Современный урок.
Современный урок – это урок, на котором учитель использует все возможности для развития личности ученика, активного умственного роста, для формирования нравственных основ. Основными задачами современного образования является не просто вооружение ученика фиксированным набором знаний, а сформированность у него умения и желания учиться всю жизнь; работать в команде; способность к самоизменению и самореализации. Особое место в образовательном процессе занимает система УУД учащихся: коммуникативные, познавательные, личностные. На уроке происходит общение равноправных партнеров, субъектов личностей. Партнерство предполагает наличие диалога. Поэтому главным компонентом современного урока становится диалоговое взаимодействие субъектов педагогического процесса, позволяющее организовать работу на уроке как сотрудничество. Использование активных методов обучения. Перевод ученика из позиции обучаемого в позицию обучающегося – даем творческие задания; связь с личным опытом; индивидуальные задания, необходимость действовать самостоятельно; поиск, исследование; самоконтроль; самоанализ; рефлексивные вопросы; обращение к личности учащегося; проблемы, предложенные учащимися; запуск поисковой, творческой активности; задачи с недостаточной информацией. Индивидуально-личностный подход к каждому ребенку. Осознание способов деятельности; анализ информации, выводы. Использование современных образовательных технологий: технология проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации, технологии индивидуализации обучения, ехнология коллективного взаимообучения, технология проектного обучения, исследовательская технология, личностно-ориентированные технологии, портфолио и др.
В стандартах второго поколения, в отличии от прежнего, при подготовке к урокам составляет технологическую карту урока, а не конспект. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Можно ознакомиться с примерной структурой технологической карты. Технологическая карта включает в себя несколько разделов: этап, деятельность учителя, деятельность учащихся, УУД.
I этап. Организационный момент. Мотивация деятельности. Цель - повышение мотивационной деятельности учащихся. На этом этапе формируются коммуникативные, универсальные, учебные действия (умение слушать учителя, положительный настрой на урок, побуждение к знаниям)
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) - этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. Ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им не достает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу, мотивационный этап обычно состоит из следующих действий:
Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы.
Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного.
На этом этапе идёт формирование таких УУД, как регулятивные (учащиеся самостоятельно определяют последовательность выполнения действий и выполняют учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено), коммуникативные и познавательные (сотрудничество учащихся друг с другом, при решении задач).
III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала). После того, как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечается и обсуждается план предстоящей работы. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что из этого у учеников наличествует, а что требует пополнения. Формулируются целевые установки урока. Знакомство с новыми терминами, правилами. Формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач). На этом этапе учащиеся применяют полученные знания и умения на практике. Ребята высказывают свои мнения, исправляют ошибки. Закрепляют полученные знания. Формирование таких УУД, как регулятивные, коммуникативные, познавательные.
V этап. Рефлексия. Итог урока.
На этом этапе урока закрепляем содержание учебного материала через приёмы рефлексии. Учащимся предлагается проанализировать свою работу во время всего урока. Формирование регулятивных УУД.
Современный урок – это современный учитель.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.