Создание и оформление таблицы MS Excel

  • doc
  • 16.03.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4 практика.doc

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА

 

Практическое занятие № 4

 

 

 

Тема: Создание и оформление таблицы MS Excel

 

Дисциплина: ЕН 03 Информатика

 

 

Специальность: 33.02.01 Фармация

 

 

Курс: 1-2

 

 

Количество часов: II

 

Семестр: I-II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ялта

ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

 

Тема: Создание и оформление таблицы MS Excel

 

Курс                  1-2____               Специальность             33.02.01 Фармация ____

 

Количество учебных часов         _____2___        Семестр                        1-2_______

 

Актуальность темы: Программа Microsoft Excel относится к классу программ, называемых электронными таблицами. Электронные таблицы ориентированы прежде всего на решение экономических и инженерных задач, позволяют систематизировать данные из любой сферы деятельности.

 

1. Учебные цели:

 

Студент должен знать: общие принципы работы табличного процессора MS

Студент должен уметь: сформировать данные в виде таблиц, рассчитать содержимое ячеек по формулам

 

2. Развивающие цели:

                    развивать умения использовать знания, полученные на уроках информатики, в профессиональной деятельности;

                    развивать логическое мышление, умение обобщать, сопоставлять и применять полученные знания на практике;

                    закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS EXCEL и умения составить таблицу для решения конкретной задачи.

                    формирование знаний и умений учащихся применять встроенные функции в электронных таблицах для решения задач из различных предметных областей.

3. Воспитательные цели:

                    воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;

                    профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности;

                    подвести обучающихся к пониманию того, что от знаний, полученных на теории, зависит качество выполняемых работ на практике;

 

Формируемые компетенции:

ОК:

- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 

Уровень освоения знаний:

Место проведения: кабинет информационных технологий в профессиональной деятельности

Материально-техническое обеспечение:

- типовое оборудование (столы, стулья)

- стационарный компьютер или ноутбук

 

 

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов в подготовке к занятию

 

1.    C.М.Лавренов. Excel сборник примеров и задач

2.    Функции в Excel  Г. Сигнаевская

3.    Microsoft Excel 97: Наглядно и конкретно /Пер. с англ. - М.: Издательский отдел "Русская Редакция" ТОО "Channel Trading LTD", 1997 - 256с.: ил.

4.    Воробьев ВВ. Microsoft Excel 97: Пособие для начинающих. - К.: 1998. -34 с: с ил.

5.    Гарнаев А.Ю Excel, VBA, Internet в экономике и финансах. - СПб.: БВХ-Петербург, 2003. - 816с: ил.

6.    Гончаров A.M. Excel 7.0 в примерах. СПб.: Питер, 1996

7.    Златопольский Д.М. Задачник по Microsoft Excel - Еженедельное приложение к газете "1 сентября". Информатика

8.    Куправа ТА. Excel Практическое руководство. - М.: “Диалог- МИФИ”, 2004. - 240с

9.    Мануйлов В.Г. Excel 97 в уроках. Microsoft Office 97. Серия "Информатика в школе". - М.: Информатика и образование, 1999. - 68 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План и организационная структура практического занятия

 

Основные этапы занятия и их содержание

 

Учеб.

цели в уровн.

 

Методы контроля и обучения

 

Материалы метод.

обеспечения

 

Время

 

 

I

 

Подготовительный этап.

1. Организационный момент. Приветствие.

 

 

Приветствие, формулировка темы и цели урока.

 

 

 

 

2 -3мин.

 

 

 II

Обучающий этап

 

1.                  Формирование профессиональных

умений и навыков

 

 

 

2.                  Контроль и коррекция уровня профессиональных умений и навыков

 

 

Обсуждение темы и цели практического занятия

 

Выполнение алгоритма

Алгоритм практического занятия

20 мин.

 

 

 

 

45 мин.

 

III

Заключительный этап

 

 

1.                  Подведение итогов 

 

2.                  Анализ и оценивание деятельности обучающихся на занятии

 

 

3.                  Домашнее задание  

 

 

 

Проверка выполнения алгоритма

 

Реферативное сообщение «Прикладные программы»

 

10 мин.

 

10 мин.

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

 

ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

ИНСТРУКЦИЯ

ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 4

 

ТЕМА: Создание и оформление таблицы MS Excel

 

ОСНАЩЕНИЕ:

                     ПК с выходом в Internet;

                     локальная сеть;

                     мультимедиа проектор;

                     принтер;

                     раздаточный материал

ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА:

                     операционная система Windows7 или 10

                     MS Excel;

 

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:

 

СОЗДАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

Задание 1       

Ввод данных и формул в таблицу, форматирование таблицы.

