ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Практическое занятие № 4
Тема: Создание и оформление таблицы MS Excel
Дисциплина: ЕН 03 Информатика
Специальность: 33.02.01 Фармация
Курс: 1-2
Количество часов: II
Семестр: I-II
Ялта
ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Тема: Создание и оформление таблицы MS Excel
Курс 1-2____ Специальность 33.02.01 Фармация ____
Количество учебных часов _____2___ Семестр 1-2_______
Актуальность темы: Программа Microsoft Excel относится к классу программ, называемых электронными таблицами. Электронные таблицы ориентированы прежде всего на решение экономических и инженерных задач, позволяют систематизировать данные из любой сферы деятельности.
1. Учебные цели:
Студент должен знать: общие принципы работы табличного процессора MS
Студент должен уметь: сформировать данные в виде таблиц, рассчитать содержимое ячеек по формулам
2. Развивающие цели:
– развивать умения использовать знания, полученные на уроках информатики, в профессиональной деятельности;
– развивать логическое мышление, умение обобщать, сопоставлять и применять полученные знания на практике;
– закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS EXCEL и умения составить таблицу для решения конкретной задачи.
– формирование знаний и умений учащихся применять встроенные функции в электронных таблицах для решения задач из различных предметных областей.
3. Воспитательные цели:
– воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;
– профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности;
– подвести обучающихся к пониманию того, что от знаний, полученных на теории, зависит качество выполняемых работ на практике;
Формируемые компетенции:
ОК:
- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Уровень освоения знаний:
Место проведения: кабинет информационных технологий в профессиональной деятельности
Материально-техническое обеспечение:
- типовое оборудование (столы, стулья)
- стационарный компьютер или ноутбук
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов в подготовке к занятию
1. C.М.Лавренов. Excel сборник примеров и задач
2. Функции в Excel Г. Сигнаевская
3. Microsoft Excel 97: Наглядно и конкретно /Пер. с англ. - М.: Издательский отдел "Русская Редакция" ТОО "Channel Trading LTD", 1997 - 256с.: ил.
4. Воробьев ВВ. Microsoft Excel 97: Пособие для начинающих. - К.: 1998. -34 с: с ил.
5. Гарнаев А.Ю Excel, VBA, Internet в экономике и финансах. - СПб.: БВХ-Петербург, 2003. - 816с: ил.
6. Гончаров A.M. Excel 7.0 в примерах. СПб.: Питер, 1996
7. Златопольский Д.М. Задачник по Microsoft Excel - Еженедельное приложение к газете "1 сентября". Информатика
8. Куправа ТА. Excel Практическое руководство. - М.: “Диалог- МИФИ”, 2004. - 240с
9. Мануйлов В.Г. Excel 97 в уроках. Microsoft Office 97. Серия "Информатика в школе". - М.: Информатика и образование, 1999. - 68 стр.
План и организационная структура практического занятия
№
|
Основные этапы занятия и их содержание
|
Учеб. цели в уровн.
|
Методы контроля и обучения
|
Материалы метод. обеспечения
|
Время
|
|
I
|
Подготовительный этап. |
|||||
1. Организационный момент. Приветствие.
|
|
Приветствие, формулировка темы и цели урока. |
|
2 -3мин.
|
|
|
II |
Обучающий этап
|
|||||
1. Формирование профессиональных умений и навыков
2. Контроль и коррекция уровня профессиональных умений и навыков
|
|
Обсуждение темы и цели практического занятия
Выполнение алгоритма |
Алгоритм практического занятия |
20 мин.
45 мин. |
|
|
III |
Заключительный этап
|
|||||
|
1. Подведение итогов
2. Анализ и оценивание деятельности обучающихся на занятии
3. Домашнее задание |
|
Проверка выполнения алгоритма
Реферативное сообщение «Прикладные программы» |
|
10 мин.
10 мин.
2 мин. |
|
II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИНСТРУКЦИЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 4
ТЕМА: Создание и оформление таблицы MS Excel
ОСНАЩЕНИЕ:
– ПК с выходом в Internet;
– локальная сеть;
– мультимедиа проектор;
– принтер;
– раздаточный материал
ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА:
– операционная система Windows7 или 10
– MS Excel;
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:
СОЗДАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.
Задание 1
Ввод данных и формул в таблицу, форматирование таблицы.
1. Запустите программу Microsoft Excel
2. Переименуйте Лист 1 в Задание 1
3. Заполните таблицу данными по образцу
РАСЧЕТ ПРОЖИВАНИЯ В ГОСТИНИЦЕ "ЮРИБЕЙ" |
|||||||||
дата въезда |
дата выезда |
количество человек |
стоимость номера |
||||||
|
|
|
|
||||||
общая сумма за проживание в гостинице |
|
||||||||
4. Введите
дату въезда 12.12.11
дату выезда 15.12.11
количество стоимость номера 4500 р.
