Современный урок биологии с использованием технологии проблемного обучения.
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология
8 кл
29.04.2018
Публикуется сценарий урока биологии в 8 классе по оказанию первой помощи при травмах, связанных с поражением кровеносных сосудов. Технология проблемного обучения позволяет сделать урок максимально деятельным. Получение новых знаний учащимися основано на преодолении проблемы, складывающейся в реальной опасной жизненной ситуации. Предложены варианты организации поисковой деятельности учащихся.документ
современный урок биологии Скорее скорой.doc
Пермякова Людмила Николаевна
МАОУ СОШ №18, города Кунгура
Современный урок биологии с использованием технологии проблемного обучения.
Концепция проблемного обучения предусматривает траекторию развития, а не
усвоения знаний, достижение большей прочности знаний при их самостоятельном
достижении учащимся. Использование проблемных ситуаций поощряет творческое начало
в учениках, отдает им учебную инициативу. А.В.Хуторской выделяет такой подход как
концепцию эвристического обучения.
Основным понятием проблемного обучения
является проблемная ситуация, побуждающая ученика искать новый способ объяснения
или способ действия.
Урок биологии в 8 классе. «Скорее «Скорой».
Тема: «Первая помощь при кровотечениях».
Цель урока: Знакомство с видами кровотечений и мерами оказания первой помощи при
различных видах травм кровеносных сосудов.
Задачи:
предметная: научить распознавать виды кровотечений, оказывать первую помощь при
повреждениях сосудов;
метапредметные:
познавательная – поиск информации в различных источниках, оформление ее в виде
таблицы
регулятивная – достижение результатов соответственно поставленной цели, самооценка
результатов;
коммуникативная – взаимодействие в группе, распределение ролей в группе;
личностная – умение действовать в экстремальной ситуации, готовность прийти на помощь
пострадавшему.
Оборудование: таблицы «Кровотечения и их виды», «Основные виды повязок», бинты,
жгуты или резиновые трубки, палочки для закрутки, учебники «Биология. 8кл. Человек»
Колесов Д.В., сборник опытов и заданий «Человек и его здоровье» Р.Д. Маш.
Мотивационное поле проблема:
В Кунгуре этой осенью произошел несчастный случай. Группа школьников ехала на
велосипедах вдоль скоростной трассы «Кунгур – Орда». При попытке пересечь проезжую
часть одна из велосипедисток была сбита мчавшимся автомобилем. Водитель скрылся.
Ребята вызвали «Скорую помощь» и ждали до ее приезда. Девочка умерла по дороге в
больницу.
Как вы думаете ребята поступили правильно? Все ли они сделали до приезда медиков?
Медицинские работники сказали, что если бы кровотечение было вовремя остановлено,
то девочку удалось бы спасти. Дело в том, что при несчастных случаях рядом с
пострадавшим, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и
от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а, нередко, и жизнь человека.
Кто мог бы помочь в этой ситуации? Какими качествами должен обладать этот герой?
(уметь оказывать первую помощь)
Действительно, пострадавшему может помочь только тот, кто не только знает, но и
умеет.
На доске две буквы СЯ: чтобы уметь, что нужно сделать? (учиться, тренироваться)
Учиться из каких источников? (книг, учителя …)
Какие знания и умения можем получить? (распознать кровотечение, оказать первую
помощь) как озаглавим работу?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ урока. Предлагаю ускорить работу распределением деятельности по группам:
1 гр – венозное кровотечение, 2гр – артериальное кровотечение, 3 гр – капиллярное
кровотечение, 4 гр – внутреннее кровотечение, 5 гр – носовое кровотечение.
Работу оформить в таблицу на листахкартах из разрезных карточек, привести
пример оказания первой помощи на одном из учеников.
Оценивать работу групп будет независимый эксперт
1. Результаты оформим в таблицу «Первая помощь при кровотечениях»
Как помочь
Вид кровотечения Как узнать
(меры первой помощи)
(характеристика кровотечения)
группы работают 7 мин, докладывают результаты своей работы.
Эксперт оценивает и комментирует.
2. Третье задание: выберите карточкузадачу и окажите первую помощь одному их
«пострадавших».
Задания:
1. У пострадавшего наблюдается кровотечение из середины плеча. Яркокрасная кровь
вытекает из раны непрерывной и пульсирующей струей в большом количестве.
Определите вид кровотечения и окажите первую помощь.
2. Велосипедист, выполняя акробатический прыжок, упал на большой скорости на
асфальт. Кожа содрана. Колено и передняя поверхность правой голени кровоточит,
как губка. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.
3. Трейссер во время прыжка ударился головой о препятствие. Из носа течет кровь, на
лбу большая шишка. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.
4. Подростки прыгали в опил и не заметили торчащую из кучи щепку. Один из них
после прыжка обнаружил, что острая щепка воткнулась в левую голень. Кровь течет
из раны слабой ровной струей. Определите вид кровотечения, окажите первую
помощь.
5. При приготовлении пищи девочка неловко повернула кухонный нож, который
воткнулся в левую руку выше запястья. Яркоалая пульсирующая струйка крови
потекла из раны. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.
Эксперт подводит итоги работы групп, лучшей группе выдает вымпел «Юные медицинские
спасатели» (ЮМС).
Рефлексия:
Кто на сегодняшнем уроке достиг поставленной цели?
Какие СЯ для этого приобрел?
составьте синквейн на тему КРОВОТЕЧЕНИЕ
Сделайте самооценку своей работы на уроке.
приклейте свой стикер на одну из линий поведения:
красная – я знаю, как помочь быстрее «Скорой»
синяя – я могу помочь при чьейнибудь поддержке
желтая – я смогу вызвать «Скорую помощь»
Домашнее задание:
выберите себе д\з самостоятельно:
составить «Инструкцию юного спасателя»;
написать минисочинение «Как нужно действовать при спасении жизни человека»
нарисовать плакат «Умей спасти жизнь человека!»
Урок, построенный с использованием технологии проблемного обучения, вызвал
большой интерес у учеников. Проведенная проверочная работа по теме урока показала качество на 18% выше среднего по предмету. Использование технологии проблемного
обучения на уроках биологии поднимает интерес к предмету и является эффективным
современным способом обучения.
Литература
1. Бояринцева Н.Н. Развивающее обучение // Биология в школе.1999№3
2. Бурнашев С.И. Исследовательский метод // Биология (приложение к Первому
сентября) 2002.
3. Лернер И. Л. Проблемное обучение. М., 1994
4. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе., М., 2007.
5.Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. М.:
Международная педагогическая академия. 1998
6. Петрушин О.В. Методы проблемного обучения на уроках биологии
//Образование в современной школе. 2003 г. № 6
Современный урок биологии с использованием технологии проблемного обучения.
Современный урок биологии с использованием технологии проблемного обучения.
Современный урок биологии с использованием технологии проблемного обучения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.