I. Современный урок должен строиться с учетом принципов системно-деятельностного подхода.
Что такое системно-деятельностный подход ? Что такое деятельность? Системность?
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Основной результат обучения – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Дидактические принципы системно-деятельностного подхода:
1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
II.Современный урок литературы должен быть ориентирован на 3 вида результатов (с учетом требований системно-деятельностного подхода):
- предметные;
- метапредметные;
-личностные.
Вспомним
1. Что такое предметные результаты?
2. Что такое метапредметные результаты? См. таблицу.
3. Что такое личностные результаты?
Интегрированный урок литературы и истории по
«Повести временных лет». 6 или 7 класс
Зачем изучать летопись, древнерусскую литературу?
Цель: рассмотреть летопись как источник сведений о нравственной жизни человека.
Ход урока.
1. Погружение в эпоху. Язычество в Древней Руси.
Вопросы.
Когда жила княгиня Ольга?
Что такое язычество?
Вы читали мифы? Очем они? Каких славянских богов вы знаете?
Как относились люди к своим богам?
Откуда родом княгиня Ольга?
(Летописи дают различную информацию).
По одной из них : она незнатного рода, родилась под Псковом,в юности ей даже приходилось работать, помогая семье.
Первая встреча с Игорем.
Князь охотился в псковских земляхи, переправляясь через реку на лодке, обратил внимание, что перевозчик юная девушка. Она ему приглянулась. Но Ольга отвергла ухаживания князя. «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами. Пусть я молода, незнатна и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание».Князь запомнил эту встречуи, когда пришла пора жениться, выбрал именно эту девушку.
№ |
Этап урока |
УУД |
Универсальные действия |
1 |
Характеристика времени жизни княгини Ольги. |
Познавательные Коммуникативные Метапредметные |
|
2 |
Подготовка к восприятию текста. Толкование слов. |
Познавательные Регулятивные |
|
3 |
Изучение текста(3 группы) Составление плана Вопросы Логическая цепочка |
Регулятивные Познавательные |
|
4 |
Характеристика княгини Ольги. |
Коммуникативные |
|
5 |
Ответ на вопрос. Как автор относится к Ольге? |
Коммуникативные |
|
6 |
Выявление в текстеинформации о нравственных нормах Древней Руси. |
Личностные Познавательные |
|
7 |
Сопоставление с текстом С.М. Соловьева |
Познавательные |
|
8 |
Выскажите ваше отношение к такому явлению, как месть. |
Коммуникативные Личностные |
|
Задания
1. Заполните таблицу.
2.Письменно сформулируйте ответ на вопрос: какие принципы системно-деятельностного подхода были реализованы на этом
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.