человек 2
Задание 2
Ввод данных и формул в таблицу, форматирование таблицы.
1. Переименуйте Лист 2 в Задание 2
2. Заполните таблицу данными по образцу
3. Вычислите стоимость каждого товара и общую стоимость заказа с помощью формул
4. Отформатируйте таблицу по образцу
Прайс - лист заказа в фирму " ВКУЗ Ялтинский медколледж " |
||||
№ |
Комплектующие |
Цена за 1 штуку |
Количество |
Стоимость |
1 |
Монитор |
15 000,0 р. |
15 |
|
2 |
Системный блок |
28 000,0 р. |
15 |
|
3 |
Клавиатура |
600,0 р. |
15 |
|
4 |
Мышь |
340,0 р. |
20 |
|
5 |
Принтер |
4 980,0 р. |
2 |
|
6 |
Колонки |
730,0 р. |
15 |
|
7 |
Сканер |
5 630,0 р. |
1 |
|
Общая стоимость заказа |
|
|||
Заказчик: ВКУЗ Ялтинский медколледж. |
Задание 3
Ввод данных и формул в таблицу, форматирование таблицы.
1. Переименуйте Лист 3 в Задание 3
2. Заполните таблицу данными по образцу
3. Добавьте столбцы Время стоянки и Время в пути
4. Вычислите время стоянки в каждом населенном пункте и время пути от одного населенного пункта до другого с помощью формул
5. Отформатируйте таблицу по образцу
6. Вычислите суммарное время стоянок и время в пути
Расписание движения поезда Москва - Котлас |
|||
|
|||
Пункт назначения |
Время прибытия |
Время отправления |
|
Москва |
|
0:25 |
|
Ярославль |
1:17 |
1:20 |
|
Данилов |
5:56 |
6:00 |
|
Вологда |
11:03 |
12:00 |
|
Коноша |
18:07 |
18:12 |
|
Вельск |
21:20 |
21:22 |
|
Котлас |
23:04 |
Задание 4
После проведения олимпиады по информатике жюри олимпиады внесло результаты всех участников олимпиады в электронную таблицу.
|
А |
В |
С |
D |
E |
F |
G |
1 |
Фамилия |
Имя |
Класс |
Зад.1 |
Зад.2 |
Зад.3 |
Зад.4 |
2 |
Корнеев |
Сергей |
9 |
7 |
10 |
4 |
9 |
3 |
Васильев |
Игорь |
9 |
10 |
3 |
8 |
4 |
4 |
Лебедев |
Николай |
9 |
3 |
9 |
10 |
10 |
5 |
Забелин |
Андрей |
9 |
5 |
8 |
3 |
7 |
6 |
Карелин |
Константин |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
7 |
Загвоздина |
Анна |
9 |
9 |
6 |
9 |
4 |
По данным результатам жюри хочет определить победителя олимпиады и трех лучших участников. Победитель и лучшие участники определяется по сумме всех баллов, а при равенстве баллов — по количеству полностью решенных задач (чем больше задач решил участник полностью, тем выше его положение в таблице при равной сумме баллов). Задача считается полностью решена, если за нее выставлена оценка 10 баллов.
РАСЧЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ В MICROSOFT EXCEL.
Задание 5
Индекс цен служит для измерения инфляции. Для вычисления индекса цен берут соотношения между совокупной ценой товаров и услуг определенного набора товаров для временного периода и совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. Выражается индекс цен обычно в процентах:
Индекс цен в = Цена группы товаров в данном периоде ´ 100 %
данном периоде, % Цена аналогичной группы товаров
базовом периоде
Задание.
В первом столбце дан список товаров, а во втором и в третьем приведены цены на эти товары за 1994 и 1997 год соответственно.
По приведенным данным требуется вычислить индекс цен и построить различные диаграммы (не менее 4-х).
Товары |
Цены за 2011 год |
Цены за 2014 год |
Индекс цен |
Шприцы |
1500 |
3800 |
|
Катетер |
2500 |
5800 |
|
Капельнице |
5850 |
25000 |
|
Бинты |
2200 |
9340 |
|
Вата |
2650 |
7600 |
|
Σ |
|
|
|
Ввод формул в ячейки осуществляется следующим образом -
«=В1/С1*100» и «Ok».
