СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА РОЛЬ ПЕДАГОГА В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Оценка 4.6

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА РОЛЬ ПЕДАГОГА В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
искусство
Взрослым
10.02.2022
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА РОЛЬ ПЕДАГОГА В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Развитие современного общества имеет некоторые особенности, с которыми не сталкивалось человечество на более ранних этапах, даже не столь отдаленных. Несмотря на внедрение в повседневную жизнь цифровых технологий, значительную оснащенность современным оборудованием, особой ценностью в обществе по-прежнему считается передача бесценного опыта, накопленного предыдущими поколениями, бережно сохраняемого и именуемого традициями. Обучение игре на любом музыкальном инструменте сопряжено с немалыми трудностями, требует кропотливой работы и наставничества грамотного педагога. Самостоятельно обучиться профессиональным навыкам игры на инструменте еще никому не удавалось.
статья Сазонова А.В..docx

Ангелина Владимировна Сазонова,

преподаватель-методист

КУДО школы искусств №7 г. Донецка

 

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА РОЛЬ ПЕДАГОГА В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

 

         Развитие современного общества имеет некоторые особенности, с которыми не сталкивалось человечество на более ранних этапах, даже не столь отдаленных. Несмотря на внедрение в повседневную жизнь цифровых технологий, значительную оснащенность современным оборудованием, особой ценностью в обществе по-прежнему считается передача бесценного опыта, накопленного предыдущими поколениями, бережно сохраняемого и именуемого традициями. Обучение игре на любом музыкальном инструменте сопряжено с немалыми трудностями, требует кропотливой работы и наставничества грамотного педагога. Самостоятельно обучиться профессиональным навыкам игры на инструменте еще никому не удавалось.

         Что такое музыкальная педагогика? Какова роль педагога в воспитании подрастающего музыканта? Как максимально усовершенствовать систему музыкального образования? Эти вопросы на протяжении всей истории обучения исполнительскому искусству волновали выдающихся музыкантов-просветителей. Прежде всего, необходимо четко понимать, что теория и практика музыкального воспитания и обучения игре на инструменте, неразрывно связана с формированием интеллекта, нестандартного мышления, умением задействовать фантазию, позволяя в дальнейшем реализовать весь потенциал личности в любой профессии. Это одинаково важно как при общем воспитании музыканта-любителя, так и при профессиональной подготовке музыкально одаренного ребенка. Учитывая то, что профессия музыканта требует длительного процесса обучения, роль педагога значительно расширяется и для своего ученика он становится больше, чем наставником, а его работа превращается в искусство.

         Уровень профессионального имиджа любой деятельности во многом зависит от особенностей профессии. Не исключение и музыкальная педагогика дополнительного образования. Вообще педагогика искусства обладает своей особой спецификой, сочетая эмоции и духовный мир человека с индивидуальным характером обучения, она не ограничивается временными рамками непосредственного общения на уроке, а распространяется на все сферы жизни двух взаимодействующих начал, наполняя особым смыслом существование и обогащая жизненный опыт каждого из них. Профессия педагога предполагает постоянное развитие всего спектра творческих и личностных способностей.

         Стоит разграничивать понятие «обучение» – передача готовых знаний ученику учителем и «образование» – исключительно творческий процесс. Всю жизнь личность «образуется», обогащается, усиливается, совершенствуется. Особая роль при этом отводится музыкальному искусству.

         Грамотный педагог сознательно или интуитивно воспитывает в учениках творческие способности. Творчество заключается не только в создании чего-то нового, что раньше не существовало, но и в преобразовании уже знакомого и известного, умении гибко и нешаблонно оперировать материалом. Культивируя на занятиях творческую инициативу, умение привносить в труд нечто свое, испытывать радость, мы вырабатываем навыки, которые будут проявляться во всей будущей деятельности наших воспитанников педагогов или врачей, рабочих или инженеров, ученых или скульпторов, даже если они так и не станут музыкантами. Занятия музыкой содействуют развитию инициативы, находчивости, критического отношения и организаторских способностей более, нежели любое другое искусство. Доказательством этой мысли служит высказывание выдающего русского математика И. Чебышева о том, что учительница музыки «более всех иных учителей» способствовала формированию его как ученого. Занятия музыкой дисциплинируют мышление, воспитывают сосредоточенность, развивают память. Перефразируя слова В.А. Сухомлинского, можно сказать, что без музыки нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Занятия музыкой должны войти в жизнь как один из элементов умственной культуры [7].

         Лучшие педагоги никогда не забывают, что методика формирования и стимулирования музыкального творчества и сотворчества на любом возрастном уровне, включает в себя две взаимосвязанные тенденции: усвоение норм, типов творчества, структур и их вариантов и создание ситуаций для преодоления инерции, для творческих неожиданностей [1].