 

1.                  Запустите программу Microsoft Excel

2.                  Переименуйте Лист 1 в Задание 1

3.                  Заполните таблицу данными по образцу

 

РАСЧЕТ ПРОЖИВАНИЯ В ГОСТИНИЦЕ "ЮРИБЕЙ"

дата

въезда

дата

выезда

количество

человек

стоимость

номера

 

 

 

 

общая сумма за проживание в гостинице

 

4.                  Введите


дату въезда 12.12.11          

дату выезда 15.12.11          

количество стоимость номера 4500 р.

человек 2     


 

 

Задание 2       

 

Ввод данных и формул в таблицу, форматирование таблицы.

 

1.                  Переименуйте Лист 2 в Задание 2

2.                  Заполните таблицу данными по образцу

3.                  Вычислите стоимость каждого товара и общую стоимость заказа с помощью формул

4.                  Отформатируйте таблицу по образцу

Прайс - лист заказа в фирму " ВКУЗ Ялтинский медколледж "

Комплектующие

Цена за 1 штуку

Количество

Стоимость

1

Монитор

15 000,0 р.

15

 

2

Системный блок

28 000,0 р.

15

 

3

Клавиатура

600,0 р.

15

 

4

Мышь

340,0 р.

20

 

5

Принтер

4 980,0 р.

2

 

6

Колонки

730,0 р.

15

 

7

Сканер

5 630,0 р.

1

 

Общая стоимость заказа

 

Заказчик: ВКУЗ Ялтинский медколледж.

Задание 3       

 

Ввод данных и формул в таблицу, форматирование таблицы.

 

1.                  Переименуйте Лист 3 в Задание 3

2.                  Заполните таблицу данными по образцу

3.                  Добавьте столбцы Время стоянки и Время в пути

4.                  Вычислите время стоянки в каждом населенном пункте и время пути от одного населенного пункта до другого с помощью формул

5.                  Отформатируйте таблицу по образцу

6.                  Вычислите суммарное время стоянок и время в пути

 

 

 

 

 

 

 

Расписание движения поезда Москва - Котлас

 

Пункт назначения

Время прибытия

Время отправления

Москва

 

0:25

Ярославль

1:17

1:20

Данилов

5:56

6:00

Вологда

11:03

12:00

Коноша

18:07

18:12

Вельск

21:20

21:22

Котлас

23:04

 

Задание 4

После проведения олимпиады по информатике жюри олимпиады внесло результаты всех участников олимпиады в электронную таблицу. 

 

 

А

В

С

D

E

F

G

1

Фамилия

Имя

Класс

Зад.1

Зад.2

Зад.3

Зад.4

2

Корнеев

Сергей

9

7

10

4

9

3

Васильев

Игорь

9

10

3

8

4

4

Лебедев

Николай

9

3

9

10

10

5

Забелин

Андрей

9

5

8

3

7

6

Карелин

Константин

9

8

7

6

5

7

Загвоздина

Анна

9

9

6

9

4

 

По данным результатам жюри хочет определить победителя олимпиады и трех лучших участников. Победитель и лучшие участники определяется по сумме всех баллов, а при равенстве баллов — по количеству полностью решенных задач (чем больше задач решил участник полностью, тем выше его положение в таблице при равной сумме баллов). Задача считается полностью решена, если за нее выставлена оценка 10 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАСЧЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ В MICROSOFT EXCEL.

 

Задание 5

Вычисление индекса цен

Индекс цен служит для измерения инфляции. Для вычисления индекса цен берут соотношения между совокупной ценой товаров и услуг определенного набора товаров для временного периода и совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. Выражается индекс цен обычно в процентах:

 

 Индекс цен в             =   Цена группы товаров в данном периоде   ´ 100 %

 данном периоде, %       Цена аналогичной группы товаров

                                                     базовом периоде

   Задание. 

В первом столбце дан список товаров, а во втором и в третьем приведены цены на эти товары за 1994 и 1997 год соответственно.

По приведенным данным требуется вычислить индекс цен и построить различные диаграммы (не менее 4-х).

Вариант 1.

Товары

Цены за 2011 год

Цены за 2014 год

Индекс цен

Шприцы

1500

3800

 

Катетер

2500

5800

 

Капельнице

5850

25000

 

Бинты

2200

9340

 

Вата

2650

7600

 

Σ

 

 

 

 

Ввод формул в ячейки осуществляется следующим образом -

«=В1/С1*100» и «Ok».

       Копирование формулы в другие ячейки -

Для суммирования           воспользоваться       соответствующей пиктограммой

Для построения диаграмм     воспользоваться   пиктограммой «Мастер диаграмм»

Вариант 2.

