Современный урок в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Оценка 4.6
Лекции +3
doc
администрации
Взрослым
07.08.2018
Методический материал об особенностях современного урока в соответствии с ФГОС НОО,целях, ресурсах и требованиях, предъявляемых к современному уроку. Даётся подробная структура современного урока в начальных классах, рассказывается об изменениях, которые внесены в основные типы уроков в начальных классах. Данный материал будет полезен при подготовке педагогических советов, заседаний методических объединений, освященных организации урока в современной школе.Текстовой документ
современный урок.doc
Современный урок в начальной школе
в соответствии с требованиями ФГОС.
Все государственные нормативные документы в области образования
указывают на то, что принципиальным отличием современного подхода к
проведению урока является ориентация результатов освоения основных
образовательных программ на ФГОС. Под результатами в новых
образовательных стандартах понимаются не только предметные знания, но и
умение применять эти знания в практической деятельности.
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только,
играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся
формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания,
а включены в самостоятельную учебнопознавательную деятельность.
Каковы же особенности современного урока?
Три постулата заложены в основание новой технологии урока.
Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в
совместной деятельности детей и учителя;
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно
совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве
субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью,
выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и
технологические ресурсы.
Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой
составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик,
родители.. Понятие «современный урок» неразрывно связано с понятием
«Современный учитель»
Вопервых, это профессионал, который :
демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
инициирует действия учащихся;
консультирует и корректирует их действия;
находит способы включения в работу каждого ученика;
создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Вовторых, это педагог, применяющий развивающие технологии.
Втретьих, современный учитель обладает информационной
компетентностью.
Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание,
приёмы, методы обучения.
Согласно новым федеральным стандартам изменились требования к
методике преподавания
1.Компетентностный подход –комплексный характер(УУД) неразрывность
знаний, умений+ навыков, понимания, ценностного восприятия, отношения и
применения на практике.
2. Вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание
направленности своей деятельности( целеполагание,рефлексия, оценка).
3. Метапредметность, межпредметные и внутрикурсовые связи в
образовании интеграционный подход.
4.Связь обучающей и воспитательной направленности образования. 5.Акцент на активную деятельность и результативность
( личностные, предметные и метапредметные результаты обучения).
6. Расширение информационного поля и поиск информации в разных
источниках ( в том числе структуирование и анализ).
7.Дискуссион и открытый характер преподавания (переход от однозначных
оценок к обсуждению, аргументированию, выбору собственной позиции).
8.Связь с повседневной жизнью (анализ ситуации).
9.Проектная деятельность и практическая направленность образования.
10. Повышение мотивации к образованию ( проблемный подход, интерес).
Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам
хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ,
развивающее обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска,
здоровьесберегающие технологии.
Тенденции развития современного урока включают в себя формирование
потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ), применение
новейших информационных технологий, разнообразие типов урока,
тщательное проектирование урока в процессе его подготовки,
технологичность обучения, применение идей личностноориентированного и
личностноразвивающего обучения, свобода в выборе структуры урока.
Требования, предъявляемые к современному уроку:
Учитель , как и былые времена годы, должен спланировать
проведение урока и деятельность учащихся, четко сформулировать
тему , цель, задачи урока.
Урок долен носить гуманистический подход.
Красной нитью через урок должен проходить системно деятельностный подход.
Урок должен быть нацелен на формирование у учащихся
универсальных учебных действий, быть проблемным и развивающим
(учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет
направлять учеников на сотрудничество с учителем и
одноклассниками).
Учитель должен организовывать проблемные и поисковые ситуации,
активизировать учебную деятельность учащихся.
Учитель должен побуждать учеников сами делать выводы по ходу
урока.
Учащиеся на уроке должны проявлять максимум творчества и
сотворчества.
На уроке должны осуществляться принципы время и
здоровьесбережения.
В центре внимания на уроке должны быть ученики( урок для детей, а
дети для урока).
Урок должен способствовать формированию коммуникативных
компетенций.
Учитель должен создать условия для самореализации каждого
ученика, свободного развития его способностей.
Учитель должен оптимально подбирать интерактивные
педагогические технологии.
Учитель должен формировать у школьников умения контролировать
свои действия – как после их завершения, так и по ходу;Должна быть
рефлексия учебного занятия.
Современный урок ставит целью формирование следующих универсальных
учебных действий:
развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к
изучаемому предмету как к системе знаний о мире,
непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения
данной темы урока.
Личностные:
обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и
умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность);
умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть,
стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков;
желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют
для него те или иные знания.
Регулятивные:
обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.
целеполагание как способность принять учебную задачу на основании
того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
планирование как способность самостоятельно определять
последовательность выполнения действий;
контроль как способность сличения способа действия и его результата с
заданными эталонами;
саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия
в нужный момент;
коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные
результаты своих действий, а также возможные ошибки;
самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё
нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения. Коммуникативные
:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
(например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной
работе);
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать
ответственность на себя.
Познавательные
: включают действия исследования, поиска и отбора
необходимой информации, ее структурирования; моделирования
изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения
задач.
Структура урока в начальных классах.
I этап. Организация класса (орг.момент)
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)
IV этап. Открытие нового знания.
V этап. Первичное закрепление.
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ
и самоконтроль .
VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
VIII этап. Рефлексия деятельности ( итог урока).
На современном уроке в ребёнке надо формировать готовность к
саморазвитию. Она включает в себя: умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим
способностям;
умение ставить перед собой цель, принимать решения;
умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;
умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и
скорректировать дальнейшую работу;
умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.
Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного
слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать
исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с
другими детьми или самостоятельно.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия,
исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью
изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование,
консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью
выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых
условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение
единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет
целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Что нового?Чаще организуются индивидуальные и групповые формы
работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитетный стиль общения
между учителем и учеником.Много зависит от желания и характера учителя
и от уровня его профессиональной подготовки.Высший пилотаж – это
урок, на котором учительлишь направляя детей, даёт рекомендации в
течении урока. Поэтому учащиеся ощущают, что ведут урок сами
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Терпенья вам и творческих успехов
В такие непростые наши дни!
Современный урок в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Современный урок в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Современный урок в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Современный урок в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Современный урок в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Современный урок в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Современный урок в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Современный урок в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.