Современный урок
как основополагающий компонент
в образовательном процессе XXI века
Понятие «современный урок» в наше время является одной из самых
обсуждаемых тем и является предметом многочисленных дискуссий.
Находясь на новом этапе общественного развития, нельзя не предъявлять
новые требования к образованию в целом и к уроку в частности. Важным
является разобраться, что есть современный урок.
В концепции модернизации образования отмечается, что
общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему
универсальных знаний, умений и навыков, способов деятельности, т.е.
компетенций. Сегодня нашей главной задачей является подготовка
выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог
найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ,
обосновав свой выбор.
Изменения в образовательной парадигме (изначально традиционной и на
современном этапе созидающей) повлекли за собой изменения
взаимоотношений основных субъектов образовательного процесса – педагогов
и учащихся. Данный тезис уже не требует доказательств. Большинство
учителей, работающих в сегодняшней школе, формировались как
профессионалы в рамках старой системы субъектобъектных отношений.
Задача учителя была «наполнить» ребенка содержанием. Дети
воспринимались в виде механического «приемника» передаваемых им знаний
и должны были полностью подчиняться управлению со стороны учителя. И
тогда каким должен быть урок в современной школе? Урок — это кУзница, мастерская; это самое главное в учебном процессе.
Хороший урок включает в себя много компонентов: методы, формы работы и,
конечно, профессионализм и мастерство самого преподавателя.
Современный урок — это приобщение учащихся к совокупности
достижений человечества в тесной связи с современностью в
течение учебного часа.
Современный урок — это высокий уровень мастерства, умение
педагога донести до учащихся нечто поучительное,
соответствующее уровню своего времени и позволяющее сделать
вывод для будущего.
Говоря о современном уроке, конечно, очень важно понимать отличия
традиционного и современного уроков. В отличие от «традиционного»
«современный» урок способствует более широкому развитию познавательных
возможностей учащихся. При этой структуре система дидактических средств
перестраивается, и к уровню самостоятельной работы учащихся
предъявляются новые требования; их познавательная деятельность все в
большей мере приобретает поисковый, творческий характер.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ
СОВРЕМЕННОГО УРОКА.
Великая цель образования — это не знания, а действия.
Герберт Спенсер
1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Говоря об успешном проведении урока, следует начать с принципов его
организации:
принцип свободы, т. е. обеспечение возможности для каждого
ученика открывать себя в различных видах деятельности; принцип сотрудничества, который, безусловно, базируется на
взаимопонимании и взаимодействии учителя и учащихся в процессе
обучения;
принцип толерантности, который подразумевает понимание и
принятие особенностей ученика и создание благоприятной
атмосферы для дальнейшего его саморазвития;
принцип терпимости, который основывается на способности
снижать уровень эмоционального реагирования на неблагоприятные
факторы межличностного взаимодействия.
2. УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО МИКРОКЛИМАТА НА
УРОКЕ
Безусловно, современный урок должен способствовать активизации
познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и
творчества, а также единству формирования знаний, умений и навыков
учащихся (практических, умственных, специальных и общих) на трех уровнях
и иметь благоприятный психологический микроклимат. Для успешного
достижения вышеизложенных целей на уроке должны просматриваться
следующие ситуации:
ситуация открытости Ученик должен иметь возможность быть
успешным настолько, насколько он может или хочет быть.
ситуация успеха Для ученика должна быть создана атмосфера,
мотивирующая его к успешному обучению и направленная на
формирование положительного отношения к учению, что,
безусловно, является дополнительным импульсом к активной
работе.
ситуация поддержки С целью создания благоприятного
микроклимата на уроке, учитель должен оказывать поддержку
ученику в эмоциональном, волевом, интеллектуальном, деятельном
аспектах.
ситуация коммуникации Должно быть создано продуктивное
общение, направленное на эффективное взаимодействие учителя и
ученика. Наличие всех факторов, влияющих на успешное
проведение современного урока, является важным условием
создания продуктивного образовательного процесса.
3. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ
Современный урок — это, прежде всего, урок, порождённый
стремлением представить ученику максимум свободы для индивидуального
развития. Именно в процессе такого урока постигаются образцы высокой
культуры отношений, обеспечивается возможность свободного умственного
труда и интенсивного духовного развития каждого ребёнка. На таком уроке
педагог умело использует все возможности для развития личности ученика,
её активного и умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения
знаний, для формирования её нравственных основ. Современный учитель
должен демонстрировать владение классической структурой урока на фоне
активного применения собственных творческих и методических наработок,
как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного
материала, методики и технологии его подачи.
Итак, современный преподаватель:
Применяет разнообразные современные методы и технологии
обучения,
Руководствуется принципами организации современного урока,
Создаёт условия для благоприятного микроклимата на уроке,
Использует на уроке разноуровневое обучение,
Учит работать самостоятельно,
Организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной
постановке учебных проблем и их решению.
Новый стандарт образования, предъявив новые требования к результатам
обучения, дал возможность поновому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Новизна современного образования требует личностного
начала учителя, которое позволяет давать современный урок, развивая
понимание знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их
ценностей и смыслов. Каким должен быть современный урок — решать
каждому учителю лично, но на сегодняшний день по ФГОС преподаватель
обязан не просто развивать ЗУН (или используя современную терминологию
УУД), но и воспитывать, развивать в ребенке Личность.
Новая педагогика требует изменения сознания, затрагивающего
поведение, взгляды на мир и этические нормы. При этом изменение сознания
должно происходить как у педагога, так и у учащихся.
Современный урок должен давать современный учитель. Ключевое
слово, определяющее деятельность учителя, – развитие. И в моем понимании
– это развитие своего потенциала, стремление к самореализации и
самосовершествованию.
Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе XXI века
Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе XXI века
Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе XXI века
Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе XXI века
Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе XXI века
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.