Современный подход к организации учебной деятельности на уроках физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС

  • docx
  • 06.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья фгос физра.docx

 

Современный подход к организации учебной деятельности на уроках  физической культуры  в соответствии с требованиями ФГОС

Гугнин А.А учитель физической культуры  ГБОУ  гимназия № 168

Центрального района Санкт-Петербурга

 

             В статье «Современный подход к организации учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС» рассматриваются основные подходы к проектированию урока, формы и методы организации современного урока в рамках ФГОС. 

Учитель ставит задачу и показывает, каким образом   можно создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

 

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться,  способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного освоения обучающимися  социального опыта.

Достижение умения учиться предполагает полноценное формирование и освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

§  познавательные и учебные мотивы;

§  учебную цель;

§  учебную задачу;

§  учебные действия и операции (ориентированы на преобразование материала, контроля и оценку).

Основным механизмом реализации современных целей образования является включение обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Каким образом организовать эту деятельность?

Для проектирования учебного процесса, ориентированного на достижение требований стандарта, наиболее существенными являются следующие положения:

  • ориентация учебного процесса на достижение ожидаемых результатов (планируемых результатов освоения программ начального образования);
  • деятельностная направленность процессов обучения и учения;
  • «встроенность» системы оценивания;
  • индивидуализированный подход к обучающимся на основе дифференциации требований к освоению программ.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие. По мнению А.Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах,  но во всех школах, даже высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть ещё приобретено, то есть для всякого обучающегося».

Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно.

Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:

1.     На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению и создаются условия для индивидуального развития каждого ребенка.

2.     На уроке реализуются идеи гуманизации образования.

3.     На уроке реализуется деятельностный  метод обучения.

4.     Организация урока динамична и вариативна.

5.     На уроке используются современные педагогические технологии.

Приоритетными задачами  школьного образования становится развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Эти задачи будут решены, если использовать инновационные методы обучения – такие способы организации учебного процесса, которые обеспечивают включение обучающихся в активное взаимодействие и общение в процессе их познавательной деятельности. К инновационным методам обучения могут быть отнесены: метод учебного сотрудничества; коллективные способы обучения; метод проектов; решение проектных задач; педагогические мастерские, игровые методы и ряд других методов, позволяющих обеспечить субъектное положение обучающегося в образовательном процессе.

ФГОС  вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми  требованиями  перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Так, учитель может и должен научить ребенка осуществлять практические способы действий и приемы мыслительной деятельности (наблюдение, анализ, измерение, сравнение, классификация, синтез, обобщение) и познакомить со средствами работы с информацией. Умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно. Для этого педагогу необходимо проектировать образовательный процесс так, чтобы ученики:

§  получали опыт выхода за пределы выученного;

§  переживали такой опыт как ценность;

§  стремились самостоятельно расширять границы своих знаний и умений;

§  проявляли инициативу в новых ситуациях;

§  действовали самостоятельно и в случаях ошибки находили способы корректировки собственных действий и т. д. (работа в парах, группах).

В таком обучении основная задача учителя состоит в том, чтобы помочь детям самостоятельно найти способ решения той или иной проблемы, а не в натаскивании на примере 1–2 готовых способов.

Обучая детей целеполаганию, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения обучающимися границ знания – незнания. При обучении планированию своей деятельности сначала учимся анализировать предложенный учебный материал, осуществлять выбор тех заданий, которые будут способствовать достижению поставленной цели и определять последовательность их выполнения на уроке.

Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности обучащихся преобладают над фронтальными. Прежде чем вводить такой вид деятельности, как групповая работа, необходимо научить детей работать в паре.

Меняются формулировки заданий, которые и определяют деятельность обучающихся на данном этапе урока: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом или жестом( например в судействе подвижных или спортивных игр), создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем раньше, причем характер ее должен быть исследовательским, творческим, продуктивным. Обучающиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.

 обучающимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Для оценивания своей работы дети используют тесты нормативные требования развития физических качеств, «Лесенки успеха» и так называемые карточки-«светофоры». При обучении обучающихся оцениванию двигательных действий своих товарищей совместно вырабатываются критерии, по которым это можно сделать. Например, правильно – неправильно в сравнении с эталоном, выразительно – невыразительно, понравилось – не понравилось и др.

Большое внимание  в последнее время уделяется проектной деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, её интерпретации, представление своих проектов. Проведение уроков в форме решения  проектных задач и творческих мастерских всегда вызывает живой интерес, способствует тому, что действия обучающихся становятся более активными, творческими и самостоятельными.

При проектировании урока необходимо помнить о том, что:

1.     Проектироваться должен не отдельный урок, а система (цикл) уроков. Цикл уроков определяется логикой конкретного предмета.

2.     При проектировании учебной темы необходимо точно ответить для себя: что должно произойти с ребенком в ходе изучения данной темы, т.е. какие УУД формируются.

3.     Проектируются не только цели деятельности учителя, но и цели деятельности обучающихся.

4.     Необходимо определить действия обучающихся и учителя, приводящие к запланированному результату.

5.     На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей традиционной образовательной деятельности школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и есть главный ресурс, без которого  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. 

 

Литература:

1.      Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы / авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. –  Волгоград: Учитель, 2008.

2.     Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

3.     Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2008 г.

4.     Мельникова Е.Л.  Проблемный урок.  – Ростов-на-Дону: Витраж, 2006.

5.     Чутко Н.Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007.