Копирование формулы в другие ячейки -
Для суммирования воспользоваться соответствующей пиктограммой
Для построения диаграмм воспользоваться пиктограммой «Мастер диаграмм»
Товары |
Цены за 2011год |
Цены за 2014 год |
Индекс цен |
Компьютерный томограф |
20000000 |
45500000 |
|
Рентген |
11200000 |
24005000 |
|
УЗИ |
1900000 |
5500200 |
|
МРТ |
450000000 |
6611500000 |
|
Ортопантомограф |
5000000 |
67000000 |
|
Σ |
|
|
|
Товары |
Цены за 2011 год |
Цены за 2014 год |
Индекс цен |
Скальпель |
55000 |
450000 |
|
Ножницы медицинские H-4 |
75000 |
143200 |
|
Пинцет 150 мм и 200 мм |
43000 |
93125 |
|
Щипцы Щ-31 |
27563 |
86456 |
|
Щипцы костные Щ-60 |
75000 |
235689 |
|
Σ |
|
|
|
Товары |
Цены за 2011 год |
Цены за 2014год |
Индекс цен |
Нож ампутационный |
67863 |
102358 |
|
Нож резекционный (прямой и брюшистый) |
89125 |
354789 |
|
Нож хрящевой |
34899 |
918250 |
|
Нож мозговой |
78912 |
245897 |
|
Ножницы для носовых раковин |
45610 |
124987 |
|
Σ |
|
|
|
ОФОРМЛЕНИЕ ПОЛУЧИВШИХСЯ ГРАФИКОВ И ДИАГРАММ
Выполнить (отработать) такие манипуляции:
Задача 6.
Построить график функции у = sin x на отрезке [– 2; 2] с шагом h = 0,5.
1. Заполним
таблицу значений функции. В ячейку С4 введем первое значение отрезка: – 2
2. В ячейку D4 введем формулу, которая будет добавлять к лево-стоящей ячейки
шаг: = В4 + $A$4
3. Маркером заполнения ячейки D4 заполним влево ячейки строки 4, до тех пор,
пока получим значение другого конца отрезка: 2.
4. Выделим ячейку С5, вызовем Мастер функций, в категории математические
выберем функцию SIN, в качестве аргумента функции выберем ячейку С4.
5. Маркером заполнения распространим эту формулу в ячейках строки 5 до конца
таблицы.
Таким образом, мы получили таблицу аргументов (х) и значений (у) функции у = sin x на отрезке [-2;2] с шагом h = 0,5 :
x |
-2 |
-1,75 |
-1,5 |
-1,25 |
-1 |
-0,75 |
-0,5 |
-0,25 |
0 |
0,25 |
0,5 |
0,75 |
1 |
1,25 |
1,5 |
1,75 |
2 |
y |
-0,9092 |
-0,9839 |
-0,9974 |
-0,9489 |
-0,8414 |
-0,6816 |
-0,4794 |
-0,2474 |
0 |
0,2474 |
0,4794 |
0,6816 |
0,8414 |
0,9489 |
0,9974 |
0,9839 |
0,9092 |
6. Следующий шаг.
Выделим таблицу и вызовем Мастер диаграмм. На первом шаге выберем во вкладке
Нестандартные Гладкие графики.
7. На втором шаге во вкладке Ряд выполним:
В поле Ряд необходимо выделить ряд х и нажать на кнопку “Удалить” (график изменений х нам не нужен. График функции – это график изменения значений у)
В поле Подписи оси
Х нажать на кнопку. Выделить в
таблице ячейки со значениями х и нажмите на кнопку
. Подписи по
горизонтальной оси станут такими, как у нас в таблице.
8. На третьем шаге заполним вкладку Заголовки.
Задача 2. Построить график функции у = х3 на отрезке [– 3; 3] с шагом h = 0,5.
1. Создать следующую таблицу: Создать таблица значений функции у = f(х).
2. В ячейку С4
ввести первое значение отрезка: –3
3. В ячейку D4 ввести формулу, которая будет добавлять к лево-стоящей ячейки
шаг: = В4 + $A$4
4. Маркером заполнения ячейки D3 заполнить влево ячейки строки 3, до тех пор,
пока не будет получено значение другого конца отрезка: 3.
5. В ячейку С5 ввести формулу вычисления значения функции: = С4^3
6. Маркером заполнения скопировать формулу в ячейки строки 5 до конца таблицы.
Таким образом, должна получиться таблица аргументов (х) и значений (у) функции у = х3 на отрезке [–3;3] с шагом h = 0,5:
х |
-3 |
-2,5 |
-2 |
-1,5 |
-1 |
-0,5 |
0 |
0,5 |
1 |
1,5 |
2 |
2,5 |
3 |
y |
-27 |
-15,625 |
-8 |
-3,375 |
-1 |
-0,125 |
0 |
0,125 |
1 |
3,375 |
8 |
15,625 |
27 |
7. Выделить
таблицу и вызвать мастер диаграмм. На первом шаге выбрать во второй вкладке
Гладкие графики.