Товары

Цены за 2011год

Цены за 2014 год

Индекс цен

Компьютерный томограф

20000000

45500000

 

Рентген

11200000

24005000

 

УЗИ

1900000

5500200

 

МРТ

450000000

6611500000

 

Ортопантомограф

5000000

67000000

 

Σ

 

 

 

Вариант 3.

Товары

Цены за 2011 год

Цены за 2014 год

Индекс цен

Скальпель

55000

450000

 

Ножницы медицинские H-4

75000

143200

 

Пинцет 150 мм и 200 мм

43000

93125

 

Щипцы Щ-31

27563

86456

 

Щипцы костные Щ-60

75000

235689

 

Σ

 

 

 

Вариант 4.

Товары

Цены за 2011 год

Цены за 2014год

Индекс цен

Нож ампутационный

67863

102358

 

Нож резекционный (прямой и брюшистый)

89125

354789

 

Нож хрящевой

34899

918250

 

Нож мозговой

78912

245897

 

Ножницы для носовых раковин

45610

124987

 

Σ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОФОРМЛЕНИЕ ПОЛУЧИВШИХСЯ ГРАФИКОВ И ДИАГРАММ

 

Выполнить (отработать) такие манипуляции:

 

Задача 6.

Построить график функции у = sin x на отрезке [– 2; 2] с шагом h = 0,5.

http://festival.1september.ru/articles/312928/Image403.gif

1. Заполним таблицу значений функции. В ячейку С4 введем первое значение отрезка: – 2
2. В ячейку D4 введем формулу, которая будет добавлять к лево-стоящей ячейки шаг: = В4 + $A$4
3. Маркером заполнения ячейки D4 заполним влево ячейки строки 4, до тех пор, пока получим значение другого конца отрезка: 2. 
4. Выделим ячейку С5, вызовем Мастер функций, в категории математические выберем функцию SIN, в качестве аргумента функции выберем ячейку С4.
5. Маркером заполнения распространим эту формулу в ячейках строки 5 до конца таблицы.

Таким образом, мы получили таблицу аргументов (х) и значений (у) функции у = sin x на отрезке [-2;2] с шагом h = 0,5 :

x

-2

-1,75

-1,5

-1,25

-1

-0,75

-0,5

-0,25

0

0,25

0,5

0,75

1

1,25

1,5

1,75

2

y

-0,9092

-0,9839

-0,9974

-0,9489

-0,8414

-0,6816

-0,4794

-0,2474

0

0,2474

0,4794

0,6816

0,8414

0,9489

0,9974

0,9839

0,9092

6. Следующий шаг. Выделим таблицу и вызовем Мастер диаграмм. На первом шаге выберем во вкладке Нестандартные Гладкие графики.
7. На втором шаге во вкладке Ряд выполним:

В поле Ряд необходимо выделить ряд х и нажать на кнопку “Удалить” (график изменений х нам не нужен. График функции – это график изменения значений у)

В поле Подписи оси Х нажать на кнопкуhttp://festival.1september.ru/articles/312928/Image404.gif. Выделить в таблице ячейки со значениями х и нажмите на кнопку http://festival.1september.ru/articles/312928/Image405.gif. Подписи по горизонтальной оси станут такими, как у нас в таблице.

8. На третьем шаге заполним вкладку Заголовки.

http://festival.1september.ru/articles/312928/Image406.gif

 

Задача 2. Построить график функции у = х3 на отрезке [– 3; 3] с шагом h = 0,5.

1. Создать следующую таблицу: Создать таблица значений функции у = f(х).

http://festival.1september.ru/articles/312928/Image407.gif

2. В ячейку С4 ввести первое значение отрезка: –3
3. В ячейку D4 ввести формулу, которая будет добавлять к лево-стоящей ячейки шаг: = В4 + $A$4
4. Маркером заполнения ячейки D3 заполнить влево ячейки строки 3, до тех пор, пока не будет получено значение другого конца отрезка: 3. 
5. В ячейку С5 ввести формулу вычисления значения функции: = С4^3
6. Маркером заполнения скопировать формулу в ячейки строки 5 до конца таблицы.

Таким образом, должна получиться таблица аргументов (х) и значений (у) функции у = х3 на отрезке [–3;3] с шагом h = 0,5:

х

-3

-2,5

-2

-1,5

-1

-0,5

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

y

-27

-15,625

-8

-3,375

-1

-0,125

0

0,125

1

3,375

8

15,625

27

7. Выделить таблицу и вызвать мастер диаграмм. На первом шаге выбрать во второй вкладке Гладкие графики.
8. На втором шаге во вкладке Ряд выполнить:

·                     В поле Ряд выделить ряд х и нажать на кнопку “Удалить” (график изменений х нам не нужен. График функции – это график изменения значений у)

·                     В поле Подписи оси Х нажать на кнопкуhttp://festival.1september.ru/articles/312928/Image404.gif . Выделить в таблице ячейки со значениями х и нажать на кнопкуhttp://festival.1september.ru/articles/312928/Image405.gif . Подписи по горизонтальной оси станут такими, как у нас в таблице.

