«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»
Оценка 4.6

«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»

Оценка 4.6
Научные работы
docx
математика
Взрослым
14.06.2017
«СОВРЕМЕННЫЙ  УРОК МАТЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»
Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание. Но для математиков так было всегда. Такое обучение встроено в наш предмет. Так что, по сути, ФГОС проецирует методы обучения математике на остальные предметы.Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание. Но для математиков так было всегда. Такое обучение встроено в наш предмет. Так что, по сути, ФГОС проецирует методы обучения математике на остальные предметы.
«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС».docx
«СОВРЕМЕННЫЙ  УРОК МАТЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС» «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен  чего­нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и  заставить весь класс сделать этот шаг».  К.Д. Ушинский. Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание. Но для математиков так было всегда. Такое  обучение встроено в наш предмет. Так что, по сути, ФГОС проецирует методы обучения  математике на остальные предметы. ФГОС делает попытку выйти из ловушки «специализации», в  которой оказалось наше математическое образование. Чем лучше мы учим детей решать  конкретные уравнения, чем больше даем им технических умений, тем труднее им решать задачи  нестандартные и новые.  Ученики пасуют перед новым. Эту проблему можно решить, если  формировать универсальные учебные действия. Если у ученика сформирована «стратегия поиска  ошибок», он сможет разобраться в любой жизненной ситуации, он сможет критично оценить свои  действия, самостоятельно расставить приоритеты и определить цели. В настоящее время все более  актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов,  которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую  информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения. Всему этому ученик может  научиться на уроке. Материал доклада рассматривает проектирование урока в рамках ФГОС. Урок ­ главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и  учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки  учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится  использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно  добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и  умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы  универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной  учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает  системно ­ деятельностный,  т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором  важным является ­  применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;   ­создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои  мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью,  определять своё знание и незнание и др.     И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не  проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на  самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Как известно, урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым  материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно­эстетическими  идеями).  «С урока начинается учебно­воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая  все то, что закладывается в ходе уроков», ­ так оценил урок выдающийся отечественный  педагог­ученый Ю.А. Конаржевский Методы обучения. В литературе существует много подходов к классификации методов обучения. Лернер И.Я.,  Скаткин М.Н., Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Харламов И.Ф. определяют методы по источникам  знаний, по характеру учебно­познавательной деятельности учащихся и другим основаниям. Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму  взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс  взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к  определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и  до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три  формы взаимодействия учителей и учащихся.  Пассивные методы; Активные методы; Интерактивные методы. Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы: 1. 2. 3. Каждый из них имеет свои особенности. Пассивный метод  – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель  является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в  роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в  пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ,  тестов и т. д. Лекция ­ самый распространенный вид пассивного урока. Активный метод  – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и  учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером  урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные  методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают  демократический стиль.  Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» ­ это взаимный, «act» ­ действовать) –  означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем­либо. Другими словами, в  отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие  учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в  процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности  учащихся на достижение целей урока. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от  обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный  материал, сколько изучают новый. Наиболее полной и приемлемой в практической работе сегодня является классификация  методов обучения, предложенная Бабанским Ю.К. Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.) Основные подгруппы методов Отдельные методы обучения обучения № Основные группы методов обучения 1 Методы  стимулировани я и мотивации  учения 1.1. Методы формирования  интереса к учению 1.2. Методы формирования долга  и ответственности в учении 2 Методы  организации и  осуществления  учебных  2.1. Перцептивные методы  (передачи и восприятия учебной  информации посредством чувств): словесные методы Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования  и др. Методы учебного поощрения, порицания,  предъявления учебных требований и др. Лекция, рассказ, беседа и др. Методы иллюстраций, демонстраций,  кинопоказа и др. Сочетание словесных и наглядных действий и  операций 3 Методы  контроля и  самоконтроля наглядные методы аудиовизуальные методы практические методы 2.2. Логические методы  (организация и осуществление  логических операций) 2.3. Гностические методы  (организация и осуществление  мыслительных операций) 2.4. Методы самоуправления  учебными действиями 3.1. Методы контроля методов, методы упражнений, проведение опытов и др. Индуктивные, дедуктивные, метод  аналогий и др. Проблемно­поисковые (проблемное  изложение, эвристический метод,  исследовательский метод и др.),  репродуктивные методы (инструктаж,  иллюстрирование, объяснение,  практическая тренировка и др.). Самостоятельная работа с книгой, с  приборами, объектами труда и др. Методы устного контроля, письменного  контроля, лабораторного контроля,  машинного контроля. Методы самоконтроля. Проектирование ­ деятельность, под которой в предельно сжатой характеристике  Проектирование на уроке понимается промысливание того, что должно быть. Т.