8. На втором шаге во вкладке Ряд выполнить:
· В поле Ряд выделить ряд х и нажать на кнопку “Удалить” (график изменений х нам не нужен. График функции – это график изменения значений у)
·
В поле Подписи оси Х нажать на кнопку .
Выделить в таблице ячейки со значениями х и нажать на кнопку
.
Подписи по горизонтальной оси станут такими, как у нас в таблице.
9. На третьем шаге заполнить вкладку Заголовки.
10. Пример
полученного графика:
11. Оформить график.
12. Установить параметры страницы и размеры диаграмм таким образом, что бы все
поместилось на одном листе альбомной ориентации.
13. Создать колонтитулы для данного листа (Вид Колонтитулы…):
14. Верхний колонтитул слева: график функции у = x3
Сохранить документ своей папке под именем График.
Задание 7
Построение графиков функций в Excel
Все построенные графики сохранить - (Сохранить как – мои документы – создать папку с название группы и фамилии)
1) Рассмотрим пример построения графика линейной функции: y=5x-2
Графиком линейной функции является прямая, которую можно построить по двум точкам. Создадим табличку
В нашем случае y=5x-2. В ячейку с первым значением y введем формулу: =5*D4-2. В другую ячейку формулу можно ввести аналогично (изменив D4 на D5) или использовать маркер авто заполнения.
В итоге мы получим табличку:
Теперь можно приступать к созданию графика.
Выбираем: ВСТАВКА — > ТОЧЕЧНАЯ -> ТОЧЕЧНАЯ С ГЛАДКИМИ КРИВЫМИ И МАРКЕРАМИ (рекомендую использовать именно этот тип диаграммы)
Появиться пустая область диаграмм. Нажимаем кнопку ВЫБРАТЬ ДАННЫЕ
Выберем данные: диапазон ячеек оси абсцисс (х) и оси ординат (у). В качестве имени ряда можем ввести саму функцию в кавычках «y=5x-2″ или что-то другое. Вот что получилось:
Нажимаем ОК. Перед нами график линейной функции.
2) Рассмотрим процесс построения графика квадратичной функции — параболы y=2x2-2
Параболу по двум точкам уже не построить, в отличии от прямой.
Зададим интервал на оси x, на котором будет строиться наша парабола. Выберу [-5; 5].
Задам шаг. Чем меньше шаг, тем точнее будет построенный график. Выберу 0,2.
Заполняю столбец со значениями х, используя маркер авто заполнения до значения х=5.
Столбец значений у рассчитывается по формуле: =2*B4^2-2. Используя маркер автозаполнения, рассчитываем значения у для остальных х.
Выбираем: ВСТАВКА — > ТОЧЕЧНАЯ -> ТОЧЕЧНАЯ С ГЛАДКИМИ КРИВЫМИ И МАРКЕРАМИ и действуем аналогично построению графика линейной функции.
Получим:
Чтобы не было точек на графике, поменяйте тип диаграммы на ТОЧЕЧНАЯ С ГЛАДКИМИ КРИВЫМИ.
Любые другие графики непрерывных функций строятся аналогично.
3) Если функция кусочная, то необходимо каждый «кусочек» графика объединить в одной области диаграмм.
Рассмотрим это на примере функции у=1/х.
Функция определена на интервалах (- беск;0) и (0; +беск)
Создадим график функции на интервалах: [-4;0) и (0; 4].
Подготовим две таблички, где х изменяется с шагом 0,2:
Находим значения функции от каждого аргумента х аналогично примерам выше.
На диаграмму вы должны добавить два ряда — для первой и второй таблички соответственно
Далее нажимаем кнопочку ДОБАВИТЬ и заполняем табличку ИЗМЕНЕНИЕ РЯДА значениями из второй таблички
Получаем график функции y=1/x
III. БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний:
1. Каково назначение электронных таблиц?
2. Назовите порядок создания документа MS Excel?
3. Назовите основные элементы окна MS Excel.
4. Почему MS Excel называют книгой?
5. Как создать дополнительные листы в MS Excel?
6. Как переименовать листы MS Excel?
7. Из чего состоит электронная таблица?
8. Что такое адрес ячейки?
9. Что может содержать ячейка электронной таблицы?
10. В данном фрагменте электронной таблицы вычислить значение ячейки5. Как изменять размеры и положение таблицы с помощью линейки?
11. Назовите основные элементы окна MS Excel.
13. Какие основные математические функции в Excel?
14. Какие логические функции знакомы?
15. Охарактеризуйте функцию если?
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.