою точку зрения или найти истину. Не ошибись в выборе!

Прочитана драма «Гроза», разобраны все вопросы, возникающие на уроках. Тогда зачем нужен сегодняшний урок? На этот вопрос нам поможет ответить Ц. П. Балталон, русский литературовед, педагог, методист: Сколько- нибудь живое, интересное и серьёзное изучение произведений художественной литературы невозможно без помощи литературной критики.

По следам драмы А. Н.Островского «Гроза» были написаны 4 критические статьи:

Н. А. Добролюбов «Тёмное царство»(1860г)и «Луч света в тёмном царстве»(1864)





Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы»(1864)


А. А. Григорьев «После «Грозы» Островского»(1680)

Проведение дискуссии. Почему недостаточно одной статьи?

Недостаточно, ибо мнения критиков по поводу драмы разделились и в основном по поводу характера и трактовки образа Катерины.

Главная полемика возникла между Н.А.Добролюбовым и Д.И.Писаревым. Почему?

Правомерны ли высказывания критиков об образе Катерины? Кто вам ближе? Обоснуйте.

Н.А. Добролюбов
Характер Катерины решительный, цельный русский характер…по преимуществу созидательный, любящий, идеальный

Д.И Писарев
Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твёрдого характера, ни развитого ума…Что за любовь, возникшая от обмена нескольких взглядов?

Какой видится Катерина Н. А. Добролюбову? (Критик отмечает её самобытность, неординарность, решительность, что можно доказать страницами драмы) А Д.И.Писареву? (Он отказывает Катерине в её непохожести на калиновцев, считая, что героиня «заражена всеми нелепостями, господствующими в обществе самодуров.»)

- С кем вы согласны?

Совпадает ли ваша точка зрения с мнением одного из критиков по поводу силы и слабости характера?

Н.А.Добролюбов

В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведённый до конца, провозглашённый и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Горько такое освобождение, но что же делать, когда другого выхода нет. В этом и сила его характера.

Д.И.Писарев

Что за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Наконец, что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семей? Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством- самоубийством.

Гибель Катерины- сила или слабость?

Добролюбов не осуждает самоубийство героини. Наоборот, смертью своей Катерина освобождается от гнёта и от терзающих её внутренних противоречий, а «тюрьме», в которой она страдала, гибель её нанесла непоправимый удар.

Писарев же считает, самоубийство Катерины –это очередная глупость героини. Этот поступок явился совершенно неожиданным для неё самой.
Ваше мнение? Кто, по- вашему, прав? Или у вас есть своё мнение?

С чьей оценкой вы согласны? С кем из критиков ваши взгляды не совпадают?

Н.А.Добролюбов

Катерина – луч света в тёмном царстве.

Д.И.Писарев

Ни одно светлое явление не может возникнуть в «тёмном» царстве.
Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением.

Что позволило Н. А. Добролюбову назвать Катерину «лучом света в тёмном царстве»?

Катерина, абсолютно бесправная женщина, единственная бросает вызов миру самодуров, протестует против жестокости семейного деспотизма, вслух заявляет о своём протесте.

Д. И. Писарев считает иначе. Как?
(По мнению критика, только люди, занимающиеся просвещением народа, способны нести свет в «тёмное царство». А Катерина ушла из жизни, фактически не оставив в ней следа.Разве оэто луч?)
Что ответите критикам? Чьё мнение согласуется с вашим?

Подведение итогов дискуссии

Оценка выступлений учащихся. Кто сегодня был более убедительным? (используем приём «микрофон»)

Задание на дом: напишите письмо одному из критиков по поводу его статьи.

Подведение итогов дискуссии. Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» и Д. И. Писарев в статье «Мотивы русской драмы» весьма противоречиво оценили поступок Катерины. Чем это вызвано?

1.Различием во взглядах: Писарев был либералом, Добролюбов – демократ.
2.Изменением обстановки в России: статья Писарева была написана в 1864, после спада революционной ситуации. Статья Добролюбова написана накануне отмены крепостного права(1860), когда революционные демократы связывали свои надежды на преобразования в России с пробуждением сознания широких народных масс. Он видел в народе огромную нравственную и политическую силу, способную изменить жизнь.

Рефлексия

Получил ли я удовлетворение после дискуссии?
Могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль?
Насколько интересна мне культура проведения дискуссии?
.Смог ли я воспользоваться приёмами доказательности?
.Какие я приобрёл новые знания?
.Смог ли я понять точку зрения другого?
.Интересен ли мне живой обмен мнениями?