е. под проектированием урока будем  предполагать деятельность учителя по созданию проекта урока, которая включает в себя создание плана урока, а также технологии его проведения, механизмов, позволяющих организовать  деятельность учеников подчиненную цели урока.  По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок ­ это солнце, вокруг которого, как планеты,   вращаются   все   другие   формы   учебных   занятий".  Рождение   любого   урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели ­ чего учитель хочет добиться; затем установления средства ­ что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа ­ как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.  Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Проектируя урок, необходимо придерживаться следующих правил: Конкретно   определить   тему,   цели,   тип   урока   и   его   место   в   развороте   учебной  программы.  Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее   изученным,   систему   управлений,   дополнительный   материал   для   дифференцированной работы и домашнее задание).  Выбрать   наиболее   эффективные   методы   и   приемы   обучения   в   данном   классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.     Современный урок строится на основе использования технических средств с применением Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников. Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап. Продумать форму подведения итогов урока. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания. как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется   умение   самостоятельно   добывать   новые   знания,   собирать   необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются   у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.  В результате проектирования урока будет пакет документов, который содержит план урока или его схему, документы с содержательным компонентом урока и т.п. В условиях введения новых ФГОС особое место сегодня нужно отвести планированию  результатов обучения. В результатах обучения необходимо особенно внимательно отслеживать  какие будут формироваться компетенции, если говорить более широко, УУД – более узко, но, в  терминах ФГОС. Следует продумать, где в структуре урока место методам, с помощью которых  будет происходить формирование УУД. Отдельное внимание нужно уделить метапредметности в  ходе урока, а именно метапредметному содержанию урока и планированию метапредметной  деятельности учеников. Системно – деятельностный подход как основа ФГОС. В основе Стандарта лежит системно­деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного  общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования  на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД); признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной  деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и  значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их  достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего  (полного) общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого  обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),  обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов; гарантированность  достижения планируемых результатов освоения основной  образовательной программы начального общего образования, что создает основу для  самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов,  способов деятельности. Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на  первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта  жизнедеятельности. ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:    В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач:    Действие связано с принятием цели и принятием решения. Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия. Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в  учебном процессе. Деятельностный подход предполагает изменение общей парадигмы образования, должен  произойти переход: от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к  определению этой цели как формирования умения учиться; от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной  организации и планомерного формирования; от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих  содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения  значимых жизненных задач; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного  сотрудничества в достижении целей обучения. Положение системно­ деятельносного подхода Формирование умения  учиться Целенаправленная  организация учебной  деятельности Содержание обучения  через значимые жизненные задачи Важная роль  сотрудничества Реализация УУД, метапредметная деятельность, общеучебные компетенции.  Как важнейшие: навыки целеполагания и рефлексии. Соответствующие типы заданий, эвристический подход как  концепция рождения знаний в деятельности, оргдеятельностные  технологии, проектная деятельность. Компетентностный подход, обращение к личности ученика, его  личным целям и проблемам. Развитие коммуникативных компетентностей, групповая работа,  проектная деятельность, включая публичную защиту проекта. Опорная  таблица для конструирования учебного занятия в контексте требований ФГОС Образовательные задачи   учебного занятия Возможные методы и приёмы выполнения Организационный этап Приветствие, проверка подготовленности,  организация внимания Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих,  стихотворный настрой и др. Проверка выполнения домашнего задания Установить правильность, полноту и  осознанность домашнего задания, выявить и  устранить в ходе проверки обнаруженные  проблемы Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…,  разноуровневые самостоятельные работы Подготовка учащихся к работе на основном этапе Обеспечить мотивацию, актуализация  субъектного опыта Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания,  в виде