9. На третьем шаге заполнить вкладку Заголовки.

http://festival.1september.ru/articles/312928/Image408.gif

10. Пример полученного графика: 
11. Оформить график.
12. Установить параметры страницы и размеры диаграмм таким образом, что бы все поместилось на одном листе альбомной ориентации.
13. Создать колонтитулы для данного листа (Вид http://festival.1september.ru/articles/312928/img1.gif Колонтитулы…):
14. Верхний колонтитул слева: график функции у = x3

Сохранить документ своей папке под именем График.

 

Задание 7

Построение графиков функций в Excel

Все построенные графики сохранить - (Сохранить как – мои документы – создать папку с название группы и фамилии)

1) Рассмотрим пример построения графика линейной функции: y=5x-2

Графиком линейной функции является прямая, которую можно построить по двум точкам. Создадим табличку

Линейная функция 

В нашем случае y=5x-2. В ячейку с первым значением y введем формулу: =5*D4-2. В другую ячейку формулу можно ввести аналогично (изменив D4 на D5) или использовать маркер авто заполнения.

В итоге мы получим табличку:

excel_gr_2

 Теперь можно приступать к созданию графика.

Выбираем: ВСТАВКА — > ТОЧЕЧНАЯ -> ТОЧЕЧНАЯ С ГЛАДКИМИ КРИВЫМИ И МАРКЕРАМИ (рекомендую использовать именно этот тип диаграммы)

excel_gr_3

 

 Появиться пустая область диаграмм. Нажимаем кнопку ВЫБРАТЬ ДАННЫЕ

excel_gr_4

 Выберем данные:  диапазон ячеек оси абсцисс (х) и оси ординат (у). В качестве имени ряда можем ввести саму функцию в кавычках «y=5x-2″ или что-то другое. Вот что получилось:

excel_gr_5

Нажимаем ОК. Перед нами график линейной функции.

2) Рассмотрим процесс построения графика квадратичной функции — параболы y=2x2-2

Параболу по двум точкам уже не построить, в отличии от прямой.

Зададим интервал на оси x, на котором будет строиться наша парабола. Выберу [-5; 5].

Задам шаг. Чем меньше шаг, тем точнее будет построенный график. Выберу 0,2.

Заполняю столбец со значениями х, используя маркер авто заполнения до значения х=5.

excel_gr_6

Столбец значений у рассчитывается по формуле: =2*B4^2-2. Используя маркер автозаполнения, рассчитываем значения у для остальных х.

excel_gr_7

Выбираем: ВСТАВКА — > ТОЧЕЧНАЯ -> ТОЧЕЧНАЯ С ГЛАДКИМИ КРИВЫМИ И МАРКЕРАМИ и действуем аналогично построению графика линейной функции.

Получим: excel_gr_8

Чтобы не было точек на графике, поменяйте тип диаграммы на ТОЧЕЧНАЯ С ГЛАДКИМИ КРИВЫМИ.

Любые другие графики непрерывных функций строятся аналогично.

3) Если функция кусочная, то необходимо каждый «кусочек» графика объединить в одной области диаграмм.

Рассмотрим это на примере функции у=1/х.

Функция определена на интервалах (- беск;0) и (0; +беск)

Создадим график функции на интервалах: [-4;0) и (0; 4].

Подготовим две таблички, где х изменяется с шагом 0,2:

 

excel_gr_9

Находим значения функции от каждого аргумента х аналогично примерам выше.

На диаграмму вы должны добавить два ряда — для первой и второй таблички соответственно

excel_gr_10

Далее нажимаем кнопочку ДОБАВИТЬ и заполняем табличку ИЗМЕНЕНИЕ РЯДА  значениями из второй таблички

excel_gr_11

Получаем график функции y=1/x

excel_gr_12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний:

1. Каково назначение электронных таблиц?

2. Назовите порядок создания документа MS Excel?

3. Назовите основные элементы окна MS Excel.

4. Почему MS Excel называют книгой?

5. Как создать дополнительные листы в MS Excel?

6. Как переименовать листы MS Excel?

7. Из чего состоит электронная таблица?

8. Что такое адрес ячейки?

9. Что может содержать ячейка электронной таблицы?

10. В данном фрагменте электронной таблицы вычислить значение ячейки5. Как изменять размеры и положение таблицы с помощью линейки?

11. Назовите основные элементы окна MS Excel.

13. Какие основные математические функции в Excel?

14. Какие логические функции знакомы?

15. Охарактеризуйте функцию если?

 

 


Скачано с www.znanio.ru