         Быть профессионалом это значит не только делать на высшем уровне мастерства что-то конкретное, но и так же великолепно знать задачи, цели, назначение, качества и пригодность подходящих материалов, способы, методы, различные подходы и приёмы максимально результативной работы. Знать и уметь всё в своем деле. В этой жизни каждый человек должен найти свое место. Важно не только достижение высоких показателей, но и система мотивации, ценностная ориентация, чувство удовлетворенности от выполненной работы.

         В становлении всесторонне развитой личности огромное значение играет музыка. Очень жаль, что многие современные педагоги не способны понять ее роль в идейном, нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. Необходимо внедрять в сознание современного общества понимание необходимости обучения музыке всех без исключения детей, акцентировать внимание на массовости музыкального просветительства. Не стоит механически переносить методы профессионального музыкального обучения на общее. Б. Асафьев писал: «Увы, среди педагогов музыки еще имеются люди, рассматривающие свою задачу только как обучение навыкам ремесла… Хочется крикнуть таким учителям музыки: почитайте статьи по вопросам музыкального образования такого наичестнейшего и принципиальнейшего профессионала, каким был Римский-Корсаков, и не путайте мудрый профессионализм с черствым замыканием в узкие рамки ремесла» [1].

         Задача современного педагога – создать с детьми прочную эмоциональную связь, чтобы в безопасных условиях дать им возможность развить свою индивидуальность и развить свою психику до состояния взрослого. Индивидуальность это взаимодействие природных данных и влияния окружения. От окружения зависит не только развитие потенциала, но и мысли о себе и о мире. Можно иметь потенциал гения, но если родители и учителя не заметят или обесценят устремления (например, высмеиванием), то человек потеряет связь с важной частью себя. Дальше он живет по привычке, по навязанным представлениям, не наслаждается и, закономерно впадает в апатию. Что человек выбирает, с тем и остается. Выбор окружения влияет на судьбу. Под его влиянием формируются и мысли, и приоритеты, и системы ценностей, и представлений. Австрийский композитор XVIII века Д. Шубарт говорил: «Музыкальная одаренность – природный дар человека. Как она разовьется, зависит лишь от среды, в которой растет человек» [4].

         Удивительно то, что в разные времена выдающиеся педагоги говорят об одном и том же. Выстраивая эмоциональную связь, внимательно и аккуратно относясь к детям, каждый из них старался понять ребенка, помочь ему разобраться во всем, что он наблюдает вокруг. Дать возможность почувствовать себя нужным этому миру, гордиться собой, верить людям. Строгость и требовательность в сочетании с искренней любовью никогда не производят действия обиды. Это есть Высшая Справедливость, которую дети прекрасно чувствуют и в которой они нуждаются.

         Нельзя не согласиться с высказыванием Г. Нейгауза: «Чем яснее то, что надо сделать, тем яснее и то, как это сделать» [6]. В соответствии с тенденциями времени нередко видоизменяются содержание, форма и методы музыкально-воспитательной работы с детьми и юношеством. Но всегда прослеживаются основные принципы, которые способствуют духовному и нравственному совершенствованию человека, развитию его чувств – доброты, доверия, верности дружбе и долгу, сопереживания другим. Гармоничным называют того, чье представление о себе соответствует его природе, которую он понимает и умеет реализовывать. Это и есть психическое здоровье и счастливая жизнь.

             Забота о всеобщем музыкальном просвещении должна стать основой профессиональной деятельности современного педагога в музыкальном образовании.

 

Список литературы

1.   Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: «Музыка», 1973. – С. 57, С. 141.

2.     Баренбойм Л. За полвека. М.: «Музыка», 1989. – С.319.

3.     Гутовец М. В. Некоторые особенности современного музыкального образования в детской музыкальной школе // Молодой ученый, 2015. №22.3. С. 6-8.

4.     Землянский Б. О музыкальной педагогике. М.: «Музыка», 1987. – С.17.

5.     Мапуренкова Е. О педагогике Листовой В.В. М.: «Музыка», 1991. – С.31.

6.     Сафронова О.А. Дифференцированный подход в развитии творческого потенциала учащихся на занятиях фортепиано // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2014. – Т. 20. – С. 3016–3020.

7.   Сухомлинский В. Сердце отдаю детям. К.: «Советская школа», 1973. – С.23.


 

8.  

Ангелина Владимировна Сазонова, преподаватель-методист

Ангелина Владимировна Сазонова, преподаватель-методист

Особая роль при этом отводится музыкальному искусству

Особая роль при этом отводится музыкальному искусству

Не стоит механически переносить методы профессионального музыкального обучения на общее

Не стоит механически переносить методы профессионального музыкального обучения на общее

Это и есть психическое здоровье и счастливая жизнь

Это и есть психическое здоровье и счастливая жизнь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2022