эвристического вопроса, через показ конечных  результатов, использование технологической карты  мыследеятельности. В начале урока даётся проблема,  решение которой будет возможно при работе над  новым материалом   Этап усвоения новых знаний и способов действий ­ Обеспечить восприятие, осмысление и  первичное запоминание изучаемого  материала ­ Содействовать усвоению способов,  средств, которые привели к определённому  выбору ­ Работа с определением ­ Использование обыденных аналогий ­Представление основного материала одновременно в  словесной и знаково­символической формах,  представление изученного материала в сравнительных  и классификационных таблицах, рассказ, лекция,  сообщение, модульное обучение, использование  компьютерного учебника, проблемное обучение,  коллективное обучение, построение структурно­ логической схемы, генетический метод обучения Первичная проверка понимания изученного Установить правильность и осознанность  изученного материала, выявить пробелы,  провести коррекцию пробелов в осмыслении материала Опорный текст, подготовка учащимися своих  вопросов, своих примеров по новому материалу Этап закрепления новых знаний и способов действий Обеспечить в ходе закрепления повышение  уровня осмысления изученного материала,  глубины понимания Использование взаимообразных задач, вопросно­ ответное общение, придумывание своих заданий Применение знаний и способов действий Обеспечить усвоение знаний и способов  действий на уровне применения их в  разнообразных ситуациях Разноуровневые самостоятельные работы, деловая  игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия Обобщение и систематизация Обеспечить формирование целостной  системы ведущих знаний учащихся,  обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей Построение «дерева»  «темы», построение «здания  темы». Построение блок­формулы. Учебные ситуации, «пересечение тем» Контроль и самоконтроль знаний и способов действий Выявление качества и уровня усвоения  знаний и способов действий Разноуровневые самостоятельные и  контрольные  работы, тесты, задания на выделение существенных  признаков (глубина) задания, на конструирование  нескольких способов решения одной и той же задачи  (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми  данными (способность к оценочным действиям) Коррекция знаний и способов действий Проведение коррекции выявленных  пробелов в знаниях и способах действия ­ Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений ­ Применение развёрнутых инструкций с регулярным  контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно­ логические схемы с пропусками Информация о домашнем задании Обеспечить понимание учащимися цели,  содержания и способов выполнения  домашнего задания Три уровня домашнего задания:  Стандартный минимум  Повышенный  Творческий Подведение итогов занятия Дать качественную оценку работы класса и  отдельных учащихся Инициировать рефлексию учащихся по  поводу своего психоэмоционального  состояния, мотивации своей деятельности и  взаимодействия с учителем и  одноклассниками Сообщение учителя, подведение итогов самими  учащимися Рефлексия Телеграмма, СМС, незаконченное предложение,  координаты и т.п. І. Тема урока (в соответствии с календарно­тематическим планированием).  Цель урока:  Схема поурочного плана образовательная (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках  учащихся, формирование…).  развивающая (какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят  учащиеся и какой это может дать развивающий результат).  воспитательная ( какие качества личности формируются).  Тип урока (указываются тип урока в соответствии с календарно­тематическим планом, его  вид).  Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические  технологии.   Оборудование: ТСО, средства наглядности, источники информации, дидактические  средства обучения.  II. Актуализация  указывается время, отводимое на актуализацию, опорные знания, которые необходимо  активизировать в сознании учащихся, которые помогает в восприятии нового материала;  планируется самостоятельная работа учащихся, отмечаются способы формирования  мотивации в обучении, интереса к предмету ­ сообщение интересного факта из истории науки,  показ практической значимости, необычная постановка вопроса, новая формулировка задачи,  создание проблемной ситуации;  намечается форма контроля за ходом работы, приемы самоконтроля, взаимоконтроля,  намечаются учащиеся для опроса, форма получения обратной связи.   III. Формирование новых понятий, способов действия  указываются новые понятия, подлежащие изучению и способы их усвоения, для уроков  совершенствования знаний, умений и навыков ­указывается углубление и расширение знаний; формулируется познавательная задача этапа усвоения знаний, указываются предполагаемые  приращения, приемы формирования способов деятельности; определяется тип самостоятельной работы, возможные приемы установления  межпредметных связей, намечаются ученики для выполнения индивидуальных заданий и способы  индивидуализации ­ карточки с разноуровневым дидактическим материалом, формулируются  проблемные и информационные вопросы.   IV. Применение (формирование умений и навыков) указываются конкретные умения и навыки для отработки, например, умение формулировать вопрос, устанавливать причинно­следственные связи, классифицировать, сравнивать;  намечаются способы получения обратной связи. указываются фамилии учащихся для опроса и т.д.  V. Домашнее задание указываются основное задание, вопросы для повторения, дифференцированные творческие  задания, продумывается объем домашнего задания ­ не превышает 2/3 того, что сделано в  классе.

«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»

«СОВРЕМЕННЫЙ  УРОК МАТЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»

«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»

«СОВРЕМЕННЫЙ  УРОК МАТЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»

«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»

«СОВРЕМЕННЫЙ  УРОК МАТЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»

«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»

«СОВРЕМЕННЫЙ  УРОК МАТЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»

«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»

«СОВРЕМЕННЫЙ  УРОК МАТЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»

«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»

«СОВРЕМЕННЫЙ  УРОК МАТЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»

«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»

«СОВРЕМЕННЫЙ  УРОК МАТЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2017