Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания детей «Творчество»»
Современным детям нужны современные педагоги
(выступление на педагогическом совете)
Современным детям нужны современные педагоги
Конец 20 – начало 21 века требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения. Следовательно, задачей современного педагога должно стать формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы:
Ø важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребёнка;
Ø особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению её нравственного облика;
Ø содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем;
Ø намечается дальнейшая интеграция детского сада, школы, семьи, микро и макросоциума;
Ø увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуется переходом:
Ø от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
Ø от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам усвоенных действий;
Ø от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции;
Ø от ориентации на усредненного ребенка к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения.
В связи с этим совершенствование системы образования требует внедрения в практику общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования. Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в общеобразовательный процесс форм активного дифференцированного обучения.
Следует выделить принципы дифференцированного обучения. К ним относятся:
Ø принцип деятельностного подхода, который, прежде всего, требует понимания того, что обучение – это совместная деятельность педагога и ребёнка, основанная на началах сотрудничества;
Ø принцип учета индивидуальности ребенка, т.е. принятия его таким, какой он есть, в противоположность заведомо ложному и безуспешному стремлению перевоспитать, переделать, переломить, чтобы он был как все другие, составляет психологическую основу дифференцированного обучения;
Ø принцип системного подхода к решению теоритических и практических вопросов различных составляющих дифференцированного, взаимосвязанного решения вопросов материального, социально-правового, педагогического и медицинского обеспечения дифференцированного обучения.
Наиболее традиционным является деление детей на группы, гомогенные (однородные) по своему составу, то есть объединяющие детей, имеющих приблизительно равный уровень развития и проведение с каждой группой различных занятий. В этом случае дифференциация обеспечивается самим содержанием материала: детям высокого уровня дается материал с усложнением, опережением, детям более низкого уровня развития, напротив,- упрощенный материал, обеспечивается большая повторяемость, больше внимания уделяется закреплению пройденного. Это экстенсивный метод, который основан лишь на увеличении или уменьшении объема содержания, но не на развитии мышления, качеств ума и личности ребенка.
При технологическом подходе вопрос дифференциации заключается не в изменении объема и содержания знаний, умений и навыков детям разного уровня развития, а в изменении форм, методов и приемов работы с детьми, что обеспечивает решение задачи творческого развития детей и формирования личностных качеств.
Для полноценного развития детей необходимо обучение в группе, «состоящей из различных индивидуальностей», то есть гетерогенной группе». В гетерогенной группе создаются наиболее благоприятные условия для взаимообогащения детского опыта, необходимого для развития каждого ребенка. В условиях гетерогенной группы встает вопрос о внутреннем дифференцированном подходе.
Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что дифференцированный подход к обучению детей дошкольного возраста является наиболее приемлемым в реализации целей и задач, стоящих перед современным дошкольным образовательным учреждением. В то же время он нуждается в дальнейшей разработке и изучении его эффективности и оптимальности.
Детей надо многому научить, но главная задача педагогов – научить их учиться и сделать «трудное – привычным, привычное – легким, легкое – приятным»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.